Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Хамидуллин Ф. Г.
Государственный советник при Президенте Республики Татарстан,
директор института социально-экономических и правовых наук
Академии наук Татарстана, д.э.н., профессор, член-корр. АНТ

Хасанова А. Ш.
заведующий кафедрой теории экономических и правовых дисциплин,
проректор Казанского государственного
технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ),
профессор, доктор экономических наук


ТАТАРСТАН В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
В статье обосновывается объективная необходимость и целесообразность региональной дифференциации внешнеэкономической деятельности в условиях России на основе опыта Татарстана в решении региональных проблем промышленной кластеризации. Сформулированы предложения по развитию межрегионального сотрудничества в рамках ЕврАзЭС.

Региональная проблематика внешнеэкономических отношений стран ЕврАзЭС приобрела особую актуальность в связи с реализацией принципов федерализма в России и необходимостью совершенствования межрегионального разделения труда.
Межрегиональное разделение труда предполагает такую территориальную организацию экономики, при которой рычаги макроэкономического (кредитно-денежного, валютного, таможенного) регулирования должны совершенствоваться на федеральном уровне, а регионы должны оптимизировать соотношения между экономикой, природной средой и качеством жизни населения с учетом возможностей открытого регионального хозяйства - открытого для других регионов страны и для других стран. При этом существенное значение имеет проблема сочетания экспортоориентированной и импортозамещающей стратегий.
В условиях России неприемлем альтернативный подход к такой стратегии (или - или). Оптимальными представляются решения по региональной дифференциации внешнеэкономических приоритетов, поскольку именно на региональном уровне обнаруживаются реальные возможности выхода из замкнутого круга развития импортоемкой экономики и постоянного деинвестирования обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - возможности, обусловленные более тесным взаимодействием региональной администрации и хозяйствующих субъектов в регионах.
Одно из последствий российских либерально-шоковых реформ состоит в том, что топливно-сырьевой экспорт инициировал (в полном соответствии с известной двухсекторной моделью национальной экономики) ускорение процесса перемещения инвестиционных ресурсов из обрабатывающей промышленности в добывающую.
Преодолеть инерцию этого процесса можно только объединенными и скоординированными усилиями регионов и центра. Перспективным решением при этом, как свидетельствует мировой опыт, является промышленная кластеризация (создание сетей экономически и технологически связанных предприятий). На региональном уровне для таких решений существуют как наиболее сильная мотивация, так и рычаги, необходимые для создания промышленных кластеров, благодаря которым предприятия и объединения ТЭК начинают играть роль активных катализаторов развития других секторов экономики.
Определенный опыт работы в данном направлении накоплен в Татарстане.
Программа развития нефтехимического комплекса республики на 1999-2003 гг. предусматривает приоритетное развитие нефтедобычи, химии и нефтехимии, которые обеспечивают около 50% поступлений в бюджет, и способствуют развитию капиталоемких и высокотехнологичных отраслей, прежде всего в военно-промышленном комплексе. Предусматривается более активный процесс выделения в ВПК гражданских производств, создания диверсифицированных компаний и финансово-промышленных групп. Начавшаяся финансово-промышленная интеграция в нефтехимии и машиностроении уже в настоящее время привела к улучшению структуры внешнеторгового оборота республики: значительно возросла (по предварительным оценкам, в 2001 году - на 18%) доля машин, оборудования, приборов и транспортных средств в общем объеме республиканского экспорта.
Поскольку же инвестиционные возможности, прежде всего нефтехимического комплекса, небезграничны, особое значение приобретают решения по привлечению иностранных инвестиций.
Татарстан по общему объему накопленных иностранных инвестиций занимает сейчас четвертое место среди российских регионов. В дополнение к действующему Закону "Об иностранных инвестициях в РТ" Министерство торговли и экономического сотрудничества республики разработало программу по повышению инвестиционной привлекательности татарстанской экономики. Одна из основных ее идей - освобождение от платежей в республиканские фонды (кроме социальных), от поступающей в бюджет республики части налога на прибыль на срок до 5 лет, от налога на имущество (до 3 лет) предприятий с иностранным капиталом в размере свыше 300 тыс. долл. (по действующим нормам - 1 млн. долл.). Одновременно министерство выступило с инициативой создать Ассоциацию предприятий с иностранным капиталом, предоставив ей право законодательной инициативы. (Можно отметить, что Совет по защите инвесторов при российском правительстве такого права не имеет).
При прогнозировании регионального экономического развития нельзя не учитывать и опыт движения к "Европе регионов" в объединенной Европе. Необходимо внимательно изучать процессы европейской регионализации и находить ниши для сотрудничества с регионами Европы в различных областях.
Еще более значимой является задача развития межрегионального сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, в том числе с помощью создания в рамках Сообщества специального механизма, который позволял бы учитывать региональные интересы и потребности в странах ЕврАзЭС. На первых порах его функции мог бы выполнять Международный информационно-координационный центр межрегионального сотрудничества, а позднее с этой целью, на наш взгляд, должен быть сформирован Межрегиональный совет ЕврАзЭС.
У Татарстана накоплен интересный опыт межрегионального сотрудничества как с государствами-членами ЕврАзЭС, так и с другими странами Евразии. Создана и договорно-правовая база взаимоотношений.
По состоянию на 1 июля 2002 года, РТ имеет соответствующие межправительственные соглашения с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой, осуществляются торгово-экономические связи с Республикой Таджикистан.
Динамика товарооборота с государствами-членами ЕврАзЭС характеризуется следующими показателями.
Объем товарооборота РТ со странами ЕврАзЭС
тыс. долл. США

Источник: По данным Госкомстата РТ

Как видно из приведенных данных, наиболее динамично развиваются торговые отношения с Казахстаном, доля которого в общем объеме товарооборота Татарстана возросла с 1,2% в 1998г. до 2% в 2001г. Несколько снизилась доля Республики Беларусь и не просматривается положительная динамика в торговле с Кыргызстаном и Таджикистаном. В целом же потенциал сотрудничества с этими странами можно оценивать как достаточно высокий.
За годы реформ Татарстан подписал десятки соглашений со многими зарубежными государствами, установил рабочие контакты с международными организациями, открыл свои представительства за рубежом. Практика показала, что полномочия в сфере внешней деятельности, которые зафиксированы в Договоре с федеральным центром и закреплены в новой редакции Конституции РТ, обеспечивают интересы социально-экономического развития республики.
О дальнейших перспективах внешнеэкономического сотрудничества свидетельствует официальный визит правительственной делегации КНР в Республику Татарстан 16-17 июля 2002 года, по результатам которого выражена готовность самых развитых провинций Китая сотрудничать с Татарстаном. При этом выбор региональных партнеров в Китае был предоставлен РТ.
Внешнеторговый оборот РТ с КНР за период с 2000 по 2001г. вырос в 1,9 раза. В Китай экспортируются продукты не только нефтехимического комплекса, но и машиностроительных предприятий (ОАО "КамАЗ", завода "Электроприбор", Казанского вертолетного завода, ПО "Завод им. Серго", других предприятий и объединений).
Стабильность позиций Республики на международной арене подтверждает принятое Правительством РФ решение об открытии в Казани Представительства Министерства иностранных дел России.
В целях повышения эффективности внешнеторговой и инвестиционной деятельности реализуются мероприятия по Программе стимулирования развития и создания экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Выполнение данной программы, направленной на повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, приобретает особое значение в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и принятыми странами ЕврАзЭС решениями об углублении интеграции их экономики, т.к. и в том, и в другом случае необходимо учитывать интересы и мнения регионов.
При поиске механизмов эффективного экономического сотрудничества, нельзя забывать и о духовно-нравственных его предпосылках, являющихся важным фактором в развитии интеграции в ЕврАзЭС, требующей продуманных решений по проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений.
Позитивный опыт длительного мирного сосуществования различных религий и этносов в Татарстане может способствовать успешному развитию межгосударственного и межрегионального сотрудничества в ЕврАзЭС и в этом направлении.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия