| | Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Биктимиров Н. М. доцент кафедры сервиса и туризма
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат географических наук Киященко О. А. старший преподаватель кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления
Казанского (Приволжского) федерального университета Нурмиева Р. Р. старший преподаватель кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления
Казанского (Приволжского) федерального университета
| |
| | В статье дана оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. Показан механизм привлечения и использования иностранных работников. Рассмотрены территориальные аспекты развития трудовой миграции населения в пределах Республики Татарстан. Исследовано влияние иностранных трудовых мигрантов, занятых на рынке труда Татарстана, на национальную безопасность. Выявлены наиболее значимые проблемы обеспечения национальной безопасности в регионе. На примере Республики Татарстан исследовано как происходящие в России миграционные процессы активно влияют на изменение национального состава населения. С учетом современных тенденций демографического развития населения представлены прогнозные данные будущего этнического состава Республики Татарстан к 2030 году. Для повышения эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан представлены необходимые рекомендации | Ключевые слова: национальная безопасность, трудовая миграция, иностранный работник, религиозная гомогенность, этнический состав населения, Республика Татарстан | УДК 331.5 Стр: 145 - 147 | Современный рынок труда является ареной глобальных миграционных процессов, поэтому Российское государство не может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов рабочей силы, а обязано их регулировать, учитывая приоритеты своей страны и международные нормы.
Недооценивать вклад трудовой миграции нельзя — иностранные работники привносят новые технологии, инвестиции, удовлетворяют недостающую потребность в рабочей силе, что особенно важно в условиях дефицита трудовых ресурсов, в то же время иностранные работники занимают рабочие места, которые могли бы быть заняты гражданами Российской Федерации, иногда снижают уровень заработной платы. Внешние функции государства, направленные на реализацию его интересов и целей на международной арене, также вынуждены учитывать противоречия обеспечения национальной безопасности, отстаивания государственных интересов в международных отношениях, развития взаимовыгодного сотрудничества, участия в решении глобальных проблем.
Во многих регионах экономический рост стимулирует миграцию населения, ее последствия заметны и разнообразны как для развитых, так и развивающихся стран [6, 9].
Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. В то же время неравномерное распределение мигрантов по территории, значительный уровень нелегальной миграции, напротив, негативно сказываются на развитии территории.
Что касается других показателей уровня жизни населения, то миграция населения воздействует и на них. В первую очередь это может проявиться в обострении криминальной обстановки. Большая протяженность российской границы является благоприятной почвой для нелегальной и недокументированной иммиграции и сопутствующим потокам наркотических средств, оружия, некачественных товаров потребительского назначения и прочее [1, с.208]. Недокументированная трудовая миграция, как правило, приводит к увеличению уровня безработицы, вызывает увеличение напряженности на рынке труда. Она ведет к недополучению налоговых поступлений в бюджет.
Вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы актуальны для всех регионов России, в том числе и для Республики Татарстан. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, в связи с чем спрос на трудовых мигрантов увеличивается. Серьезные осложнения вызывают: демографический кризис и утрата популярности рабочих профессий у нового поколения россиян. В то же время целесообразность привлечения иностранных работников должна рассматриваться через призму защиты трудовых ресурсов Российской Федерации, особенно в условиях существующей безработицы, а также через призму национальной безопасности.
Республика Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем социально-экономического развития и обладает значительной миграционной привлекательностью [7, 10].
Нормативное определение трудящегося-мигранта в российском законодательстве дано относительно недавно (11.07.2011 федеральным законом № 186-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Трехстороннее соглашение с Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 19 ноября 2010 года). Трудящийся-мигрант — лицо, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории другого государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает [5, с.14].
Деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств-сторон соглашения [2, с.119].
Механизм привлечения и использования иностранных работников определен в Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановлении Российской Федерации от 22.12.2006 за № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», Постановлениях Российской Федерации об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта, и иных нормативных правовых документах.
Неравномерное распределение мигрантов по территории, значительный уровень нелегальной миграции, напротив, негативно сказываются на развитии территории.
Республика Татарстан относится именно к тем регионам, где миграции сыграли особую роль на протяжении многих десятилетий, оказывая важное воздействие на экономическое, социальное и демографическое развитие региона[8].
За 2015 г. для иностранных граждан, предусматриваемых к привлечению на работу в Республике Татарстан, была утверждена квота в размере 10 314. Это примерно в 4 раза меньше утвержденной квоты 2008 года (41 302 чел.). В 2015 г выбранная, т.е. фактически использованная квота, составила 54,6% (5633 чел.). Потребность работодателей (по заявкам) в 3 раза превышала этот показатель.
В республике противники иммиграции опасаются социальной напряженности и этнических конфликтов, связанных с противостоянием различных культур. Как показывает опыт Татарстана, именно в составе высококвалифицированных кадров встречаются сторонники и проповедники «нетрадиционного» ислама. Сейчас в России происходит борьба внутри мусульманского сообщества за определение Ислама.
Для татар сохранение религиозной гомогенности является важнейшей задачей, так как религиозный раскол нации на несколько направлений неизбежно приведёт к последующей деконсолидации, а конфессиональное раздробление татар-мусульман может стать серьезной проблемой, разрушающей национальную татарскую интеграцию [3].
Что касается других показателей уровня жизни населения, то миграция населения воздействует и на них. В первую очередь, это может проявиться в обострении криминальной обстановки. Большая протяженность российской границы является благоприятной почвой для нелегальной и недокументированной иммиграции и сопутствующим потокам наркотических веществ, оружия, некачественных товаров потребительского назначения. Традиционно уровень преступности среди иностранных граждан несколько выше, чем в среднем по республике.
В развитых странах значительная часть миграционной политики, адаптации мигрантов, согласования интересов различных социальных групп, в отличие от России, решается не на национальном уровне, а на уровне органов самоуправления.
В среднем за 2015 г. уровень безработицы в Татарстане, исчисленный по методологии МОТ, составил 4,0%. Структура распределения занятых в экономике по видам деятельности существенно не изменится. Прогнозируется увеличение численности работающих по большинству видов деятельности. Исключение составляют такие отрасли как «Строительство», «Обрабатывающая промышленность», «Транспорт и связь».
Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров при переезде в другую местность.
Как показывают статистические данные, миграционная убыль характерна не только для муниципальных районов, но и для городов. На сегодняшний день многие территориальные образования, имеющие отрицательную миграционную убыль населения, расположены преимущественно в южной, юго-восточной и восточной областях республики.
Динамика численности трудовых ресурсов зависит от изменения соотношения различных национальностей в численности населения республик и их режимов воспроизводства. Известно, что существует влияние миграции на скорость прохождения этнических процессов. Происходящие в России миграционные процессы будут активно влиять на изменение национального состава населения.
Прогнозные данные будущего этнического состава Республики Татарстан к 2030 г. свидетельствуют об увеличении удельного веса татар. Если в 2002 г. 52,9% населения Татарстана составляли татары, то по результатам прогноза к 2030 г. этот показатель может дойти до 58,8%. А в целом, если посмотреть прогнозные данные, то за 2010–2030 гг., ожидается снижение русских на 4,4%. В данном случае удельный вес данной национальности в Республике Татарстан составит всего 35,3%.
Согласно прогнозу численность населения в Республике к 2030 г. может составить 4140 тыс. человек.
Урбанизированность татар и дальше будет происходить быстрыми темпами, причем местами их расселения все чаще будут выступать более крупные города и агломерации. Прогнозируется существенный рост численности татар в наиболее крупных городах и регионах с относительно высоким уровнем жизни населения [1].
Итоги переписи 2010 года наглядно показали продолжающийся процесс расширения международных контактов нашей республики, особенно со странами СНГ. На ее территории среди наличного населения в 2012 году было отмечено несколько тысяч белорусов, узбеков, украинцев, грузин, армян, казахов, азербайджанцев и представителей других национальностей.
Таблица 1.
Национальный состав Республики Татарстан по итогам переписи населения 2010 г и прогноз численности основных национальностей РТ к 2030 г. [4]Национальность | Численность (тыс. чел.) в 2010 году | в % к общей численности населения в 2010 году | Прогноз численности (тыс. чел.) к 2030 г. | в % к общей численности населения в 2030 году (прогнозная оценка) |
---|
Татары | 2012,6 | 53,2 | 2437,2 | 58,8 | Русские | 1501,4 | 39,7 | 1464,1 | 35,3 | Чуваши | 116,3 | 3,1 | 101,4 | 2,3 | Удмурты | 23,5 | 0,6 | 22,9 | 0,5 | Украинцы | 18,2 | 0,5 | 18,8 | 0,4 | Мордва | 19,2 | 0,5 | 16,2 | 0,4 | Марийцы | 18,8 | 0,5 | 21,2 | 0,5 | Башкиры | 13,7 | 0,3 | 8,6 | 0,2 | Азербайджанцы | 9,5 | 0,2 | 23,2 | 0,5 | Армяне | 6,0 | 0,2 | 12,5 | 0,3 |
По прогнозным оценкам высока вероятность увеличения в Татарстане марийцев, но особенно азербайджанцев и армян.
Как и в ряде многих других национальных образований Российской Федерации, в Республике Марий Эл представители титульной (марийской) национальности преобладают среди сельского населения, что может сыграть положительную роль в росте сельской занятости в Республике Татарстан. Если прогнозы оправдаются, то ожидается значительное снижение мордовской части населения в регионе.
До недавнего времени наибольший приток лиц татарской национальности, вызванный ухудшением геополитической обстановки, происходил из Узбекистана и Казахстана. Однако этот миграционный поток по мере роста жизненного уровня граждан этих стран будет сокращаться. Доля остальных республик СНГ в положительном сальдо миграции татарского населения всегда была невелика, поэтому в дальнейшем ожидается рост миграционной значимости других стран, преимущественно на западе и юго-западе СНГ и Балтии, а также приток мигрантов из Центральной Азии и Восточной Европы.
Оценка эффективности привлечения и использования труда иностранных граждан носит формальный характер, не достаточно используется мировой опыт по выбору критериев оценки.
С учетом проведенного анализа и выявленного круга проблем рекомендуется:
– в целях структурного решения проблем в сфере миграции первоначально принять на федеральном уровне всесторонне взвешенную Концепцию миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых документов по национальной и экономической безопасности и служить вектором развития для достижения поставленных целей;
– активное взаимодействие федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении миграционных вопросов — субъекты Российской Федерации не должны занимать выжидательную позицию, а предлагать свои решения, своё видение миграционной политики. Федеральные органы власти должны рассматривать и анализировать эти предложения;
– внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью устранения законодательных коллизий, создание нормативной базы для правового регулирования миграции, ее потоков, обустройства мигрантов, в частности, закрепление за субъектами Российской Федерации нормы, позволяющей самостоятельно определять перечень работодателей, привлекающих иностранных работников;
– развитие механизмов привлечения и закрепления специалистов-профессионалов высокой квалификации и студентов;
– выделение средств федерального бюджета на привлечение соотечественников, проживающих за рубежом;
– обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических условий;
– финансово-экономическое обеспечение государственного регулирования миграционных процессов;
– проведение работы по воспитанию у населения России толерантности, искоренению ксенофобии в отношении мигрантов;
– создание условий для адаптации мигрантов на территории регионов Российской Федерации. |
| |
|
|