| | Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Рыба Н. Н. финансист группы компаний Accent (г. Москва),
кандидат экономических наук Цацулин А. Н. профессор корпоративных финансов и оценки бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | Настоящая статья является продолжением результатов авторского исследования, опубликованных, в частности, в журнале «Вестник национальной академии туризма» за 2017–2018 г., а также в других изданиях. В качестве объекта исследования избрана одна из предпринимательских структур Санкт-Петербурга, работающих в формате малого и среднего бизнеса на рынке биомедицинской и фармацевтической продукции. Изучаемое предприятие в своей рыночной деятельности придерживается инновационного пути развития, что требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов, включая государственную организационную и финансовую поддержку. Для воплощения имеющихся у предприятия планов авторами исследования была разработана стратегия инновационного развития на три года с учётом особенностей образования цен на лекарственные препараты, выпускаемые предпринимательской структурой. Реальному экономическому субъекту, по понятным причинам, авторы присвоили условное название компания «ABC». Данная компания входит в состав Санкт-Петербургского медико-фармацевтического кластера и успешно работает на производственных площадках Особой Экономической Зоны Технолого-Внедренческого Типа (ОЭЗ ТВТ) | Ключевые слова: инновации, инвестиции, кластер, лекарственные препараты, международные стандарты качества, конкурентоспособность, ценообразование, финансовая устойчивость, стратегирование | УДК 330.34.014.1 Стр: 93 - 98 | Вопросы стратегирования инновационного развития предпринимательских структур занимают важное место в исследовании теории и практики предприятий, выпускающих остро необходимую фармацевтическую продукцию, содержащую как оригинальные, инновационные, так и воспроизводимые дженериковые лекарственные препараты. При различных организационно-правовых формах хозяйствования изучаемые экономические субъекты (ЭС) обычно относятся к сегменту предприятий малого и среднего бизнеса, что довольно типично для традиционного функционирования сферы инновационного предпринимательства именно в фармацевтической отрасли. Многие из экономических субъектов такого формата располагают значительным интеллектуально-инновационным потенциалом, запасом прорывных идей и способны в кратчайшие сроки адаптироваться к динамично изменяющимся условиям экономической и политической конъюнктуры.
Как правило, уровень инновационного развития национальной экономики тесно связан с эффективностью механизма государственной поддержки стартапов на местах, регулированием инновационной активности субъектов предпринимательства, их способностью обеспечивать надлежащую конкурентоспособность территорий на внутренних рынках страны. Конкурентоспособность непосредственно продукции, работ и услуг, соответствующих мировым стандартам качества, оценивается на зарубежных рынках. В наборе инструментов государственной поддержки особое значение приобретает институт охраны прав интеллектуальной собственности в виде совокупности интеллектуальных активов и мер по совершенствованию системы их правовой защиты.
Как известно, инвестиционная деятельность непосредственно связана с достигнутым уровнем конкурентоспособности любого ЭС, т.е. его способностью сохранять и даже повышать свои конкурентные преимущества по отношению к деятельности конкурирующих рыночных игроков [1]. Такое превосходство можно достичь лишь за счёт реализации комплекса целей инновационной деятельности ЭС в интересах собственников, инвесторов, поставщиков, персонала и конечных потребителей. Целью каждого из перечня персоналий является удовлетворение своих заявленных потребностей. В соответствии с разработанной авторами методикой измерения эффективности вложений в инновационное развитие ЭС Санкт-Петербургского Медико-фармацевтического кластера (МФК) из ОЭЗ ТВТ, для достижения высокого уровня такой эффективности необходимо придерживаться следующих общепринятых принципов целевого портфельного инвестирования:
– предельная эффективность инвестирования. В данной сфере действуют основные экономические законы — убывающей доходности; убывающей предельной полезности. А особенности, присущие стадиям производства и реализации фармацевтической продукции, справедливы и для инвестиционного процесса в конкретной отрасли;
– необратимость инвестиционного процесса в деятельности экономического субъекта [2];
– сочетание материальных и стоимостных оценок при анализе эффективности капитальных вложений;
– адаптационность понесённых расходов/затрат/издержек по каждой счётной транзакции;
– мультипликативность парциальных социально-экономических эффектов как самостоятельных факторов моделирования;
– акселерация темпов инвестиционного процесса при совпадении целей разного уровня;
– «q-принцип», определяющий реальную связь между рыночной оценкой фундаментальной стоимости активов на фондовой бирже и его реальной восстановительной стоимостью в производственном процессе [3];
– консолидация разнообразных рисков при многосторонней заинтересованности участников в конечных результатах реализации стратегии/проекта инновационного развития.
Любое предпринимательство нуждается в средствах финансирования своей деятельности как с позиций перспективы инновационного развития, так и при осуществлении рутинных текущих хозяйственных операций. На практике ЭС сегмента малого и среднего предпринимательства финансируют свою инновационную деятельность, как правило, из различных сторонних привлеченных источников [4], включая внешние инвестиционные заимствования, и куда в меньшей степени, за счет собственных средств. В условиях весьма спорной глобализации и крайне условной открытости информационно-сетевой и даже цифровой экономики особую роль начинают играть учтенные факторы, связанные с безусловной отраслевой привлекательностью, конкурентным положением ЭС МФК в регионах, особенностями образования цен и тарифов на продукцию в виде лекарственных препаратов (ЛП), с включенностью в схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) [5] и др.
Так, при разработке стратегии развития, рыночной политики и даже методов окончательного установления цен на ЛП ЭС МФК эти факторы и условия объективно присутствуют, делают объект для целей инвестирования исключительно привлекательным с учетом того, что под реализацию проекта Особой Экономической Зоны (ОЭЗ) СПб МФК оперативно были выделены три площадки в регионе [6]. Взятие на вооружение перспективной системы образования цен и тарифов на базе эталонного принципа сулит для анализируемого ЭС повышение конкурентоспособности его ЛП. В настоящее время ЭС осуществляет другие принципы ценообразования и придерживается схем т.н. динамического ценообразования [7].
Тем не менее, несмотря на безусловную инвестиционную привлекательность всего СПб МФК в целом, следует перечислить реальные условия функционирования изучаемой компании «ABC» (условно названной по понятным причинам), которые определяют сегодня особенности рыночного ценообразования на ЛП:
– способность исследуемого ЭС выпускать товарную продукцию в виде ЛП над-лежащего рыночного качества по международным стандартам и уровню конкурентоспособности;
– сложившийся кадровый состав ЭС, характеризующийся высочайшим уровнем квалификации персонала, сравнительно высоким уровнем его заработной платы и необходимостью ее непрерывной индексации;
– ведение инновационного производства, сопровождающееся постоянно растущей стоимостью сырья, материалов, расходами на защиту прав интеллектуальной собственности (ПИС), значительными накладными расходами;
– наличие прямых конкурентов, не доминирующих на сегментах внутреннего фармацевтического рынка, согласно законодательству ФАС РФ;
– наличие незанятых ниш рынка биомедицинской и фармацевтической продукции внутри страны и за ее рубежами [8].
Исходя из перечисленных обстоятельств, более предпочтительной на предстоящие 2019–2020 гг. видится следующая стратегия ценообразования для завоевания значительной доли рынка на территории СПб и СЗФО: цена в зависимости от цен конкурентов, а в последующие годы переход к новой для ЭС МФК ценовой стратегии: высокое качество отечественного оригинального ЛП → сравнительно высокая цена. Исходя из такой предпосылки, на первый год реализации стратегии инновационного развития предпринимательской структуры оптово-отпускная цена определена в €38,57 за тысячу условных единиц ЛП компании «ABC» при расчётной рентабельности производства (RORN) в 25,00% и продаж (ROSN) в 17,30%. Однако, при непосредственной продаже оптовым заказчикам специальная цена может быть увеличенной и/или сниженной, согласно контракту и условиям договора на поставку фармацевтической продукции [9].
Представляется целесообразным организовать каналы сбыта ЛП компании «ABC» на внутреннем рынке страны следующим образом:
– через аптечную сеть, товарно-фондовую биржу СПб, Ленинградской и других областей СЗФО, городские торговые сети;
– по заказам других ЭС биомедицинской и фармацевтической отраслей промышленности РФ и ЭС МФК СПб и иных ЭС.
Для зарубежных рынков необходимы дополнительные коммуникационные усилия. В настоящее время заключены договора с ЭС отдельных стран СНГ и Балтии — Республикой Беларусь, Казахстаном, Украиной, Арменией, Киргизией, Эстонией и Латвией. Проведены переговоры с финскими и норвежскими компаниями, а также с Китаем и Монголией о научно-исследовательской, промышленной и торговой кооперации в области разработок, производства и продаж ЛП, а также в сфере продвижения международных стандартов надлежащих практик фармакопеи.
Ориентировочные удельные затраты на сбыт готовой продукции ЛП составят, начиная с 2018 г., €3000 тыс. В целях реализации стратегии производственного, организационного и инновационного развития изучаемого ЭС предусмотрены запланированные в стратегии изменения: произвести на 32% обновление парка подвижного состава для осуществления международных транспортных перевозок ЛП с получением права выезда за территорию РФ с оформлением соответствующей разрешительной документации, в том числе в службе международных грузовых перевозок. Специализированные под перевозки фармацевтических товаров ЭС автомобили «VolvoF-12» будут приобретены в момент успешного достижения первых трёх целей реализации стратегии — формирования инвестиционной стратегии; стимулирование маркетинговых инноваций; развитие производства. Для этого рекомендуется внести в штатное расписание дополнительные единицы специалистов по организации работ, в частности, в области международной коммерческой логистики, отходов фармацевтического производства и экологической обстановки.
Полученные результаты исследования. Ориентировочные затраты на решение маркетинговых задач в рамках стратегии составят €555 тыс., в том числе: исследования рынка ЛП — €170 тыс.; рекламная поддержка — €265 тыс.; участие в тематических выставках, включая ПАО ВЦ «Ленэкспо» и ежегодных Форумах Life Sciences Invest — €120 тыс. При завоевании значительной, до 8%, доли рынка предусмотрено 5%-е снижение ежегодных затрат на маркетинг. В связи с тем, что производство фармацевтической и медицинской продукции в кластере организовано на площадях ОЭЗ, взаимодействие, координация и контроль за данным ЭС будут осуществляться по принятым Управляющей компанией ОЭЗ схемам для региона. Ожидаемые сводные результаты от реализации стратегии развития ЭС МФК представлены в табл. 1.
Таблица 1
Ожидаемые результаты реализации стратегии инновационного развития компании «ABC» на период 2018–2020 гг.№
п/п | Наименование показателя | Период реализации стратегии инновационного развития |
---|
первый год | второй год | третий год |
---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | Объём производства, тыс. условных ед. | 5 000 | 8 500 | 9 000 | 2 | Объём реализации товарной продукции, € | 19 285 000 | 32 784 500 | 34 713 000 | 3 | Себестоимость товарной продукции, € | 15 428 570 | 26 222 500 | 27 765 000 | 4 | Балансовая прибыль Пw, € | 3 856 430 | 6 562 000 | 6 948 000 | 5 | Величина налога на прибыль организаций
при размере средней ставки в 13,52%, € |
520 618 |
885 870 |
937 980 | 6 | Плановая чистая (нетто) прибыль ПN, € | 3 335 812 | 4 265 300 | 4 516 200 | 7 | Рентабельность производства, ROR, % | 25,00 | 25,02 | 25,02 | 8 | Рентабельность продаж, ROSN, % | 17,30 | 13,01 | 13,01 | Рассчитано авторами по результатам проектирования для «АВС» | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|