| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Кротов М. И. Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками,
доктор экономических наук, профессор (г. Москва) Мунтиян В. И. доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье системно рассматриваются изменения характера мировой архитектуры, выдвигающие на первое место в экономической, политической, юридической, военной и других направлениях научной теории необходимость междисциплинарной разработки категории «национальная безопасность» и ее подсистем. Проведена комплексная оценка системы экономической безопасности России в разрезе ее основных подсистем за 2013–2016 гг. На основе расчетов интегрального показателя совокупной мощи государства, включающего средневзвешенное значение по 20 параметрам и 9 главным показателям, принятых мировым экспертным сообществом и объективного сравнения положения России с другими государствами — мировыми лидерами, показаны реальные угрозы, требующие принятия срочных мер на государственном уровне. Обоснована необходимость обеспечения в экономической политике приоритета достижения экономического роста и экономического суверенитета. | Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, Россия, США, Китай, государства-мировые лидеры, национальная мощь страны, геополитический статус страны, экономический рост, экономический суверенитет, сверхдержава, великая держава | ББК Ф5(2)1 Ц8(2Р)1 Стр: 58 - 64 | Сложившаяся после развала Советского Союза мировая архитектура в течение многих лет отвечала интересам США как сверхдержавы и ее западным партнерам. Высокая конкурентоспособность экономики, военная мощь и отсутствие равных по национальной силе государств обеспечивали однополярную структуру международных отношений — полное доминирование западных стран. Однако неравномерность экономического и политического развития, базирующаяся на циклическом характере мировой экономики, существенно изменила политико-экономическую расстановку мировых сил.
К концу второго десятилетия XXI века Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Бразилия опередили в целом ряде областей экономики старых политических лидеров: страны «большой семерки». Начала восстанавливать свои мировые позиции и Россия. Это привело к тому, что радикально меняется структура мировой политической и экономической системы. Экономический вес новых государств-лидеров обусловил возрастание и их политического веса: появились новые международные объединения — Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, Евразийский экономический союз, а также новые альтернативные институты развития — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития, которые в отличие от МВФ и Мирового банка, контролируются не США, а Китаем, Индией, Россией и Бразилией. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|