| | Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период сентября 1999 — февраля 2000 года | Ключевые слова: органы управления агропромышленным комплексом РФ, ОАО «Россельхозбанк», поставки продовольственной пшеницы из США | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 265 - 270 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1047 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 267» [7] (признано утратившим силу [22; 19; 58; 41; 62; 33; 38; 56]. — М.Б.) были внесены изменения в состав Совета по аграрной политике при Правительстве, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 267 [52] (также признано утратившим силу [22; 19; 58; 41; 62; 33; 38; 56]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1056 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике» [47] (признано утратившим силу [50; 6]. — М.Б.) было утверждено Положение о Государственном комитете РФ по земельной политике. В связи с этим было признано утратившим силу постановление Совета Министров — Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. № 91 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству» [49].
Утвержденным Положением было определено, что Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного земельного кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель.
Положением было предусмотрено, что Государственный комитет по земельной политике имеет свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Положением было установлено, что в ведении Комитета находятся государственные унитарные предприятия и организации по земельным ресурсам и землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель и аэрофотогеодезическим изысканиям. Государственный комитет РФ по земельной политике в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Государственный комитет РФ по земельной политике был призван осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Основными задачами Государственного комитета РФ по земельной политике явились:
1) осуществление государственной политики в регулировании земельных отношений и проведении земельной реформы;
2) государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации;
3) подготовка законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение земельных отношений;
4) прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов, зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, природно-сельскохозяйственное районирование земель;
5) проведение землеустройства;
6) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
7) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов;
8) проведение государственной кадастровой оценки земли, в том числе и для целей налогообложения;
9) разработка и реализация государственных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;
10) обеспечение выполнения решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по разграничению государственных земель между Российской Федерацией и ее субъектами;
11) обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и учреждений плановыми и картографическими материалами специального (отраслевого) назначения для целей управления земельными ресурсами;
12) участие в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами, участие в мероприятиях, связанных с приватизацией земельных участков, функционированием рынка земли и развитием всех видов права на землю;
13) создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра, поддержка и обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
14) участие в работе по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и соглашений между Правительством и органами исполнительной власти субъектов РФ о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами;
15) организация и участие в выполнении международных программ и проектов, в которых участвует Российская Федерация, по вопросам, относящимся к ведению Комитета.
Положением были также определены: функции, выполняемые Государственным комитетом РФ по земельной политике во исполнение возложенных на него задач; права, предоставленные Государственному комитету РФ по земельной политике в пределах его компетенции; порядок осуществления руководства деятельностью Государственного комитета РФ по земельной политике, порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя Государственного комитета РФ по земельной политике, а также его правовой (юридический) статус, порядок установления количества заместителей руководителя Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, порядок назначения (на должность и освобождения от должности. — М.Б.) заместителей руководителя Государственного комитета РФ по земельной политике, а также их правовой (юридический) статус; компетенция (полномочия) председателя Государственного комитета РФ по земельной политике; необходимость образования и порядок формирования состава коллегии Государственного комитета РФ по земельной политике и специфика утверждения количества и состава ее членов (кроме лиц, входящих в него по должности), полномочия коллегии, порядок принятия окончательного решения и дальнейших действий в случае возникновения разногласий между председателем коллегии и ее членами, порядок оформления и реализации решений коллегии; цели образования научно-технического совета Государственного комитета РФ по земельной политике и порядок осуществления руководства им, порядок утверждения состава совета и положения о нем; источник финансирования расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике; юридический статус Государственного комитета РФ по земельной политике.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1062 «О Межведомственной комиссии по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики» [26] в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 1998 г. № 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» [40] была образована Межведомственная комиссии по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, а также утверждено Положение об указанной комиссии и ее состав (под председательством Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. — М.Б.).
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики (Комиссия) образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» [40] в целях разработки и согласования мероприятий, направленных на совершенствование ценообразования в АПК и связанных с ним отраслях.
В своей деятельности Комиссия была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
а) анализ сложившихся ценовых соотношений на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые промышленные средства производства, а также межотраслевых соотношений с учетом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального и регионального бюджетов;
б) рассмотрение предложений, направленных на оптимизацию ценовых соотношений в АПК, а также определение общеэкономических последствий реализации таких предложений;
в) организация работ по подготовке и внесению в Правительство РФ федеральной целевой программы создания условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики.
Кроме того, данным Положением были определены функции и основные направления деятельности Комиссии; порядок утверждения ее состава и порядок членства в Комиссии; случаи внесения Комиссией соответствующих предложений по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации; периодичность, порядок проведения и условия правомочности заседаний Комиссии; порядок принятия и оформления решений Комиссии.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23 сентября 1999 г. № 1086 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка» [21; 20; 59; 61] был утвержден (с последующими изменениями [20; 59; 61]. — М.Б.) обновленный состав Комиссии по стабилизации потребительского рынка под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны.
Данным постановлением были упразднены Межведомственная комиссия по проблемам потребительского рынка, созданная в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [29] и от 17 ноября 1994 г. № 1277 «О Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [25; 42], и Межведомственная комиссия по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров, созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 132 «О Межведомственной комиссии по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров» [24].
Также данным постановлением были внесены изменения в Положение о Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 265 [48] (см. также [20; 59; 61]. — М.Б.). Указанные изменения коснулись уточнения цели образования Комиссии и одной из ее основных задач.
Обновленной редакцией Положения было определено, что Комиссия Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка (Комиссия) образована с целью выработки согласованных действий, связанных с обеспечением населения продовольственными, другими социально-значимыми товарами и лекарственными средствами, а также координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка, обеспечению качества и безопасности для здоровья людей потребительских товаров.
В соответствии с обновленной редакцией Положения, первой из основных задач Комиссии (подпункт «а» пункта 3 Положения о Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка, утвержденного постановлением Правительства от 10 марта 1999 г. № 265 [48], с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 23 сентября 1999 г. № 1086 [21; 20; 59; 61]. — М.Б.) явилась «координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по развитию потребительского рынка в интересах отечественных товаропроизводителей и с целью удовлетворения спроса населения на товары для бытовых (личных) нужд, а также по предупреждению проникновения и обращения на внутреннем рынке страны некачественных и опасных для здоровья людей потребительских товаров».
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу:
● пункт 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [29];
● постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1277 «О Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [25];
● постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 346 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [42];
● постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 132 «О Межведомственной комиссии по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров» [24];
● пункт 1 постановления Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» [31] в части, касающейся состава Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка;
● распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 1998 г. № 1754-р [53].
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. № 1087 «О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» [28] (признано утратившим силу [34]. — М.Б.) был утвержден обновленный состав Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка (под председательством Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. — М.Б.). В связи с этим был признан утратившим силу пункт 2 постановления Правительства РФ от 14 апреля 1999 г. № 427 «О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» [27] (впоследствии постановление Правительства РФ от 14 апреля 1999 г. № 427 «О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» [27] также было признано утратившим силу [34]. — М.Б.) в части утверждения состава Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 октября 1999 г. № 398-СФ «О критической ситуации с финансово-кредитным обслуживанием товаропроизводителей агропромышленного комплекса» [23] были, в частности, создана Временная комиссия Совета Федерации по вопросам финансово-кредитного обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса и определен ее персональный состав (см. также [44]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1218 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [43] (признано утратившим силу [46]. — М.Б.) были внесены изменения в состав Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, утвержденный постановлением Правительства от 12 июня 1999 г. № 623 «Об утверждении состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [51] (также признано утратившим силу [46]. — М.Б.).
Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 1999 г. № 1827-р [54; 57; 60; 63; 64; 65; 66] в целях совершенствования структуры Аппарата Правительства РФ был преобразован и переименован ряд его структурных подразделений. При этом, в частности, Департамент природопользования и охраны окружающей среды был преобразован в Департамент энергетических и природных ресурсов, а Департамент реформирования агропромышленного комплекса был переименован в Департамент развития агропромышленного комплекса. Также данным распоряжением была утверждена структура Аппарата Правительства РФ (с последующими изменениями [57; 60; 63; 64; 65; 66]. — М.Б.). Кроме того, данным распоряжением Руководителю Аппарата Правительства поручалось осуществить перераспределение вопросов между его структурными подразделениями и утвердить сферы ведения (положения) департаментов, управлений и отдела, а также их структуру и штатную численность в пределах установленной численности работников Аппарата (см. также [55]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1999 г. № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» [39] с последующими изменением и дополнением [10] в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [18; 1] были созданы пять федеральных служб гражданской обороны, в том числе федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений.
Данным постановлением, в частности, было установлено, что на федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений возлагается решение следующей основной задачи — организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений. Создание и организационно-методическое руководство федеральной службой гражданской обороны защиты животных и растений было возложено на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Кроме того, данным постановлением отраслевым министерствам РФ, по профилю деятельности которых были созданы федеральные службы гражданской обороны, в том числе и Министерству сельского хозяйства и продовольствия, по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики поручалось в I квартале 2000 г. утвердить положения о соответствующих федеральных службах гражданской обороны.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 января 2000 г. № 7-III ГД «Об образовании комитетов Государственной Думы» [45] с последующими изменением и дополнением [16] в соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции РФ были образованы профильные комитеты Государственной Думы третьего созыва, в том числе Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.
Постановлением Государственной Думы от 19 января 2000 г. № 11-III ГД «О внесении изменений в статью 20 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [9] с последующими изменениями и дополнением [32; 14] в связи с образованием профильных комитетов Государственной Думы третьего созыва часть первая статьи 20 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [35; 5; 15; 2; 17; 11; 12; 13; 8; 3; 4; 36] была изложена в обновленной редакции.
В результате этого статьей 20 главы 4 «Комитеты и комиссии Государственной Думы» раздела I «Внутреннее устройство и органы Государственной Думы» Регламента Государственной Думы был определен обновленный перечень комитетов, образуемых Государственной Думой. В данный перечень в числе прочих комитетов был по-прежнему включен Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.
Постановлением Совета Федерации от 16 февраля 2000 г. № 13-СФ «О Российском сельскохозяйственном банке» [37], признавая важность создания специализированного системообразующего банка как одного из основных звеньев государственной кредитно-финансовой политики в сфере сельскохозяйственного производства и всего агропромышленного комплекса РФ, было решено поддержать решение государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» о создании Российского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанка) в форме открытого акционерного общества как федерального банка с филиальной сетью во всех субъектах Российской Федерации.
В данном постановлении отмечалось, что целями создания Россельхозбанка являются:
● формирование специализированного института, способного решать проблемы обеспечения финансирования и кредитования агропромышленного комплекса страны;
● реструктуризация части активов и обязательств акционерного коммерческого банка «СБС-АГРО» (АКБ «СБС-АГРО»).
Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» предлагалось учесть при создании Россельхозбанка, что контрольный пакет акций Россельхозбанка должен находиться в государственной собственности в соотношении: 51% акций в федеральной собственности и 49% в собственности субъектов Российской Федерации в равных долях.
Правительству Российской Федерации, в частности, рекомендовалось по результатам проверки Генеральной прокуратурой РФ законности отчуждения имущества Акционерного коммерческого Агропромышленного банка в пользу АКБ «СБС-АГРО» рассмотреть вопрос об использовании Россельхозбанком имущества бывшего Акционерного коммерческого Агропромышленного банка.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано:
● обеспечить условия для создания и устойчивого функционирования филиальной сети Россельхозбанка во всех субъектах Российской Федерации;
● оказать содействие в переводе на обслуживание Россельхозбанком предприятий и организаций агропромышленного комплекса, находящихся в федеральной собственности, а также бюджетных счетов предприятий и организаций, получающих средства по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. № 189 «О мерах по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров» [30], в частности, для обеспечения оперативного контроля за осуществлением поставок из Соединенных Штатов Америки продовольственной пшеницы и своевременного решения вопросов, возникающих в ходе ее реализации, были, в частности, создана межведомственная оперативная группа по контролю за осуществлением поставок продовольственной пшеницы из США под председательством первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, и определен ее должностной и персональный состав. |
| |
|
|