Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Кулматов Т. Ш.
советник Правового департамента
Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат юридических наук


О ПРИНЦИПАХ НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЕврАзЭС ЧАСТЬЮ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВ СООБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

В разделе 10 "Расширение полномочий органов ЕврАзЭС" Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, утвержденных решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. N 152 определено, что по мере формирования Таможенного союза государства-члены в соответствии со статьей 1 Договора об учреждении ЕврАзЭС принимают решение о расширении полномочий органов Сообщества и иных структур, создаваемых на межгосударственном уровне. Государства-члены ЕврАзЭС добровольно передают часть своих полномочий органам Сообщества либо иным структурам, создаваемым на межгосударственном уровне. Объем и содержание полномочий, а также структура органов определяются соответствующим межгосударственным договором. Решения таких органов должны иметь обязательный (нормативный) характер и выполняться членами Сообщества в соответствии со статьей 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС.
Для реализации указанных положений Приоритетных направлений необходимо концептуально определиться, во-первых, с основаниями и принципами наделения органов ЕврАзЭС частью национальных полномочий; во-вторых, с объемом и содержанием полномочий, а также юридической силой решений органов Сообщества, как решений, имеющих нормативный характер; в-третьих, с форматом документов о передаче части национальных полномочий органам Сообщества государствами-членами ЕврАзЭС и сроками их принятия.
Основанием для расширения полномочий органов ЕврАзЭС служат поставленные перед Сообществом задачи по завершению формирования Таможенного союза и созданию Единого экономического пространства в соответствии с Приоритетными направлениями и Мероприятиями по их реализации.
Передачу части национальных полномочий органов Сообщества государствами-членами ЕврАзЭС предлагается осуществлять с учетом таких принципов, как: добросовестность исполнения международных обязательств; конституционность решений, принимаемых членами ЕврАзЭС при передаче части национальных полномочий; использование полномочий в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права и др.
Объем и содержание полномочий, передаваемых органам ЕврАзЭС, предлагается определять поэтапно по мере формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Расширения полномочий на современном этапе интеграционного сотрудничества не требуется, поскольку еще только идет процесс гармонизации (сближения и унификации) внешнеторгового и таможенного законодательства посредством принятия международных договоров. Пока гармонизация национального законодательства путем принятия органами ЕврАзЭС решений, носящих нормативный (обязательный) характер, невозможна, так как такие решения подлежали бы ратификации. Сейчас это пришло бы в несоответствие и с конституционными нормами государств-членов Сообщества. (Так, в ст.15 Конституции РФ определено, что установление иных правил, чем предусмотрено законом, возможно только по международным договорам).
С момента же завершения формирования Таможенного союза и при наличии гармонизированного внешнеторгового и таможенного законодательства в рамках ЕврАзЭС расширение полномочий органов ЕврАзЭС крайне необходимо - для принятия решений, носящих нормативный характер (за исключением решений, влекущих за собой изменение национальных законов). Объем и содержание их должны соответствовать кругу решаемых в рамках ЕврАзЭС задач по созданию режима свободной торговли и установлению единого порядка регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности. При этом важно определить соотношение решений органов Сообщества и национальных нормативных правовых актов, принимаемых в пределах полномочий правительств и компетентных государственных органов (министерств и ведомств) государств-членов ЕврАзЭС.
В связи с вышеизложенным новые полномочия органов ЕврАзЭС по принятию решений, носящих нормативный характер, предлагается распределить следующим образом.
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения нормативного характера для реализации действующих межгосударственных и межправительственных договоров, исполнение которых осуществляется в пределах полномочий правительств государств - членов ЕврАзЭС и в порядке, предусмотренном статьей 14 Договора об учреждении Сообщества.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС принимает такие решения для реализации действующих межведомственных международных договоров, исполнение которых осуществляется в пределах полномочий компетентных государственных органов (министерств и ведомств) государств-членов ЕврАзЭС непосредственно, в порядке, предусмотренном той же статьей 14 Договора. Интеграционный Комитет вправе при этом в случае необходимости делегировать отдельные полномочия советам и комиссиям, действующим при нем, либо иным структурам, создаваемым на межгосударственном уровне, по соответствующим направлениям деятельности. В частности, Совету руководителей таможенных служб может быть делегировано право по управлению таможенными службами Сторон в объеме, необходимом для осуществления совместной деятельности в условиях функционирования Таможенного союза.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС должна иметь более широкие полномочия за счет наделения ее правами принимать решения, носящие нормативный характер. Вместе с тем реализация Основ законодательства ЕврАзЭС возможна только в условиях Единого экономического пространства.
Суд ЕврАзЭС вправе принимать решения нормативного характера по спорным вопросам, возникающим между органами ЕврАзЭС и государствами - членами Сообщества при исполнении актов ЕврАзЭС.
Расширение полномочий органов ЕврАзЭС путем передачи им части национальных полномочий, а также организационно-правовой механизм реализации их решений должны быть обеспечены посредством заключения межгосударственного договора, подлежащего ратификации. Необходимо также принять решение о внесении соответствующих изменений в уставные документы, в соответствии со сроками, установленными в разделе IX Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития Евразийского экономического сообщества.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия