Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Степанов А. Г.
профессор кафедры прикладных информационных технологий в экономике и менеджменте
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения,
кандидат экономических наук


ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИСТОВ

Темпы развития современной информатики чрезвычайно высоки. Педагогическая адаптация знаний в области информатики явно отстает от потребностей обучения в средних и высших учебных заведениях. Как следствие, непрерывно меняется нормативная база образования. Так, например, введенный в действие в 1999 г. приказ Министерства образования России [1] уже через пять лет (срок подготовки в средней школе) заменен новым стандартом [2]. Последний, в свою очередь, содержит ряд спорных положений и будет также изменяться в ближайшее время. Аналогичная ситуация имеет место и в высшей школе, где за последние 10 лет появилось два поколения стандартов образования, анонсировано третье и ожидается вхождение в Болонский процесс. Все эти обстоятельства приводят к непрерывному изменению содержания учебных дисциплин, модернизации системы вступительных экзаменов и объективному отсутствию учебно-методической литературы, содержание которой просто не успевает за реалиями.
Существующая система обучения информатике использует, как правило, экстенсивный метод. Он проявляется в добавлении в программу подготовки новых вопросов (офисные технологии, информационные сети и т. п.) и обеспечивает развитие содержания образования по принципу "снизу - вверх". На определенном этапе обучения информатике подобный метод был оправдан. Однако постоянное его использование со временем приводит к перегрузке учащихся и студентов и, как следствие, к снижению качества образования. Интенсивный путь развития содержания образования предусматривает внедрение в образование новых информационных технологий, позволяющих сократить потери времени и обеспечить приемлемое качество обучения. Однако интенсификация обучения также возможна до определенного предела.
Проблема может быть разрешена путем обучения информатике по принципу "сверху - вниз". В этом случае в основу отбора содержания обучения может быть положена иерархическая объектно-ориентированная модель информатики как предмета обучения, строение и состояние которой определяется существующей иерархией современной информатики как научной дисциплины [3]. Общая структура подготовки по информатике наиболее полно представлена требованиями обязательного содержания обучения информационным специальностям высшей школы [4] (профильное обучение). Содержание программы обучения информатике для экономических специальностей высшего образования (базовое обучение) может быть получено на основе выбора уровней абстрагирования и инкапсуляции составляющих этой общей модели. В этом случае уровень абстрагирования знаний определяет степень детализации модели информатики как предмета обучения, а уровень инкапсуляции определяет, какие дидактические единицы не включаются в систему обучения, а рассматриваются в составе дидактических единиц верхнего уровня иерархии.
Во-первых, предлагаемый подход позволяет решить задачу обеспечения полного соответствия содержания образования современному состоянию науки. Тогда основная часть разделов современной информатики будет излагаться подробно, а оставшаяся часть - менее обстоятельно. В то же время обучаемый будет ознакомлен с полной структурой научных знаний в области информатики и при необходимости сможет самостоятельно ознакомиться со всеми ее разделами, воспользовавшись специальной научной и учебной литературой по интересующей его тематике. Структурные изменения объектно-ориентированной модели обучения будут проводиться вслед за структурными изменениями самой науки - информатики, несмотря на то что и они проводятся достаточно часто, срок внесения изменений в структуру научной дисциплины "информатика" значительно больше пяти лет.
Во-вторых, определив требуемый уровень абстрагирования и инкапсуляции знаний в области информатики, необходимый выпускнику экономических специальностей для профессиональной деятельности, можно распределить содержание программы обучения между этапами образования. При этом если все содержание программы обучения представлено в виде иерархической структуры, то обучаемый должен иметь обязательное представление о ней.
В-третьих, облегчается процесс методического обеспечения учебного процесса за счет использования учебников и учебных пособий, созданных для целей специальной подготовки. То есть применительно к экономическим специальностям при необходимости может использоваться учебная литература по информационным специальностям. Структура учебной литературы также строится в соответствии с иерархической моделью информатики.
В современной высшей школе России ведется подготовка по целому ряду экономических специальностей [5] - [25].
Анализ обязательного содержания образовательных программ, регламентируемых действующими стандартами, показывает, что применительно к 20 экономическим специальностям существует 7 различных вариантов дидактического содержания дисциплины "информатика". На рис. 1 показано закрепление вариантов за различными специальностями, а также количество использования вариантов дидактического содержания в процентном соотношении.
Детальный анализ дидактических материалов стандартов экономического образования показал, что часть стандартов (варианты 1, 2, 3, 4) предусматривают изучение: понятия информации, общей характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технических и программных средств реализации информационных процессов. Кроме этого, общим для упомянутых стандартов является изучение вопросов, связанных с использованием локальных и глобальных сетей ЭВМ, защитой информации.
Рис. 1. Частота использования вариантов дидактического содержания дисциплины "информатика"
Основные отличия этих стандартов заключаются в том, что вариант 1 предусматривает изучение: офисного программного обеспечения; методов разработки текстовых документов, проведение финансово-экономических расчетов в электронных таблицах; использование баз данных прикладного программного обеспечения в экономике. Варианты 2, 3 и 4 по своему содержанию достаточно близки и предполагают изучение: методов алгоритмизации и программирования; языков программирования высокого уровня; баз данных программного обеспечения ЭВМ и технологий программирования. Для этих же вариантов обязательным является проведение компьютерного практикума.
Вариант 5 разбивает содержание дисциплины на две составляющие: собственно "информатику" и "программирование". Первая часть ("информатика") требует знания основных понятий: о современных информационных технологиях; аппаратных и программных средствах персональных ЭВМ. Обучающийся должен знать: методы использования персональных ЭВМ в локальных и глобальных вычислительных сетях; основные принципы алгоритмизации и программирования; операционные системы (назначение, файлы и их организация на дисках). Кроме этого, сюда отнесены: основные команды; программы-утилиты и программы-оболочки; текстовые редакторы и текстовые процессоры (функциональные возможности и области применения); электронные таблицы (основные команды, функции, области применения); системы управления базами данных (основные сведения и области применения). Вторая часть ("программирование") предусматривает изучение: введения в вычислительные процессы и алгоритмизацию процессов обработки данных; языков программирования и их назначение. Кроме этого, стандарт требует, чтобы обучающийся знал: о среде программирования; способы представления данных в языке программирования; выражения, встроенные функции и процедуры; описание базовых структур. Изучается программирование линейных и ветвящихся вычислительных процессов; программирование циклических процессов; организация ввода-вывода данных; программирование построения и ввода табличных форм; работа с файлами; динамические переменные и указатели. Дополнительно осваиваются методы проектирования программ и разработка диалогов и оконных приложений.
Вариант 6 предполагает изучение: основных понятий о современных информационных технологиях; аппаратных и программных средствах персональных ЭВМ; использование персональных ЭВМ в локальных и глобальных вычислительных сетях. Кроме этого, от обучающегося требуется знание основных принципов алгоритмизации и программирования. Изучаются операционные системы и их назначение; файлы и их организация на дисках, основные команды; программы-утилиты и программы-оболочки, текстовые и табличные процессоры и системы управления базами данных (функциональные возможности, области применения, основные команды и функции, системы электронного документооборота).
Вариант 7 предполагает изучение организационно-экономического управления как объекта компьютеризации, понятий, видов и особенностей информации. Также изучаются: аппаратные и программные средства компьютерных систем; основы функционирования ЭВМ; персональные ЭВМ; вычислительные системы и сети; языки программирования экономических задач; основы создания программного продукта. В обязательную программу подготовки входят: освоение пакетов прикладных программ общего назначения; эргономическое обеспечение использования ЭВМ; обеспечение безопасности и сохранности информации в вычислительных системах и сетях; тенденции и перспективы развития компьютерной техники и информационных технологий.
Следовательно, регламентируемые стандартами наборы дидактических единиц по дисциплине "информатика" существенно отличны друг от друга, несмотря на то что рассматриваемая дисциплина призвана дать обучающимся фундаментальные знания в рассматриваемой области. Итоги анализа требований Государственного стандарта позволяют сделать заключение о необходимости разработки семи вариантов рабочих программ по этой дисциплине для различных специальностей (направлений) экономической подготовки. Наконец, возможности объединения специальностей в единые лекционные потоки ограничиваются необходимостью добавления дидактических единиц в совместную программу обучения в условиях лимита учебного времени, а возможности экстенсивного и интенсивного путей развития содержания обучения следует считать исчерпанными. Следовательно, задачи отбора содержания обучения, основанного на принципе "сверху-вниз", актуализируются.
Ниже представлены предлагаемые дидактические единицы, распределенные в соответствии с классификацией информатики и результаты их закрепления за дисциплинами базовой и специальной подготовки.
Базовая подготовка. Содержание обучения общей структуре информатики как науки.
* Понятие информатики как науки, история развития информатики, место информатики в ряду других фундаментальных наук.
* Структура информатики как науки. Основные определения информатики. Теоретическая информатика и предмет ее изучения. Прикладная информатика и предмет ее изучения.
Базовая подготовка. Содержание обучения вопросам теоретической информатики для студентов экономических специальностей:
* Понятие информации и ее основные определения.
* Квалиметрия информации, структурные меры измерения количества информации, статистические меры измерения количества информации.
* Языки и грамматики. Лексика, грамматика и синтаксис формальных языков. Информационно-поисковые языки.
* Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.
* Экспертные системы: классификация и структура; примеры реализации1.
* Информационные процессы. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
* Основные задачи теории систем. Терминология теории систем.
* Понятие информационной системы.
* Системный анализ. Качественные и количественные методы описания информационных систем.
* Технические и программные средства реализации информационных процессов.
* Система Интернет.
* Общие теоретические положения теории информационных процессов.
* Сети информационного обмена.
* Телекоммуникационные технологии.
* Технология и методы обработки информации.
* Информационно-поисковый язык.
* Программные средства реализации информационных систем.
* Проектирование информационных систем.
* Функциональные и обеспечивающие подсистемы.
* Оценка экономической эффективности использования информационных систем.
* Компьютерная графика, геометрическое моделирование и решаемые ими задачи.
* Графические объекты, примитивы и их атрибуты;
* Представление видеоинформации и ее машинная генерация;
* Специальные вопросы математики.
* Абстрактные модели и их классификация. Вербальные модели. Информационные модели. Объекты и их связи. Основные структуры в информационном моделировании. Примеры информационных моделей.
* Роль информации в развитии общества. Информационные ресурсы общества. Информационный потенциал общества. Социальные коммуникации.
* Человек в информационном обществе. Информационная цивилизация.
* Информация в природе.
* Методы защиты информации и оценка эффективности средств защиты.
* Понятие информационного менеджмента. Информационное предпринимательство. Маркетинг информационной продукции. Экономический анализ и оценка эффективности деятельности информационно-аналитической службы.
Специальная подготовка. Содержание обучения вопросам теоретической информатики для студентов экономических специальностей.
* Обучающие системы2.
* Интеллектуальные технологии3.
* Системы поддержки принятия решения4.
* Графические языки5.
* Понятие "модель". Моделирование как метод познания. Натурные и абстрактные модели. Виды моделирования в естественных и технических науках. Классификация видов моделирования. Компьютерная модель6.
* Математические модели7.
* Основы теории массового обслуживания8.
* Имитационное моделирование9.
* Модели динамических систем10.
* Численный эксперимент. Его взаимосвязи с натурным экспериментом и теорией. Достоверность численной модели. Анализ и интерпретация модели. Оценка точности11.
* Методы (технологии) программирования12.
* Основные понятия и определения теории надежности13.
* Теоретические основы информационной безопасности, концепция информационного пространства14.
Базовая подготовка. Содержание обучения вопросам прикладной информатики для студентов экономических специальностей.
* Технические средства реализации информационных процессов.
* Операционные системы: назначение, файлы и их организация на дисках, основные команды.
* Локальные и глобальные сети ЭВМ.
* Мировой рынок информационной продукции и услуг, его сегментация, тенденции развития.
* Информационные ресурсы: понятие, состав, свойства, типизация по целевому назначению, форме свертывания и форме представления. Фиксированные и нефиксированные информационные ресурсы.
* Основные понятия о современных информационных технологиях.
* Информационное производство и информационный сервис в структуре общественного разделения труда.
* Системы электронного документооборота.
* Технология и методы обработки экономической информации.
* Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике.
* Проектирование автоматизированных информационных систем.
* Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах.
* Понятие мультимедиа технологии.
* Мультимедиа-презентации: основные функции пакетов для создания презентаций, структура и параметры презентации, инструменты создания и корректировки слайдов, инструменты для формирования сценария демонстрации.
* Практические методы защиты информации: организационные мероприятия, технические средства, программное обеспечение.
* Информационно-психологическая безопасность и средства психологической защиты.
Специальная подготовка. Содержание обучения вопросам прикладной информатики для студентов экономических специальностей.
* Языки программирования высокого уровня, компьютерный практикум15.
* Технологии баз данных. Модели данных16.
* Основные функции поддержки баз данных17.
* Языки запросов, представление знаний18.
* Текстовые редакторы и процессоры19.
* Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах20.
* Базы данных21.
* Компьютерный практикум по офисным технологиям22.
* Автоматизированные системы управления (по специальности).
* Прикладные пакеты (по специальности).
Реализация предложенных дидактических единиц базовой подготовки должна осуществляться в рамках курса "информатика". Специальная подготовка проводится в рамках дополнительных учебных дисциплин циклов общепрофессиональной или специальной подготовки. В дополнение к уже имеющимся ("информационные системы", "информационные технологии", "базы данных") можно рекомендовать дисциплины "обучающие системы" и "системы поддержки принятия решения", "компьютерное моделирование" и "языки программирования высокого уровня". Их наличие в учебном плане и содержание зависят от специальности (направления) подготовки. Конкретный набор дидактических единиц определяется, в том числе, исходя из потребностей унификации всего набора экономических специальностей, реализуемых высшим учебным заведением. Предложенная концепция позволяет сформировать технологию информационной подготовки будущих экономистов с учетом текущего состояния информатики как научной дисциплины.


Работа выполнена при поддержке Министерства образования Российской Федерации по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук (грант N Г02-2.1-128, 2002 г.).


Литература
[1] Министерство образования Российской Федерации. Приказ N 56 от 30.06.99 об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
[2] Из министерства образования РФ // Информатика и образование. - 2004. - N 4. - С. 2-35.
[3] Заболотский В.П., Степанов А.Г. Элементы иерархической модели современной информатики в виде абстракции знаний // IX Санкт-Петербургская международная конференция. Региональная информатика - 2004. Материалы конференции. 22-24 июня 2004 года. СПб., 2004. - С. 281-282.
[4] Заболотский В.П. , Степанов А.Г. , Юсупов Р.М. Информатика как предмет обучения в высшей школе // Труды СПИИРАН. - Вып. 2. Т. 1. - СПб.: Наука, 2004.
[5] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521500 Менеджмент. Степень (квалификация) - бакалавр менеджмента. - М., 2000.
[6] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521600 Экономика. Степень - бакалавр экономики. - М., 2000.
[7] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 522000 Коммерция. Степень (квалификация) бакалавр коммерции. - М., 2000.
[8] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 522200 - Статистика. Степень (квалификация) - бакалавр статистики. - М., 2000.
[9] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 075600 Информационная безопасность телекоммуникационных систем. Квалификация: специалист по защите информации. - М., 2000.
[10] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060100 Экономическая теория. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[11] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060200 Экономика труда. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[12] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060400 Финансы и кредит. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[13] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[14] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060600 Мировая экономика. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[15] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060700 Национальная экономика. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[16] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Квалификация - экономист-менеджер. - М., 2000.
[17] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061000 Государственное и муниципальное управление. Квалификация - менеджер. - М., 2000.
[18] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061100 Менеджмент организации. Квалификация - менеджер. - М., 2000.
[19] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061500 Маркетинг. Квалификация - маркетолог. - М., 2000.
[20] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061700 Статистика. Квалификация - экономист. - М., 2000.
[21] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061800 Математические методы в экономике. Квалификация - экономист-математик. - М., 2000.
[22] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 062100 Управление персоналом. Квалификация - менеджер. - М., 2000.
[23] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351000 Антикризисное управление. Квалификация - экономист-менеджер. - М., 2000.
[24] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351200 Налоги и налогообложение. Квалификация - специалист по налогообложению. - М., 2000.
[25] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351300 Коммерция (торговое дело). Квалификация - специалист коммерции. - М., 2000.
[26] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 Прикладная информатика (по областям). Квалификация - информатик (квалификация в области). - М., 2000.
[27] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2004. - 392 с.
[28] Макарова Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. - 135 с.
[29] Рекомендации по преподаванию информатики в университетах: Пер. с англ. - СПб., 2002. - 372 с.



1 Только для специальностей 061800 Математические методы в экономике, 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Менеджмент организации, 062100 Управление персоналом, 351000 Антикризисное управление, 351300 Коммерция и направления, 522000 Коммерция.
2 Только для специальности 061800 Математические методы в экономике.
3 Только для специальностей 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика.
4 Только для специальностей 061800 Математические методы в экономике, 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Менеджмент организации, 062100 Управление персоналом, 351000 Антикризисное управление, 351300 Коммерция и направления 522000 Коммерция.
5 Кроме специальностей 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика и направления 521600 Экономика
6 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
7 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
8 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
9 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
10 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
11 Только для специальностей 060200 Экономика труда, 061800 Математические методы в экономике.
12 Кроме специальностей 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, направления 521600 Экономика.
13 Кроме специальностей 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, направления 521600 Экономика.
14 Специальности 060200 Экономика труда, 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика, 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Государственное и муниципальное управление, 061500 Маркетинг, 061700 Национальная экономика, 061800 Математические методы в экономике, 062100 Управление персоналом, 351000 Антикризисное управление, 351300 Коммерция, направления 522000 Коммерция.
15 Кроме специальностей 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, направления 521600 Экономика.
16 Кроме специальности 351200 Налоги и налогообложение.
17 Кроме специальности 351200 Налоги и налогообложение.
18 Кроме специальности 351200 Налоги и налогообложение.
19 Специальности 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, 061700 Статистика, 351000 Антикризисное управление, 351200 Налоги и налогообложение, направления 521600 Экономика, 522200 Статистика.
20 Специальности 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, 061700 Статистика, 351000 Антикризисное управление, 351200 Налоги и налогообложение, направления 521600 Экономика, 522200 Статистика.
21 Кроме специальности 351200 Налоги и налогообложение.
22 Только для специальностей 060100 Экономическая теория, 060200 Экономика труда, 060700 Национальная экономика, направления 521600 Экономика.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия