| | Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Ким Н. К. Ведущий специалист Секретариата Бюро
Межпарламентскогй Ассамблеи Евразийского Экономического сообщества
| |
| |
| Статья посвящена проблемам внедрения электронной торговли в Евразийском экономическом сообществе. Рассматриваются правовые вопросы создания основ электронной коммерции, в том числе опыт развитых стран в этой области. Обобщаются решения, принятые в государствах Сообщества по развитию информационных и коммуникационных технологий, в частности решения, предусматриваемые принятой Правительством РФ стратегической программой "Электронная Россия (2002-2010 годы)" | Использование в торговле новейших информационных технологий и сети Интернет становится в настоящее время важнейшим стратегическим направлением дальнейшего развития торговых операций. По экспертной оценке, оборот электронной коммерции в Интернет к 2003 году достигнет 1 трлн. долл. США - около 10% общего объема продаж в мировой экономике. Формирование национального рынка товаров и развитие международной экономической интеграции практически уже невозможны без широкого использования электронной торговли, электронного документооборота на всех этапах проведения торговых операций, включая заказ товара, проведение платежей, управление товародвижением и контроль доставки товара.
Широкому внедрению электронной торговли на территории государств- участников ЕврАзЭС пока препятствуют неразвитость информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), несовершенство нормативно-правовой базы, относительная слабость многих финансовых и кредитных организаций, нарушение взаимных обязательств участниками торговых отношений, отсутствие информационной структуры товарных рынков, адекватной современным требованиям.
В связи с этим существует необходимость в разработке и реализации специальной международной целевой программы на ближайшие годы, которая способствовала бы развитию электронной торговли на интеграционной основе.
В странах ЕврАзЭС имеется ряд национальных проектов и программ, направленных на создание основ электронной коммерции, например, "Концепция развития электронной коммерции в Республике Казахстан", программа в Российской Федерации "Организационно-правовые стандарты электронной коммерции", совместный проект Кыргызской Республики и Эстонии "ИКТ* для развития".
В то же время в их законодательных системах не существует законодательства, в полной мере определяющего параметры использования электронных эквивалентов соответствующих договоров и развития современной системы электронных платежей. Это не позволяет заключать контракты посредством обмена электронными данными, развивать отношения между субъектами электронной коммерции. К тому же для создания полноценной замены бумажного эквивалента электронным необходимо иметь несколько типов договоров и контрактов.
В каждой стране ЕврАзЭС нужны законы, определяющие юридическую силу электронного документа, должны быть приняты нормативные документы для юридических лиц с целью обеспечения качественной эксплуатации системы электронной торговли, решены правовые вопросы в отношении конфиденциальности, налогообложения при электронной коммерции, контроля за экспортом криптографических технологий, использования данных о характере поведения посетителей сайта, информации о покупках, обеспечения анонимности операций и т. д.
Стратегической задачей всех стран ЕврАзЭС становится совместная разработка типового проекта об электронной торговле, который содержал бы перечень основных принципов регулирования электронной торговли и определял ее сферу, участников, необходимый комплекс нормативных актов, параметры ее саморегулирования посредством "кодексов поведения", условия беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в рамках ЕврАзЭС и гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли.
В то же время такой типовой проект не должен напрямую корректировать национальное законодательство о налогообложении, антимонопольных правилах, обороте ценных бумаг, наследственном праве, нотариате, защите клиентов, представительстве в суде и т. д.
Подобные ограничения существуют в зарубежном законодательстве об электронной коммерции и соответствуют Положениям Директивы Европейского Союза "Об электронных подписях" (1999г.).
С учетом изменений в законодательстве должны изменяться и акценты в системе управления - прежде всего для принятия решений на уровне менеджмента в фирмах и расширения обратной связи с гражданами и общественностью должна развиваться практика подключения юридических лиц и граждан к системе государственно финансируемых информационных услуг и покупки таких услуг через Интернет. В связи с этим необходимы и организация тендеров по услугам базовой государственной информационной сети, и увеличение размеров инвестирования в Интернет-сети регионов и муниципалитетов.
При создании и совершенствовании законодательства об электронной коммерции следует всесторонне использовать положения соответствующих международных конвенций и опыт участников Европейского союза. Во многих странах ЕС приняты специальные нормативно-правовые документы, регулирующие электронные подписи, например, в Германии уже в 1997 году - закон "Об электронной цифровой подписи".
В США такие законы имеют даже отдельные штаты. Имеются в виду Закон Штата Юта "Об электронной цифровой подписи" (1996г.), соответствующие законы штатов Калифорния и Массачусетс и т. д.
При решении в период 2002-2010 гг. комплекса стратегических задач по развитию экономической интеграции государств-участников Евразийского экономического сообщества использование такого опыта приобретает особое значение.
В первую очередь, это относится к Директиве Европейского союза о правовых основах использования электронных подписей (принятой 13 декабря 1999 года), вводящей в законоприменительную практику положения, согласно которым государства - участники интеграционного образования могут формировать систему добровольной аккредитации для повышения качества сертифицированных информационных услуг, признавать сертификаты, выданные поставщиками услуг третьих стран, и должны принимать совместные меры против мошенничества с сертификатами.
Во Всемирной торговой организации на рубеже ХХ и ХХI веков начались многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции. Динамичный рост операций в этой сфере привел к развитию многосторонних торговых переговоров по методам сбора таможенных платежей, уплате НДС и некоторых других налогов, по защите прав интеллектуальной собственности, определению страны происхождения товара, поставленного с помощью электронных средств, проблемам законности электронной сделки, подлинности коммерческих документов, составленных в письменном виде или подписанных собственноручно ее участниками, и т. д.
В мае 1998г. на Женевской конференции министров стран-членов ВТО принята Декларация о глобальной электронной коммерции. В ней содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу по изучению всех торговых аспектов электронной коммерции, закреплена договоренность стран-членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Эта договоренность, формально действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в ноябре-декабре 1999г., была продлена и впоследствии может приобрести обязательный характер.
Параллельно с переговорами специалистами изучается вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.
Опыт развития электронной коммерции в США и Западной Европе показывает, что должны применяться унифицированные правила и на государственном уровне, и на уровне взаимоотношений фирм. Они необходимы для эффективного функционирования торговых систем (посредством сделок в Интернете), платежных систем (исполнения денежных обязательств, возникающих при совершении сделок в Интернете), систем доставки товаров (гарантий при его поставке), систем арбитража (для разрешения споров).
В некоторых странах с переходной экономикой, например, в Эстонии, многие законодательные акты уже имеют компоненты, относящиеся к ИКТ. Уголовный Кодекс обращает внимание на необходимость регулировать вопросы компьютерных преступлений, Закон о Правительстве Республики - на обязанности в сфере координации ИКТ, Закон о Государственной службе - на компьютерные навыки, необходимые для государственных служащих.
При создании современного рыночного хозяйства возникает потребность в координационном механизме - для согласованной разработки законопроектов в сфере информатики и экспертизы других законопроектов с позиции использования информационных технологий при реализации законов. При этом общая координация ИКТ может быть эффективной, если будет иметь прямое влияние как на правовые, так и на финансовые аспекты ИКТ.
В странах Евразийского экономического сообщества деятельность, связанная с внедрением и использованием ИКТ, постепенно начинает развиваться.
В Российской Федерации существует Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", принятый Государственной Думой 13 декабря 2001года. Он предусматривает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в электронных документах - условия, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Годом ранее в Республике Беларусь, 10 января 2000года, был принят закон "Об электронном документе", в котором определены правовые основы применения таких документов, требования к ним, права, обязанности и ответственность участников правоотношений в сфере обращения электронных документов.
На первом информационном саммите "ИКТ для развития" в Кыргызской Республике (27-28 февраля 2001 года в Бишкеке) были всесторонне обсуждены основные задачи реализации национальной стратегии в области информационных и коммуникационных технологий.
К таким задачам были отнесены:
- обеспечение прозрачного и подотчетного управления государственным сектором экономики;
- содействие созданию конкурентной экономики;
- создание равных условий для доступа к информации;
- формирование законодательства, обеспечивающего свободу информации и вместе с тем защиту интересов государства, предпринимателей, избирателей, потребителей, интеллектуальной собственности.
На практике соответствующие решения означают: обеспечение свободного доступа всех граждан и субъектов частного бизнеса к правовым государственным актам, в том числе для уверенного выхода на рынок ИКТ; создание современной государственной компьютерной системы; формирование системы общественного доступа к Интернету и информационных центров в регионах и городах.
В Республике Казахстан при разработке концепции развития электронной коммерции к важнейшим стратегическим решениям отнесены:
- подготовка информационного проекта международных торговых сделок посредством электронной торговли;
- создание региональных центров электронной торговли;
- организация пилотной зоны электронной торговли;
- внедрение в систему электронного бизнеса аппаратно-программных комплексов "бизнес-бизнес" и "бизнес-потребитель";
- разработка закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";
- создание системы управления цифровыми сертификатами;
- аккредитация центров сертификации и испытательных лабораторий в сфере электронного бизнеса;
- организация учебно-консультационных центров по электронной коммерции.
В России по планам экспертно- координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы рабочей группой по электронной коммерции в сентябре 2000 года был принят проект программы "Организационно-правовые стандарты электронной коммерции". Определен следующий перечень базовых документов, необходимых в целях использования ИКТ: рекомендации по организации деятельности в области Интернет-коммерции; типовой контракт; типовое соглашение об использовании электронной цифровой подписи; регламент третейского суда и типовая третейская оговорка; регламент для внесения изменений в документы. Рекомендации при этом являются элементом комплексной системы поддержки электронной коммерции, предусматривающей информирование общественности, поддержку организаций, использующих практический опыт развития электронных сделок, обеспечение доказательств и защиту прав потребителей, третейское разрешение споров.
В рассматривавшемся Государственной думой проекте федерального закона об электронных сделках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с основанием указывается на то, что, во-первых, законодательство о таких сделках должно использоваться наряду с иным законодательством, регламентирующим предпринимательскую деятельность, охрану прав потребителей и авторских прав; во-вторых, если в международных договорах предусмотрены иные правила, чем в законе об электронной коммерции, то применяются правила этих договоров.
28 января 2002 года Правительство РФ утвердило стратегическую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", которая должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создать условия для подключения к открытым информационным системам (через Интернет, прежде всего) и для эффективного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого использования ИКТ.
В 2002 году предусматривается разработать и использовать систему мониторинга для оценки эффективности расходования средств в сфере ИКТ и эффективности существующей нормативной правовой базы, регулирующей эту сферу. В 2003-2004 гг. планируется сформировать современную нормативную базу для электронных сделок, основы единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, материально-техническую базу для подготовки специалистов по ИКТ. В 2005-2010 гг. предполагается завершить создание единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций и обеспечить подключение населения и субъектов бизнеса к общедоступным информационным системам через специальные общественные пункты.
Важнейшим предусмотренным программой мероприятием является формирование системы электронной торговли, в том числе для осуществления государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой базой данных о продукции и услугах, доступной (через компьютерные сети) для всех граждан, хозяйствующих субъектов и властных структур.
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества в целях гармонизации соответствующего законодательства государств-участников 25 марта 2002 года приняла типовой проект "Об электронном документе".
Электронная коммерция выгодна и поставщикам, и клиентам, поскольку обеспечивает глобальный рынок сбыта, повышает конкурентоспособность, создает возможность для эффективной индивидуальной деятельности, сокращения или устранения сложной системы поставок, сокращения затрат, повышения качества обслуживания, развития оперативной информации о новых товарах и услугах и т.п.
В настоящее время во всех государствах-участниках ЕврАзЭС при пока неразвитой электронной коммерции существует все возрастающая потребность в проведении различных мероприятий для ее развития и повышения уровня единства информационных систем в ЕврАзЭС. В связи с этим необходимо, чтобы в национальных законодательствах были четко определены условия, гарантирующие и защиту прав человека, и финансирование развития ИКТ, и координацию работы в государственной информационной системе. | |
|