| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы дальнейшего развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, имевшего место в период декабря 2000 — марта 2001 года. Обозначенный период времени вобрал в себя проведение ряда организационных мероприятий, обусловивших изменения особенностей дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом страны | Ключевые слова: управление АПК, агропромышленный комплекс, аграрная политика России, органы государственного управления агропромышленным комплексом, Россельхозбанк, Росземкадастр, Госкомрыболовство России, Минимущество России, Совет по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации, Росгосхлебинспекция | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 226 - 231 | Предлагаемая статья посвящена вопросам развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период декабря 2000 — марта 2001 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 928 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка» [23; 51; 52] был утвержден (с последующими изменениями [51; 52]. — М.Б.) состав Комиссии Правительства РФ по вопросам потребительского рынка (под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ — М.Б.).
Также данным постановлением были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 265 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка» [40; 24], касающиеся того, что Комиссия Правительства по стабилизации потребительского рынка впредь стала именоваться Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка.
Кроме того, данным постановлением были внесены изменения в Положение о Комиссии Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка, утвержденное постановлением Правительства от 10 марта 1999 г. № 265 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка» [40; 24], касающиеся изменения редакции цели образования Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка, уточнения редакции ряда основных задач данной Комиссии, а также ее функций и основных направлений деятельности.
Новой редакцией Положения было определено, что Комиссия Правительства РФ по вопросам Потребительского рынка (Комиссия) образована в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере развития потребительского рынка Российской Федерации, устойчивого обеспечения населения продовольственными и другими социально значимыми товарами, защиты интересов российских товаропроизводителей и прав потребителей, а также обеспечения качества и безопасности потребительских товаров.
Осуществление информационно-аналитического обеспечения деятельности Комиссии отныне было возложено на федеральные органы исполнительной власти, представленные в Комиссии, а организационно-техническое — на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (в связи с упразднением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [33] с последующими дополнениями [8; 1; 13; 15; 29; 35] и изменениями [5; 36 (см. также [6]. — М.Б.); 20; 4; 19; 12] Министерства экономики РФ и образованием Министерства экономического развития и торговли РФ. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением был признан утратившим силу пункт 1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. № 1086 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по стабилизации потребительского рынка» [24], касавшийся утверждения прежнего состава данной Комиссии.
Постановлением Правительства от 12 декабря 2000 г. № 940 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса» [22; 50; 53] была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и утверждены Положение о Комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и (с последующими изменениями [50; 53]. — М.Б.) ее состав (под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ. — М.Б.).
Также данным постановлением была ликвидирована Правительственная комиссия по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ (образованная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1999 г. № 678 «О Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [27; 28; 26; 34]. — М.Б.).
В связи с этим были признаны утратившими силу:
● постановление Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 678 «О Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [27];
● постановление Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. № 366 «О Правительственной комиссии по вопросам погашения задолженности перед федеральным бюджетом ликвидируемой Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [28];
● абзац второй пункта 3 постановления Правительства РФ от 17 октября 2000 г. № 795 «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации» [26; 34].
Утвержденным Положением о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса было определено, что Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса (Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие и согласованность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса.
Комиссия в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
а) организация мероприятий по реализации основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001–2010 годы;
б) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций по вопросам регулирования агропромышленного комплекса;
в) организация и координация работы соответствующих федеральных органов исполнительной власти по подготовке мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций.
Также утвержденным Положением были определены: функции и основные направления деятельности Комиссии; права Комиссии; порядок утверждения состава Комиссии, планирования и организации ее работы, периодичность проведения заседаний Комиссии и условие их правомочности, порядок участия членов Комиссии в ее заседаниях; порядок принятия и оформления решений Комиссии, случаи внесения соответствующих предложений в Правительство Российской Федерации; а также степень обязательности исполнения принимаемых Комиссией решений.
Осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Комиссии утвержденным Положением было возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1850-р [48] предусматривалось принять к сведению, что Государственная корпорация «АРКО» обеспечит увеличение уставного капитала Российского сельскохозяйственного банка до 805 млн рублей.
Данным распоряжением Российскому фонду федерального имущества было поручено осуществить действия, связанные с приобретением акций второй эмиссии Российского сельскохозяйственного банка.
Кроме того, данным распоряжением Министерству финансов Российской Федерации было поручено перечислить Российскому фонду федерального имущества для оплаты размещаемых в ходе второй эмиссии акций Российского сельскохозяйственного банка средства федерального бюджета в размере 430 млн рублей, поступивших в виде дополнительных доходов в 2000 году.
Постановлением Правительства от 11 января 2001 г. № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России» [41; 9] было утверждено (с последующими изменениями [9]. — М.Б.) Положение о Федеральной службе земельного кадастра России.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1056 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике» [39].
Утвержденным Положением о Федеральной службе земельного кадастра России было определено, что Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Федеральная служба земельного кадастра России в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Федеральная служба земельного кадастра России была призвана осуществлять свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. При этом утвержденным Положением было установлено, что в ведении Службы находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации.
Федеральная служба земельного кадастра России была призвана осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России явились:
1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;
2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции — государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
4) организация и осуществление землеустройства;
5) организация и осуществление мониторинга земель;
6) организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;
7) участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;
8) обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;
9) содействие развитию международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению Службы.
Также утвержденным Положением были определены: функции Федеральной службы земельного кадастра России (с последующими изменениями [9]. — М.Б.); права Федеральной службы земельного кадастра России, предоставленные ей в пределах ее компетенции; перечень должностных лиц, осуществляющих руководство и управление деятельностью Федеральной службы земельного кадастра России, порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя и заместителей руководителя Федеральной службы земельного кадастра России; полномочия (компетенция) руководителя Федеральной службы земельного кадастра России; порядок образования, состав коллегии Федеральной службы земельного кадастра России и особенности утверждения ее членов, компетенция (полномочия) коллегии, порядок принятия и реализации ее решений, порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем Службы и членами коллегии; необходимость образования научно-технического совета Федеральной службы земельного кадастра России, порядок осуществления руководства деятельностью научно-технического совета и его предназначение, порядок утверждения состава совета и положения о нем; источник финансирования расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России; а также юридический статус Федеральной службы земельного кадастра России.
Постановлением Правительства от 18 января 2001 г. № 37 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1999 г. № 147» [16; 17] в частичное изменение пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1999 г. № 147 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству» [2; 10] Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству было разрешено иметь семь заместителей председателя, в том числе двух первых.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 47 «О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536» [7] пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации» [3] был дополнен абзацем следующего содержания:
«Установить, что Министерство имущественных отношений Российской Федерации принимает решения о приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ с согласия Правительства Российской Федерации» (см. также постановление Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 303 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536» [18]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. № 126 «О Совете по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации» [31; 49] были утверждены Положение о Совете по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации и (с последующим изменением [49]. — М.Б.) его состав (под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства Российской Федерации. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу:
● пункт 2 постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 641 «О Совете по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [32; 45; 46; 42 (утратило силу [43; 25; 47; 44; 11]. — М.Б.); 26; 22; 50; 34; 53; 30], касавшийся утверждения Положения о Совете по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации;
● постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 267 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации» [44];
● постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1047 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 267» [11].
Согласно утвержденному Положению о Совете по аграрной политике при Правительстве РФ (Совет), он явился совещательным органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов развития агропромышленного комплекса, выработки предложений по основным направлениям аграрной политики государства, обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, субъектов предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса и их объединений.
Совет в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Совета явились:
а) выработка предложений по стратегическим направлениям агропродовольственной политики государства и развитию агропромышленного комплекса;
б) формирование новых подходов к проведению аграрных преобразований, развитию земельных и имущественных отношений в сфере агропромышленного комплекса;
в) подготовка прогнозных оценок последствий реализации решений федеральных органов государственной власти по вопросам агропромышленного комплекса и социальной сферы села;
г) рассмотрение проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса;
д) подготовка предложений по разработке государственных инновационных и инвестиционных программ развития агропромышленного комплекса, привлечению и использованию иностранных инвестиций, передовых зарубежных технологий;
е) обеспечение взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса и их объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Совету для решения возложенных на него задач было предоставлено право:
а) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
б) вносить в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам агропродовольственной политики государства;
в) привлекать в установленном порядке к работе Совета руководителей федеральных органов исполнительной власти, представителей научных организаций, предпринимательских структур и их объединений;
г) образовывать рабочие группы из специалистов в соответствующих областях для оперативной и качественной подготовки выносимых на рассмотрение Совета материалов.
Положением было определено, что Председатель Совета и его состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом члены Совета должны были участвовать в его заседаниях без права замены, имея право вносить на рассмотрение Совета предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к его компетенции.
Положением было установлено, что работой Совета руководит председатель Совета, а в его отсутствие — заместитель председателя Совета.
При этом на ответственного секретаря Совета Положением были возложены организация проведения заседаний Совета, а также обеспечение организации деятельности рабочих групп и подготовки материалов к заседаниям Совета.
Кроме того, Положением было определено, что заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов Совета.
Помимо этого, Положением было установлено, что решения Совета оформляются в виде протоколов его заседаний.
При этом протоколы заседаний и иная информация о деятельности Совета должны были доводиться до сведения членов Совета и других заинтересованных лиц в недельный срок со дня проведения заседания Совета.
Осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Совета утвержденным Положением было возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23 февраля 2001 г. № 146 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1999 г. № 147» [17] в частичное изменение пункта 5 постановления Правительства от 10 февраля 1999 г. № 147 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству» [2; 10; 16] Государственному комитету РФ по рыболовству было разрешено иметь пять заместителей председателя, в том числе одного первого.
Постановлением Правительства от 15 марта 2001 г. № 191 «Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [38] в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» [21; 14] было утверждено Положение о Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства от 24 июля 1997 г. № 934 «Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [37].
Согласно утвержденному Положению о Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) явилась государственным органом при Правительстве РФ, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна (зерна и продуктов его переработки).
Росгосхлебинспекция в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными правовыми актами, включая утвержденное Положение.
Утвержденным Положением было определено, что Росгосхлебинспекция, федеральная лаборатория Росгосхлебинспекции (федеральная лаборатория), региональные управления Росгосхлебинспекции (территориальные подразделения), их лаборатории и хлебоинспекционные пункты образуют систему государственной хлебной инспекции Российской Федерации по контролю за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Росгосхлебинспекции должно было осуществляться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Финансирование расходов на содержание лаборатории и территориальных подразделений должно было осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Росгосхлебинспекция была призвана осуществлять руководство находящимися в ее ведении федеральной лабораторией и территориальными подразделениями и контроль за их деятельностью. Росгосхлебинспекция при осуществлении своей деятельности была призвана взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, полномочными представителями Президента в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Основными задачами Росгосхлебинспекции явились:
1) осуществление государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки;
2) защита прав потребителей на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество которых соответствует требованиям нормативных и технических документов;
3) разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по совершенствованию государственной политики в области повышения качества зерна и продуктов его переработки;
4) установление показателей качества и порядка учета зерна и продуктов его переработки;
5) сертификация зерна и продуктов его переработки.
Также утвержденным Положением были определены: функции и направления деятельности Росгосхлебинспекции; права Росгосхлебинспекции; права должностных лиц Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений, предоставленные им в пределах их полномочий; обязательность выполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по закупке, переработке, хранению, транспортировке и реализации зерна и продуктов его переработки и производству продуктов переработки зерна, законных требований должностных лиц Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений, порядок обжалования действий вышеуказанных должностных лиц по применению мер административного взыскания, ответственность за невыполнение законных требований вышеуказанных должностных лиц или за действия, препятствующие исполнению ими своих служебных обязанностей; ответственность самих вышеуказанных должностных лиц; перечень должностных лиц, осуществляющих руководство и управление деятельностью Росгосхлебинспекции, порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя Росгосхлебинспекции — главного государственного хлебного инспектора Российской Федерации и его заместителей, порядок установления количества заместителей руководителя Росгосхлебинспекции; полномочия (компетенция) руководителя Росгосхлебинспекции — главного государственного хлебного инспектора Российской Федерации; порядок образования, состав коллегии Росгосхлебинспекции, особенности утверждения ее членов и порядок установления их количества, компетенция (полномочия) коллегии, порядок реализации ее решений, порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и другими членами коллегии Росгосхлебинспекции; необходимость создания и предназначение апелляционной комиссии Росгосхлебинспекции, порядок утверждения положения об апелляционной комиссии и ее состава; а также юридический статус Росгосхлебинспекции. |
| |
|
|