Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОБЩЕМ РЫНКЕ ТРУДА ЕврАзЭС
(из рекомендаций, разработанных Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по социальным и гуманитарным вопросам и Научно-экспертным советом по гармонизации национальных законодательств в области социальной политики и реформирования социальной сферы)

Для сближения и унификации законодательства стран ЕврАзЭС в области занятости молодежи парламентариями и учеными рекомендуется продолжить работу по сближению норм национальных правовых систем с международными стандартами труда.
Правовое регулирование национальных рынков труда предлагается осуществлять в соответствии со следующими международными критериями:
- особыми законодательными гарантиями для получения образования работающей молодежью;
- учетом при формировании текущих потребностей в рабочей силе особенностей развития молодежного сегмента рынка труда, связанных с его мобильностью, тенденциями к миграции и социальной защитой трудящихся мигрантов из числа молодежи;
- унифицированным подходом к системе профессиональной подготовки, повышению квалификации и переподготовке молодежи.
Особого внимания заслуживает опыт Российской Федерации по гармонизации социального законодательства в связи с предстоящей ратификацией пересмотренной Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. В статье 7 этого документа предусматриваются специальные положения относительно прав детей и молодежи:
- право на справедливую оплату труда или на соответствующие пособия;
- признание работодателем времени, затраченного подростками на профессиональную подготовку во время рабочего дня, как части рабочего дня;
- право на ежегодный, минимально четырехнедельный, оплачиваемый отпуск;
- организация регулярного медицинского осмотра при осуществлении отдельных видов работ для лиц, не достигших 18-летнего возраста;
- обеспечение специальной защиты от опасности физического и морального ущерба и др.
В государствах Сообщества предусмотрено, что для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием учащихся образовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса учебы, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, ночных, сверхурочных работах и работах в выходные дни.
Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация закрепили положение о неприменении труда несовершеннолетних на работах, связанных с производством, хранением, торговлей спиртными напитками, с наркотическими и токсичными препаратами, в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах.
Кыргызская Республика (ст. 167 КЗоТ) закрепляет положение об обязательности для работников, не достигших 21 года, прохождения ежегодных медицинских осмотров при выполнении тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в том числе подземных, а также работ, связанных с движением транспорта.
Трудовой кодекс Российской Федерации вводит обязательные предварительные медицинские осмотры при приеме на работу лиц моложе 21 года. Таким образом в России установлена гарантия охраны здоровья при приеме на работу для более широкого круга молодежи.
В Республике Беларусь гарантируется предоставление первого рабочего места выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из вооруженных сил. При этом раскрывается понятие первого рабочего места.
Трудовое законодательство Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана для рассматриваемой категории молодежи не предусматривает предоставления первого рабочего места, что свидетельствует о пониженном уровне гарантий.
В связи с этим Рекомендации, разработанные в МПА ЕврАзЭС, обращают внимание на необходимость следующих общих мер:
- установления норм, обеспечивающих приоритетное кредитование и инвестирование в сфере молодежного предпринимательства и формирование новых форм и механизмов его финансовой поддержки;
- выработки единого подхода к решению проблем занятости молодежи со стороны государственных структур и негосударственного сектора экономики;
- введения унифицированного порядка приема на работу и увольнение работников, сближения системы оплаты труда, охраны здоровья;
- обеспечения вторичной занятости и организации сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ и межгосударственных молодежных бирж труда;
- ежегодного квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;
- ежегодного квотирования рабочих мест для лиц, прошедших срочную военную службу;
- унифицированной регламентации рабочего времени, сверхурочных работ, оплачиваемых отпусков с учетом возраста, времени принятия на работу, ученичества и профессионального обучения;
- законодательного обеспечения социального страхования молодых работников с предоставлением гарантированных пособий и выплат по безработице, материнству, профессиональной подготовке, инвалидности;
- обеспечения равных возможностей в получении работы всем социальным и демографическим группам молодежи;
- льготного налогообложения для тех предприятий, на которых реализуются программы обучения молодежи;
- льготного налогообложения для субъектов молодежного предпринимательства и льготного порядка уплаты налогов для трудящегося-мигранта в возрасте до 25 лет - гражданина государства - члена Сообщества;
- унификации порядка уплаты налогов, сборов за трудящегося-мигранта в возрасте до 25 лет - гражданина государства - члена Сообщества;
- создания льготных условий для молодежи, проходящей профессиональное обучение на производстве или обучающейся в учебных заведениях без отрыва от производства;
- предоставления образовательных кредитов и установления на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи;
- унификации порядка предоставления кредитов и грантов.
Вместе с тем рекомендуется: ввести в национальные законодательства специальные нормы, регламентирующие порядок направления граждан для трудовой деятельности за пределы государств и привлечения рабочей силы в страну; молодым трудовым мигрантам из стран ЕврАзЭС гарантировать признание дипломов, свидетельств об образовании, соответствующих документов о присвоении звания, разряда, квалификации и других необходимых для трудоустройства документов, полученных в своих странах, а также трудового стажа (включая стаж на льготных условиях и по специальности).
Формирование правовой среды, соответствующей международным стандартам, станет основанием для развития более гибкого рынка труда, создания новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости, совершенствования качества трудовых ресурсов за счет профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации молодежи.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия