| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Кузнецов Ю. В. заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор Дерен И. И. профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук
| |
| | В статье исследован внутренний финансовый контроль на региональном уровне (на примере Владимирской области). В результате проведенного исследования выявлены проблемы реализации и эффективности внутреннего финансового контроля, даны рекомендации по их решению | Ключевые слова: Владимирская область, финансовый контроль, региональные финансы | УДК 332; ББК 65.05 Стр: 146 - 148 | Исследование внутреннего финансового контроля на региональном уровне является актуальной проблемой. При этом необходимо отметить важность данного исследования в связи с тем, что ряд регионов является дотационными и соответственно финансовый контроль является одной из приоритетных управленческих и экономических задач на современном этапе поступательного развития отечественной экономики.
Анализ распределения бюджетных доходов при формировании межбюджетных отношений Владимирской области был рассмотрен в отечественных публикациях, но без учета внутреннего финансового контроля [4].
Необходимо отметить, что осуществление внутреннего финансового контроля в регионах Российской Федерации на системной основе стало происходить с 2014 года, т.е. в этом году прошел пятилетний период [1]. За данный пятилетний период данное направление финансовой контрольной функции прошло стадии внедрения и активной реализации.
Исследуя внутренний финансовый контроль на региональном уровне (на примере Владимирской области), необходимо уделить внимание и конкретным финансовым потокам, на которые и направлен внутренний финансовый контроль (табл. 1) [5].
Таблица 1
Динамика исполнения отдельных показателей бюджета Владимирской области за 2015–2018 годы по состоянию на 01 января 2019 года (тыс. руб.)№ п/п | Показатели | 2015 год | 2016 год | % исполнения
2016 г. к 2015 г. | 2017 год | % исполнения
2017 г. к 2016 г. | 2018 год | % исполнения
2018 г. к 2017 г. |
---|
январь-декабрь | январь-декабрь | январь-декабрь | январь-декабрь |
---|
1. | Доходы — всего | 45 865 152 | 49 743 453 | 108,5 | 52 291 318 | 105,1 | 58 666 382 | 112,2 | | в том числе: | | | | | | | | 1.1. | собственные доходы | 42 908 240 | 46 689 857 | 108,8 | 49 343 728 | 105,7 | 55 647 302 | 112,8 | | из них | | | | | | | | 1.1.1. | — налоговые и неналоговые доходы | 32 736 083 | 37 527 188 | 114,6 | 38 637 117 | 103,0 | 43 680 719 | 113,1 | 1.2. | субвенции из федерального бюджета | 2 956 912 | 3 053 596 | 103,3 | 2 947 590 | 96,5 | 3 019 079 | 102,4 | 2. | Кассовые расходы — всего | 45 088 200 | 48 405 306 | 107,4 | 51 412 152 | 106,2 | 57 612 842 | 112,1 | | в том числе: | | | | | | | | 2.1. | расходы на исполнение собственных полномочий | 42 132 717 | 45 351 750 | 107,6 | 48 464 562 | 106,9 | 54 593 763 | 112,6 | 2.2. | расходы на исполнение переданных полномочий Российской Федерации | 2 955 483 | 3 053 556 | 103,3 | 2 947 590 | 96,5 | 3 019 079 | 102,4 | 3. | Дефицит (-), профицит (+) | 776 952 | 1 338 147 | 172,2 | 879 166 | 65,7 | 1 053 539 | 119,8 | | в том числе: | | | | | | | | 3.1. | по собственным полномочиям | 775 523 | 1 338 107 | 172,5 | 879 166 | 65,7 | 1 053 539 | 119,8 | 3.2. | по переданным полномочиям Российской Федерации | 1 429 | 40 | 2,8 | 0,0 | 0,0 | 0 | |
Доходы бюджета Владимирской области за 2015–2018 годы выросли с 45865152 тыс. рублей (2015 год) до 58666382 тыс. рублей (2018 год). Суммы субвенций из федерального бюджета варьировалось за указанный период от 2956912 тыс. рублей (2015 год) до 3 019079тыс. рублей (2018 год).
Кассовые расходы бюджета Владимирской области за 2015–2018 гг. также выросли с 45088200 тыс. рублей (2015 год) до 57612842 тыс. рублей (2018 год). Суммы расходов на исполнение переданных полномочий Российской Федерации варьировалось за указанный период от 2955483тыс. рублей (2015 год) до 3019079тыс. рублей (2018 год).
В итоге профицит Владимирской области за 2015–2018 гг. также вырос с 776952 тыс. рублей (2015 год) до 1053539 тыс. рублей (2018 год).
При этом необходимо отметить, что профицит в 2015 году обеспечен разницей между доходами областного бюджета в виде собственных доходов 42908240 тыс. рублей или 93,55%, субвенций из федерального бюджета 2956912 тыс. рублей или 6,45% и кассовыми расходами в объеме 45088200 тыс. рублей. Соответственно, при отсутствии субвенций из федерального бюджета, можно наблюдать дефицит за 2015 год в объеме 2179960 тыс. руб.
Профицит в 2016 году обеспечен разницей между доходами областного бюджета в виде собственных доходов 46689857 тыс. рублей или 93,86%, субвенций из федерального бюджета 3053596 тыс. рублей или 6,14% и кассовыми расходами в объеме 48405306 тыс. рублей. Соответственно, при отсутствии субвенций из федерального бюджета, можно наблюдать дефицит за 2016 год в объеме 1715409 тыс. руб.
Профицит в 2017 году обеспечен разницей между доходами областного бюджета в виде собственных доходов 49343728 тыс. рублей или 94,36%, субвенций из федерального бюджета 2947590 тыс. рублей или 5,64% и кассовыми расходами в объеме 51412152 тыс. рублей. Соответственно, при отсутствии субвенций из федерального бюджета, можно наблюдать дефицит за 2017 год в объеме 2068424 тыс. руб.
Профицит в 2018 году обеспечен разницей между доходами областного бюджета в виде собственных доходов 55647302 тыс. рублей или 94,85%, субвенций из федерального бюджета 3019079 тыс. рублей или 5,15% и кассовыми расходами в объеме 57612842 тыс. рублей. Соответственно, при отсутствии субвенций из федерального бюджета, можно наблюдать дефицит за 2018 год в объеме 1965540 тыс. руб.
Фактическая сумма субвенций из федерального бюджета может варьироваться около 2 млрд руб. при сохранении или улучшении социально-экономической региональной политики.
Относительно показателей как доходной, так и расходной части бюджета Владимирской области обязательно осуществляется внутренний финансовый контроль.
В 2018 году в соответствии с пунктом 1 статьи 160.2–1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти Владимирской области осуществлялся внутренний финансовый контроль с помощью следующих контрольных мероприятий:
1. Направление необходимых расчетов и обоснований в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, с целью составления проекта бюджета, а также ведения кассового плана по доходам бюджета и расходам бюджета Владимирской области;
2. Разработка и ведение бюджетной росписи и бюджетной сметы, а также принятие бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
3. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет Владимирской области, а также принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет Владимирской области;
4. Составление и предоставление бюджетной отчетности по Владимирской области;
5. Процедура ведения бюджетного учета по Владимирской области.
В 2018 году в постановление администрации Владимирской области от 17.07.2014 № 741 «Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» были внесены изменения [1].
В связи с этим возникла необходимость актуализации действующих в 2018 году карт внутреннего финансового контроля, что и было произведено органами исполнительной власти Владимирской области.
В ходе внутреннего финансового контроля на региональном уровне выявлено следующее: в октябре 2018 года было обнаружено, что ошибочно поставлены на учет штрафные санкции в отношении нескольких организаций. Данная техническая ошибка исправлена, каких-либо последствий выявленного факта не обнаружено.
Положительным аспектом осуществления внутреннего финансового контроля является ведение определенной документации по данному направлению, что позволяет более внимательно вести финансовую документацию, а также систематизировать и анализировать результаты внутреннего финансового контроля с разработкой и внедрением мероприятий, направленных на улучшение финансовой дисциплины.
К проблемам финансового контроля на региональном уровне можно отнести отсутствие дополнительного финансового контроля проектов, финансируемых за счет бюджетных средств.
Например, с финансированием некоторых социальных объектов во Владимирской области в 2019 году возникли проблемы. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в поселке городского типа Балакирево Владимирской области могло начаться еще в 2018 году, но сроки перенесли из-за затягивания разработки проектно-сметной документации. В итоге по состоянию на май 2019 года возвели только фундамент. Пока что этот объект предложили заморозить. Физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Киржач также могли уже открыть, но подрядчик не успел. «Здесь у меня большой вопрос к главе муниципалитета. Деньги же на счету лежали, а их по какой-то причине не взяли, объект не построили. В итоге мы вынуждены были эти средства вернуть. Будем разбираться, почему так произошло. Нельзя разбрасываться такими суммами», — заявил губернатор Владимирской области Сипягин В.В. [2].
Соответственно, региональные органы власти Владимирской области стали предпринимать меры, обеспечивающие в определенной степени снижение расходов, а также мероприятия, связанные с обеспечением роста налоговых и неналоговых доходов в бюджет субъекта Российской Федерации.
Администрация Владимирской области с 30 апреля 2019 года прекратила перечисление дотаций городу Владимиру из областного бюджета. Об этом вечером 7 мая 2019 года сообщила пресс-секретарь губернатора О.А. Петрова. Причиной для приостановления процесса выделения дотаций стало невыполнение Администрацией города Владимира условий предоставления данных дотаций. Всего в 2019 году Владимирская область выделила на выравнивание городского бюджета 113,6 млн рублей [3].
«Все эти условия являются типовыми, они одинаковы для всех муниципальных образований Владимирской области, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом меры ответственности муниципальных образований установлены лишь в отношении двух требований — обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения муниципальных бюджетов за 2019 год по сравнению с 2018 годом и соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления», — сообщила пресс-секретарь губернатора О.А. Петрова. [3].
Необходимо отметить, что достижение положительного эффекта от финансового контроля в виде снижения объемов дотационной нагрузки можно достичь в определенной степени при слаженной социально-экономической политике на региональном и муниципальном уровне. С одной стороны, положительный опыт с вариантами решения данной проблемы с эффективным результатом уже наблюдается в ряде регионов, с другой стороны, необходимо учитывать и реализацию потенциала, как Владимирской области, так и города Владимира.
В качестве рекомендаций по решению проблем внутреннего финансового контроля на региональном уровне, прежде всего, целесообразно предложить:
Во-первых, осуществлять все вышеуказанные пять блоков мероприятий внутреннего финансового контроля в полном объеме и в соответствующие сроки, т.к. данные мероприятия прошли положительную практическую апробацию на текущий период экономического развития регионов нашей страны;
Во-вторых, с учетом выявленных проблем, необходимо усилить мониторинг освоения бюджетных средств на строительство новых объектов, например, с ежемесячной или ежеквартальной периодичностью в зависимости от объема финансирования (на современном этапе предполагается осуществление ежедневного финансового контроля, что на практике достаточно сложно выполнить с учетом многозадачности перед исполнителями финансового контроля, поэтому систематизация этого процесса в виде укрупнения периода до месяца или квартала согласно финансовой отчетности, приведет к более эффективному финансовому контролю);
В-третьих, при осуществлении внутреннего финансового контроля на региональном уровне целесообразно учитывать дотационность конкретных регионов. Необходимо отметить, что иногда наблюдается со стороны региональных или муниципальных органов власти не достаточный положительный эффект от поиска и реализации путей создания благоприятных условий для развития экономики на вверенной им территории (соответственно, вначале выход на уменьшение дотационной нагрузки, затем с поэтапным переходом на профицит);
В-четвертых, проводить активную и системную работу по информированию работников региональной администрации по новеллам финансового законодательства в части финансового контроля, данную работу необходимо осуществлять юридическим структурным подразделением, как для опытных, так и для новых сотрудников;
В-пятых, проводить межрегиональные научно-практические конференции по направлению финансового контроля с целью обмена положительным практическим опытом по решению проблем обеспечения эффективности финансового контроля;
В-шестых, расширить обязанности муниципальных руководителей в части финансового контроля за строительством новых или реконструкцией действующих объектов, т.к., с одной стороны, не использование выделенных средств с экономической точки зрения приводит к их обесцениванию, а с другой стороны, данные финансовые средства можно было использовать в этом периоде (финансовый год) на аналогичные проекты в рамках конкретной государственной программы с учетом грамотного подхода к финансовому контролю;
В-седьмых, при анализе результатов внутреннего финансового контроля на региональном уровне в текущем периоде необходимо учитывать и проводить сравнительный ретроспективный анализ результатов данного контроля с рядом предшествующих лет для отслеживания динамики и соответствующей корректировки проводимых мероприятий с целью улучшения показателей эффективности внутреннего финансового контроля на региональном уровне в планируемом периоде;
В-восьмых, целесообразно развивать активное и системное сотрудничество между региональными органами власти и высшими и/или средними специальными учебными заведениями для прохождения учебной практики студентами, в том числе и практики по финансовому направлению, при этом появляется возможность формирования кадрового резерва из молодых специалистов соответствующего финансового профиля. |
| |
|
|