| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Коль О. Д. профессор кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Уржумцева Т. Б. руководитель Научно-образовательного центра исследований социально-экономических проблем
стран Азиатско-Тихоокеанского региона (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье исследуются закономерности формирования конкурентных преимуществ туризма на макроуровне, приводятся основные положения исследования страны как туристской системы на основе теории конкуренции, формулируются особенности страны как туристской дестинации, как региона — поставщика туристов и как региона транзитной дестинации, выявляются виды и уровни формирования конкурентных преимуществ индустрии туризма страны как туристской системы | Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, конкурентные преимущества, страна как туристская система, конкурентные преимущества индустрии туризма | УДК 332.13; ББК 65.433 Стр: 172 - 175 | Высокий уровень конкурентоспособности сферы туризма национальной экономики обеспечивается за счёт сбалансированности развития туризма на макро-, мезо- и микро- уровнях, где возникает синергетический эффект и формирование новых системных свойств туриндустрии.
Исследованиям закономерностей развития туризма на макроуровне — уровне страны и особенностям формирования его конкурентных преимуществ, как отрасли национальной экономики, в том числе в условиях создания интеграционных группировок стран, посвящено не так много научных работ.
Как известно, туризм положительно влияет на экономику любой страны. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке называют невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Так, въездной международный туризм является важнейшим источником валютных поступлений и фактором, стимулирующим рост платежного баланса страны.
С точки зрения экономической эффективности сфера туризма в стране должна развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями национальной экономики. При этом положительное влияние туризма на экономику страны в целом происходит только в том случае, когда туризм не превращает экономику страны в экономику услуг и не наносит ущерб развитию других отраслей, т.е. развивается как целостная система. В современных условиях туризм выступает ещё и катализатором роста национальной экономики и отдельных регионов страны. Причём импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим видам экономической деятельности — торговле, сельскому хозяйству, строительству и т.д., что приводит к диверсификации многих отраслей — возникают новые предприятия и виды экономической деятельности, обслуживающие сферу туризма.
В Манильской декларации по мировому туризму указывается, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения... Доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. Его постоянная роль в национальной экономической деятельности, международном обмене и его влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из основных отраслей мировой экономической деятельности. ...внутренний туризм способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом».
Представляется, что изучение особенностей формирования конкурентных преимуществ сферы туризма как части национальной экономики следует рассматривать, с одной стороны, на макро-, мезо- и микроуровнях и, с другой, с точки зрения въездного, выездного и внутреннего туризма. В качестве методологии исследования туризма в данном контексте выступает системный подход.
В настоящее время за рубежом и в нашей стране наибольшее распространение получил подход Н. Лейпера, позволяющий изучить туризм как систему на различных его иерархических уровнях и в различных его проявлениях.
В 1979 году профессор Мейсенского университета Нейл Лейпер (г. Окленд, Новая Зеландия) в статье «The framework for tourism: Towards definitions of tourism, tourist sand the tourism Industry» предложил рассматривать модель туристской системы как совокупность трёх элементов — туристов, географических элементов и туристской индустрии [6]. При этом географические компоненты он подразделил на регион, порождающий туристов, транзитный регион и регион туристской дестинации.
Данная теория начала использоваться с 80-х годов XX века за рубежом, как основополагающая при проведении научных исследований и практических разработок, связанных с развитием туризма на определенной территории и в государстве в целом. В нашей стране её применение в практической деятельности при планировании развития сферы туризма на региональном уровне начало осуществляться лишь в начала XX века.
Само слово «destination» в переводе с латинского переводится как «местонахождение». Применительно к туризму — это цель путешествия. То есть, речь идёт о въездном туризме на определённую территорию, в том числе страну. В настоящее время термин «туристская дестинация» трактуется как географическая территория, имеющая определённые границы и обладающая набором природных, культурных и активно-развлекательных мероприятий, скомбинированных с другими факторами (например, ночевкой) и, отвечающая тем самым интересам туристов [1]. При этом на первый план выходит критерий «привлекательности», который может варьироваться в зависимости от потребностей туристов в познании и отдыхе, спектр которых постоянно расширяется. Причем это относится не только к туристам, а и к местным жителям конкретной территории, страны. А это, в свою очередь, стимулирует необходимость в формировании разнообразных предложений со стороны туристской дестинации с учётом имеющихся на её территории ресурсов.
В конце ХХ века термин дестинация стал официальным термином Всемирной туристской организации (ЮНВТО), которая утвердила следующее её определение: «Дестинация — физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой, включающее туристские услуги, аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия, имеющее физические и административные границы» [5]. В определении UNWTO используется целый ряд аргументов: физическое пространство, посетитель, ночевка, туристский продукт, туристская услуга, аттракция, туристские ресурсы, доступность, образ, восприятие, рынок, конкурентоспособность.
Именно в туристской дестинации происходит непосредственное влияние всей туристской индустрии на путешественника в целом, а также реализуются стратегии планирования и управления непосредственно самой сферы туризма как части социально-экономической системы страны (региона, города, курорта).
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существуют несколько подходов к понимаю сущности, содержания и признаков туристской дестинации: территориальный, экономический, управленческий и маркетинговый (социальный) [4].
В рамках настоящего исследования выявление особенностей формирования и развития конкурентных преимуществ страны, как туристской системы, изучение её особенностей как туристской дестинации, осуществляется на основе использования основных положений теории конкуренции.
Прежде всего, необходимо отметить, что страна, как туристская система, представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных подсистем (рис. 1):
страна как туристская дестинация (первичная дестинация);
страна как транзитная дестинация (вторичная дестинация);
страна как источник (поставщик) туристов в другие дестинации.
Рассматривая страну как туристскую дестинацию (первичную и вторичную) с точки зрения субъекта конкуренции, по нашему мнению, можно выделить две группы конкурентов:
другие туристские дестинации (другие страны) и
другие виды экономической деятельности (отрасли экономики страны).
С первой группой конкуренция идет, главным образом, за рынки сбыта (туристов) и инвестиции, со второй — за преференции и ресурсы (трудовые и естественные). Так как дестинации конкурируют между собой относительно предлагаемых туристам турпродуктов, то для того, чтобы хотя бы на некоторое время «выиграть» в конкурентной борьбе и привлечь большее количество туристов все дестинации стремятся к формированию уникального турпродукта. | | | Рис. 1. Страна как туристская система (конкурентный подход) | Как известно, не каждая страна (курорт, город, регион), имеющая даже уникальные природные и культурно-исторические ресурсы, способные стать объектами туристской привлекательности, может быть отнесена к категории «туристская дестинация» или «первичная туристская дестинация». Необходимо, чтобы была обеспечена целостная совокупность всех ниже приведённых компонентов туристской дестинации. Многие отечественные и зарубежные учёные к важнейшим из них относят следующие:
– наличие развитой инфраструктуры туризма и, прежде всего, индустрии гостеприимства (гостиниц и предприятий питания). Суть этого требования заключается в том, что туристу должны быть предоставлены самые разнообразные варианты его размещения и питания, соответствующие критерию «цена-качество»;
– широкое разнообразие достопримечательностей (или аттракторов). Именно они выступают тем фактором, который привлекает туристов в дестинацию. Причём, чем разнообразнее их перечень, тем более дифференцированным будет турпродукт, а, следовательно, и спрос;
– доступность дестинации, предполагающая наличие не только развитой сети дальнемагистрального транспорта (прежде всего, авиа), а и высокий уровень развития местного транспорта, дорожной сети, обеспечивающих качественную и своевременную доставку туриста, например, до любой достопримечательности дестинации;
– наличие развитой сети местной инфраструктуры, в том числе, обеспечивающей коммунальные нужды туристов (например, бесперебойная подача воды, электроэнергии), а также высокоразвитая информационно-коммуникационная сеть (в первую очередь, Интернет).
При этом очень важно, чтобы качество каждого компонента туристской дестинации, в том числе, и с точки зрения качества предоставления услуги туристу было примерно на одном уровне.
Н.Н. Лысенко в качестве важнейших характерных черт региона, как туристской дестинации, приводит более обширный их перечень:
– наличие аттрактивных туристских ресурсов;
– наличие удобств и комфорта для потребителей туристских услуг;
– транспортную и ценовую доступность туристских услуг;
– культурную ценность;
– наличие предприятий и организаций — турорганизаторов;
– использование удобств и получение услуг не только туристами, но и местными жителями и работниками данной дестинации [2].
Вышеприведённые требования к туристской дестинации были сформулированы применительно к курорту (региону, городу), поэтому применительно к уровню страны, как первичной туристской дестинации, требуют расширения и развития. Это связано с тем, что страна с точки зрения туризма имеет следующие особенности.
Во-первых, страна представляет собой совокупность мезо-дестинаций (туристских дестинаций регионального уровня).
Во-вторых, в стране располагаются все три вида туристских дестинаций: естественного происхождения (национальные парки); антропогенного происхождения (города, специально созданные туристские дестинации); природно-антропогенного происхождения (курорты для лечения, занятия спортом).
В-третьих, туристское предложение страны — это сочетание разнообразных турпродуктов, которые или связанны географически, или объединены по иным принципам и предлагают потребителю интегрированный опыт (комплекс ощущений).
В-четвёртых, развитие туризма в стране, как туристской дестинации, невозможно без создания нормативно-правовой базы, формирования соответствующей организационной структуры управления туризмом, системы продвижения на мировом туристском рынке.
Учитывая вышеизложенное, представляется, что основными компонентами страны, как первичной туристской дестинации, должны выступать следующие:
● широкое разнообразие всех видов туристских ресурсов (естественного происхождения, антропогенного происхождения, природно-антропогенного происхождения);
● наличие развитой индустрии гостеприимства;
– нормативно-законодательная база, регулирующая туристскую индустрию страны;
– сформированная система управления, планирования и контроля за деятельностью предпринимательских структур индустрии туризма и сопутствующих отраслей;
– развитая транспортно-логистическая инфраструктура;
– сформированная система профессионального образования в сфере туризма и сопутствующих отраслях;
– высокий уровень развития коммунального хозяйства страны;
– цифровизация сферы туризма, в том числе представление её в мировых информационных системах.
Итак, на основании всего вышеизложенного, по нашему мнению, можно предложить следующие виды и уровни формирования конкурентных преимуществ индустрии туризма страны, рассматриваемой в качестве целостной туристской системы.
На уровне страны в качестве основных видов конкурентных преимуществ выступают: природно-климатические и географическое положение, государственная политика (например, приоритетность развития, финансирования и продвижения туристской отрасли для правительства страны), уровень благосостояния населения страны, демографические изменения в стране, отлаженная законодательная система, в том числе применительно к сфере туризма, культурные (например, духовные ценности страны, её история, толерантность, обычаи, культурные ценности мирового масштаба), технологические (уровень развития информационно-телекоммуникационных технологий), политическая стабильность, включая уровень безопасности путешествий в страну, миграционная политика, экологическая безопасность, благоприятные визовые формальности.
На уровне туриндустрии страны конкурентные преимущества формируются на основе: эффективного законодательства, в том числе системы сертификации и лицензирования и её соответствия международным стандартам; высокого уровня развития транспортно-логистического комплекса; туристских ресурсов (природно-рекреационных и культурно-исторических); материально-технической базы туризма (средств размещения, предприятий питания, развлекательной инфраструктуры); современной системы статистического учёта в туризме; наличия системы подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма; эффективной системы маркетинга и продвижения туристского продукта страны, в том числе в системе интернет; наличия туристского бренда страны.
Важнейшими видами конкурентных преимуществ сферы туризма на уровне регионов страны являются: туристские ресурсы (природно-рекреационные и культурно-исторические); эффективная региональная (местная) нормативно-законодательная база; система маркетинга и продвижения туристского продукта региона, в том числе в системе интернет; наличие туристского бренда региона; высокий уровень кадрового обеспечения сферы туризма; экологическая безопасность; развитый транспортно-логистический комплекс из региональных видов общественного транспорта; развитая туристская инфраструктура; развитие родственных и поддерживающих отраслей экономики, способствующих реализации мультипликативного эффекта туризма; креативность и высокий уровень развития ИКТ; толерантность местных жителей по отношению к туристам.
Кроме того, здесь следует учитывать тот факт, что степень проявления того или иного конкурентного преимущества зависит от насыщенности рынка и преобладающих форм конкуренции на туристском рынке.
Уровень туристских предприятий предполагает формирование следующих видов конкурентных преимуществ: широкий ассортимент предлагаемых турпродуктов (туруслуг); наличие квалифицированных специалистов; эффективная система управления бизнесом, в том числе использование современных форм его организации (аутсорсинг, франчайзинг и т.д.); соотношение цена-качества предлагаемого турпродукта (туруслуги); реклама и продвижение; экономическое местоположение турпредприятия.
На уровне турпродукта конкурентные преимущества — это, прежде всего, соотношение цены и качества, различные каналы его сбыта, в том числе через систему интернет, его вариативность (дифференциация) и др.
Помимо вышеперечисленных видов конкурентных преимуществ страны, как туристской системы, которые, по нашему мнению, относятся к базовым конкурентным преимуществам, можно выделить и вспомогательные конкурентные преимущества на каждом уровне их формирования.
Например, на уровне страны в качестве вспомогательных конкурентных преимуществ можно выделить: социально-экономические условия в стране; устоявшиеся рыночные отношения и, соответственно, сложившаяся рыночная инфраструктура; устойчивая налоговая система и национальной валюты; инвестиционная привлекательность; уровень внедрения инновационных технологий и т.д.
Например, в настоящее время формирование и развитие конкурентных преимуществ в Китайской Народной Республике (КНР), как туристской системы происходит под воздействием следующих факторов:
– развитие национальной экономики и, соответственно, рост благосостояния населения страны;
– последовательная реализация комплекса мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере туризма;
– упрощение визовых формальностей (политика «открытости»);
– благоприятного инвестиционного климата;
– позиционирование туризма как мощного политического инструмента, способного увеличить влияние КНР за рубежом;
– наличие объектов культурного и природного наследия, входящих в список ЮНЕСКО;
– высокий уровень развития транспортно-логистического комплекса страны, в том числе авиационного и железнодорожного транспорта;
– высокий уровень развития информационно-телекоммуникационных технологий.
В заключение необходимо отметить, что представленный методологический подход к исследованию страны как туристской системы представляет собой новый научный взгляд на исследование сферы туризма на макроуровне. Представляется, что формирование системы управления, планирования и прогнозирования развития туризма в стране должно учитывать вышеприведённые особенности этой системы для обеспечения комплексного, пропорционального развития всех её элементов, а в конечном итоге — высокого уровня конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке. |
| |
|
|