| | Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Якшибаева Г. В. доцент кафедры экономической теории
Уфимского государственного авиационного технического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье исследуется современное состояние, тенденции, направления и особенности внутренней трудовой миграции России. Предлагаются планово-рыночные механизмы регулирования потоков трудовых мигрантов, призванные смягчить существенные региональные различия и обеспечить трудодефицитные регионы государства необходимой рабочей силой | Ключевые слова: трудовая миграция, демографическая ситуация, миграционная политика | УДК 331.556; ББК 65.013 Стр: 79 - 81 | Миграционные процессы становятся неотъемлемой частью современной жизни. В эпоху глобализации, информатизации и цифровизации миграция интенсифицируется, приобретает новые черты, особенности, характеристики, формирует новые потоки, неоднозначно воздействуя на социально-экономическое, политическое, культурное и этническое развитие различных территорий.
В настоящее время демографическую ситуацию в России по оценкам некоторых экспертов считают кризисной, так как уже более чем в половине административных регионах страны наблюдается абсолютная убыль населения. Очевидно, сложившиеся негативные депопуляционные процессы в сфере демографии ведут к сокращению трудового потенциала. По оценкам экспертов, к 2026 г. население в трудоспособном возрасте уменьшится на 16,4 млн чел. или на 18%, но наибольшее уменьшение числа коснется молодых возрастов 15–29 лет. Ожидается и сокращение численности экономически активного населения к 2026 г. в возрасте 15–72 лет на 9,2 млн чел [1].
Учитывая нынешнюю демографическую ситуацию, миграционную обстановку, структурные сдвиги в экономике субъектов Российской Федерации, исследование процессов трудовой миграции (как внешней, так и внутренней), его влияние на развитие экономики и разработка взвешенной миграционной политики, направленной на эффективное регулирование миграционных процессов сегодня приобретает исключительную значимость.
Россия имеет определенный опыт по регулированию миграционных процессов, которая базируется на использовании таких механизмов, как: нормативно-правовые акты (законы, постановления, распоряжения, указы), различные международные соглашения, регулирующие миграционные потоки, государственные институты, административные меры, федеральные программы по оказанию экономической помощи регионам массовой эмиграции и др.
Как правило, производительные силы, капитал, знания, технологии и инвестиции располагаются в регионах с большой численностью населения, что в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие того или иного региона. К такому федеральному округу в России относится Центральный федеральный округ, с численностью населения 39 209 тыс. человек (1 место среди федеральных округов РФ), который имеет плотность населения 60,3 чел./км2 и превышает по данному показателю Дальневосточный федеральный округ (1,0 чел./ км2) в 60 раз, Сибирский федеральный округ (3,8 чел./км2) — в 16 раз, Уральский федеральный округ (6,8 чел./км2) — в 9 раз и Северо-Западный федеральный округ (8,2 чел./км2) — в 7,5 раз (см. табл.1).
Из таблицы 1 видно крайне неравномерное размещение населения в Российской Федерации. Среди федеральных округов минимальную численность населения имеет Дальневосточный федеральный округ (6 183 тыс. человек), что в 6,5 раз меньше, чем население Центрального федерального округа, насчитывающего 39 209 тыс. человек, хотя по площади ДФО среди федеральных округов занимают самую большую территорию (36,02% от территории РФ). Сегодня в регионах России с низкой плотностью наблюдается активный отток населения в центральные, западные и южные территории страны, где крупные города, такие как: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и др. становятся мегагородами притяжения мигрантов.
Таблица 1
Численность и плотность населения по федеральным округам Российской Федерации№ | Название округа | Численность населения,
тыс. человек | Плотность населения
на 1 января 2017 |
---|
1 | Центральный | 39 209 | 60,3 чел./км2 | 2 | Северо-Западный | 13 899 | 8,2 чел./ км2 | 3 | Южный | 16 429 | 36,7 чел./ км2 | 4 | Северо-Кавказский | 9 776 | 57,4 чел./ км2 | 5 | Приволжский | 29 637 | 28,6 чел./ км2 | 6 | Уральский | 12 345 | 6,8 чел./ км2 | 7 | Сибирский | 19 326 | 3,8 чел./ км2 | 8 | Дальневосточный | 6 183 | 1,0 чел./ км2 | Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели — 2017 г. 1.1. Основные социально-экономические показатели в 2016 г.
Если анализировать миграционную ситуацию в Российской Федерации, то она имеет аналогичную тенденцию, то есть потоки стремительно устремляются в европейскую часть Российской Федерации, см. табл.2.
Таблица 2
Миграционная ситуация в федеральных округах РФНазвание округа | Прибыло, чел | Выбыло, чел | Миграционный прирост |
---|
РФ | 4 706 411 | 4 444 463 | 261 948 | Центральный | 1 234 412 | 1 058 129 | 176 283 | Северо-Западный | 591 313 | 535 091 | 56 222 | Южный | 506 987 | 427 711 | 79 276 | Северо-Кавказский | 188 865 | 209 656 | -20 791 | Приволжский | 859 054 | 873 411 | -14 357 | Уральский | 432 780 | 417 508 | -15 272 | Сибирский | 641 970 | 654 560 | -12 590 | Дальневосточный | 251 030 | 268 397 | -17 367 | Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 г.: Бюллетень
В течении ХХ века до начала 1990 года Советский Союз, реализуя достаточно жесткую политику депортации и планомерного распределения трудовых ресурсов, с помощью системы льгот и различных субсидий заселяла стратегически важные территории Сибири и Дальнего Востока необходимой рабочей силой. Людские потоки при этом строго контролировались и имели целенаправленный характер. Распад планового хозяйства привел к совершенно новому этапу для России. Потеряли свое действие льготы, надбавки, «подъемные», которые притягивали работников в районы с суровым климатом, что в результате привело к тому, что достаточно хорошо освоенные и заселенные регионы советского времени в последние десятилетия начали стремительно терять свое население и опустошаться.
Из табл.2 видно, что из восьми федеральных округов, лишь 3 округа имеют положительное сальдо миграции. Это: Центральный федеральный округ (176 283 человек), Южный федеральный округ (79,276 человек) и Северо-Западный федеральный округ (56 222 человек), в остальных округах РФ выезжают больше, нежели прибывают. Очевидно, что подобная однополярность или, как многие исследователи называют ее «Западным дрейфом» [2], не может привести ни к чему положительному. Сегодня чрезвычайно важным должно быть стремление к равномерному размещению и распределению как населения, так и производственных комплексов с равномерным расположением по территории Российской Федерации некоторых крупных центров в разных географических объектах государства.
Значение трудовой миграции заключается в том, что она в первую очередь, способствует перераспределению трудовых ресурсов между трудоизбыточными и трудодефицитными территориями, повышая сбалансированность спроса и предложения на рынке труда. В современных условиях, когда отсутствуют рабочие места и растет безработица, что особенно ярко выражено в сельских муниципальных образованиях регионов России, всегда имеются вакантные рабочие места и благоприятные условия и возможности для реализации своих способностей в больших городах, других экономически развитых регионах, что мы и наблюдаем сегодня.
В настоящее время Российская Федерация характеризуется ярко выраженной дифференцированностью экономического развития своих территорий, что обусловлено различием промышленного потенциала, размещением агропромышленного комплекса, наличием природно-минеральных ресурсов, степенью урбанизации, что непосредственно отражается на расселении населения внутри страны и оказывает существенное влияние на миграционные процессы, потоки которых стремительно устремляются в относительно экономически развитые субъекты страны см. табл. 3.
Таблица 3
Численность занятого населения въезжающих и выезжающих на работу в другие субъекты, тыс. человек | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО | ДФО |
---|
Численность занятого населения, въезжающего на работу в субъект | 2005 | 612,3 | 100,3 | 21,9 | 3,0 | 39,1 | 111,1 | 14,8 | 10,3 | 2011 | 1284,5 | 116,3 | 65,8 | 14,7 | 70,1 | 261,8 | 40,1 | 40,9 | 2016 | 1658,4 | 259,6 | 95,3 | 20,2 | 109,1 | 365,9 | 81,8 | 78,4 | Численность занятого населения, выезжающих на работу
в другие субъекты | 2005 | 536,0 | 89,6 | 38,0 | 12,8 | 166,9 | 27,2 | 36,3 | 7,0 | 2011 | 1019,3 | 82,5 | 87,5 | 83,0 | 457,0 | 45,4 | 101,6 | 17,9 | 2016 | 1274,1 | 202,6 | 203,6 | 86,1 | 610,0 | 87,0 | 173,9 | 31,5 | Источник: Официальная статистика; рынок труда, занятость и заработная плата; трудовые ресурсы; оперативная информация; межрегиональная трудовая миграция.
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016.htm (Дата обращения 5.03.2018)
Из табл.3 видно, что происходит активизация движения трудовой миграции во всех федеральных округах РФ, численность въезжающих на работу в другие округа с 2005 года по 2016 гг. стабильно увеличивается. С большим отрывом от других округов на первом месте находится Центральный федеральный округ, сюда в 2016 году въехали 1 658 тыс. человек, на втором месте находится Уральский федеральный округ — 365,9 тыс. человек, на третьем — Северо-Кавказский федеральный округ 259,6 тыс. человек.
По выезжающим на работу в другие округа Российской Федерации, также как и по въезжающим, на первом месте находится Центральный федеральный округ (1 274,1 тыс. человек), за ней следует Приволжский федеральный (610,0 тыс. человек), далее — Южный федеральный округ (203,6 тыс. человек) и Северо-Западный федеральный округ (202,6 тыс. человек), имеющие приблизительно одинаковые значения.
В отличие от советского времени, когда регулирование миграционными процессами было связано с административно-принудительными инструментами и в основном было направлено на достижение более или менее равномерного распределения населения внутри страны, нынешняя современная ситуация носит кардинально другой характер. Для России переход к рыночным отношениям изменил миграционную ситуацию, повысив мобильность трудовых ресурсов, увеличив масштабы притока и оттока населения из региона в другие регионы, города и зарубежные страны [3].
Из 1371,8 тыс. человек, привлекавшихся на работу предпринимателями в Российской Федерации в целом, львиная доля приходится на иностранных трудовых мигрантов — 939,3 тыс. человек (68,5%). При этом число российских трудовых мигрантов — 432,5 тыс. человек (31,5%), см. табл.4. Рассматривая ситуацию по округам, видно, что Центральный федеральный округ значительно преобладает над остальными округами, который привлек 719,1 тыс. трудовых мигрантов, тогда как в Северо-Кавказском федеральном округе численность трудовых мигрантов составила всего 33,2 тыс. человек.
Таблица 4
Численность трудовых мигрантов, привлекавшихся на работу предпринимателями, по субъектам Российской ФедерацииНазвание
округа | Численность
трудовых мигрантов,
всего, тыс. человек | в том числе |
---|
Иностранные
трудовые
мигранты | Российские
трудовые
мигранты |
---|
РФ | 1 371,8 | 939,3 | 432,5 | ЦФО | 719,1 | 482,3 | 236,8 | СЗФО | 131,8 | 83,4 | 48,4 | ЮФО | 59,7 | 31,9 | 27,8 | СКФО | 33,2 | 24,1 | 9,1 | ПФО | 97,3 | 56,0 | 41,3 | УФО | 111,4 | 80,7 | 30,7 | СФО | 162,7 | 137,6 | 25,0 | ДФО | 56,6 | 43,3 | 13,3 | Источник: Официальная статистика: Итоги федерального статистического наблюдения за использованием труда мигрантов в 2015 году. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016.htm (Дата обращения 17.01.2018.)
Крупные экономические центры, потребность в наемном труде малого и среднего бизнеса, относительно высокие заработные платы, активная торговля между Россией и странами СНГ, а также замена квотных ограничений патентной системой привлекают иностранных работников и предпринимателей. Наибольшее их количество было привлечено в Центральный федеральный округ (482,3 тыс. человек), особенно это характерно для таких городов, как: Москва и Московская область, Калуга, Курск, Воронеж, Липецк. На втором месте находится Сибирский федеральный округ — 137,6 тыс. трудовых мигрантов, где наибольшую численность привлеченных работников имеют Новосибирская область, Красноярский край, Томская область. На третьем — Северо-Западный федеральный округ, насчитывающий 83,4 тыс. иностранных трудовых мигрантов, которые трудоустраиваются в основном в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Калининградской области.
Большую долю в составе иностранных трудовых мигрантов имеют выходцы из стран СНГ, входящих в Евразийский союз (ЕАЭС): Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения. Образование единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Евразийского экономического союза создало максимально комфортные условия для перемещения людей. Тенденция увеличения объема и интенсивности миграции в Российскую Федерацию граждан государств ЕАЭС будет и в дальнейшем продолжаться и усиливаться.
По привлеченным российским трудовым мигрантам лидирует также Центральный федеральный округ (236,8 тыс. чел.), с большим отставанием за ним следуют Северо-Западный федеральный округ (48,4 тыс. чел.), и Приволжский федеральный округ (41,3 тыс. чел.). Учитывая перечисленные факторы, в текущем году ожидается по-прежнему стабильно высокая численность прибывающих иностранных граждан преимущественно из стран СНГ. Некоторая часть трудовых мигрантов из-за ухудшения материального положения и потери доходов будет либо выезжать в страны своего постоянного проживания, либо стараться компенсировать потери своих доходов уклонением от уплаты авансовых платежей по патенту, или полным уходом «в тень».
Наряду с миграционной политикой, направленной на регулирование межгосударственной миграции, сегодня архиважную значимость имеет корректирование межрегиональной миграции. В России наблюдается крайне неравномерное расселение населения, которое в последние десятилетия имеет устойчивые центростремительные направления из Дальнего Востока и Сибири в сторону центральных, южных и западных регионов страны, что совершенно не соответствует экономическим, геополитическим и стратегическим интересам России [4].
Трудовые мигранты стремятся в относительно развитые регионы, где имеются рабочие места с достойными заработками и благоприятными условиями жизни. Чтобы влиять на эту тенденцию необходимо знать государственные возможности, плановые и рыночные инструменты, которые могли бы контролировать потоки и регулировать их путем предоставления привлекательных условий трудоустройства и социального обеспечения. В результате будут решаться не только внутрирегиональные проблемы, но и серьезные глобальные задачи геополитического, экономического, демографического и социального характера [5].
Неравномерное размещение населения всегда являлось одной из серьезных проблем в России. А в условиях экономического кризиса, социально-экономической дифференциации регионов РФ подобное положение дел только усугубляет процесс и отрицательно влияет на развитие территорий и в целом государства.
В настоящее время внутренней миграции в стране не уделяется должного внимания, однако мировая практика показывает, что именно взвешенное территориальное размещение населения внутри государства, направленное на равномерное распределение рабочей силы, позволяет решать современные проблемы модернизации и эффективно использовать имеющиеся трудовые и капитальные ресурсы регионов [6].
Сегодня для достижения равномерного и эффективного распределения и перераспределения трудовых ресурсов в Российской Федерации чрезвычайно важно использовать плановые методы и рычаги. Нынешняя миграционная политика РФ в основном направлена на решение краткосрочных текущих задач, появившихся проблем и получение быстрого результата [7]. Однако если страна стремится получить максимум пользы от использования труда мигрантов (как внутренней, так и внешней), необходимо в долгосрочном периоде разрабатывать стратегическое планирование, включающее 3 этапа: а) задача стратегии; б) разработка стратегического плана; в) реализация стратегического плана.
На наш взгляд, для достижения равномерного территориального распределения рабочей силы, в частности, трудовых мигрантов и обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, ее геополитической безопасности наиболее эффективными мерами являются формы, имеющие организованно-планомерный характер, такие как:
– государственный плановый набор работников для постоянной работы в трудодефицитных, стратегически важных регионах Российской Федерации;
– организованное переселение семей из трудоизбыточных регионов России на добровольной основе с предоставлением рабочих мест с достойной заработной платой и возможностью приобрести льготное жилье, предоставляя ипотечные кредиты по низкой процентной ставке, земельные участки для строительства жилья, ведения предпринимательской и производственной деятельности, предоставление единовременных «подъемных»;
– плановое распределение молодых квалифицированных специалистов, окончивших соответствующие профессиональные учебные заведения;
– востребованным мигрантам, переезжающим в трудодефицитные регионы Российской Федерации (Сибирь, Дальний Восток), обеспечить получение субсидий на переезд, перевозку имущества и членов семей и содействие обустройству на новом месте; для иностранных работников это также может быть снижение госпошлины за патент.
– с целью привлечения трудовых мигрантов и закрепления местного населения значительно увеличить капитальные вложения на создание производственных, агропромышленных комплексов и улучшения инфраструктуры (развитие социальных организаций, школ, детских садов, медицинских учреждений, спортивных фитнесс залов) в населенных пунктах с интенсивным оттоком трудоспособного населения;
– формирование единого информационного ресурса для обеспечения прозрачности перемещения трудовых мигрантов, их трудоустройства, наличия вакантных рабочих мест (национального банка вакансий), предоставления государственных гарантий, социальной поддержки.
В Российской Федерации практически отсутствуют законы, касающиеся регулирования внутренней миграции [8]. Учитывая исключительно сложную ситуацию из-за крайне неравномерного распределения населения вследствие дифференцированного социально-экономического развития регионов и округов, который привел к несбалансированному движению миграционных потоков из слаборазвитых и слабоосвоенных окраинных территорий страны в центральные, западные и южные округа, необходимо разработать Федеральный закон «О внутренней миграции в Российской Федерации» с конкретной целью и принципами регулирования внутренней миграции, определением стратегически важных субъектов, куда следовало бы в первую очередь направлять миграционные потоки. Необходимо постоянное изучение потребностей в трудовых ресурсах.
Таким образом, регулирование внутренней трудовой миграции является одним из главных составляющих факторов для достижения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и должно быть неотъемлемой частью общесистемной макроэкономической концепции, которая направлена на создание условий обеспечения рациональной занятости, повышения уровня и качества жизни населения, динамичного развития экономики и улучшения социальной сферы в стране. |
| |
|
|