Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Хакимов А. Х.
доцент Смольного института Российской академии образования (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Проблемы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательских организациях
Статья посвящена проблемам устойчивости конкурентной деятельности и связанным с ней вопросам оценки работы производственного предприятия в сфере малого бизнеса, проблемам защиты от финансовых потерь и предостережения от экономических угроз и рисков
Ключевые слова: конкурентоспособность, финансовая безопасность, экономическая устойчивость предприятия, налоговые потери
УДК 336; ББК 65.050   Стр: 255 - 257

Конкурентоспособность развития малых предприятий, выступающих важной составной частью всего комплекса экономики России, что особенно актуально в условиях глобального кризиса, требующего от предпринимателей гибкости и оперативности в реагировании на его вызовы, обуславливают необходимость обеспечения производственной безопасности и предостережения от коммерческих угроз.
В связи с этим налоговым законодательством предусматривается открытость и адаптивность развития предпринимательской деятельности. В этом же направлении осуществляется функционирование интерактивного сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес», позволяющий налогоплательщикам контролировать размещаемую о предприятии информацию и оперативно получать комплексные сведения о задолженностях, штрафах и иных налоговых правонарушениях своих контрагентов.
Государственная социально-экономическая направленность, в соответствии с Законом № 209-ФЗ, регулирующего взаимодействия юридических, физических лиц, государственных органов в части малого и среднего предпринимательства (МСП), включает:
– создание конкурентоспособных условий для малых фирм;
– предоставление условий для продвижения производимой ими продукции, выполняемых услуг, интеллектуальных продуктов на российский и иностранный рынки;
– увеличение занятости населения в малом предпринимательстве;
– содействие увеличению размеров производимой малым бизнесом продукции в общих объемах ВВП;
– повышение доли налоговых перечислений малыми фирмами;
– формирование условий для реализации конкурентных преимуществ малого и среднего бизнеса на товарных рынках;
– разделение полномочий в сфере поддержки малых компаний между субъектами федеральных органов власти и местным самоуправлением;
– усиление ответственности со стороны государства за создание благоприятных условий для предпринимательства;
– создание возможности участия в проведении государственной политики в части предпринимательской деятельности, оценка проектов нормативно-правовых документов РФ, которые регулируют функционирование малых предприятий;
– обеспечение одинаковых условий доступа малого бизнеса к получению господдержки, исходя из условий ее оказания, которые установлены государственными программами РФ.
Стратегией, утвержденной Правительственным распоряжением России от 02.06.2016 № 1083-р на период до 2030 г., определено развитие малых фирм как важного фактора инновационного развития и совершенствования отраслевой структуры российской экономики. В ней предусматривается обеспечение конкурентоспособности, гибкости и адаптивности экономического развития, высокоскоростных технологических обновлений в предпринимательстве.
Приоритетные направления Стратегии предусматривают: интеграцию функций поддержки МПС; продвижение продукции малого бизнеса, в частности, путем увеличения доступа к закупкам продукции и услугам предприятий госсектора экономики; повышение производительности труда в малых предприятиях; создание условий доступности к финансовым ресурсам для малого бизнеса; улучшение политики по налогообложению и неналоговым платежам; повышение качества госрегулирования в работе организаций малого предпринимательства.
Повышение эффективности учетно-информационных функций субъектов малого предпринимательства возможно в условиях: использования спецрежимов по налогообложению; ведения упрощенных систем финансовой и статистической отчетности для СМП; IT-систем, применяемых в целях обнаружения рикосодержащих факторов.
На практике распространено использование различных программных продуктов, наделенных комплексом технических средств, связанных с регистрацией, передачей, накоплением и обработкой учетно-аналитической информации на базе программного обеспечения.
Применение информационных технологий значительно сокращает сроки проведения аналитических процедур, взамен приближенных расчетов производятся точные вычисления и многомерные аналитические задачи в системе усиления внутрихозяйственного контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Современный уровень развития IT-технологий и программного обеспечения в целях автоматизации всех уровней системы управления хозяйствующих субъектов позволяет осуществлять: сбор и регистрацию первичной документации; вести строгую регистрацию хозяйственных событий; организацию расчетных операций предприятия по оплате счетов контрагентов; формирование отчетного информационного массива о движении финансовых потоков.
Комплексная автоматизация учетно-аналитических процедур, начиная с первичного экономического анализа по отдельным показателям, планирования предстоящих налоговых платежей, оплаты счетов поставщиков, выплаты заработной платы и др., формирования информационных массивов по различным направлениям деятельности предприятия повышает информационный потенциал, необходимый управленческому персоналу для принятия оперативных решений.
Кроме того, использование современных компьютерных систем позволяет экономно расходовать важный ресурс — временной период, необходимый для принятия решений, для более углубленной оценки производственной деятельности, планирования и прогнозирования.
Выбор программных продуктов, предлагаемых компьютерными разработчиками, определен целями и задачами, которые ставятся перед автоматизированной обработкой экономической информации хозяйствующего субъекта.
Программное обеспечение, исходя из выполняемых функций, можно подразделить на:
– программы, выполняющие функции формирования финансовой отчетности;
– программные продукты, комплексно реализующие задачи финансового и управленческого анализа;
– автоматизированные системы, обрабатывающие отдельные управленческие участки.
Например, в специализированном программном продукте «1С:8.3 Бухгалтерия предприятия», хранятся данные о контрагентах, контактная информация, сведения о банковских счетах, регистрационных кодах, данные о сотрудниках предприятия, индивидуальные коды, должности, размеры должностных окладов.
В программе автоматически создаются различные формы отчетности, которые можно напечатать на бумажных носителях, сохранять в файлах для передачи по телекоммуникационным каналам в налоговый орган или непосредственно из программы.
При заполнении документов значительная часть данных заполняется автоматически. Введенная информация легко переносится из одного документа в другой.
В программе содержатся регламентированные отчеты, которые предназначены для передачи учредителям, фискальным органам (формы финансовой отчетности, налоговые декларации, отчетность во внебюджетные фонды).
Режим проверки контрольных соотношений налоговых деклараций в соответствии с рекомендациями ФНС РФ позволяет обнаружить методические и арифметические неточности, допущенные пользователями при составлении отчетов.
В одной программе может одновременно работать персонал разных отделов и подразделений предприятия. [4]
Предоставление отчетов электронно, с одной стороны, облегчает данную процедуру:
– передача отчетности удобна и проста и не требует какого-либо дополнительного обучения персонала;
– сервис подключен к рабочему месту;
– электронная обработка и передача финансовых и отчетных данных максимально снижает ошибки при формировании соответствующих документов.
С другой стороны, электронные ресурсы могут оказаться в руках злоумышленников, нанеся вред конфиденциальным данным.
Повышение эффективности учетно-информационных процедур возможно при реализации мероприятий, связанных с использованием спецрежимов по налогообложению, упрощенных форм отчетов для малого бизнеса, а также применением упрощенной системы ведения финансовой и статистической отчетности для СМП.
Применение данных способов обработки учетно-аналитических процедур эффективно в торговой деятельности и убыточно в производстве, в строительном бизнесе, предоставляющем товары (работы, услуги) крупным предприятиям. В результате малые предприятия имеют существенные финансовые потери и оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, что, в свою очередь, также провоцирует обращение к фирмам — «однодневкам» с целью уклонения от столь значительного налога как НДС путем его «незаконного» возмещения.
Основные направления налоговой политики на 2019 год, предусматривающие повышение ставки НДС до 20%, приведут в средних и малых предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения, к увеличению расходов в результате повышения данного налога. Предприятия, работающие по общей системе учета и налогообложения также вынуждены увеличивать стоимость товаров, что, в свою очередь, отразится на покупательной способности населения, как конечного потребителя.
В секторе предпринимательской деятельности все более актуально прогнозирование финансового оздоровления в целях своевременного принятия стратегически важных мероприятий во избежание невыполнения обязательств, оптимизации предпринимательских расходов, выбора приоритетов, диверсифицирования производственных процессов, направления инвестиционных средств в перспективные коммерческие проекты.
Обеспечение экономической устойчивости развития сферы предпринимательства предопределено оценкой приоритетных тенденций отраслевых проблем, кризисных рискосодержащих ситуаций, неструктурированных взглядов руководителей компаний об экономических угрозах, социально-политических реалий в целом по стране.
Вместе с этим, четко сформулированная, понятная для финансового менеджмента форма координирования экономической безопасности, выраженная в рамках концепции достижения долгосрочных бизнес-целей, позволяет результативно управлять развитием коммерческой деятельности в условиях наличия многих рискосодержащих факторов, способных создавать ситуации критического характера, определить необходимые компенсационные резервы.
Оценка вероятности непредвиденных ситуаций, возможного банкротства позволяет определить направления товарно — материальных, информационных, технологических возможностей коммерческого предприятия и обеспечения условий стабильного его функционирования и получения прибыли. [6,9]
Основные направления устойчивости МСП обусловлены:
– экзогенными факторами (экономическими, политическими событиями, фискальной политикой, насыщенностью рынка финансовыми, трудовыми ресурсами, совокупностью производственных средств);
– эндогенными условиями (кадровой и бизнес-политикой фирмы, финансовой независимостью, обеспечением конкурентоспособности, инновационной деятельностью, предусмотрением форс-мажорных обстоятельств). [3]
Руководством предприятия оценивается влияние каждого фактора и формируется общая концепция системы контроля и управления производственной устойчивостью, в рамках которой распределяются полномочия, степень ответственности между сотрудниками.
Наиболее весомой в обеспечении финансово-хозяйственной состоятельности предприятия является финансовая безопасность, финансовое равновесие и регулярное получение прибыли. [3]
Низкий уровень финансовой устойчивости обусловлен совокупностью отрицательного результата взаимодействия и реализации экономических и управленческих внутрифирменных процессов, каждый из которых должен подвергаться конструктивному контролю и процессуально-правовыму регулированию.
Финансово-аналитическими отделами должны анализироваться все составляющие внешней и внутренней среды, с непрерывным оцениванием текущего уровня экономических показателей, их влиянием на конкурентоспособность и стратегическое развитие.
Должное координирование предпринимательской деятельности обусловлено объединением менеджерских, маргетинговых, стратегических, аналитических процедур в единый комплекс по выполнению оперативных микроаналитических работ, обеспечению непрерывного хода этих процессов и использованию их результатов для формирования рекомендаций по принятию решений для предотвращения производственных угроз. [2]
Наличие методологических подходов к оценке и анализу экономической безопасности условно можно подразделить на общие и специальные. Общие методы — те, которые могут использоваться применительно к самым разнообразным предпринимательским рискам, угрожающим экономической безопасности, специальные же ориентированы на оценку определенных видов угроз, например, финансовых.
Специальные методы охватывают целые комплексы проблем экономической безопасности на внешнем и внутреннем уровне: [1]
– использование факторингового финансирования, как метода совершенствования управлением задолженностью со стороны дебиторов, в целях увеличения объемов продаж, поддерживания оборотного капитала на необходимом уровне, урегулирования просроченной задолженности методами арбитража;
– контроль правильности формирования финансовых результатов от реализации продукции основного и прочих видов деятельности, соответствия отчетности данным систематической записи на бухгалтерских синтетических (аналитических) счетах;
– оценка налогообложения и возможных финансовых санкций;
– проверка обобщающих показателей (прибылей и убытков) за отчетный период, установление фактов неверного расчета налогооблагаемой прибыли;
– проверка рискосодержащих факторов приемлемого размера, низкой вероятности их необнаружения;
– оптимизирование мотивации управленческого персонала, поощрение за отсутствие учетных ошибок в формировании финансовой отчетности и распределения прибыли компании;
– использование оценочных показателей по работе персонала, материального и морального стимулирования, индивидуального подхода к каждому работнику, постановку целей, контроль и оценку работы исполнителя, своевременное информирование работников, их организационной культуры, воздействия на взгляды в случаях межличностного общения;
– создание отдела внутреннего контроля и аудита (ревизионной службы), независимого от финансового и бухгалтерского отделов, с непосредственным подчинением руководителю компании.
Концепцией эффективной управленческой системы предусматривается:
1) организация оперативного выявления неэффективных решений в системе управления предприятием;
2) разработка мер по устранению выявленных финансовых проблем;
3) обеспечение последующего контроля предупреждения и коррекции экономических сложностей.
Стратегические действия по управлению предпринимательскими рисками, с разработкой необходимых бюджетов, обусловлены следующми информационными массивами:
– идентификаторами экономических угроз;
– четкими формулировками рискосодержащих составляющих деловой активности;
– содержательным описанием возможных убытков от риска;
– сроками реализации и обозначением ответственных лиц за реализацию управленческих мероприятий.
При использовании мероприятий функционирования системы управления экономической устойчивостью все организованные и спланированные мероприятия по управлению реализуются в соответствии с установленными графиками и финансированием из установленных источников.
Обеспечение экономической устойчивости, обусловленное контролем состояния и движения товарных потоков, предусматривает:
– осуществление непрерывного инжиниринга внутренних бизнес-процессов фирмы;
– реинжиниринг производственных операций в целях оптимизации коммерческой деятельности.
Обязательной составляющей проектирования сбалансированной системы данных по предупреждению экономических угроз и обеспечения устойчивой конкурентоспособности предпринимательских структур является планирование стратегических инициатив посредством формирования документационного обеспечения мероприятий и учетно-аналитических процедур, основанных на правилах по наращиванию ликвидных активов, осторожности и консервативности, объективности формирования финансовых отчетов.
Эффективное управление устойчивостью работы компании обеспечит финансовую составляющую производственных операций, развитие материально-технического обеспечения, конкурентную привлекательность.


Литература
1. Воронов С.А., Зубарева Л.В. Систематизация методов оценки кадровых рисков при формировании стратегии развития организации в условиях ее реструктуризации/ С.А.Воронов. — Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — № 38. — С.24.
2. Гизатуллина О.М. Сравнительная характеристика методик оценки вероятности банкротства // Наука и образование транспорту. — 2013. — № 1. — С.139.
3. Деревяшкин С.А. Об анализе экономических рисков и их влияния на капитал организации // Экономические науки. — 2015. — № 127. — С.134.
4. Захарова Р.Л., Романова И.В. Правовые аспекты учета и налогообложения и обеспечение экономической безопасности субъектов малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и управления. . — 2017. — № 3(15). — С. 7–13.
5. Клокова М.И. Экономическая безопасность предприятия как необходимый элемент управления предприятием в современной рыночной экономике // Системное управление. — 2014. — № 4. — С.54.
6. Козменкова С.В., Артамонова М.А. Онлайн-кассы как мера противодействия теневой экономике: проблемы внедрения и особенности бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 6.
7. Логвиненко К.В. Вопросы введения онлайн-касс // Молодой ученый. — 2017. — № 44. С. 113–116.
8. Шестакова Е.В. Налоговое законодательство для МСП, изменения, важные для субъектов малого предпринимательства в 2019 году // Финансовая газета. — 2018. — № 44.
9. Горбунов А.А. Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельноти в промышленности. — СПб.: Изд-во «Лема», 2011. — С. 165.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия