Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Горев А. Э.
доцент Автомобильно-дорожного института
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат технических наук


ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

На сегодняшний день одним из условий повышения эффективности управления транспортно-логистическими системами (ТЛС) является внедрение информационных технологий в технологические процессы планирования и управления. Здесь требуется переход от традиционных методов планирования и управления к таким методам, где применение информационных технологий даст наибольший эффект. Одним из вариантов является переход от последовательных технологий оперативного планирования работы к объектно-ориентированному подходу.
Объектно-ориентированный подход (ООП) - это метод отождествления сущностей реального мира для понимания и объяснения того, как они взаимодействуют между собой, для достижения требуемой цели. Отличительной чертой ООП, как составной части системного подхода, является не описание последовательности выполнения действий элементов системы, анализ состояния каждого элемента, составляющего систему, как объекта, и выполнение в зависимости от результата анализа определенных действий. При этом такие составляющие ООП, как наследование, инкапсуляция, полиморфизм, классы, методы, события и свойства существенно облегчают тиражирование и модернизацию созданного продукта.
Традиционно в ООП выделяется три этапа:
Построение информационной модели, абстрагирование реальных сущностей в терминах объектов и атрибутов (свойств).
Построение модели состояний для формализации жизненных циклов объектов и отображение этой модели диаграммами и таблицами переходов. Взаимодействие между объектами осуществляется путем передачи сообщений о происходящих с ними событиях.
Разработка модели процессов, в которой действия в моделях состояний разделяются на фундаментальные и многократно используемые процессы (методы).
Модуль ООП должен являться составной частью управления логистической системой и состоять из двух частей: универсальной, обеспечивающей ввод, представление данных и общее управление режимами работы, и функциональной, содержащей алгоритмы вычислений для конкретной предметной области.
Предметная область ООП может быть формально описана совокупностью трех множеств:
- множества данных X;
- множества функциональных связей (задач, решаемых в ТЛС) F;
- множества связей по определению (ограничений) R.
Модуль ООП должен настраиваться на конкретную предметную область путем определения множеств X, F и R и подключения соответствующего набора методов (подпрограмм анализа) М, как это показано на рис. 1.
Рис. 1. Предметная область объектно-ориентированного подхода
Набор событий для каждого класса будет характеризовать возможные состояния объекта данного класса. После этого можно определить набор методов, с помощью которых оказывается воздействие на объект.
Если спроецировать принципы ООП на технологию оперативного планирования перевозок, то в первую очередь необходимо выделить классы объектов, которые формируют различные события, характеризующие процесс доставки груза. Пример фрагмента иерархии классов для ТЛС приведен на рис. 2.
Рис. 2. Пример фрагмента иерархии классов для типичного процесса ТЛС
При моделировании ТЛС важной особенностью является отнесение объекта к активным или пассивным. Активные объекты могут самостоятельно генерировать определенный набор событий (например, прибытие подвижного состава на терминал). Пассивные объекты в состоянии реагировать только на события, генерируемые извне. Пример разделения объектов ТЛС на эти две группы приведен на рис. 3.
Распространение принципов ООП на планирование и управление ТЛС позволяет использовать информацию о состоянии объектов управления на основе анализа событий. В зависимости от этого, применяя те или иные методы, можно изменять процесс функционирования системы, добиваясь оптимальных характеристик ее работы. При этом существенные потери времени, связанные с последовательной технологией выполнения процесса, могут быть сокращены за счет параллельного выполнения методов для различных объектов или группы объектов.
Рис. 3. Активные и пассивные объекты ТЛС
Для каждого объекта набор методов можно объединить в четыре группы:
- Планирование и/или подготовка объекта к выполнению каких-либо действий.
- Выполнение действия.
- Проверка завершенности действия и правильности его выполнения.
- Документальное оформление действия.
Выполнение методов всех четырех групп составит завершенный цикл функционирования объекта. Параллельность работы системы обеспечивается за счет того, что методы для связанных объектов могут выполняться не после завершения цикла работы каждого объекта, а инициироваться определенными событиями. Реализация предложенного подхода может быть осуществлена с помощью уже сегодня доступных для автоперевозчиков средств телематики.
Таким образом, использование принципов ООП обеспечивает:
- Автоматизацию управления внешними бизнес-операциями между различными субъектами логистической системы.
- Оптимизацию логистической системы за счет параллельного выполнения отдельных процессов.
- Достоверную информацию о состоянии системы в реальном масштабе времени.


Литература:
1. Горев А.Э. Информационные технологии в управлении логистическими системами. - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 193 с.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
3. Горев А.Э., Ахаян Р.А., Макашарипов С.М. Эффективная работа с СУБД. - СПб.: Питер, 1997. - 565 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия