Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГОСУДАРСТВАХ СООБЩЕСТВА

Постоянные комиссии МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам, экономической политике, таможенному регулированию и пограничной политике, по торговой политике и международному сотрудничеству 13 апреля 2005 г. рассмотрели и одобрили два имеющих существенное значение для развития социально-экономической интеграции в Сообществе типовых проекта законодательных актов: "О защите прав потребителей" и "О защите вкладов физических лиц в кредитно-финансовых организациях".
Первый типовой проект определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей на территории государств Сообщества, а также регулирует отношения, возникающие между гражданами, приобретающими или использующими товары (услуги), и организациями и индивидуальными предпринимателями. Им устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах), об их производителях и продавцах и механизм реализации этих прав.
Указывается (ст. 16 типового проекта), что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), о продавце (изготовителе, исполнителе) подлежит возмещению в полном объеме и что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), о продавце (изготовителе, исполнителе) признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Если товар причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, продавец (изготовитель) обязан незамедлительно приостановить его реализацию (производство) до устранения причин вреда и своевременно информировать об этом соответствующие государственные органы, принять все необходимые меры по своевременному информированию и потребителя через средства массовой информации о возможной опасности для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, а также меры по изъятию товара (работы, услуги) из оборота и отзыву от потребителя.
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Размер компенсации определяется судом.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) - в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков и уплаты неустойки, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если отступления в работе от условий договора или иные недостатки работы в установленный договором срок не были устранены и являются существенными. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя, в соответствии с законодательством государства - члена ЕврАзЭС.
При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением тех случаев, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение четырнадцати дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон.
За нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работы (оказании услуг) не определена, - в размере одного процента общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен и более высокий размер неустойки.
Решения о защите прав потребителя, принимаемые государственным органом, осуществляющим защиту прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государства - члена ЕврАзЭС.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) имеют право обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством.
Типовой проект законодательного акта "О защите вкладов физических лиц в кредитно-финансовых организациях" определяет порядок установления правовых и организационных основ системы защиты сбережений физических лиц в кредитно-финансовых организациях, компетенцию, порядок образования и деятельности организаций, осуществляющих функции по защите сбережений, порядок выплаты возмещения и регулирования отношений между участниками системы защиты сбережений.
Типовым проектом определяются особенности правового статуса участников системы защиты сбережений, условия обязательного участия в этой системе, уплаты взносов и выплаты возмещении по вкладам. Нормы проекта относятся к функционированию создаваемой в соответствии с национальным законодательством системы защиты (страхования, гарантирования, возмещения) сбережений граждан на территории государства.
Основными принципами системы защиты сбережений должны быть:
- обязательность участия кредитно-финансовых организаций в системе защиты сбережений;
- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения кредитно-финансовыми организациями своих обязательств;
- прозрачность деятельности системы защиты сбережений;
- накопительный характер формирования фонда системы защиты сбережений за счет регулярных взносов кредитно-финансовых организаций, участвующих в этой системе.
Вкладчики имеют право:
- получать возмещение по вкладам;
- сообщать в организацию, осуществляющую функции по защите сбережений, о фактах задержки исполнения кредитно-финансовой организацией обязательств по вкладам;
- получать от кредитно-финансовой организации, в которой размещен вклад, а также от организации, осуществляющей функции по защите сбережений, информацию об участии кредитно-финансовой организации в системе защиты сбережений, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.
Основанием для возникновения обязательств о возмещении по вкладам является отзыв (аннулирование) у кредитно-финансовой организации лицензии, предусматривающей право на привлечение во вклады денежных средств граждан. Могут быть предусмотрены и иные основания для возникновения обязательств возмещения по вкладам, в том числе при введении центральным (национальным) банком государства моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитно-финансовой организации.
Вкладчик вправе обратиться в организацию, осуществляющую функции по защите сбережений, с требованием выплаты возмещения по вкладам со дня наступления оснований для такого возмещения.
При невыплате (частичной невыплате) суммы возмещения по вкладам в установленные сроки по вине организации, осуществляющей функции по защите сбережений, эта организация дополнительно уплачивает вкладчику (на сумму невыплаты за весь просроченный период, установленную в соответствии с национальным законодательством), пеню либо проценты, исчисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной центральным (национальным) банком государства на день фактической выплаты.
В случае несогласия вкладчика с размером возмещения по вкладам, он представляет в организацию, осуществляющую функции по защите сбережений, дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований. После согласования суммы возмещения по вкладам на основании дополнительно представленных документов организация, осуществляющая функции по защите сбережений, выплачивает вкладчику сумму возмещения в установленном порядке.
Выплата возмещения по вкладам производится организацией, осуществляющей функции по защите сбережений, через банки-агенты, действующие от имени этой организации и за ее счет. Порядок взаимодействия банков-агентов с организацией, осуществляющей функции по защите сбережений, устанавливается законодательством государства. Порядок конкурсного отбора банков-агентов устанавливается организацией, осуществляющей функции по защите сбережений по согласованию с центральным (национальным) банком.
Организация, осуществляющая функции по защите сбережений является государственной некоммерческой организацией, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются национальным законодательством.
Она имеет печать с изображением государственного герба и своим наименованием и счет, открытый в центральном (национальном) банке государства.
Участие кредитно-финансовых организаций в системе защиты сбережений является обязательным. Эти организации обязаны:
- своевременно и в полном объеме уплачивать взносы в фонд системы защиты сбережений;
- предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе защиты сбережений, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
- размещать информацию о системе защиты сбережений в доступных для вкладчиков помещениях, в том числе там, где осуществляется обслуживание вкладчиков.
Организация, осуществляющая функции по защите сбережений, вносит кредитно-финансовую организацию в соответствующий реестр.
Информация о внесении кредитно-финансовой организации в реестр и об исключении из указанного реестра подлежит опубликованию в официальном издании центрального (национального) банка государства (если иное не установлено национальным законодательством).
Организация, осуществляющая функции по защите сбережений, вправе на основании мотивированного запроса получать от кредитно-финансовых организаций разъяснения, касающиеся информации об уплате ими взносов, о ведении учета обязательств перед вкладчиками, об обязательствах вкладчиков перед кредитно-финансовыми организациями, исполнении кредитно-финансовыми организациями иных обязанностей, иную информацию, в соответствии с законодательством государства, в том числе копии документов. Кредитно-финансовая организация обязана представить требуемую информацию в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Органы государственной власти, местного управления и самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность организации, осуществляющей функции по защите сбережений. Вместе с тем организация, осуществляющая функции по защите сбережений, и центральный (национальный) банк государства координируют свою деятельность, информируют друг друга о мероприятиях по защите сбережений.
Имущество организации, осуществляющей функции по защите сбережений, составляют фонд системы защиты сбережений, а также иное ее имущество.
Организация, осуществляющая функции по защите сбережений, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по ее обязательствам, если иное не установлено национальным законодательством.
Фонд системы защиты сбережений формируется за счет:
- взносов, уплачиваемых кредитно-финансовыми организациями;
- пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату взносов;
- денежных средств и иного имущества, которые получаются от удовлетворения требований организации, осуществляющей функции по защите сбережений, при выплате возмещения по вкладам;
- средств бюджета, в случаях, предусмотренных законодательством государства;
- доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда системы защиты сбережений;
- первоначального имущественного взноса государства и (или) учредителей организации, осуществляющей функции по защите сбережений;
- других доходов, не запрещенных национальным законодательством.
Обязательными взносами кредитно-финансовых организаций являются вступительный взнос и календарные взносы. В соответствии с законодательством государства могут устанавливаться специальные (чрезвычайные) взносы, уплачиваемые кредитно-финансовыми организациями в случае возникновения дефицита фонда системы защиты сбережений.
За несвоевременную или неполную уплату взносов кредитно-финансовые организации уплачивают пеню в размерах и сроки, которые предусмотрены национальным законодательством.
Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств кредитно-финансовых организаций по уплате взносов, а также пеней осуществляется в судебном порядке. Указанные денежные суммы подлежат зачислению на счет организации, осуществляющей функции по защите сбережений.
Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда системы защиты сбережений осуществляется в целях развития системы защиты сбережений на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.
Временно свободные денежные средства фонда системы защиты сбережений могут быть размещены и (или) инвестированы:
- в государственные ценные бумаги;
- в акции эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- в паи (акции, доли) инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;
- в депозиты и ценные бумаги центрального (национального) банка.
Временно свободные денежные средства фонда системы защиты сбережений не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства в соответствии с национальным законодательством о банкротстве.
Финансовые активы, приобретаемые за счет денежных средств фонда системы защиты сбережений, являются его неотъемлемой частью и отражаются на балансе, на котором учитывается этот фонд.
Денежные средства фонда системы защиты сбережений направляются организацией, осуществляющей функции по защите сбережений, на финансирование выплат возмещения по вкладам и на иные цели, связанные с осуществлением функций по защите сбережений.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы защиты сбережений национальным законом о бюджете на очередной год может устанавливаться право правительства выдавать бюджетные ссуды (займы) организации, осуществляющей функции по защите сбережений.
Контроль за функционированием системы защиты сбережений осуществляется правительством и центральным (национальным) банком посредством участия их представителей в органах управления организации, осуществляющей функции по защите сбережений, в порядке, определенном национальным законодательством.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия