Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В ЕврАзЭС
В условиях формирования и развития информационной экономики важнейшей, без преувеличения, стратегической задачей Евразийского экономического сообщества становится совместная разработка и масштабное внедрение информационных и коммуникационных технологий.

Решение этой задачи необходимо для повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства в странах - участницах Сообщества, углубления их экономической интеграции, расширения и активизации экономического и научно-технического сотрудничества с другими странами мира и международными, в том числе региональными, экономическими организациями, для ликвидации отставания в данной сфере от государств с развитой рыночной экономикой.
В экономике развитых стран быстро прогрессирует новое направление предпринимательской деятельности - информационный бизнес, электронная коммерция. В США, Японии, других развитых странах уже созданы крупные многоотраслевые информационные экономические комплексы, основанные на современных информационных и коммуникационных технологиях. В информационной экономике действуют такие мощные ТНК, как "Майкрософт", "ИБМ", "АТТ", "Эппл" и др. Интенсивно развивается программная индустрия, создающая программное обеспечение для ЭВМ и других электронных устройств.
Отставание Евразийского экономического сообщества в производстве программного обеспечения, информатизации, в электронном бизнесе определяется, в частности, такими данными: в России объем производства программного обеспечения в расчете на душу населения примерно в 100 раз меньше, чем в США, а объем его экспорта примерно в 10 раз меньше, чем в Индии.
Серьезным препятствием для преодоления такого отставания, помимо последствий экономического и финансового кризиса, является несовершенство законодательства, нормативной базы, создававшейся во всех странах ЕврАзЭС без учета возможностей современных информационных и коммуникационных технологий.
В данной ситуации особое значение приобретает реализация Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" и совместная разработка правового обеспечения информационного бизнеса в ЕврАзЭС.
Большие задачи по объединению усилий с целью совершенствования нормативной базы информационного производства предстоит решать Межпарламентской Ассамблее Сообщества. Секретариат Бюро Ассамблеи, как нам известно, в связи с этим заключил в марте 2002 года специальное соглашение о сотрудничестве с международной организацией СНГ "Глобальная инициатива по политике Интернет" (ГИПИ СНГ).
Для более детального знакомства читателей журнала с проблемами развития информационной экономики в нашем регионе Евразии мы публикуем ряд выдержек из программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года.
Федеральная целевая программа
"Электронная Россия (2002-2010 годы)"
Из раздела 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.
Программа должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, .сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.

Из раздела 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы.

На первом этапе выполнения программы, в 2002 году, должны быть сформированы методы мониторинга для определения эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации, эффективности использования ИКТ, эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ.
На втором этапе (2003 - 2004 гг.) на основе сформированной нормативной базы должны быть осуществлены проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения, таможенного оформления, регистрации и ликвидации юридических лиц, сертификации и лицензирования, представления отчетности, предусмотренной законами об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, поставках продукции для государственных нужд.
На этом этапе планируется создать основы единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и материально-техническую базу для подготовки специалистов в области ИКТ.
Третий этап (2005 - 2010 гг.) предполагает массовое распространение ИКТ во всех сферах общественной деятельности, завершение формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов, обеспечивающих подключение к общедоступным информационным системам.
В результате создания эффективной правовой базы, единой инфраструктуры в сфере информатизации, совершенствования подготовки кадров по ИКТ будут сформированы реальные предпосылки для структурной перестройки экономики.

Из раздела 3. Система программных мероприятий.

Программа предусматривает комплексный подход к совершенствованию законодательства для сферы информационных и коммуникационных технологий, гармонизацию его положений с положениями международных конвенций и законодательства государств - членов Европейского союза.
Одновременно предусматривается перевод большей части документооборота между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в электронную цифровую форму.
Использование ИКТ в средствах массовой информации должно осуществляться на основе конкурса проектов и путем их подключения к открытым общедоступным информационным системам.
Стратегическим программным мероприятием является создание системы электронной торговли (в том числе для осуществления государственных закупок) с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой базой данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети будет доступна всем гражданам, хозяйствующим субъектам и органам государственной власти.
Программой намечается организация системы слежения за реализацией нормативных правовых документов и принятых стандартов в сфере ИПК с целью своевременного выявления нарушений и снижения административных барьеров в этой сфере, а также регулярная публикация аналитических обзоров о ходе выполнения Программы.

Из раздела 4. Ресурсное обеспечение Программы.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы, определен в размере 77 млрд 179,1 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 39 млрд 383 млн руб. (в ценах 2002 года).

Из раздела 5. Механизм реализации Программы.

Мероприятия программы должны выполняться на основе контрактов между государственными заказчиками и исполнителями в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Для реализации программных мероприятий будут привлекаться также средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, Международного банка реконструкции и развития, российских и иностранных инвесторов.

Из раздела 6. Управление и контроль реализации Программы.

Для координации деятельности участников и вопросов финансирования при выполнении программы образуются межведомственная комиссия, а в ее рамках - экспертный совет (из представителей деловых кругов, высших учебных заведений, научных и профессиональных организаций, заинтересованных органов исполнительной власти и торгово-промышленной палаты).

Из раздела 7. Ожидаемые конечные результаты.

Одним из главных результатов реализации Программы должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, необходимой для ускорения темпов развития информационной экономики. Это позволит, в частности, упростить порядок лицензирования и сертификации в сфере ИКТ и сократить долю теневого рынка программного обеспечения.
К 2005 г. предполагается увеличить объем рынка информационных услуг и программного обеспечения в 2 - 3 раза, а к 2010г.-в 5-6 раз. В 2010 году доля информационных и коммуникационных технологий в российской экономике должна составить не менее 2 % общего объема рынка. Объем экспорта информационных продуктов и услуг к 2005 г. увеличится, по предварительным расчетам, до более чем 2 млрд долл. США.
Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 % бюджетных средств, выделяемых на организацию таких закупок.
Объединение государственных и муниципальных ресурсов в единую информационную систему уменьшит возможности для финансовых махинаций, уклонения от уплаты налогов, нарушения законов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия