Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кузминых Ю. В.
профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук


Использование цифровых технологий на современном этапе функционирования международного углеродного рынка
В статье рассмотрено использование рыночного механизма регулирования выбросов парниковых газов в атмосферу странами и регионами мира. Установлено, что в рамках международного углеродного рынка отсутствует единый подход к организации систем торговли углеродными активами. Проанализирована возможность применения цифровой технологии блокчейн для решения проблемы разобщенности и сегментирования углеродного рынка на глобальном уровне
Ключевые слова: международный углеродный рынок, цифровая технология блокчейн
УДК 339.9; ББК 65.5   Стр: 48 - 52

Современный этап экономического развития характеризуется ростом влияния экологических рисков на деятельность всех субъектов мирового хозяйства. В первую очередь, это обуславливается глобальным характером экологических проблем, в число которых входят климатические изменения, и связанные с ними ограничения экономического роста. Происходящие в мире процессы по регулированию выбросов углекислого и других парниковых газов, имеющие целью предотвращение дальнейшего изменения климата планеты, в той или иной степени оказывают прямое или косвенное воздействие на экономику стран и регионов мира.
Анализ динамики глобальных выбросов парниковых газов показал, что за последние двадцать лет (1998–2017 гг.) их объемы выросли практически в 1,5 раза [1], что свидетельствует о необходимости принятия мер со стороны мирового сообщества по ограничению и сокращению парниковой эмиссии. Общий объем выбросов парниковых газов оценивается в 33 444 млн тонн СО2-эквивалента. Следует отметить, что наиболее точные измерения парниковой эмиссии осуществляются в энергетическом секторе экономики, на который приходится более 70% всех выбросов [2]. В связи с этим в данной работе будут приводиться данные по мировому и национальным секторам энергетики.
В таблице указаны страны, на которые приходится наибольший объем выбросов парниковых газов. Из нее видно, что ведущими парниковыми эмитентами являются Китай и США, на долю которых приходится более 42% всех выбросов. Крупнейшим региональным эмитентом парниковых газов выступает Европейский Союз — 3541,7 млн тонн СО2-эквивалента или порядка 11% всех выбросов.
Для выполнения целевых установок международных соглашений по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, участниками которых является подавляющее большинство стран мира, государства используют различные методы управления углеродной эмиссией. В настоящее время помимо традиционных административных мер активно используются экономические инструменты природоохранной деятельности, в число которых входит рыночный механизм воздействия на качество окружающей среды, включая концентрацию парниковых газов в атмосфере.

Таблица
Ведущие эмитенты парниковых газов в 2017 г.
СтранаОбъем выбросов,
млн тонн СО2-эквивалента
1 Китай9232,5
2 США5087,7
3 Индия2344,2
4 Россия1525,3
5 Япония1176,6
6 Германия763,8
7 Республика Корея679,7
8 Иран633,7
9 Саудовская Аравия594,7
10 Канада560,0
Источник: BP Statistical Review of World Energy 2017 // URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

Правовые основы применения рыночного механизма в сфере управления антропогенными выбросами парниковых газов на международном уровне впервые были определены Киотским протоколом (КП) [3] к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). КП установил количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступлений парниковых газов в атмосферу. Согласно КП указанные страны в ходе первого периода 2008–2012 гг. в целом были обязаны сократить парниковую эмиссию, как минимум, на 5,2% по сравнению с базовым годом, в качестве которого выбран 1990 г. В настоящее время заканчивает свое действие уже второй период КП, на протяжении которого (2013–2020 гг.) его участники не могут превышать в среднем уровень выбросов 2008–2010 гг.
Указанные обязательства могли быть выполнены и выполняются не только за счет реализации прямых (технологических) национальных мер по сокращению выбросов в атмосферу и увеличению их поглощения наземными экосистемами, но и путем международного сотрудничества с использованием рыночного подхода для обеспечения менее дорогостоящего варианта достижения установленного уровня эмиссии. КП позволил сформировать международный углеродный рынок, где предметом торга выступают права на выбросы парниковых газов, позднее получившие название «углеродные активы».
КП установил три варианта международного сотрудничества, обеспечивающие получение углеродных активов для последующей их реализации:
– механизм совместного осуществления, предусматривающий выполнение углеродных проектов общими усилиями развитых стран и стран с переходной экономикой, с последующим делением полученного результата от снижения выбросов или увеличения стока углерода;
– механизм чистого развития, предполагающий осуществление углеродных проектов на территории развивающихся стран;
– механизм торговли квотами, сущность которого заключается в том, что если страна не расходует свою квоту (разрешенный объем выбросов) полностью, то она может продать ее часть другой стране.
Наиболее продвинутым рынком, правовую базу которого заложил КП, является углеродный рынок Европейского союза (ЕС). Для организации этого рынка были использованы продекларированные КП формы международной кооперации, получившие название «механизмы гибкости». При этом следует заметить, что первая сделка на европейской бирже по торговле свободными разрешениями состоялась еще в январе 2005 года, то есть еще до официального вступления КП в действие.
Европейская схема торговли выбросами была введена в странах-членах Европейского Союза в соответствии с Директивой Европарламента и ЕС. Схема предусматривает регулирование эмиссии парниковых газов энергетических и промышленных компаний посредством квотирования их выбросов. Под действие схемы квотирования подпадают около 10 тысяч наиболее крупных источников выбросов углекислого газа в странах ЕС. В общей сложности на долю этих источников приходится порядка половины выбросов углекислого газа (или около 40% выбросов всех парниковых газов) в этих странах. Квоты как разрешения на выбросы выдаются эмитентам, либо бесплатно, либо за плату путем продажи на аукционах, в соответствии с национальными планами размещения квот, согласованными с Еврокомиссией. При этом эмитентам выбросов, участвующим в схеме квотирования и торговли, дано право свободно продавать и покупать квоты и использовать механизмы КП (кроме механизма торговли квотами со странами вне ЕС) для сокращения выбросов.
В первый период действия КП Япония активно использовала все механизмы гибкости Протокола для выполнения своих обязательств. Японские компании приобретали квоты на выбросы парниковых газов, участвовали в механизме чистого развития, главным образом, в Юго-Восточной Азии и в некоторых проектах совместного осуществления в России [4].
Помимо углеродных рынков, участники которых руководствуются правовыми положениями КП, в настоящее время функционируют системы торговли углеродными активами, созданные на основе национальных законодательных и других нормативно правовых актов в сфере природоохранной деятельности государств и региональных союзов, а также добровольные углеродные рынки, объединяющие экологически чувствительные бизнес-сообщества. Возникновение углеродных рынков вне рамок КП вызывается, прежде всего, тремя обстоятельствами:
1. Ряд стран, в том числе и ведущих мировых эмитентов парниковых газов, не являются участниками КП или не имеют количественных обязательств на второй период его действия (США, Канада, Китай, Россия и др.).
2. Страны имеют внутренние обязательства в сфере регулирования выбросов парниковых газов и для их выполнения используют рыночный механизм природоохранной деятельности.
3. Хозяйствующие субъекты, желая повысить конкурентоспособность своей продукции на мировом и национальных рынках, берут на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
В период 2003–2010 гг. главной биржевой площадкой на добровольном углеродном рынке была Чикагская климатическая биржа (Chicago Climate Exchange), участниками которой были различные хозяйствующие субъекты и организации, начиная от крупнейших промышленных компаний Ford, DuPont, Motorola и заканчивая местными муниципалитетами Чикаго и Окланда, университетами Сан-Диего, Калифорнии, Мичигана, Миннесоты, а также фермерскими хозяйствами. В общей сложности в проекте участвовало около 450 организаций и компаний, совокупный объем эмиссии которых на начало их участия в проекте составлял более 680 млн тонн СО2-эквивалента в год. Независимо от величины и вида хозяйственной деятельности все участники биржи принимали обязательство по сокращению эмиссии парниковых газов по сравнению с начальным уровнем сначала на 4% к 2006 г., а затем на 6% к 2010 г. [5].
В настоящее время вне механизмов гибкости КП действуют системы торговли правами на выбросы парниковых газов в Японии, США, Китае, Казахстане и ряде других стран.
Необходимо отметить, что в современных условиях КП, как правовая основа международного углеродного рынка, теряет свою актуальность. Ряд стран, участвовавших в КП первого периода, либо вышли из него, либо не взяли на себя обязательств на 2013–2020 гг. Дальнейшие перспективы функционировании углеродного рынка на международном уровне связаны с Парижским климатическим соглашением, которое приходит на смену КП.
Подписание Парижского соглашения об изменении климата всеми 196 сторонами РКИК состоялось 22 апреля 2016 года в штаб-квартире ООН (США, г. Нью-Йорк). Согласно данному соглашению все страны-участницы обязуются принять меры к тому, чтобы повышение общемировой температуры составило значительно менее 2 градусов Цельсия, а с учетом серьезности существующих рисков — стремиться ограничить рост температуры уровнем 1,5 градуса [6].
Заменяя механизмы гибкости КП, Парижское климатическое соглашение предусматривает форму международной кооперации, получившую название «механизм устойчивого развития». Согласно ст. 6 Парижского соглашения для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки его устойчивого развития Стороны могут использовать механизм, целевые установки которого предусматривают:
– стимулирование и поощрение участия государственных и частных субъектов, уполномоченных Стороной, в сокращении выбросов парниковых газов;
– содействие сокращению уровней выбросов в принимающей Стороне, которая будет получать выгоды от деятельности по предотвращению изменения климата, результатом которой являются сокращения выбросов, которые могут также использоваться другой Стороной для выполнения своего, определяемого на национальном уровне, вклада [6, ст. 6, п. 4].
При этом, сокращение выбросов, являющееся результатом применения выше указанного механизма, не может быть использовано для выполнения национальных обязательств принимающей страной, если оно будет использовано другой страной для демонстрации достижения ее определяемого на национальном уровне вклада. Таким образом, механизм Парижского климатического соглашения, изложенный в пункте 4 статьи 6, стимулирует дальнейшее развитие международного углеродного рынка.
В настоящее время международный углеродный рынок представлен 19 действующими системами торговли правами на выбросы парниковых газов в разных странах и регионах мира. К концу 2016 года общий доход от торговых сделок на углеродных рынках в целом в мире составил около 30 млрд долл. США. Действующие системы торговли правами на выбросы парниковых газов, как правило, охватывают основные сектора экономики, на которые приходится наибольшая доля парниковой эмиссии — промышленность, энергетику, транспорт, в том числе авиацию, а также строительство. Разброс цен за 1 тонну СО2-эквивалента достаточно велик: от 3 до 16 долларов США [7].
Как уже было сказано, на сегодняшний день наиболее крупной, стабильной и развитой структурой международного углеродного рынка является система торговли правами на выбросы парниковых газов ЕС, которая объединяет 28 стран. Во многом это связано с тем, что страны ЕС являются сторонами КП второго периода и имеют количественные обязательства по сокращению эмиссии. Углеродный рынок ЕС, в принципе, это единственная из аналогичных структур, действующая на основе механизмов гибкости КП. При этом система торговли правами на выбросы парниковых газов ЕС постоянно совершенствуется на базе имеющегося опыта и новых условий функционирования. Недавно были завершены переговоры по «связыванию» европейского углеродного рынка со Швейцарией. Рассматривается вопрос о внедрении минимальной цены на единицу разрешений на выбросы парниковых газов. Начиная с 2013 г. общее количество ежегодно выдаваемых квот на европейском углеродном рынке подлежит линейному сокращению с коэффициентом 1,74%. Квоты на выбросы выставляются на аукционы, а не выдаются бесплатно. Как минимум, 50% от поступлений, полученных от продажи с аукциона квот, должны быть направлены на сокращение выбросов парниковых газов, развитие возобновляемых источников энергии, на меры по предотвращению вырубки лесов и т.д. [8, 9 ].
Развитие европейского углеродного рынка касается не только его институциональных основ, но технической стороны и безопасности осуществления сделок на электронной биржевой площадке. В январе 2011 года ЕС приостановил спотовую торговлю разрешениями на выброс парниковых газов в связи со взломом электронной системы регистрации. Кибермошенники с сервера, зарегистрированного в Австрии, похитили квоты Чехии объемом 457 тыс. тонн СО2-эквивалента, которые оценивались на сумму 7 млн евро. По этой причине реестры на свои квоты закрыли Австрия, Чехия, Греция, Эстония и Польша. Техническими специалистами были устранены недостатки в электронной системе торгов, и с 2013 года в ЕС действует единый регистр национальных квот с более высоким уровнем безопасности [10].
На региональных и национальных углеродных рынках, функционирующих вне рамок КП, торговля правами выбросов осуществляется по следующим вариантам: либо через биржи, которые служат электронными площадками для торговых сделок, либо децентрализованным путем через брокеров или напрямую через электронные средства связи.
Среди таких рынков регионы Северной Америки являются лидерами в сфере предотвращения изменения климата планеты на субнациональном уровне. Региональная инициатива по сокращению выбросов парниковых газов (RGGI) с 2009 года в рамках совместных действий на уровне северо-восточных штатов стимулирует сокращение выбросов и привлечение инвестиций в экологически чистую энергетику.
Калифорния также опирается на программу ограничения парниковой эмиссии и торговли разрешениями на выбросы парниковых газов для достижения целевых показателей в этой сфере. Соединение Калифорнийской системы с углеродным рынком Квебека было выгодно для обеих сторон и привело к созданию более экономичного совместного рынка прав на выбросы парниковых газов. Путем продажи части разрешений на выбросы на аукционах оба региона смогли получить доход, который в том числе используется для финансирования дополнительных энергетических и климатических программ. В 2016 была запущена система торговли правами на выбросы парниковых газов в Онтарио, которая планирует объединиться с рынком Квебека и Калифорнии.
Среди азиатских углеродных рынков наибольшее внимание привлекает Китай, занимающий первое место в мире по парниковой эмиссии, где проходит становление крупнейшая в мире национальная система торговли правами на выбросы парниковых газов. За последние три года в семи регионах (крупных провинциях и городах) Китая были апробированы пилотные проекты углеродных рынков, которые предназначены для реализации углеродных квот энергетического, цементного, сталелитейного и ряда других секторов экономики страны. Несмотря на то, что политический стимул для формирования этих рынков давало центральное правительство, местные органы власти проявили большую гибкость при разработке пилотных систем в районах и городах, имеющих различную направленность и уровень социально-экономического развития.
Используя полученные практические результаты на внутреннем региональном уровне, китайское правительство запускает самый масштабный в мире национальный углеродный рынок, который будет объединять около 1700 предприятий энергетического сектора, на которые приходится порядка 40% эмиссии парниковых газов в стране. Основной целью формирования этого рынка является снижение загрязнения воздуха и повышение конкурентоспособности китайской продукции на международных рынках. Полностью рынок должен заработать к 2019 году. В перспективе, по оценкам экспертов, использование рыночного механизма регулирования выбросов парниковых газов на национальном уровне может сократить парниковую эмиссию Китая как минимум на 30% к 2030 году [11].
Помимо Китая в азиатско-тихоокеанском регионе системы торговли выбросами парниковых газов внедряются и функционируют в Японии, Южной Корее, Новой Зеландии. Ряд других стран и регионов, в том числе Мексика, Бразилия, Турция, Украина, штат Вашингтон, планируют использовать потенциал рыночного регулирования в рамках собственных стратегий в сфере предотвращения дальнейшего изменения климата.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, рыночный механизм регулирования выбросов парниковых газов активно используется многими странами мира, а, с ругой стороны, отсутствует единый подход к организации систем торговли парниковыми активами. В настоящее время имеют место десятки углеродных реестров, аукционных площадок и более 40 видов обращаемых углеродных единиц [12].
Следствием сегментирования и разрозненности углеродного рынка является разобщенность ценообразования, высокий уровень расхождения и волатильности цен, инвестиционных и регуляторных рисков, искусственное ограничение объемов рыночного спроса и предложения. Решение данной проблемы может заключаться в постепенном установлении взаимодействия действующих рынков разных стран и регионов, а также разработке унифицированных международных схем торговли правами на выбросы парниковых газов. Однако этот процесс сложный, длительный и трудоемкий [13].
Альтернативным решением проблемы разобщенности и предотвращения применения мошеннических схем на углеродном рынке на глобальном уровне может быть использование цифровой технологии блокчейн, представляющей собой распределенную базу данных, в которой с помощью асимметричного шифрования записывается информация о совершенных трансакциях. При этом в каждую трансакцию включается информация о всех предыдущих трансакциях, а копии базы данных хранятся одновременно на множестве синхронизируемых друг с другом компьютеров (узлов сети). Цифровые системы, созданные на основе технологии блокчейн, характеризуются прозрачностью трансакций и неизменяемостью данных, что обеспечивает безопасность их использования и делает перспективными для формирования единого углеродного рынка
Использовать технологию блокчейн для регулирования выбросов парниковых газов в 2015 году предложил экологический журналист Эдвард Додж. Согласно его проекту, каждая страна должна была выплачивать фиксированную сумму на каждую тонну парниковой эмиссии на счет в блоковой цепи специальной цифровой валюты — карбонкоина. Право на эти средства могли получить участники торгов, сокращающие объемы выбросов парниковых газов за счет совершенствования промышленных технологий или увеличения абсорбции лесными экосистемами. По расчетам Э. Доджа, при цене 25 долларов США за тонну выбросов общий годовой оборот углеродных активов может составить 800 млрд долл. США. Следовательно, для получения денежных средств участники торгов (правительства и представители бизнеса) должны активно искать пути сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, а использование технологии блокчейн позволит избежать атак кибермошенников [12].
В настоящее время анонсированы и проходят тестирование следующие экологические проекты на базе блочной технологии [14]:
– Green Earth. Проект анонсирован австрийской компанией Team-Vision и предусматривает использование возобновляемых источников энергии. Компания планирует создать свой блокчейн проект с целью покрытия потребностей майнинга в экологически чистой электроэнергии. Для этого Team-Vision выкупила в Коста-Рике территорию площадью около 814 гектаров, на которой будут размещены солнечные батареи и ветровые турбины, которые будут обеспечивать электроэнергией крупные майнинговые центры и компании. По предварительным оценкам это позволит сократить эмиссию углекислого газа в объеме более 364 тысяч тонн в год.
– Earth Token. Участники этого проекта будут получать специальные токены* за сохранение и развитие лесных экосистем, которые затем будут продаваться в качестве естественных активов. Покупатели, приобретая токены, компенсируют свое негативное воздействие на окружающую среду. Этот рынок уже органично развивается и достиг существенных результатов, сохраняя леса для будущих поколений.
– Eco Coin. Основная цель проекта заключается в том, чтобы поощрять действия людей, которые приносят пользу природе. Например, использование электронных билетов на транспорте вместо бумажных позволяет сохранить леса. В качестве вознаграждения за применение электронных билетов можно получить токены ECO COINS, которые затем могут быть реализованы в различных сервисах и приложениях, от заказа эксклюзивных блюд и скачивания мультимедийного контента до получения доступа к секретным сферам. Чем активнее участие в проекте, тем больше будет вознаграждение. Это общественный проект, в котором каждый может участвовать и зарабатывать токены или создавать свои задачи для вознаграждения других участников.
– The Earth Dollar. Участники данного проекта могут получать и затем пускать в обращение токены (монеты) за действия в сфере природоохранной деятельности, такие как очистка загрязненной воды, лесовосстановление и лесоразведение, улучшение качества атмосферного воздуха и т.д.
– Carbon Coin. Учитывая, что сельское хозяйство оказывает существенное влияние на углеродный баланс планеты, идея этого проекта состоит в том, чтобы использовать блочную технологию для вознаграждения фермеров в любой точке мира за их рациональное использование земельных ресурсов.
Об использовании цифровой блокчейн-платформы для торговли правами на выбросы парниковых газов в 2017 году заявила китайская компания Energy-Blockchain Labs. Основой для нового решения послужит сервис Hyperledger Fabric. Коммерчески доступным проект станет в течение года. Применение блокчейн-платформы на углеродном рынке поможет сократить цикл освоения углеродных активов в 3–4 раза и снизить их стоимость на 20–30%. Следовательно, китайские предприниматели смогут эффективнее распоряжаться правами на выброс парниковых газов, что будет способствовать сокращению эмиссии. Кроме того, технология блокчейн расширяет возможности для контроля на рынке квот выбросов парниковых газов в Китае [15, 16].
Идею объединения климатических изменений как проблемы и использования блокчейн технологий как ее решения также используют в своей деятельности датская компания Blockchain Labs for Open Collaboration, швейцарский фонд Cleantech 21 и другие организации и компании [15].
Предложения по применению технологии блокчейн высказываются уже на уровне ООН. На 23-й конференции РКИК в Бонне прозвучало заявление, что для обеспечения своих национальных вкладов Стороны Парижского климатического соглашения «будут сталкиваться с необходимостью использовать инновационные и самые современные технологии. Блокчейн может способствовать более активному участию заинтересованных сторон, прозрачности и взаимодействию, а также помогать приносить доверие и дальнейшие инновационные решения в борьбе с изменением климата, что приведет к усилению климатических воздействий» [17].
Таким образом, можно сделать заключение, что в настоящее время начался процесс использования цифровых технологий в сфере природоохранной деятельности, включая рыночный механизм регулирования углеродного баланса планеты. Цифровизация сможет решить такие проблемы международного углеродного рынка как его сегментированность и разрозненность, а также повысить ликвидность углеродных активов (прав на выбросы парниковых газов).


Литература
1. BP Statistical Review of World Energy 2017 // URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 15.12.2018).
2. Иванова О. Парниковый газ. Источники выбросов парниковых газов // URL: https://www.syl.ru/article/288869/new_parnikovyiy-gaz-istochniki-vyibrosov-parnikovyih-gazov (дата обращения: 16.12.2018).
3. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11 декабря 1997 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 16.12.2018).
4. Юлкин М.А. Углеродный рынок: основные понятия и механизмы // URL: http://ccgs.ru/publications/other/_download/carbon_market.pdf (дата обращения: 20.12.2018).
5. Юлкин М.А., Дьячков В.А., Самородов А.В., Кокорин А.О., Добровольные системы и стандарты снижения выбросов парниковых газов. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2013. — 100 с.
6. Парижское соглашение об изменении климата. Принято 22 апреля 2016 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf. (дата обращения: 16.12.2018).
7. Торговля выбросами парниковых газов по всему миру. Краткий обзор International Carbon Action Partnership (ICAP) Ежегодный отчет 2017 // URL: https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_attach&task=download&id=444 (дата обращения: 25.12.2018).
8. Council Decision 94/69/EC of 15 December 1993 concerning the conclusion of the United Nations Framework Convention on Climate Change // OJ L 381, 31.12.1994, p. 1–1485.
9. Никонов Р.В. Выбросы парниковых газов и правовое регулирование сокращения эмиссии в Европейском Союзе // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2017. № 8(41). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/5037 (дата обращения: 23.12.2018).
10. Кибермошенники остановили торговлю парниковыми газами в ЕС //URL: https://www.bfm.ru/news/121209 (дата обращения: 21.12.2018).
11. Лаборатория для углеродных рынков // URL: https: //www.kommersant.ru/doc/3507867 (дата обращения: 22.12.2018).
12. Парниковые газы на блоковой цепи // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3213842 (дата обращения: 24.12.2018).
13. Система для учета выбросов углекислого газа разработана на блокчейн-платформе Microsoft Azure BAAS // URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/uchet-vybrosov-uglekislogo-gaza-na-blokchejn-platforme-microsoft-azure-baas/ (дата обращения: 24.12.2018).
14. Проекты на основе блокчейна в сфере экологии // URL: https://blockchainwiki.ru/proekty-na-osnove-blokchejna-v-sfere-ekologii/ (дата обращения: 24.12.2018).
15. «Блокчейн в экономике, экологии и энергетике умных городов» на Климатическом Форуме в Москве // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18183 (дата обращения: 17.12.2018).
16. IBM создаст блокчейн-платформу для снижения выбросов парниковых газов // URL: https://forklog.com/ibm-sozdast-blokchejn-platformu-dlya-snizheniya-vybrosov-parnikovyh-gazov/ (дата обращения: 20.12.2018).
17. ООН будет использовать блокчейн для контроля над выбросами углекислого газа // URL: https://rb.ru/news/un-blockchain/ (дата обращения: 22.12.2018).

Сноски 
* Углекислый газ используется в качестве единого эквивалента при оценке эмиссии парниковых газов. Выбросы остальных парниковых газов пересчитываются с учетом их парниковой активности. В ряде случаев для краткости указываются тонны углекислого газа.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия