| | Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Айдарова Ю. В. аспирант кафедры отраслевой экономики и финансов
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье проведен анализ положений основных нормативно-правовых законодательных актов, регулирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования. Представлено ретроспективное статистическое исследование и обозначены основные проблемы и перспективы развития указанной системы образования | Ключевые слова: образование, образовательный стандарт, основная образовательная программа, среднее профессиональное образование, образовательная организация | УДК 377.031; ББК 65.240 Стр: 213 - 215 | В современных условиях повышается значимость различного рода проблем концептуального характера, связанных с системой образования и науки. Немаловажную роль в современной российской и мировой экономике занимают проблемы организации среднего профессионального образования (далее — СПО). В рамках данного исследования рассмотрим современные проблемы развития российской системы СПО. В последние годы российская система СПО подвергается интенсивному реформированию, осуществляемому в различных формах, среди которых: интеграция образовательных организаций, как на добровольной основе, так и по инициативе контролирующих организаций; совершенствование системы федеральных государственных образовательных стандартов; изменение требований к организации образовательного процесса и др. Указанные направления связаны с рядом объективных обстоятельств, среди которых: прогрессивное развитие мирового сообщества в целом, в том числе в части научно-технического прогресса, развитие международной интеграции в различных аспектах и др. В условиях глобализации особенно важно исследование проблем мирового рынка труда, для которого характерны трудовая миграция, утечка умов и др. Это, в свою очередь, требует изучения документов об образовании в отдельных государствах, и проведения отдельной научно-практической дискуссии. Особое значение приобретает проведение исследований, связанных с проблемами интеграции отдельных уровней образования в условиях формирования ЕАЭС.
Исследование современного состояния российской системы СПО следует начать с аналитического обзора, основанного на данных официальной статистики [1, 2, 3].
Основываясь на данных, представленных в таблице 1, можно сделать ряд выводов. За исследуемый период (2008–2017 гг.) наблюдается тенденция увеличения количества образовательных организаций СПО. Существенный прирост показателя в 2015 году обоснован реформированием системы СПО в результате принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4], в соответствии с которым в нашей стране упразднена система начального профессионального образования (далее — НПО), в результате чего часть соответствующих образовательных организаций повысили свой статус до СПО. Таким образом, статистические данные, содержащиеся в таблице 1, за 2015–2017 гг. представлены интегрировано по образовательным организациям СПО, а также бывшим образовательным учреждениям НПО, получившим статус СПО в результате внедрения указанного нормативно-правового законодательного акта.
В 2015 году наблюдался рост большинства исследуемых показателей, что свидетельствует о повышении значимости и популярности рассматриваемого уровня образования. Указанный тезис обосновывается ростом значения таких показателей как: количество заявлений, поданных на 100 мест; принято студентов. В отношении показателя «Численность студентов в среднем на образовательную организацию» данные следующие: за исследуемый период минимальное значение показателя составило в 2012 г. — 700 чел., максимальное значение — в 2008 г. — 806 чел. Такие показатели, как «Принято студентов» и «Выпущено студентов» в исследуемом периоде отличаются высоким уровнем волатильности. За 2008–2017 гг. значение первого показателя колеблется в пределах от 638 тыс. чел. (2013 г.) до 1095 тыс. чел. (2015 г.); второго показателя — от 439 тыс. чел. (2013 г.) до 814 тыс. чел. (2015 г.). Указанная динамика является свидетельством неустойчивости системы СПО, основными предпосылками которой являются проблемы неустойчивости рождаемости, а также финансирования деятельности бюджетных образовательных организаций.
Таблица 1
Основные данные о деятельности российских образовательных организаций СПО за 2008–2017 гг. (данные представлены по состоянию на начало учебного года)Период | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
---|
Кол-во образовательных организаций СПО, шт. | 2784 | 2866 | 2850 | 2925 | 2981 | 2709 | 2909 | 3638 | 3934 | 3956 | Численность студентов всего, тыс. чел. | 2 244 | 2 142 | 2 126 | 2 082 | 2 087 | 1 984 | 2 103 | 2 866 | 2 868 | 2 945 | Количество студентов в среднем на образовательную организацию, чел. | 806 | 747 | 746 | 712 | 700 | 732 | 723 | 788 | 729 | 744 | Принято студентов, тыс. чел. | 703 | 694 | 705 | 660 | 656 | 638 | 673 | 1 095 | 951 | 964 | Количество заявлений, поданных на 100 мест, шт. | 131 | 138 | 144 | 143 | 147 | 156 | 166 | 176 | 190 | 198 | Выпущено студентов, тыс. чел. | 671 | 631 | 572 | 518 | 486 | 439 | 451 | 814 | 668 | 701 | Численность преподавателей образовательных организаций СПО, тыс. чел. | 146.4 | 146.2 | 120.0 | 118.7 | 119.7 | 112.8 | 121.1 | 133 | 135 | 138 | Количество преподавателей в среднем на образовательную организацию, чел. | 52.6 | 51.0 | 42.1 | 40.6 | 40.2 | 41.6 | 41.6 | 36.6 | 34.3 | 34.9 | Отношение «Численность студентов/количество преподавателей» | 15.33 | 14.65 | 17.72 | 17.54 | 17.44 | 17.59 | 17.37 | 21.55 | 21.24 | 21.34 | Составлено автором на основании данных официальной статистики [1, 2, 3]
Особый интерес представляют показатели, косвенно характеризующие качество организации образовательного процесса. К указанным показателям следует отнести «Количество преподавателей в среднем на образовательную организацию» и «Отношение «Численность студентов/количество преподавателей»«. За исследуемый период наблюдается сокращение количества педагогических работников в среднем на одну образовательную организацию. По состоянию на первый из исследуемых периодов (2008 г.) значение показателя составляет 52,6 чел, по состоянию на последний (2017 г.) — 34,9 чел. В целом за исследуемый период отклонение показателя (темп прироста) составляет минус 33,65%. Анализируя динамику значений условного показателя «Отношение «Численность студентов / количество преподавателей»« следует отметить, что за 2008–2017 гг. наблюдается увеличение значения рассматриваемого показателя. Относительное отклонение показателя в целом за период составляет 39,2%. Указанная динамика может свидетельствовать о фактическом повышении нагрузки педагогического работника, что в результате может повлечь за собой снижение качества педагогического процесса. В своей работе Поликарпов К.И. [5, с. 135] подчеркивает, что интеграция образовательных организаций на постоянной основе не является эффективной формой реорганизации, что связано с повышением нагрузки на педагогических работников ввиду необходимости адаптации под новые условия осуществления педагогической деятельности. В современных условиях широкое распространение получили различные формы реорганизации образовательных учреждений, как на базе высшего образования, так и на базе СПО, а также в форме присоединения образовательных организаций СПО к организациям, реализующим основные образовательные программы высшего образования. Указанные формы реорганизации осуществляются как в добровольном порядке, так и по инициативе контролирующих организаций. Примерами интеграции ВУЗов следует обозначить объединение СЗПИ и Санкт-Петербургского горного университета; включение Петербургского института машиностроения и иных образовательных организаций в структуру Санкт-Петербургского политехнического университета (Петра Великого). Более сложная форма объединения состояла в объединении трех петербургских ВУЗов в 2012 г.: ФинЭк, Инжэкон, СПбГУСЭ, при этом последний ВУЗ вошел в структуру интегрированной образовательной организации (СПбГЭУ) совместно с входящими в его состав образовательными организациями СПО. В наши дни (2018 г.) осуществлено объединение указанных образовательных организаций СПО в единую структуру на базе СПбГЭУ и формирование Колледжа бизнеса и технологий [6]. На наш взгляд, указанная форма объединения является достаточно эффективной, что связано с тем, что объединенные образовательные организации СПО на протяжении ряда лет входили в состав единой университетской структуры, следовательно реализация рассматриваемой реорганизации не должна повлечь за собой продолжительный период адаптации работников объединенных организаций к осуществлению трудовой деятельности в новых реалиях.
Развивая проблемы качества образования, следует отметить: в современных публикациях (например [7, с. 87]) отмечается, что снижение качества образования является не только общероссийской, но и общемировой тенденцией. Как показывает практика, менее образованные граждане являются менее инициативными и проще поддаются влиянию и управлению, а также не оказывают сопротивление управленческому воздействию на них.
Не вызывает сомнения тот факт, что Федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы дисциплин должны отражать своевременное состояние науки и практики. Однако, опыт работы с указанными нормативными документами свидетельствует о том, что содержание ФГОС не всегда соответствует состоянию объективной действительности. Например, в соответствии с положением Налогового Кодекса Российской Федерации [8], Единый социальный налог был отменен с 1 января 2010 года на основании Федерального закона [9]. Несмотря на отмеченное ФГОС по специальности СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» вплоть до 2018 г. содержали профессиональную компетенцию, имеющую следующее содержание: «ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН)...» [10, 11]. В 2018 году в принятом ФГОС упоминание обозначенного налога представлено в форме «Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН)...» [12]. Указанное несоответствие объективной действительности и содержания ФГОС не является единственным.
Упразднение НПО в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [4] имеет ряд объективных предпосылок, основной из которых является потребность общества в квалифицированных специалистах более высокого уровня. Анализируя содержание статей 22 и 23 отмененного Федерального закона «Об образовании» [13], следует отметить, что, в соответствии с положением этого нормативного документа, НПО было ориентировано на подготовку работников квалифицированного труда, а СПО имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Таким образом, система подготовки специалистов в рамках СПО имела более широкие цели по сравнению с НПО. В действующем нормативном документе [4] обозначено, что СПО направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена. Таким образом, действующий Федеральный закон [4] установил перед системой СПО более высокие цели подготовки специалистов по сравнению с отмененным нормативным документом [13]. Проблема формирования потребности общества в специалистах более высокой квалификации обусловлена общемировым социально-экономическим прогрессом (роботизацией, цифровизацией), что влечет за собой вытеснение ручного труда и формирование безработицы. Результаты отдельных исследований показывают, что одно рабочее место в промышленности, являющейся системообразующим сектором экономики, формирует до 25 рабочих мест в обслуживающих производствах и сфере услуг. Особенно остро эта проблема ощущается в моногородах, где присутствуют градообразующие предприятия.
Проблема сокращения численности работников, занятых в промышленности, неоднократно рассматривалась российскими и зарубежными авторами, в том числе Питером Ф. Друкером. Ещё в третьей четверти XX столетия автор поднимает вопрос о работниках интеллектуального труда, которые должны стать преобладающей группой трудоспособного населения.
В целях поддержания и развития образовательных организаций СПО, государством осуществляются различные мероприятия, предлагаются программы, наиболее значимыми из которых можно назвать: утверждение перечня наиболее востребованных профессий, требующих среднего профессионального образования [14]; внедрение дуальной системы обучения в рамках СПО и иные меры, предусмотренные нормативными документами [15].
Проблема развития российской системы образования рассматривалась нами ранее на примере определения потребности в специалистах в сфере логистики на рынке труда Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в т.ч. Колпинского района Санкт-Петербурга (см. например, [16, 17]). Несмотря на достаточно тщательное обоснование потребности рынка труда Колпинского района Санкт-Петербурга в специалистах указанной области, практика показала, что одной из образовательных организаций СПО, расположенных на территории обозначенного района, не удалось набрать учебные группы по заявленной специальности. Одной из причин недостаточного количества абитуриентов для формирования учебной группы является отсутствие бюджетных мест по специальности «Операционный логист», осуществление образовательной деятельности на контрактной основе, при одновременном недостаточном уровне платежеспособности населения Колпинского района по сравнению с другими районами Санкт-Петербурга. Таким образом, одной из ключевых проблем развития образовательных организаций СПО является не только проблема бюджетного финансирования, но также организации образовательного процесса на контрактной основе.
Несмотря на наличие потребности общества в подготовке специалистов на базе СПО, устойчивого интереса к получению образования рассматриваемого уровня, возникает потребность в определении перспектив развития СПО с точки зрения динамики рождаемости в России (см. табл. 2).
Таблица 2
Данные о рождаемости в России за 2000–2017 гг.Период | РФ, тыс. чел. | Абсолютное отклонение
(к предыдущему), тыс. чел. | Темп прироста
(к предыдущему), % |
---|
2000 | 1266,8 | Х | Х | 2001 | 1311,8 | 45,00 | 3,55 | 2002 | 1397,0 | 85,20 | 6,49 | 2003 | 1477,3 | 80,30 | 5,75 | 2004 | 1502,5 | 25,20 | 1,71 | 2005 | 1457,4 | - 45,12 | -3,00 | 2006 | 1479,6 | 22,22 | 1,52 | 2007 | 1610,1 | 130,50 | 8,82 | 2008 | 1713,9 | 103,80 | 6,45 | 2009 | 1764,2 | 50,30 | 2,93 | 2010 | 1788,9 | 24,75 | 1,40 | 2011 | 1796,6 | 7,65 | 0,43 | 2012 | 1902,1 | 105,50 | 5,87 | 2013 | 1895,8 | -6,28 | -0,33 | 2014 | 1942,7 | 46,86 | 2,47 | 2015 | 1940,6 | -2,10 | -0,11 | 2016 | 1888,7 | -51,85 | -2,67 | 2017 | 1690,3 | -198,42 | -10,51 | Составлено автором на основании данных официальной статистики [1, 2, 3]
Анализируя изменение численности родившихся в Российской Федерации за 2000–2017 гг., следует отметить, что за этот период наблюдается устойчивая тенденция к росту численности родившихся в стране. Незначительные спады рождаемости можно отметить в 2005, 2013, 2015–2016 гг., существенное сокращение показателя наблюдается в последнем анализируемом периоде (2017 г.) и составляет 198,42 тыс. чел. (10,51%).
Практика показывает, что средний уровень абитуриента образовательной организации СПО, поступающего на обучение по основной образовательной программе на базе основного общего образования, составляет 15–17 лет; на базе среднего общего образования — 17–19 лет. В условиях стабильности социально-экономической ситуации в России, а также сохранения престижа СПО, ожидается, что динамика абитуриентов образовательных организаций СПО будет меняться соответственно динамике рождаемости с отсрочкой, составляющей средний возраст абитуриента, поступающего на базе основного или среднего общего образования соответственно. Граждане 2000–2002 годов рождения поступают в образовательные организации СПО на базе основного общего образования в 2015–2019 гг. При положительной динамике рождаемости в 2000–2002 гг. наблюдается рост количества абитуриентов, принятых к обучению в 2015–2017 гг. (см. табл. 1).
В целом, можно сделать вывод, что образовательные организации СПО осуществляют свою деятельность в условиях риска, отдельные формы проявления которого рассмотрены в рамках данного исследования. На основе эмпирических наблюдений обозначена потребность общества в подготовке специалистов на базе СПО, проведен анализ содержания нормативно-правовых законодательных актов, регулирующих деятельность в рамках СПО, обозначены основные концептуальные проблемы развития рассматриваемых организаций, а также уровня образования в целом. Рассмотрены проблемы реформирования СПО. Надо отметить, что в современных условиях глобализации и интеграции в т.ч. формирования ЕАЭС, обостряется необходимость в проведении исследований в области интеграции систем образования стран-участниц указанного международного объединения, а также определения и целесообразности использования единых образовательных стандартов на различных уровнях образования. |
| |
|
|