Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Каратаев Е. М.
соискатель Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово)

Организационно-экономические основы создания межмуниципальных учреждений ЖКХ в городских агломерациях
В статье проанализирована практика создания межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ, учредителями которых являются администрации муниципальных районов и сельских поселений. Выявлено, что подобная практика не является достаточно эффективной. По результатам анализа основных финансово-экономических показателей деятельности управляющих компаний в муниципальных образованиях сделан вывод о слабой финансовой устойчивости данных организаций. Автор обращает внимание на возможность создания межмуниципального учреждения ЖКХ в городских агломерациях, как новой формы межмуниципального сотрудничества
Ключевые слова: Кемеровская область, г. Кемерово, городские агломерации, межмуниципальные учреждения, управление многоквартирным домом, управляющие компании, финансовая устойчивость
УДК 352; ББК 65.050.2   Стр: 203 - 206

За последние годы произошли значительные изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства: активно применяются рыночные рычаги и механизмы воздействия, ежегодно увеличивается размер тарифов по различным направлениям ЖКХ. Однако, до сих пор данная сфера отличается неэффективной системой управления, высокими затратами, главным образом, связанными с предоставлением ЖКУ [1, с. 259].
Указанные проблемы актуальны для всех муниципальных образований субъектов РФ, в том числе и в тех, которые включены в состав агломераций.
Агломерация — «концентрированная форма организации жизнедеятельности большой численности населения на ограниченной территории, объединенная в единую сложную многокомпонентную динамическую систему интенсивными внутренними связями» [2, с. 143].
В настоящее время существуют следующие модели управления городскими агломерациями: одноуровневая модель; модель, при которой создается в рамках агломерации муниципальное образование «второго уровня» при сохранении ранее существовавших муниципальных образований; договорная агломерация и модель регионального управления [3, с. 187].
Наиболее подходящей моделью управления в сфере ЖКХ является «договорная агломерация», при которой в рамках муниципального сотрудничества органы местного самоуправления отдельных самостоятельных муниципальных образований организуют совместное предоставление услуг [4, с. 81].
В настоящее время Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] предусмотрены следующие формы межмуниципального сотрудничества:
– совет муниципальных образований субъектов РФ;
– единое общероссийское объединение муниципальных образований;
– иные объединения муниципальных образований (ассоциации);
– межмуниципальные объединения;
– межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (по решению представительных органов муниципальных образований);
– некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов (по решению представительных органов муниципальных образований).
Юридически единого органа управления агломерацией не существует, вследствие чего особую важность приобретает умение руководства муниципальных образований находить компромиссы в решении общих вопросов. В целях координации руководства в рамках агломерации могут быть созданы совещательные органы, участие в которых и выполнение принятых этими органами решений является добровольным [6, с. 50].
По данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ [7], в ЕГРЮЛ зарегистрированы межмуниципальные организации, имеющие следующие основные виды деятельности в отрасли ЖКХ: управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и др.
На основе анализа сведений о межмуниципальных организациях ЖКХ, включенных в реестр, сделаны следующие выводы:
1. Более 90% данных организаций созданы в форме общества с ограниченной ответственностью, учредителями которых являются администрации муниципальных районов и администрации сельских поселений, входящих в данный район.
2. Деятельность включенных в реестр указанных организаций не является прозрачной (официальные сайты либо отсутствуют, либо заблокированы).
3. Более 50% созданных межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. Ликвидированные организации осуществляли свою деятельность, как правило, не более 10 лет.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что создание межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ на базе администраций муниципальных районов и администраций сельских поселений, входящих в этот район, не является достаточно эффективным. Данная ситуация обусловлена высокой дотационностью сельских поселений и муниципальных районов в целом [8, с. 259–260; 9, с.251].
Возможным вариантом решения сложившихся в сфере ЖКХ проблем является создание межмуниципального учреждения ЖКХ, как новой формы межмуниципального сотрудничества, в агломерациях муниципальных образований.
Предлагается статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Межмуниципальные организации» дополнить статьей 68.1 «Межмуниципальные учреждения» следующего содержания:
«1. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решение о создании межмуниципальных учреждений.
2. Межмуниципальное учреждение — это некоммерческая организация, созданная муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также в иных сферах.
3. Учредителями межмуниципальных учреждений являются уполномоченные органы местного самоуправления».
Для наиболее эффективного управления сферой ЖКХ в Кемеровской агломерации необходимо создать два межмуниципальных учреждения:
1. Создание межмуниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской агломерации». В настоящее время происходит дублирование 4-х вопросов местного значения: то, что в границах поселения, выполняют сельские поселения, а межпоселенческие вопросы местного значения решаются муниципальным районом.
Создание межмуниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской агломерации» позволит осуществить следующие виды экономии (по оценке экспертов):
– сбор и вывоз ТБО на территории всех поселений Кемеровского района (экономия более 2 млн руб. в год);
– монтаж и текущее обслуживание уличных осветительных приборов (экономия более 2 млн руб. в год);
– формирование в структуре межмуниципального учреждения аварийной, ремонтно-восстановительной бригады объектов ЖКХ (экономия более 1 млн руб. в год);
– формирование в структуре межмуниципального учреждения единой дорожно-эксплуатационной компании муниципального района (экономия более 10 млн руб. в год) [6, с. 103].
2. Создание межмуниципального учреждения «Управляющая компания Кемеровской агломерации». На территории муниципальных образований Кемеровской агломерации г. Кемерово и Кемеровского муниципального района управление наибольшим количеством многоквартирных домов (МКД) осуществляется организациями, имеющими неустойчивое финансовое состояние.
На основании данных, размещенных на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Кемеровской области [10] и официальном сайте «Реформа ЖКХ» [11], автором были проанализированы сведения обо всех управляющих компаниях, осуществляющих свою деятельность на территории г. Кемерово и Кемеровского района. В результате анализа сделаны следующие основные выводы:
1. На 01.11.17 г. 2651 дом общей площадью 11544,1 тыс. кв. м. г.Кемерово находится в управлении 57 управляющих компаний. 107 домов общей площадью 199,9 тыс. кв. м. в Кемеровском районе находится в управлении 7 управляющих компаний.
2. Отрицательный результат деятельности (убыток) на 31.12.2016 г. имеют 13 управляющих компаний, осуществляющих управление 568 многоквартирными домами общей площадью 2394,4 тыс. кв. м. (21% от общей площади МКД в управлении УК) в г. Кемерово и 4 управляющих компаний, осуществляющих управление 71 многоквартирным домом общей площадью 122 тыс. кв. м. (61% от общей площади МКД в управлении УК) в Кемеровском муниципальном районе. Хотя, цель любой управляющей компании — получение прибыли.
3. Коэффициент финансовой устойчивости, близкий к 1 (Кфин.уст. ≥ 0,7), имеют только 5 управляющих компаний из 60-ти: ООО «Жилсервис плюс» (в управлении 7 домов общей площадью 48,7 тыс. кв. м. в г. Кемерово), ООО «УК Стимул» (в управлении 17 домов общей площадью 42,8 тыс. кв. м. в Кемеровском районе), ООО «УК «АртСервис» (в управлении 12 домов общей площадью 131,9 тыс. кв. м. в г. Кемерово), ООО «УК ЖКХ №  2» (в управлении 6 домов общей площадью 117,3 тыс. кв. м. в г. Кемерово) и ООО»Лесная поляна» (в управлении 16 домов общей площадью 91,0 тыс. кв. м. в г. Кемерово). Таким образом, только 8% управляющих компаний имеют собственные средства для обеспечения устойчивой финансовой деятельности предприятия.
4. Максимальную прибыль имеет ООО «УК «Жилищник» (66,5 млн руб. за 2016 г.), в управлении которого находится 192 дома общей площадью 1212,3 тыс. кв. м. Сумма прибыли остальных управляющих компаний — менее 10 млн руб.
Максимальный убыток имеет ООО «Шалготарьян» (9,2 млн руб.), в управлении которого находится 31 дом общей площадью 335,1 тыс. кв. м.
5. Более 88% управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе, имеют задолженность перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы. Минимальная сумма задолженности составляет 164,7 тыс. руб. (ООО «Алькор», в управлении 3 дома общей площадью 16,4 тыс. кв. м.), а максимальная сумма задолженности составляет 175 255,1 тыс. руб. (ООО УК «Жилищный трест Кировского района», в управлении 349 домов общей площадью 1035,5 тыс. кв. м.).
6. Средняя сумма расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД, на 1 кв. м. значительно различается у управляющих компаний и колеблется от 0,22 руб. до 1629,43 руб.
7. Наименьшую стоимость активов в балансе организации имеет ООО «УК Предзаводская» (1731 тыс. руб.), в управлении которой находится 1 дом общей площадью 3,9 тыс. кв. м. Наибольшая стоимость активов — у ООО «УК «Жилищник» (160 205 тыс. руб.)
8. У 88% управляющих компаний доля дебиторской задолженности в активах организации составляет более 50%.
Таким образом, в целях реализации единой политики в сфере ЖКХ, направленной на достижение положительной динамики результатов деятельности и обеспечение непрерывного предоставления высококачественных ЖКУ потребителям, необходимо создание межмуниципального учреждения «Управляющая компания Кемеровской агломерации» (Учреждения).
Возможны два варианта создания данного Учреждения:
1. Учредителями Учреждения являются: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово и Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
2. Учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Кемерово. При данном варианте может быть заключен договор на приобретение услуг Кемеровским муниципальным районом у г. Кемерово, т.к. г. Кемерово обладает большей инфраструктурной обеспеченностью.
В целях привлечения в управление Учреждением наибольшего количества МКД, необходимо проводить предварительные встречи управленческого персонала Учреждения с председателями советов многоквартирных домов, председателями членов правления ТСЖ. На данных встречах разъяснять цели создания Учреждения и его преимущества (организовать раздачу листовок). Кроме этого, в управление Учреждением необходимо привлекать новостройки Кемеровской агломерации.
Для определения потребностей населения в услугах ЖКХ на ближайшие 3 года автором было проведено прогнозирование объема ввода многоквартирных домов в рассматриваемых муниципальных образованиях. В качестве исходных временных рядов были использованы годовые данные по г. Кемерово и Кемеровскому муниципальному району за 1997–2016 гг. (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика ввода многоквартирных домов в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе [12]

На этапах прогнозирования были использованы наиболее часто применяемые в статистической практике методы: метод Ирвина (для определения аномальных явлений), кумулятивный Т-критерий и метод Фостера-Стюарта (для выявления наличия тенденции во временном ряду), применение t-критерия Стьюдента (для проверки гипотезы о равенстве математического ожидания ряда остатков нулю и последующего вывода об адекватности моделей), RS-критерий (для проверки адекватности моделей).
С помощью инструментов программы «MS Excel» по максимальной величине детерминации (R2) из возможных вариантов линий тренда выбраны следующие наиболее адекватные данным уравнения, являющиеся моделями зависимости объема ввода многоквартирных домов от времени:
– y = 0,3429x2 + 4,5977x + 58,309 (полиномиальное уравнение) для г. Кемерово;
– y = 0,9826e0,1533x (экспоненциальное уравнение) для Кемеровского района.
Полученные модели являются адекватными на 5%-ном уровне значимости (данный уровень соответствует в уверенности на 95%).
На основе трендовых моделей сделан точечный и интервальный прогнозы объема ввода жилья на 2017–2019 гг. В соответствии с прогнозом, объемы ввода многоквартирных домов в рассматриваемых муниципальных образованиях Кемеров­ской агломерации будут увеличиваться в течение 2017–2019 гг. и в совокупности составит около 330,655 (±61,992) тыс. кв. м. в 2017 г., 354,069 (±66,742) тыс. кв. м. в 2018 г. и 378,843 (±72,6) тыс. кв. м. в 2019 г. (вероятность прогноза составляет 90%).
График результатов моделирования приведен на рис. 2.
Рис. 2. Прогноз ввода многоквартирных домов в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе на 2017–2019 гг.

Для прогноза, составленного по временному ряду г. Кемерово, средняя квадратическая ошибка прогноза (|δ|) равна 4%, для прогноза, составленного по временному ряду Кемеров­ского района — |δ| = 7,7%. Высокому уровню точности прогноза соответствует значение |δ| < 10% [13, с. 125].
В результате анализа основных финансово-экономических показателей управляющих компаний муниципальных образований Кемеровской агломерации была выявлена зависимость между суммой активов управляющих компаний и общей площадью домов, находящихся в управлении управляющих компаний.
В целях получения наиболее точных результатов для расчетов были выбраны данные управляющих компаний г. Кемерово и Кемеровского района, имеющих в управлении дома общей площадью более 400 тыс. кв. м., а также имеющих положительный результат деятельности (прибыль) на 31.12.2016 г. (см. табл. 1).

Таблица 1
Исходные данные для моделирования [11; 12]
№ п/пНаименование
управляющей компании
Площадь домов,
тыс. кв. м (х)
Сумма активов,
тыс. руб. (у)
1ООО «УК «Кемерово-сити»400,354701
2ООО «РЭУ-7»423,651518
3ООО УК «РЭУ-10»449,140000
4ООО «РЭУ-9»461,632541
5ООО УК «Радуга»547,948784
6ООО «Южный»557,766181
7ООО «Молодежный»604,947214
8ООО «Гарант+»664,962613
9ООО «Жилищно-коммунальный трест»720,872915
10ООО «УК «Жилищник»1690,97160205

По наибольшему значению коэффициента детерминации и основным характеристикам наиболее адекватной статистическим данным экономико-математической моделью для описания зависимости суммы активов организации (у) от общей площади домов (х) является линейная функция (R2 = 0,931): y = 91,415x + 4048,8 (y = a1x + a0).
Краткие выводы по результатам регрессионного анализа:
– вариация стоимости активов организации (у) на 93,1% объясняется изменением общей площади домов, находящихся в управлении организацией (х);
– изучаемая связь между параметрами у и х по F-критерия Фишера является статистически значимой;
– при проверке типичности параметров выявлено, что коэффициент a1 является статистически значимым, а коэффициент а2 не является статистически значимым, т.е. его необходимо исключить из модели (при этом качество модели не ухудшится);
– в соответствии с полученным значением средней ошибки аппроксимации A = 4,5% модель y = 91,415x достаточно точно описывает связь между параметрами у и х.
Таким образом, полученная модель может быть использована при планировании объема финансирования, необходимого на обслуживание конкретной общей площади многоквартирных домов в Кемеровской агломерации.
На первоначальном этапе для создания Учреждения необходимо 1 322 000 руб., в числе которых 892 000 руб. — текущие расходы (расходы на заработную плату, коммунальные услуги, аренду автомобилей и др. расходы) и 430 000 руб. — это финансовые вложения (расходы на регистрацию юридического лица, приобретение организационной техники и мебели и др.).
Следует отметить, что в текущие расходы не включены расходы на аренду помещения, необходимого для осуществления Учреждением своей деятельности, т.к. предлагается использовать свободные помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что создание межмуниципальных учреждений на основе агломераций муниципальных образований является одним из способов достижения целей реформ в отрасли ЖКХ. Учитывая широкую сферу применения и потенциальную высокую востребованность межмуниципального учреждения, как новой формы межмуниципального сотрудничества в городской агломерации, необходима детальная разработка нормативно-правовой основы для ее внедрения.


Литература
1. Каратаев Е.М. Создание межмуниципальных учреждений в агломерациях городов как инструмент развития жилищно-коммунального хозяйства / Е.М. Каратаев, В.В. Меркурьев // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 12–2 (77–2). — С.259–262.
2. Косинский П.Д. Совершенствование местного самоуправления на основе формирования агломераций муниципальных образований: региональный аспект / П.Д. Косинский, В.В. Меркурьев // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1 (45). — С.143–146.
3. Косинский П.Д, Меркурьев В.В., Чупрякова А.Г. Муниципальный менеджмент: системный подход / Под ред. В.А. Шабашева. — М.: Институт исследования товаропродвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. — 244 с.
4. Шабашев В.А. Агломерация как инструмент организации межмуниципального сотрудничества в регионе / В.А. Шабашев, В.В. Меркурьев // Наука, образование, общество. — 2015. — № 3(5). — С. 78–87.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
6. Меркурьев В.В. Формирование агломераций муниципальных образований: теоретические и прикладные аспекты / В.В. Меркурьев, П.Д. Косинский, А.Г. Чупрякова. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. — 206 с.
7. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: https://egrul.nalog.ru/ (дата обращения 12.11.2017).
8. Каратаев Е.М. Предпосылки создания межмуниципальных организаций ЖКХ на основе агломераций муниципальных образований / Е.М. Каратаев, В.В. Меркурьев // Международные научные исследования. — 2017. — №2(31). — С. 258–261.
9. Реформа местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы развития / П.Д. Косинский, О.А. Абраменко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — №1(53). — С.251–256.
10. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.11.2017).
11. Государственная жилищная инспекция Кемеровской области — URL: https://www.gosgil42.ru/.
12. Реформа ЖКХ: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: https://www.reformagkh.ru/ (дата обращения 12.11.2017).
13. Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование: учебник / Н.А. Садовникова, Р.А. Шмойлова. — М.: Университет «Синергия», 2016. — 151 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия