Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Удовиченко О. М.
старший преподаватель факультета менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета


РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА

Движущей силой экономической глобализации является развитие информационных технологий, ведущее к усложнению бизнес-процессов, переводу деятельности компаний в электронную среду1 .
Глобальная компьютерная сеть Интернет представляет собой идеальный инструмент для развития предпринимательской деятельности с использованием новых информационных технологий, определяет возможности успешного ведения бизнеса в новых условиях, создаваемых глобализацией экономики. В этих условиях растет угроза утраты управляемости, устранить которую в состоянии только эффективная система внутреннего контроля и аудита, дополняющая внешний аудит и позволяющая обеспечить высокую степень управляемости, основанную на мгновенной передаче необходимой компании информации.
Под внутренним аудитом понимается регламентированная внутренними документами деятельность по контролю за различными аспектами деятельности компании, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи общему собранию участников акционерного общества, товарищества, производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров и т. д. Цель внутреннего аудита - именно помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за ее деятельностью.
В России в общем сложилась система внешнего аудита. Внутренний же аудит в профессиональном, законодательном, институциональном отражении находится еще в зачаточном состоянии. Его роль в системе управления в полной мере не оценена руководством компаний. Да и их сотрудники не всегда ее понимают, просто выполняют указания менеджеров, у которых нет ни времени, ни инструментария для своевременного обнаружения недостатков и в работе компании (организации).
Между тем внутренний аудит позволяет: обеспечить защиту от ошибок и злоупотреблений, определить "зоны риска", возможности устранения недостатков, идентифицировать слабые места в системах управления, находить эффективные методы управления. Услуги внутренних аудиторов - это дополнительный ресурс, способствующий выполнению функций по управлению компанией (организацией).
В целом эффективная система внутреннего аудита в коммерческой организации делает возможным:
- эффективное функционирование и устойчивое развитие организации в условиях обостряющейся конкуренции;
- эффективное использование ресурсов, потенциала организации;
- своевременное выявление и минимизацию коммерческих, финансовых и иных рисков в управлении организацией;
- создание адекватной современным требованиям системы информационного обеспечения для всех уровней управления, позволяющей своевременно адаптироваться к изменениям во внутренней и внешней среде.
Задачи внутренних аудиторов состоят в том, чтобы оценить состояние систем контроля в организации, представить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендации по повышению эффективности управления, осуществить экспертную оценку различных сторон деятельности организации и представить обоснованные предложения по ее совершенствованию.
До сих пор у значительной части российских менеджеров, к сожалению, сохраняются прежние представления о содержании внутреннего контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с ревизорами, понимание аудита исключительно как проверки годовой финансовой отчетности, представление, что внутренний аудит и внутренний контроль - равнозначные понятия.
Такие представления уже не соответствуют современным требованиям к кадровому потенциалу, современной структуре компаний, в которых высока доля умственного труда, к ответственности за принимаемое решение. Они вступают в противоречие с развитием информационных технологий и электронного бизнеса. Многократное увеличение скорости устаревания информации требует совершенствования программно-технических средств для поиска и обработки исходных данных и формирования информации, необходимой для принятия грамотных управленческих решений. Необходимы принципиально новые подходы к организации деятельности экономических субъектов, новые концепции управления рисками. Сложность ведения бизнеса в электронной среде стимулирует расширение спектра операций и увеличивает риски. Приходится учитывать, что в компаниях (организациях) стоимость создается не столько в их функциональных подразделениях, сколько в межфункциональных процессах, в системах создания стоимости, что при сокращающейся продолжительности жизненного цикла товара не товары, а оптимизация деятельности, радикальный реинжиниринг и эволюционное улучшение приносят компаниям долгосрочный успех.
В формирующейся электронной бизнес-среде традиционный подход к роли внутреннего аудита в компании не приемлем. Нельзя рассматривать его как средство, усложняющее функционирование и контроль в режиме он-лайн, реально не помогающее выявлять конкурентные преимущества компании в электронной среде2 . Внутренний аудит приносит компании дополнительную стоимость.
Роль внутреннего аудита в деятельности компаний определяется:
- участием внутреннего аудитора в совершенствовании процессов управления рисками (в том числе информационными), контроля и корпоративного управления;
- тем обстоятельством, что в современных условиях система управления компанией основывается на стратегических целях акционеров, а не менеджеров;
- появлением в компаниях аудиторских комитетов (отделов внутреннего аудита), полностью независимых от линейного руководства;
- расширением консультационных обязанностей внутреннего аудитора3 .
Квалифицированный внутренний аудитор-консультант должен оценивать влияние электронного бизнеса и бизнес-среды на функционирование компании, обеспечивать использование новых и модификацию старых методов внутреннего аудита в компании4 , оценивать влияние применения информационных технологий и "электронификации" бизнеса на эффективность управления, конкурентоспособность, расширение бизнеса.
При этом в оценках необходимо учитывать такие параметры деятельности компании, которые характеризуют: безопасность и правовую среду бизнеса, изменения в природе торговли, характер менеджмента и кадрового потенциала компании, ее размеры и характер, размеры информационных потоков.
Анализ этих параметров позволяет использовать все возможности внутреннего аудита, разработать стратегию повышения конкурентоспособности компании в электронной среде, определить ее позиции с учетом общеотраслевых, региональных, мировых тенденций экономического развития.

1. Безопасность

Создание Интернета как глобальной и в то же время децентрализованной иерархической информационной сети, не имеющей единого управляющего органа, сделало проблему защиты информации от несанкционированного доступа, а также проблему ее бесконтрольного распространения чрезвычайно актуальными. Интернет стал использоваться и для "ухода" от налогов, "отмывания" незаконно полученных доходов, подрыва позиций конкурентов, в том числе путем ложных сообщений об убытках компаний. Так, даже двухминутное упреждение официальной информации Министерства труда США Интернет-агентствами вызвало 2 апреля 2004 г. существенное падение стоимости облигаций американского правительства5 . Интернет-компании часто без разрешения используют персональные данные6 . Недобросовестные пользователи Интернета наживаются на рекламе неэффективных и даже несуществующих компаний, с выгодой перепродавая их акции, прежде чем обнаруживается обман. Еще большие убытки приносят "взлом" сайтов, умышленное распространение вирусов.
В этой связи, оценивая риски информационных технологий, внутренние аудиторы могут обеспечить постоянный контроль за соблюдением в компании информационной безопасности бизнеса. В последние годы начали формироваться независимые подразделения информационной безопасности (например, в структуре службы безопасности) и аудита ИТ (как правило, в структуре служб внутреннего аудита и контроля).

2. Правовая среда ведения бизнеса

В электронной бизнес-среде особую значимость приобретают следующие правовые проблемы:
- правовое обеспечение результатов научно-технического и иных видов интеллектуального труда, используемых в производстве (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и т. д.);
- проблема авторских прав, исключительных прав авторов оригинальных трудов, компьютерных программ;
- проблема смежных прав на результаты исполнительской деятельности (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, теле- и радиопередачи и т. п.);
- проблемы ноу-хау, результатов творческого труда, не запатентованных, но охраняемых от несанкционированного доступа (воплощаемых в технической документации, образцах новой продукции, материалах НИОКР, инжиниринговых и консультационных услугах и т. п.);
- проблема имущественных прав, исключительных прав на использование природных ресурсов, недвижимости, других активов, на выпуск, частичное или полное воспроизведение, распространение и модификацию баз данных и т. п.;
- правовые проблемы, связанные с налогообложением - проблемы налогового планирования, выбора оптимального его варианта для различных типов компаний. При этом следует иметь в виду, что "виртуализация" бизнеса создает ряд трудностей для определения налоговой базы ввиду анонимности электронной торговли, удаленности продавца и покупателя, а также особенностей информационного продукта7 .

3. Изменение природы торговли

Сеть Интернет используется для реализации товаров (продажи некоторых видов товаров непосредственно с веб-сайтов продавцов) и для информационно-рекламной поддержки обычного (называемого оффлайновым, то есть осуществляемым вне сети) бизнеса8 . Через сеть Интернет устанавливаются контакты между партнерами, осуществляется предваряющий сделку обмен информацией (запросами, офертами, спецификациями, черновиками копий контракта и др.), следовательно, ускоряется процесс заключения сделки между сторонами и уменьшаются издержки компаний.
Данные, получаемые через Интернет, включают информацию о рынках сбыта, динамике продаж, деловых операциях конкурентов, имиджевую рекламу компаний, рекламу конкретных товаров и услуг, виртуальное предложение товаров и услуг потенциальным покупателям через веб-сайт, оформление заказов, прием платежей, оформление доставки товара, оформление договоров по предоставлению товаров в лизинг, заключение франчайзинговых соглашений, предусматривают широкое использование электронной почты. Задача внутреннего аудита, использующего специальные программные средства и ресурсы9 , состоит в том, чтобы разработать на этой основе информационную стратегию бизнеса и кратко- и среднесрочные планы экономической деятельности, осуществить соответствующий анализ. Анализ проводится специалистами-практиками с изучением обстановки на местах, с использованием различных опросников (для высшего руководства компании, руководителей ее подразделений, администраторов баз данных, "сетевиков", технических лидеров и т. д.). Он позволяет сделать выводы о положении компании на рынке, о соответствии применяемых ею информационных технологий требованиям бизнеса10 .

4. Менеджмент компании и кадровый потенциал

Важнейшим параметром оценки конкурентоспособности компании является оценка квалификации ее основного персонала. Необходимо использовать и возможности увеличения кадрового потенциала для развития внутреннего контроля и внутреннего аудита, позволяющие постепенно сужать сферу применения методов контактного аудита и расширять дистанционный аудит.
При этом необходимо повышение информированности высшего менеджмента и руководителей среднего звена управления о содержании внутреннего аудита, его положении в системе внутреннего контроля с точки зрения высшего руководства организации, внешних аудиторов, органов надзора и финансового контроля. Высшее руководство компании должно нести ответственность за организацию и совершенствование эффективной системы внутреннего контроля по всем ее структурным подразделениям. Нужно устранять нерегламентированность функций контроля в деятельности органов и служб управления, должностных лиц, нерациональное распределение обязанностей, полномочий и ответственности.

5. Размеры компании

Торговые площадки в Интернет делают торговлю понятной, открытой и стандартизированной для всех компаний, независимо от их размеров, что высоко ценят банки, в этом случае более охотно предоставляющие кредиты. Доступ к финансовому обеспечению сделок, в свою очередь, позволяет предоставить отсрочку платежа и продавать тому, кто готов и на покупку по повышенной рыночной цене, включающей стоимость кредита.
Внутренний аудит при прочих равных условиях более востребован в крупных компаниях, зависящих от применения информационных технологий и обладающих большими финансовыми ресурсами, сложными функциональными и операционными структурами управления, имеющих, соответственно, высокие риски. Но в сложной электронной среде небольшие компании 11 играют не менее важную роль, поскольку формируют новые электронные рынки розничной торговли, динамично развивающиеся в последние 4-5 лет12 . Услуги внутреннего аудита востребованы и ими.

6. Информационные потоки

За последнюю четверть века стремительное возрастание информационных потоков для электронного обмена данными, развитие электронной почты и Интернета радикально упростили процедуры торговых сделок, осуществляемых на национальном и международном уровнях. В то же время распространение Интернета приводит к неконтролируемому росту информации, затрудняет ее обработку и анализ. Введение в компьютеры конкурентов избыточной информации рассматривается как средство их подавления. Информационное "загрязнение"13 и "синдром информационной усталости" (перенапряжение ведущих сотрудников от быстрой смены информации) грозит снижением надежности и эффективности работы.
Поэтому одна из основных задач внутреннего аудита компаний - информационная поддержка управления, организация информационных потоков как основной части системы оперативного контроля.
Глобальная экспансия информационных технологий породила в качестве нового объекта экономических отношений "всемирную паутину" - электронное общение бизнеса и государства, налогового администрирования, систему мгновенных взаимосвязей между совершенно разными системами ведения бизнеса.
Изменив среду бизнеса, Интернет повлиял и на методы внутреннего аудита в компаниях. В деятельности внутренних аудиторов все большее внимание обращается на предоставление руководству компаний информации о проблемах в самом аудите для обеспечения с его помощью целей деятельности компаний, для оперативного реагирования на проблемные ситуации, о мобильности служб внутреннего аудита, адекватной масштабам и риску в электронной среде.


1 См.: Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. М., 1990; Дракер П. Посткапиталистическое общество. М., 1995; Васильчук Ю.А. К общей теории социального развития человека / Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара. Выпуск второй (14). (http://www.russianglobalclub.com/gw_02_14.htm); Кузнецова Н.П. Россия в контексте становления информационной экономической системы / Северо-Восточная Азия: экономическое и политическое развитие в начале нового века. СПб., 2002; Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика. М.: ЛОГОС. 2003; Николаева Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. СПб., 1999; Яковец Ю.В. История цивилизации. М., 1997.
2 Ballington S., Tortorice A. E-Business: An Internal Audit Dilemma? http:/www.pwcglobal.com/extweb/manissue.nsf/DocID/BF16B7C9DA34F68485256B060069382F
3 Материалы семинара "Внутренний аудит на предприятии: российская и зарубежная практика". СПб. Июль, 2004.
4 Компания PricewaterhouseCoopers разработала модель E-Business Maturity Model (EMM@TM), базирующуюся на experience with business models. In addition, we designed EMM@TM with a firm understanding of risk management in an e-business world. EMM@TM helps business managers and internal auditors comprehend the entire e-business project and business` e-business maturity cycle from conception to completion. As a result, EMM@TM enables companies to get a better understanding of issues such as maturity projections and strategic choices.
5 Ведомости, 06.04.2004.
6 По данным некоммерческой организации Pew Research Center for People and the Press (США), 94% опрошенных считают необходимым навести в этой сфере порядок, 54% полагают, что компании нарушают их права, используя и даже продавая личную информацию с их персональных компьютеров. (Почти у половины пользователей на сайтах имеется информация о покупках, кредитных картах, адресах знакомых, обращениях к врачам и т. д.)
7 Spengel C. Internationale Unternehmensbesteuerung in der Europдischen Union. - Dusseldorf: IDW-Verlag, 2003.
8 http://www.washprofile.org/
9 Например, методология ITM-PI (Information Technology Management - Performance Improvement) позволяет четко структурировать данные по информационному пространству компании, увязать стратегию компании, предоставление услуг, технологию, персонал, работающие прикладные системы в единое целое.
10 Сетевой N 7-8. 2002.
11Все большую роль в сфере электронной торговли играют деловые отношения между крупными и средними акционерными компаниями, которые осуществляют через сферу электронной торговли покупку и продажу товаров и услуг (так называемый сектор В2В - "Business-To-Business"). Доля этих предприятий в общем объеме продаж и покупок через сеть Интернет в мировой экономике достигает 80%. См.: Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов; Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001.
12 Interactive Media in Retail Group. October 22, 2003.
13 Kusnezova N., Pahomova N. Transitional Economy and the Environmental Situation in Russia/ In Umveltragliche Unternhmensfuhrung - Theorie und Realitat in Ost und West/ Herbsttagung der Wissenschaftlichen Kommission Umweltwirtschaft im Verband der Hochschullehrer fur Betriebswirtschaft e.V. F/O 3-4 Oktober 1997. Discussion paper 124, Oktober 1998. Europa Universitat Viadrina. Frankfurt/Oder.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия