| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Беломестнов В. Г. заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
доктор экономических наук Хардаев К. П. ст. преподаватель кафедры экономики, организации и управления производством
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)
| |
| | В статье рассмотрены основные подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона на примере Республики Бурятия, выявлены проблемы. Определены базовые концепции новой экономической политики в рамках разработки стратегий развития, к основным из которых относится концепция формирования «полихромной» эколого-ориентированной экономики и социо-эколого-экономического замещения ресурсов, проблемно ориентированный и территориальный подходы к структурированию стратегии. Раскрыты основные управленческие модели и возможные механизмы реализации стратегии. Сформирована политика реализации стратегии социально-экономического развития региона | Ключевые слова: Республика Бурятия, стратегия развития региона, социально-экономическое развитие, концепция, экономическая политика, пространственное развитие | УДК 332.1; ББК 65.012.2 Стр: 120 - 125 | Современная экономика вошла в эпоху интенсивного нарастания темпов изменений, носящих как позитивный, так и негативный для экономики регионов характер. Кризис сегодня — это перманентное состояние экономических, социальных и экологических систем, ведущее к нестабильности процессов функционирования и развития и требующее преактивного регулирования со стороны государства, общества и бизнеса. Задуманные Стратегии и Программы социально-экономического развития (СЭР) в большинстве регионов России не выполняются.
В рамках реализации программ социально-экономического развития региона остаются не решенными:
– проблема высокого уровня дифференциации социально-экономического развития регионов в результате не сбалансированной региональной политики;
– проблема социально-экономического программирования в регионе (некачественность Стратегии и Программы СЭР, их несоответствие друг другу, не исполнение индикаторов);
– проблема неэффективного использования экологического потенциала региона;
– проблема низкой эффективности использования инвестиционных площадок и других организационных форм государственного (муниципального) обеспечения инфраструктурного развития экономики, а также низкой результативности использования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
– проблема неэффективного распределения средств бюджета на развитие реального сектора экономики;
– проблема низких темпов инновационного развития и технологической модернизации секторов экономики, недоиспользования научного потенциала региона;
– проблема высокой закредитованности предприятий и населения, отсутствия системы поддержки предприятий, находящихся в сложном финансовом положении (предбанкротных), а также населения (в том числе разработки закона о поддержке предбанкротных предприятий и, возможно, населения);
– проблема формирования стратегии консолидации бизнеса, общества и власти в социально-экономическом развитии региона, а также ряд других проблем.
Реакцией на проявление нестабильности в Республике Бурятия явилось добавление новых индикаторов, слияние некоторых разделов, корректировка первоначальных индикаторов развития по Программе (особенно это касается раздела промышленности). Все больше Программа СЭР отходит от задуманной Стратегии СЭР.
Очевидно, что на корректировку плановых показателей Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011–2015 гг. в первую очередь повлияло:
— снижение спрогнозированного портфеля заказов у системообразующих предприятий;
— проблемы с реализацией инвестиционных программ и финансированием оборотного капитала в условиях недостатка финансовых ресурсов.
Действующая стратегия социально-экономического развития региона в основном ориентирована на использование минерально-сырьевого, туристическо-рекреационного и других составляющих потенциала, основанного на территориальных преференциях. Следует отметить, что ориентация только на экономические ресурсы, особенно исчерпаемые, не имеет стратегической перспективы.
В разрабатываемой сегодня Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия также преобладает традиционный подход — нет учета волатильности экономики, необходимости перехода на новую проблемно-ориентированную программно-проектную в сочетании с территориально-отраслевым мезоэкономическим подходом систему управления развитием.
Стратегическое развитие регионов основано на формировании системы взглядов на основополагающие действия органов государственного управления, бизнеса и общества в целом по обеспечению движения социально-экономической системы региона по определенной траектории, характеризуемой параметрами экономического роста и, априорно, улучшением уровня и качества жизни населения.
Согласно Закона о стратегическом планировании в Российской Федерации [1], к основным документам стратегического планирования, разрабатываемым на региональном уровне относятся: документ целеполагания — стратегия социально-экономического развития; документы прогнозирования на долгосрочный период, на среднесрочный период и бюджетный прогноз; документы планирования и программирования — план мероприятий по реализации стратегии, государственные программы, схема территориального планирования.
Управление стратегическим развитием региона необходимо рассматривать более широко — через призму пирамиды планирования, стратегии развития и политики реализации.
Разработка новой стратегии развития дает уникальные возможности для республики:
– изменение приоритетов стратегии социально-экономического развития;
– придание экологическому фактуру экономически активного статуса;
– формирование новой экономической политики (в т.ч. промышленной, коммуникационной, энергетической, продовольственной), а также экологической политики региона;
– формирование новой схемы территориального планирования и развития;
– формирование инновационной экономики на основе создания региональных технологических платформ и множество других;
Очевидно, что основной целью новой стратегии должно быть формирование привлекательности региона (социальной и экономической, в том числе инвестиционной). Для этого необходима разработка соответствующей идеологии и политики ее реализации.
Ключевыми показателями результативности реализации стратегии должен стать уровень доходов населения (средняя заработная плата) при стабильной занятости, а также рентабельность бизнеса. Нельзя ставить в качестве основных критериев показатели занятости при низкой производительности труда и валовой добавленной стоимости при низкой зарплате.
Таким образом, целью развития территорий является не столько обеспечение конкурентоспособности в условиях конкурентной борьбы за экономические и социальные ресурсы, сколько обеспечение привлекательности в условиях рыночного распределения ограниченных экономических и социальных ресурсов.
Миссию республики в территориальном развитии России кратко можно сформировать как: Развитие экономики Байкала как уникального ресурса России — эффективно используем и сохраним сегодня, преумножим в будущем.
Ключевым моментом стратегии, влияющим на ее оценку, а также на управление стратегией в момент реализации, является установление приоритетов развития (рис. 1).
В предлагаемом сегодня варианте стратегии социально-экономического развития региона упор делается на концепцию зеленой экономики. | | | Рис.1. Стратегические направления развития экономики Республики Бурятия | Сторонники зеленой экономики считают, что «экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является её частью» [2].
Разумеется, авторы, как и подавляющая часть населения, поддерживают идею устойчивого гармоничного развития природной среды, экономики и социума, но именно как развития всех составляющих, без перекосов в какую-либо часть. То есть назрело время говорить о социо-эколого-экономическом развитии с равностью приоритетов каждой составляющей.
В условиях Республики Бурятия, а также современных реалиях экономической ситуации, не рационально искать новую специализацию региона, лучше оптимизировать структуру многосекторной экономики республики за счет инновационного развития и диверсификации, что позволит снизить риски диспропорций развития секторов экономики.
Приоритеты развития проявляются через модели экономики.
Предлагается использовать два блока моделей. | | | Структурные модели отражают целевые прогнозы изменения определенных соотношений в различных макроэкономических параметрах. Они позволяют отследить реализацию целей и задач стратегий, а также наметить качественные и количественные показатели сдвигов в экономических пропорциях. На базе данных моделей возможно проектирование ключевых мероприятий и проектов программ социально-экономического развития.
Системные модели отражают отношения предшествования и связи между элементами стратегии, субъектами экономики.
Они позволяют отобразить качественные изменения в социально-экономической системе региона. | | | В целом управленческие модели также позволяют оценить достижение цели и приоритетов стратегии, качество ее проектирования и реализации.
Моделирование направлено на придание стратегии определенности и реализуемости. | | | Основным вопросом формирования стратегии развития региона является формирование комплекса базовых концепций развития.
Необходимо использовать систему базовых концепций, лежащих в основе политики стратегического планирования.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
В основу системы базовых концепций концепции социально-экономического развития региона необходимо заложить концепции формирования «полихромной» и эколого-ориентированной экономики, концентрируемой в опорных поселениях всех муниципальных образований, с наличием широкого ассортимента механизмов ее реализации.
Второй важной концепцией развития авторы считают концепцию социо-эколого-экономического замещения ресурсов.
Использование, восстановление, замещение, развитие, наращивание, реализация — это разные аспекты или в какой-то мере стадии задействования ресурсов и потенциала территории.
Изложенные концепции охватывают только несколько аспектов формирования базового комплекса концепций идеологии стратегического плана.
Рассматривая основные направления развития секторов экономики региона, можно отметить, что они идут в трех направлениях. | | | Отраслевой подход к формированию стратегии.
Данный подход является традиционным.
Основу социально-экономической системы региона составляет отраслевая система, как основной производитель материальных и духовных благ и потребитель материальных и иных ресурсов.
Программирование в данном случае может идти в двух направлениях:
— по отраслевой классификации (традиционной схеме, с передачей ответственности соответствующим министерствам и ведомствам);
— по видам экономической деятельности (схеме предполагающей консолидированную ответственность министерств и ведомств за определенный вид деятельности).
Стратегия диверсифицированного развития предполагает увеличение вклада традиционных отраслей в ВРП, восстановление некоторых отраслей экономики, появление новых отраслей и подотраслей (органичная продукция, питьевая и минеральная вода, сборочные производства машиностроения, фармацевтическая и медицинская продукция и т.д.).
Проблемно-ориентированный подход к формированию стратегии
Второй подход к разработке стратегии предполагает ее рассмотрение через призму проблем развития региона. Проблемно ориентированный подход обуславливает интерес к ним соответствующих уровней территориального управления.
Можно выделить следующие проблемы развития, способные стать частью стратегии:
— Эффективность использования уникальных экономических, экологических и социальных ресурсов и преференций региона.
— Предпринимательская активность.
— Эколого-ориентированная экономика.
— Социальный потенциал.
— Качество жизни.
— Инновационная экономика региона.
— Региональная, межрегиональная и трансграничная интеграция.
— Конкурентоспособность экономики.
— Освоение экономического пространства республики.
— Безопасность развития региона (экономическая, продовольственная, энергетическая).
— Стратегическое партнерство, социальная и экономическая ответственность и активность бизнеса, общества и власти.
— Инвестиционная и социальная привлекательность региона.
Это основные проблемы, их можно расширить.
Данный подход также предполагает консолидированную ответственность министерств и ведомств за решение определенной проблемы.
Территориальный подход к формированию стратегии (пространственное развитие)
Третий подход к разработке стратегии предполагает ее рассмотрение через призму проблем развития муниципальных образований региона.
Существующая в республике стратегия пространственного развития и формирования территорий опережающего развития ориентируется на традиционный характер развития территорий. Данная стратегия должна быть дополнена формированием сети базовых поселений развития экономической, экологической и социальной активности, охватывающей всю территорию региона.
Базовые поселения должны развиваться:
— в точках наличия экономического потенциала;
— в точках концентрации социального потенциала;
— в точках концентрации экологического потенциала;
— в точках обеспечения освоения экономического пространства региона;
— в точках обеспечения безопасности развития региона.
Данная сеть позволит обеспечить безопасность развития территории с позиции освоения ресурсов и задействования экономического пространства.
Территориальное развитие должно быть основано как на использовании ресурсных преференций, так и на восстановлении территорий с проблемными ресурсами — зон экологического бедствия, экономической депрессивности, социальных проблем.
Территориальное развитие региона основано на формировании зон перспективного эколого-экономико-социального освоения и развития, состоящих из зоны концентрации (локализации) экономической активности, зон социальной локализации населения и зон экологического развития. Данные зоны формируются как на базе имеющихся поселений (субъектов), так и на базе формирования новых на территориях с высоким экономическим, социальным и экологическим потенциалом, а также на территориях требующих улучшения качества ресурсов. Это позволяет выявить приоритетные стратегии и ресурсы для развития территории региона.
Зоны социального развития включают в себя территории с большой концентрацией социальных ресурсов, например, этнических, этико-культурных и т.д., которые позволяют сформировать определенные инициативы создания регионального кластера по использованию данных ресурсов и развития туризма и других направлений. Зона экологического развития основана на двух видениях — это максимальное использование экологических преференций территории, а также устранение экологического ущерба, накопленного в прошлые годы.
Базовые мероприятия территориального развития предполагают обязательную часть стратегии, реализация которой обеспечивает базовое изменение потенциала территории, обусловленное социальными критериями развития, поддержанием жизнедеятельности на территории в рамках определенных показателей и определяет в дальнейшем социальную привлекательность территории[4]. | | | Рис.2. Основные механизмы реализации стратегии | Стратегии экономического освоения территорий:
— формирование и использование ресурсного потенциала территории в части задействования природно-сырьевых, производственных и других экономических ресурсов;
— формирование и использование конкурентного потенциала территории на основе анализа конъюнктуры рынка и формирования необходимого потенциала;
— формирование и использование инновационного потенциала территории на основе инициации предпринимательской активности, разработки и трансфера инновационного бизнеса.
Стратегии социального освоения территорий:
— формирование и использование потенциала среды обитания, т.е. инфраструктуры жизнедеятельности населения;
— формирование и использование потенциала социальной инфраструктуры, т.е. коммерческое развитие социальных услуг с выходом на внешние рынки;
— формирование и использование общественного потенциала для решения социальных проблем развития территории.
Стратегии экологического освоения территорий:
— формирование и использование потенциала экологических брендов и преференций, т.е. использование экологических ресурсов территории для привлечения добавочной стоимости продукции и услуг;
— формирование и использование потенциала экологоориентированной инфраструктуры жизнедеятельности, т.е. эколого-коммерческое развитие территорий, в том числе экотуризма;
— формирование и использование общественного потенциала для решения экологических проблем развития территории.
Наилучшим вариантом будет формирование стратегии на комбинированном принципе учета отраслевого, проблемно ориентированного и пространственного подхода.
Реализация стратегии развития, по мнению авторов, основана на четырех группах основных механизмов. Рассмотрим пример механизмов формирования инновационной экономики, как одного из направлений развития региона.
Существенной проблемой социально-экономического развития регионов является низкий уровень инновационной активности, отсутствие взаимосвязи региональной инновационной подсистемы с другими подсистемами региона. Это ставит экономику региона в неконкурентоспособную позицию, уменьшает стабильность и устойчивость развития.
Устранению данных проблем должны способствовать локализированные на территории муниципальных образований региона экономические, социальные и экологические системы, развитие которых в виде инвестиционных институтов, особых экономико-правовых режимов деятельности, субъектов инфраструктурной поддержки бизнеса и других форм активно внедряется в экономику регионов. Региональные инновационные кластеры базируются на задействовании интеллектуального потенциала региона в форме коммерциализации научных разработок научно-образовательного сообщества региона. Они способствуют трансферу инноваций в муниципальные образования региона с наличием необходимых экономических ресурсов. Также они используют социальные и экологические ресурсы в экономической деятельности [5].
В основу формирования региональных инновационных кластеров заложен принцип проектирования региональной технологической платформы (коммерциализированной разработки), подкрепленной проектом ее технологической, производственной и рыночной (экономической) реализации, способной к диффузии на территории муниципальных образований региона и ее трансферу к субъектам экономической деятельности, включенным в ассоциативные сообщества по выпуску данной продукции.
Рассмотренные механизмы далеко не исчерпывают возможные пути реализации стратегии и могут быть расширены в разных направлениях.
Важным элементом системы управления стратегическим развитием региона является формирование политики развития.
Существующая и внедряемая в рамках принятия соответствующих региональных законов система стратегического планирования ориентирована на условия стабильной экономики, имеющей определенные тренды развития и заданные условия функционирования.
Современная экономика вошла в эпоху интенсивного нарастания темпов инноваций во всех областях жизнедеятельности, научно-технологического прогресса и изменения технологических укладов, что привело к росту межрегиональной конкуренции, актуализации проблем безопасности существования населения большей части государств мира (политической, этнической, экономической, энергетической, продовольственной).
Новая экономическая политика региона должна охватывать следующие аспекты:
– эффективность использования уникальных экономических и социальных ресурсов и преференций региона; | | | – освоение экономического пространства республики;
– модернизация и инновационное развитие секторов экономики региона;
– региональная, межрегиональная и трансграничная интеграция;
– конкурентоспособность экономики и формирование региональных брендов;
– безопасность развития региона (экономическая, продовольственная, энергетическая);
– стратегическое партнерство, социальная и экономическая ответственность;
– инвестиционная и социальная привлекательность региона;
– формирование промышленной, энергетической и других составляющих частей экономической политики.
Также необходима разработка и внедрение адаптационной «уточняющей» проблемно-ориентированной системы прогнозирования, стратегического планирования и управления, основой которой станет не целевое предсказание конкретных значений индикаторов развития, а установление пропорций между развитием основных секторов экономики и ориентиров по индикаторам развития с соответствующим ресурсным подкреплением в виде инновационных проектов, т.е. переход к проектно-программной системе управления развитием региона [6].
Развитие регионов основано па попытке достижения баланса интересов различных направлений. Возникающие конфликты между элементами социо-эколого-экономической политики требуют поиска механизмов сглаживания интересов и формирования системной основы интеграции социума, экологии и экономики на региональном уровне.
В качестве механизма сглаживания интересов авторы предлагают применение принципа проблемно-ориентированного формирования составляющих частей региональной политики. Основные направления социальной, экологической и экономической политики должны быть направлены на решение проблем развития, как реальных, так и потенциальных.
Социальная политика, по мнению авторов, направлена на решение проблемы обеспечения достойного и привлекательного уровня и качества жизни населения, регулирует взаимоотношения государства, бизнеса и общества в вопросах существования и развития социума на территории региона.
Экологическая политика направлена на решение проблемы обеспечения устойчивого состояния экологической среды при разумном и эффективном использовании природных ресурсов.
Экологическая политика в настоящее время является цементирующим звеном региональной политики не только для Республики Бурятия, но и для других регионов России. Экономическая политика направлена на решение проблемы обеспечения экономической привлекательности региона, а также формирования условий устойчивого экономического роста.
При разработке перспективных планов развития необходимо организовать заключение договоров с предприятиями и организациями республики о системе республиканского комплексного стратегического планирования. Также необходимо заключение договоров о согласовании и координации мероприятий стратегических планов с федеральными органами власти и крупными частными корпорациями, реализующими свои экономические интересы на территории республики и, таким образом, обеспечить формирование и реализацию механизма согласования стратегических планов в территориально-отраслевом разрезе.
Также необходимо развитие методологии формирования программ социально-экономического развития. Для этого нужно:
— ввести систему уровневого планирования и оценки индикаторов развития по всем разделам Программы СЭР: минимальные (например, исполнение майских указов Президента и т.д.); базовые — по развитию реального сектора экономики; вариативные (рамочные); преференционные;
— сформировать механизм ежегодной корректировки (верификации) индикаторов, включенных в Программу;
— сформировать процедуру оценки соответствия Программы СЭР на пятилетний период и долгосрочной Стратегии СЭР, с возможной корректировкой Стратегии.
Реформа системы государственного управления должна идти по пути не просто сокращения и слияния министерств по признаку близких видов деятельности, а по принципам:
— объединения в крупные блоки работ функционального назначения по формированию и реализации государственной политики;
— реализации приоритетов стратегии и программы социально-экономического развития регионов;
— комплексной реализации бизнес-процессов
— замкнутости цикла экономической (производственной) и социальной ответственности;
— решения ключевых проблем и управления точками экономического роста.
Новая схема управления должна предусматривать отход от бюрократической структуры министерств — к программно-целевому управлению направлениями деятельности менеджеров государственного уровня по основным приоритетам развития (управление социальным развитием, управление экономическим развитием, управление территориальной безопасностью). Необходимо более четко определить приоритеты и базовые программы с выделением программ и проектов, по которым назначены ответственные менеджеры, эффективность деятельности которых оценивается бюджетированием, ориентированным на результат. В противном случае все предлагаемые административные реформы не достигнут поставленных целей. |
| |
|
|