| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период сентября-октября 1998 года | Ключевые слова: федеральные органы исполнительной власти, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство рыболовства РФ, оборот этилового спирта и алкогольной продукции, стабилизация потребительского рынка, семеноводство | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 237 - 242 | В свете изменений в трактовке элементов системы федеральных органов исполнительной власти в целом [35; 42; 33; 29; 5; 29] и относительно агропромышленного комплекса, в частности [2], с последующими изменениями [12; 3; 4; 32; 18; 3; 4; 32; 19; 7; 1; 6; 31; 14; 15; 32] постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1090 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [49] (утратило силу [50; 40]. — М.Б.) было утверждено новое Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия. В связи с этим, в частности, постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [48] (с последующим дополнением [28]. — М.Б.) было признано утратившим силу, а, следовательно, утратило силу и прежнее Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [48] (с последующим дополнением [28]. — М.Б.).
Также данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 467 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по рыболовству» [47].
Согласно утвержденному Положению, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) явилось федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства и утвержденным Положением.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ было призвано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и общественными организациями.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и его территориальные (бассейновые) органы явились специально уполномоченными государственными органами по следующим направлениям деятельности:
● мелиорация земель;
● охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
● охрана (кроме территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, а также среды их обитания в части влияния на рыбные запасы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации явилось специально уполномоченным государственным органом в следующих областях деятельности:
● племенное животноводство;
● семеноводство сельскохозяйственных растений;
● обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
● безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами и организация регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
● использование, охрана, защита участков лесного фонда и воспроизводство лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям (совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России).
Положением также был определен круг следующих основных задач Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ:
1) разработка и реализация в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по государственному регулированию производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного производства, продовольственного обеспечения населения, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития капитального строительства, производственной, социальной и инженерной инфраструктуры, социальной защиты работников и охраны труда в агропромышленном комплексе;
2) содействие формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, в том числе, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
3) проведение аграрных преобразований и участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности;
4) проведение государственной политики и осуществление государственного управления и контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания в Российской Федерации, рационального использования, охраны (кроме территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ), исследования, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (в части влияния на рыбные запасы) во внутренних водных объектах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в конвенционных районах Мирового океана и исключительных экономических зонах иностранных прибрежных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
5) проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель, семеноводства сельскохозяйственных культур, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, племенного животноводства, использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям;
6) формирование и проведение во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также организации работ по стандартизации и сертификации указанной продукции;
7) разработка и реализация во взаимодействии с Министерством науки и технологий РФ единой научно-технической и технологической политики, содействие осуществлению технической и технологической модернизации, а также развитию науки и осуществлению научной деятельности в агропромышленном комплексе, интеграции науки и образования; организация подготовки кадров;
8) содействие развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей с зарубежными странами.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняло функции, определенные утвержденным Положением.
Положением были также определены следующие права Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, предоставленные ему для осуществления своих задач и функций:
1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, организаций и учреждений информацию, необходимую Министерству;
2) рассматривать и утверждать в установленном порядке нормативы и требования, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач;
3) принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных ему государственных учреждений в установленном порядке;
4) утверждать уставы федеральных государственных унитарных предприятий, государственных организаций и учреждений, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) создавать, реорганизовывать, ликвидировать в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные (бассейновые) органы Министерства, утверждать положения о них, назначать на должность и освобождать от должности их руководителей;
6) предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органах управления хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности;
7) вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности агропромышленного комплекса.
Положением было также определено, что Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Положением был определен следующий круг вопросов, отнесенных непосредственно к компетенции Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ:
1) осуществление руководства деятельностью Министерства, несение персональной ответственности за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределение обязанностей между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства;
2) утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также сметы расходов на содержание центрального аппарата Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
3) утверждение положений о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
4) назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата Министерства;
5) представление в установленном порядке особо отличившихся работников агропромышленного комплекса к государственным наградам и присвоению почетных званий;
6) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросов, связанных с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
7) издание по вопросам, входящим в его компетенцию, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти).
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации образовывалась коллегия, в состав которой входили Министр (председатель коллегии) и его заместители (по должности), а также руководители территориальных (бассейновых) органов, руководящие работники и специалисты Министерства, ученые.
Члены коллегии утверждались Правительством Российской Федерации.
Решения коллегии оформлялись протоколами и реализовывались при необходимости приказами Министра.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных (бассейновых) органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществлялось за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ являлось юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, бюджетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 сентября 1998 г. № 2992-II ГД «О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации» [36] Президенту и Правительству было рекомендовано создать в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельный, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов России — Министерство рыболовства РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 1998 г. № 1382-р [52] (утратило силу [22; 51; 41; 43]. — М.Б.) в целях разработки мер по обеспечению государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции была создана временная рабочая комиссия (комиссия) под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ, и был определен ее состав.
Данным распоряжением председателю комиссии было поручено в недельный срок представить соответствующие предложения (результатом выполнения данного поручения явилось постановление Правительства РФ от 24 октября 1998 г. № 1248 «О Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [22] (утратило силу [43]. — М.Б.) с последующими изменениями [51; 41] (также утратили силу [43]. — М.Б.), которым была образована Межведомственная комиссия по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также были утверждены Положение о данной комиссии (с последующими изменениями [51; 41], также утратили силу [43]) и ее состав. — М.Б.).
Указом Президента от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [37] с последующими изменениями и дополнениями [8; 25; 38; 30; 16] в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [27; 11] была утверждена обновленная структура федеральных органов исполнительной власти (позднее данное положение Указа утратило силу [38; 30]. — М.Б.). В рамках этого был упразднен и образован (с передачей функций) ряд федеральных органов исполнительной власти. Указом было установлено, что функции упраздняемых федеральных органов исполнительной власти передаются действующим федеральным органам исполнительной власти на основании указов Президента и постановлений Правительства.
В рамках этого были, в частности, образованы Государственный земельный комитет РФ, с передачей ему соответствующих функций упраздняемого Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, и Государственный комитет РФ по рыболовству.
Распоряжением Правительства от 29 сентября 1998 г. № 1408-р [53; 56] в целях разработки мер по стабилизации и дальнейшему наращиванию производства отечественного продовольствия была создана временная рабочая комиссия (комиссия) под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны, и был определен ее состав.
Данным распоряжением председателю комиссии было поручено в трехнедельный срок представить соответствующие предложения о мерах по стабилизации и увеличению производства продовольствия в 1998–1999 гг. (результатом выполнения данного поручения явилось постановление Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» [24; 57; 26; 46; 21; 23; 39; 13] (частично утратило силу [21; 20; 59; 60]. — М.Б.), которым была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка и был утвержден ее состав (с последующим дополнением [57] (утратило силу [21; 20; 59; 60]). — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1143 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» [10], в Положение о Государственной службе по карантину растений в РФ, утвержденное постановлением Правительства от 23 апреля 1992 г. № 268 «О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» [17], был внесен ряд изменений и дополнений. Данные изменения и дополнения коснулись обновления состава Государственной службы по карантину растений, уточнения ее правового положения, расширения перечня прав, предоставляемых государственным инспекторам, совершенствования практики функционирования Государственных инспекций и других органов Государственной службы по карантину растений, а также порядка их финансирования.
В соответствии с новой редакцией Положения в состав Государственной службы по карантину растений вошли:
● Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
● Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью;
● пограничные государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.
Новой редакцией Положения было по-прежнему предусмотрено, что Государственные инспекции и другие подразделения по карантину растений образуют единую централизованную Государственную службу по карантину растений.
В соответствии с новой редакцией Положения Государственная служба по карантину растений в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, другими нормативными правовыми актами и утвержденным Положением.
Также в дополнение к прежней редакции Положения Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ поручалось по согласованию с Министерством финансов утвердить перечень платных и бесплатных услуг, предоставляемых Государственной службой по карантину растений, и стоимость каждого вида платных услуг.
Кроме того, в дополнение к прежней редакции Положения было установлено, что нарушения в области карантина растений влекут за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 7 октября 1998 г. № 1435-р [54] с последующими изменениями, внесенными распоряжением Правительства от 19 октября 1998 г. № 1504- р [55] и распоряжением Правительства от 24 февраля 1999 г. № 305-р [58], во исполнение Указа Президента от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [37; 8; 25; 38; 30; 16] Минсельхозпроду России, Государственному земельному комитету РФ, Государственному комитету РФ по рыболовству в числе прочих федеральных органов исполнительной власти предписывалось представить в Правительство РФ в установленном порядке:
а) в 2-недельный срок — проекты решений по вопросам установления и уточнения функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов, количества заместителей руководителей и членов коллегий этих федеральных органов исполнительной власти, размещения указанных органов, а также по составу территориальных органов, предельной численности и фонду оплаты труда их работников;
б) в 2-месячный срок — проекты положений или предложения по внесению изменений в положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Постановлением Правительства от 12 октября 1998 г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» [24; 57; 26; 46; 21; 23; 39; 13] (частично утратило силу [21; 20; 59; 60]) была образована Комиссия Правительства по стабилизации потребительского рынка и утвержден ее состав (с последующим дополнением [57] (утратило силу [21; 20; 59; 60] — М.Б.). Председателем Комиссии был утвержден Заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны.
Постановлением было установлено, что основной задачей указанной Комиссии является организация работы по выработке мер и принятию решений, связанных с обеспечением населения продовольственными и другими социально значимыми товарами, лекарственными средствами, а также координация работы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка.
Также данным постановлением Министерству торговли, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и Министерству экономики было поручено в 2-х недельный срок представить в Правительство РФ проект Положения о Комиссии Правительства по стабилизации потребительского рынка. Результатом выполнения данного поручения явилось постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 265 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка» [46; 21; 20; 59; 60], которым было утверждено (с последующими изменениями [21; 20; 59; 60]. — М.Б.) Положение о Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка).
Постановлением Правительства от 15 октября 1998 г. № 1200 «Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации» [45] в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» [34; 9] были утверждены Положение о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положение о сортовом контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 24 октября 1998 г. № 1248 «О Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [22] (утратило силу [43]) с последующими изменениями [51; 41] (также утратили силу [43]) в целях усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, улучшения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации Указа Президента от 6 октября 1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [44], была образована Межведомственная комиссия по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Также данным постановлением были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и (с последующими изменениями [51; 41] (также утратили силу [43]). — М.Б.) ее состав (под председательством Министра внутренних дел РФ. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 1998 г. № 1382-р [52].
Утвержденным Положением было установлено, что Межведомственная комиссия по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (Комиссия) является межведомственным координационным органом и образована в целях формирования предложений по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, улучшения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализа информации и выработки соответствующих решений в этой области.
В своей деятельности Комиссия была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Деятельность Комиссии должна была осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о защите государственной тайны и соблюдении режима секретности.
Основными задачами Комиссии явились:
1) выработка предложений по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
2) осуществление комплексного анализа криминальной ситуации, складывающейся в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, определение приоритетных направлений, требующих совместных действий по усилению государственного регулирования в данной области;
3) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти при проведении совместных специальных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, определение порядка обмена служебной и оперативной информацией при проведении этих мероприятий;
4) обобщение практики взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по усилению государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Также данным Положением были определены права Комиссии. Председателем Комиссии стал Министр внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, Положением были регламентированы: вопросы планирования работы Комиссии; условия правомочности проведения заседаний и принятия решений; периодичность проведения заседаний; равенство прав членов Комиссии при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов; порядок принятия и протокольного оформления принятых решений, а также обязательность исполнения последних; случаи и порядок внесения Комиссией необходимых предложений в Правительство Российской Федерации.
Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности Комиссии было возложено на аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Комиссии поручалось систематически информировать Правительство Российской Федерации о ходе выполнения мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. |
| |
|
|