| | Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Федорова И. С. аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье рассматриваются вопросы глубоких преобразований, происходящих в банковской отрасли, вызванных ускоренным развитием и внедрением инновационных цифровых технологий, которые являются основными драйверами трансформации. Выделены финтех-компании, высокотехнологичные компании из смежных отраслей и виртуальные банки в качестве новых активных участников рынка банковских услуг, которые создали новую конкурентную среду для банков. Автором определены понятия «дигитализация» и «цифровая трансформация», лежащие в основе трансформационных процессов банковской деятельности, приведены примеры успешных банков, выбравших стратегии цифровой трансформации | Ключевые слова: инновационные цифровые технологии, дигитализация, цифровой банкинг, цифровая трансформация, банковская стратегия | УДК 336.71; ББК 65.26 Стр: 116 - 119 | Инновационные цифровые технологии как драйверы трансформации банковской отрасли. Цифровая революция на современном этапе характеризуется ускоренным развитием и внедрением инновационных цифровых технологий во все сферы жизни и деятельности человека, что получило название «дигитализация» или «цифровизация». Исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, определяет понятие «дигитализация» как использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и обеспечения возможностей для получения новых источников доходов и создания ценности. Это процесс перехода к цифровому бизнесу [1]. Процессы дигитализации сопровождаются преобразованиями, которые по своему размаху, масштабу и глубине более фундаментальны, чем в периоды предшествующих технологических революций. Особенностью этих преобразований, которые меняют технические основы производства, условия труда людей, менталитет и образ жизни, являются их ускоренные темпы. Можно сказать, что цифровая революция этого этапа развития стала эпохальной инновацией и глубочайшей трансформацией XXI века, которую эксперты называют «цифровой трансформацией». По сути, цифровая трансформация представляет собой глубокое преобразование экономической и организационной деятельности, бизнес-процессов, компетенций и бизнес-моделей, позволяющее полностью использовать изменения и возможности комбинаций цифровых технологий и их возрастающее влияние на общество в стратегическом и приоритетном порядке с учетом нынешних и будущих изменений [2].
Главным направлением развития цифровой экономики стали разработка и использование цифровых платформ, основанных на инновационных цифровых технологиях. Современная технологическая платформа базируется на использовании четырех ключевых информационно-коммуникационных технологиях — мобильная связь, социальные сети, технологии Big Data и «облачные вычисления» (англ. cloud computing), и дополняется инновационными акселераторами — роботизацией, когнитивными системами («искусственным интеллектом»), «Интернетом вещей» (англ. Internet of Things), 3D-печатью, решениями по защите данных от киберугроз нового поколения (англ. Next Generation Security) и технологиями расширенной и виртуальной реальности [3]. Всё это вместе существенно расширяет возможности для инноваций и позволяет трансформировать все отрасли экономики, включая банковскую.
Процессы дигитализации в банковской отрасли связаны, прежде всего, с использованием таких цифровых технологий, как аналитика супермассивов данных — Big Data, решения по защите данных от киберугроз нового поколения, роботизация, «искусственный интеллект», включая методы «машинного обучения» (англ. machine learning), «Интернет вещей», «облачные вычисления» и технология распределенного реестра «блокчейн».
Банки хранят огромные объемы информации, в частности, подробная информация о клиентах, их платежах и транзакциях, запросах и жалобах, и проч. Сами по себе необработанные данные не имеют значительной ценности, однако, при помощи анализа с использованием технологии Big Data можно получить значимую аналитическую информацию для лучшего понимания клиентов. Сбор, хранение и анализ структурированных и неструктурированных массивов данных помогает банкам оценить потребности и предпочтения клиентов, что позволяет им предлагать более персонифицированные продукты и улучшенный сервис. Помимо этого, аналитика Big Data может применяться для повышения точности внутренней отчетности для менеджмента банка и внешней банковской отчетности для контролирующих органов.
В цифровой век вопрос информационной безопасности является одним из самых важных приоритетов для компаний любой отрасли, в особенности в настоящее время, когда информационная деятельность перемещена в центры обработки данных и облачные хранилища. Для банков этот вопрос, прежде всего, связан с защитой персональной финансовой информации клиентов. Банки обязаны защищать клиентскую информацию в соответствии с требованиями законодательства. Решения по защите данных от киберугроз нового поколения представляют более высокий уровень информационной безопасности, которые должны будут обеспечить комплексную защиту базы данных банка от их несанкционированного использования и способны предотвращать целенаправленные кибератаки в виртуальных, физических, облачных и мобильных средах.
С помощью роботизации банки могут автоматизировать и оптимизировать свои внутренние процессы, чтобы они стали более простыми и эффективными, при этом сократив ручной труд банковского персонала до минимума. Например, лидер цифровой трансформации голландский банк ING поставил перед собой цель создать единую глобальную масштабируемую платформу из различных имеющихся банковских моделей. Она основывается на упрощенных и стандартизированных продуктах и системах, поддерживаемых модулярной архитектурой, интегрированными и масштабируемыми ИТ-системами, и общими банковскими службами [4].
Технология «искусственный интеллект» уже давно используется банками для выявления мошенничества, однако, сегодня она позволяет использовать имеющиеся данные о своих клиентах по-новому и находить больше новых решений для себя и для своих клиентов. Методы «машинного обучения» могут способствовать совершенствованию используемых банком моделей оценки рисков заемщика, улучшению предложений для целевых клиентов и т.д. Решение «виртуальный помощник» также реализуется с помощью этой технологии. Например, ведущий испанский банк CaixaBank в сотрудничестве с лабораторией компании IBM разработал «виртуального помощника» по вопросам внешнеторговых операций на основе технологии IBM Watson [5].
Технология «облачные вычисления» дает банкам массу гибких возможностей для хранения и обработки информации, значительно сокращая капитальные затраты на инфраструктуру информационных технологий (построение центров обработки данных, закупка серверного и сетевого оборудования, аппаратных и программных решений по обеспечению непрерывности и работоспособности), так как эти расходы несет поставщик облачных услуг и они классифицируются для банка как операционные расходы на оплату услуг. Кроме того, облачные технологии, обладая свойствами масштабирования и эластичности, обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение или уменьшение спроса на вычислительные мощности. До перехода на облачные технологии банкам требуется решить ряд важных задач: 1) защита данных от несанкционированного доступа и связанные с этим ограничения со стороны регуляторов в вопросах размещения центра обработки данных; 2) интеграция «облачных» аналитических данных в операционную систему банка; 3) управление «облаком»: выбрать релевантную архитектуру и инфраструктуру для управления с учетом существующих четырех моделей развертывания облака — частного (англ. private cloud), публичного (англ. public cloud), гибридного (англ. hybrid cloud) и коммунального (англ. community cloud) [6].
Возможности технологии «блокчейн» применительно к финансовым операциям все ещё находятся в стадии изучения, однако, имеется потенциал для развития цифрового стандарта между банками для проведения локальных и трансграничных платежей, сделок с ценными бумагами, товарными активами и производными финансовыми инструментами, а также для обмена информацией между банками и органами банковского надзора и аудиторами. К преимуществам технологии распределенных реестров относится: простота проведения транзакций; непрерывность работы сети, бесперебойность, гарантированность обработки транзакций; снижение необходимости документооборота при проведении сделок между участниками; прозрачность и постоянное ведение реестров сделок; повышенная устойчивость благодаря распределенности и наличию большого числа копий данных. Многие крупные банки мира заинтересованы в применении технологий распределенных реестров в своей деятельности и присоединились к блокчейн-консорциумам, крупнейшими из которых являются R3 и Hyperledger. В России ЦБ РФ совместно с крупнейшими участниками финансового рынка учредил Ассоциацию развития финансовых технологий, которая в том числе занимается реализацией проектов на основе распределенных реестров [7]. Использование этой технологии позволит банкам предлагать клиентам услуги, которые оказываются более оперативно, безопасно и по более низким ценам.
Следует заметить, что, несмотря на очевидные преимущества новых цифровых технологий для банков, со стороны регулирующих органов есть определенные опасения в отношении неконтролируемого использования баз данных, которыми обладают банки, включая конфиденциальную информацию о клиентах. В связи с этим технологии «блокчейн» и «облачные вычисления» могут иметь ограничения в распространении и использовании до тех пор, пока не решится ключевой вопрос с информационной безопасностью на уровне регуляторов.
Новая конкурентная среда на рынке банковских услуг. Развитие инновационных цифровых технологий способствовало появлению новых участников рынка финансовых услуг, которые активно предлагают потребителям простые, удобные и недорогие финансовые решения — это финансового-технологические компании (финтех-компании) или финтех-стартапы. Их количество в мире растет благодаря привлекательности рынка банковских услуг и низким затратам на инвестиции. Кроме финтех-компаний, крупные небанковские организации из смежных отраслей — компании-гиганты в технологическом бизнесе, электронной розничной торговле, телекоммуникации и др., предпринимают попытки вхождения на рынок финансовых услуг. Так, высокотехнологичные компании Google, Apple, и Samsung уже зашли на территорию банков со своими приложениями GooglePay, ApplePay и SamsungPay, а китайские компании Alibaba и Tencent недавно стали обладателями банковских лицензий. Финтех-компании и небанковские институты по своей природе узкоспециализированы и нацелены в большей степени на потребительский сегмент и малый и средний бизнес. Они сыграли важную роль в том, что изменили ожидания потребителей в отношении финансовых услуг. Потребители, получив новый опыт взаимодействия с клиентом, теперь требуют такого же подхода от банков. С одной стороны, финтех-компании и небанковские институты обостряют конкуренцию на рынке финансовых услуг и представляют угрозу традиционным банкам, а с другой — предоставляют возможности для сотрудничества с ними.
Виртуальные банки, которые появились не так давно и которые предоставляют банковские услуги дистанционно, отказавшись от обслуживания в отделениях, стоят особняком на рынке финансовых услуг. В отличие от традиционных банков, которым ещё предстоят долгие и глубокие преобразования своей организации, структуры, корпоративной культуры, инфраструктуры и т.д., они уже выстроили эффективные и быстродействующие бизнес-модели и продолжают совершенствовать пользовательский опыт и расширять пакеты услуг. Например, «Тинькофф Банк», созданный в 2007 году как онлайн-банк, использует гибкую бизнес-модель и передовые технологии, которые включают сквозную обработку транзакций, облачные вычисления, социальные сети в качестве платформы, аналитику и систему единого входа (Single Sign-On). Основными каналами привлечения клиентов для банка являются интернет, мобильная связь, агенты прямых продаж и партнерства.
Важно отметить, что в настоящее время центральные банки разных стран мира открывают новым участникам рынка доступ к финансовым операциям, действуя в интересах потребителей и способствуя развитию конкуренции на рынке финансовых услуг. Например, в Европейском Союзе в 2018 году вступила в силу «Вторая директива о платежных услугах» (PSD2), которая предусматривает возможность для небанковских учреждений получить доступ к банковским счетам клиента и инициировать платежи с этих счетов по поручению клиента. Аналогичная инициатива, так называемая концепция Open Banking, внедряется и в Великобритании. Банк России совместно с Ассоциацией развития финансовых технологий реализует мероприятия по развитию и внедрению принципов открытых программных интерфейсов (API) на российском финансовом рынке [8]. Все эти меры по стимулированию конкуренции на финансовом рынке, главным образом, направлены на расширение выбора потребителями финансовых продуктов или сервисов за счет обеспечения доступа к информации финансовых институтов другим провайдерам финансовых услуг посредством открытых API.
Дигитализация и цифровая трансформация в банковской деятельности. Процессы дигитализации ведут к разрушению традиционных форм и операционных моделей банков, которые в цифровую эпоху перестали быть устойчивыми, и предоставляют возможности для создания новых бизнес-моделей, которые вместе с создаваемыми новыми продуктами и услугами меняют структуру и деятельность банков, и, следовательно, потребительский опыт клиентов, трансформируя банковскую отрасль абсолютно по-новому. Применительно к банковской деятельности понятие «дигитализация» можно определить как внедрение и усиление использования цифровых технологий банками, с целью формирования новой цифровой бизнес-модели и обеспечения возможностей для получения новых источников доходов и создания ценности. Это процесс перехода к цифровому банкингу.
Основными преимуществами цифрового банкинга являются: для клиента — это новый, улучшенный пользовательский опыт; для банка — это действенная и эффективная операционная модель. Новый пользовательский опыт клиента подразумевает: предоставление ему новых возможностей для взаимодействия с банком по цифровым каналам связи; огромный выбор персонализированных продуктов и услуг по приемлемым ценам; прозрачное ценообразование и возможность сравнительного анализа с банками-конкурентами; оперативную обработку запросов и безопасность проведения банковских операций; мгновенное обслуживание на высоком качественном уровне. Эффективная операционная модель банка включает: интегрированную ИТ-инфраструктуру; упрощенные структуры каналов взаимодействия с клиентами; стандартизованные процессы управления; возможности получения новых доходов и др.
Переход к цифровому банкингу сопровождается глубинными и масштабными преобразованиями основ самого банка и всей его деятельности. Это и есть цифровая трансформация, под которой понимается тотальное преобразование экономической и организационной деятельности банка, его процессов, компетенций, моделей на основе наиболее полного использования возможностей инновационных цифровых технологий с целью предоставления клиентам банка улучшенного пользовательского опыта и удовлетворения их индивидуальных потребностей.
Ключевым фактором в эпоху цифровых технологий является скорость принятия решения. «Цифровые» компании действуют оперативно и решительно. И, поскольку направление развития современной банковской отрасли задается технологичными компаниями, то традиционные банки в процессе цифровой трансформации должны принять и внедрить в свою организационную культуру подходы и методы, которые обычно используют компании-разработчики программного обеспечения — это некоторые аспекты «гибкой методологии», scrum-метод, бета-тестирование, дизайн-мышление, DevOps-подход и др. Эти принципы работы позволят банкам стать более гибкими и быстро реагировать на любые изменения внешней среды, «запустить двигатель» инновационных процессов банка как в отношении продуктов и услуг, так и его внутренних процессов, и существенно сократить время вывода новых продуктов на рынок.
Использование цифровых платформ на основе инновационных цифровых технологий и формирование цифровых экосистем, способных объединять людей, ресурсы и информацию и создавать, таким образом, новые способы потребления товаров и услуг, становится ключевым направлением развития и современного финансового рынка. Будущее банков будет не таким, каким оно представляется нам сегодня. Некоторые банки уже заявили о том, что будут развиваться в технологической сфере и в будущем будут представлять собой технологическую компанию и/или экосистему, которая будет предоставлять своим клиентам не только финансовые услуги, но и те сервисы, которые будут сопутствовать их стилю жизни (lifestyle). Например, «Сбербанк» в своей Стратегии 2020 планирует активное строительство экосистемы нефинансовых направлений бизнеса для удовлетворения конечных потребностей клиентов [9].
Цифровая трансформация — стратегическое направление развития банков. Благодаря использованию новейших цифровых достижений банковская отрасль стремительно меняется. В отдельных регионах мира уже определились банки-лидеры цифровой трансформации, которые за короткое время добились значительных успехов и которые активно развивают глобальную банковскую отрасль на региональном уровне. Среди них выделяется голландский ING Bank, который, по мнению журнала The Banker, в 2016 году был признан «Лучшим глобальным банком» и «Лучшим банком в Западной Европе». В 2014 году банк ING принял стратегию, разработанную на период до 2020 года (Think Forward Strategy), целью которой является дать людям возможность быть на шаг впереди как в жизни, так и в бизнесе. Банк взял на себя обязательства перед клиентами: быть понятным и простым, доступным в любое время и в любом месте, предоставлять клиентам возможности для принятия разумных финансовых решений и продолжать совершенствоваться. В октябре 2016 года банк ING объявил об инвестициях в размере 800 млн евро на продолжение цифровой трансформации с целью дальнейшего улучшения пользовательского опыта для клиентов и ускорения роста числа клиентов и расширения возможностей кредитования [10].
Французский банк BNP-Paribas, создавший первый в Европе полностью цифровой мобильный банк Hello bank! в 2013 году, разработал стратегический план развития на период 2017–2020 гг., который предусматривает создание «Банка будущего» посредством расширения сфер деятельности банка, развитие целевой программы по новому пользовательскому опыту для клиентов, осуществление цифровой трансформации банка и повышение эффективности. Главная часть плана сконцентрирована на цифровой трансформации группы BNP-Paribas, в которую банк планирует инвестировать 3 млрд евро в ближайшие 3 года на создание нового пользовательского опыта для клиентов и повышение операционной эффективности [11].
Банк HSBC, названный журналом Euromoney «Лучшим банком 2017 года», инвестирует в цифровую трансформацию своего бизнеса сумму в размере 2,1 млрд долл. США в течение 2015–2020 гг. Банк уже внедрил инновационные методы работы для того, чтобы сделать пользовательский опыт клиентов быстродействующим, простым и безопасным. Сегодня банк HSBC является самым крупным в мире на рынке финансовых услуг пользователем биометрии (техники биометрической идентификации) и продолжает запускать во всей своей глобальной сети технологии распознавания голоса и отпечатков пальцев. В 2016 году банк открыл инновационные лаборатории по всему миру, предназначенные для применения технологий искусственного интеллекта, управления данными и совершенствования в области кибербезопасности. Эти лаборатории совместно с финтех-партнерами банка помогут использовать технологии для предоставления более лучшего пользовательского опыта клиентов [12].
Испанский Caixa Bank, отмеченный в 2016 году журналом The Banker в категории «Лучший глобальный технологический проект» за создание своего цифрового банка Imagin Bank и признанный журналом Global Finance «Лучшим банком Испании» в 2017–2018 гг., является лидером цифровой трансформации в отрасли [13]. Caixa Bank стал ведущим банком в Испании, благодаря универсальной банковской модели, основанной на качестве, инновациях, доступности и персонализированном обслуживании с широким спектром продуктов и услуг, которые адаптированы к различным потребностям клиентов, и расширенной многоканальной сети дистрибуции. Стратегическим планом развития банка на 2015–2018 гг. был принят курс на инновации и новые технологии по взаимодействию с клиентами, что способствовало появлению цифровых инноваций My Finance, Caixa Pay и открытие счета «в один клик».
Лидирующую позицию в мире в области цифрового банковского обслуживания в настоящее время занимает американский «Ситибанк», который был назван «Лучшим глобальным цифровым банком в 2017 году» по версии журнала Euromoney. В 2017–2018 гг. он был также удостоен наград журнала Global Finance как лучший цифровой банк для корпоративных и институциональных клиентов во многих регионах мира. «Ситибанк» нацелен разрабатывать мобильные приложения с той же скоростью, что и стартапы в Кремниевой долине, и распространять их по всей своей глобальной сети [14].
Инновационный курс развития экономики РФ способствует успешному продвижению цифрового банкинга на российском рынке, лидерами которого являются «Сбербанк» и «Тинькофф Банк». По признанию журнала Global Finance «Сбербанк» стал «Лучшим цифровым банком для частных клиентов» в 2017 году и «Лучшим цифровым банком для корпоративных и институциональных клиентов» в 2018 году в России. Он продолжает масштабную трансформацию бизнеса, конечной целью которой является преобразование в высокотехнологичную цифровую компанию, способную создавать лучшие инновационные продукты для своих клиентов в постоянно меняющейся и усложняющейся среде [15].
Особо следует отметить «Тинькофф Банк», который был признан лучшим розничным онлайн-банком в России в 2018 г. в рамках премии «Лучший цифровой банк» журнала Global Finance, и ставший победителем еще в четырех номинациях по Центральной и Восточной Европе: «Лучший банк в обслуживании счетов», «Лучший банк в обеспечении безопасности и противодействии мошенничеству», «Лучший мобильный банкинг», «Лучшие приложения для мобильного банкинга». В 2017 году он был также отмечен тем же изданием в категориях «Лучшие депозитные, кредитные и инвестиционные онлайн-продукты» и «Лучший банк в социальных сетях» в Центральной и Восточной Европе. «Тинькофф Банк» продолжает развивать и совершенствовать свою экосистему, оставаясь ведущим онлайн-провайдером розничных финансовых услуг в России и лидером в Центральной и Восточной Европе, а его концепция lifestyle-банкинга, по словам Оливера Хьюза, Председателя Правления, «задает тренд на рынке и показывает отличные результаты по всем бизнес-линиям — от ипотечного и инвестиционного сервисов до мобильного оператора и онлайн-платформы для путешествий». [16].
Все эти награды банков показывают важность непрекращающихся инноваций в отношении банковских продуктов, систем и услуг, которые развивают глобальную банковскую отрасль в цифровом направлении. Клиенты ожидают новых решений, способных к преобразованию их жизни и деятельности, и банки-лидеры цифрового банковского обслуживания постоянно стремятся соответствовать этим ожиданиям.
Таким образом, инновационные цифровые технологии предоставили многообразие возможностей для развития банковской отрасли в направлении цифрового банкинга и создания цифровых платформ и экосистем для обслуживания финансовых и нефинансовых потребностей клиентов. Деятельность банков в цифровой век выходит за пределы традиционного банковского обслуживания, всё будет делаться ради клиента и удовлетворения его финансовых нужд, а также для поддержания его образа жизни. Цифровая трансформация позволит банкам соответствовать духу цифрового времени и быть способными конкурировать в новой среде, где появились новые участники рынка, которые активно предлагают потребителям более инновационные финансовые решения. Будущий расклад сил на рынке банковских услуг будет во многом зависеть от успеха реализации стратегии, которую банки выберут для своего дальнейшего развития. |
| |
|
|