Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Чирихин С. Н.
доцент кафедры экономической теории
Сибирского института управления — филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск),
кандидат экономических наук


Практика формирования инвестиционного имиджа российских регионов
В статье обосновывается необходимость формирования позитивного инвестиционного имиджа региона, как обязательной составляющей государственной инвестиционной политики. Анализируется сложившаяся практика построения инвестиционного имиджа на примере некоторых регионов, на основе чего предлагается его типовая структура
Ключевые слова: инвестиционная политика региона, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, инвестиционные агентства
УДК 332.146.2; ББК 65.9 (2Рос)-5   Стр: 123 - 128

Формирование, развитие и поддержание инвестиционного имиджа является одним из основополагающих направлений улучшения инвестиционной привлекательности территорий [1]. Необходимость его эффективного построения и использования объективно вытекает из наличия экономических внешних связей территориальных объектов и невозможности их существования как абсолютно замкнутых систем.
В условиях обостряющейся глобальной конкуренции регионов и стран за прямые инвестиции (и, как следствие, за квалифицированную рабочую силу, высокотехнологичные производства, современную инфраструктуру, туристические потоки, рынки сбыта продукции региональных (национальных) производителей, другие ресурсы развития) позитивный имидж становится ключевым фактором обеспечения экономического роста [2]. Такая высокая его значимость обусловлена важностью правильно структурированной и комплексным образом подготовленной информации для целевой аудитории субъектов принятия инвестиционных решений на всех соответствующих уровнях — государственном, общественном, корпоративном, частном. Цель формирования имиджа — выработка у данных субъектов положительного впечатления и заинтересованного отношения к определенному территориальному объекту, причем вне зависимости от места осуществления ими инвестиционной деятельности (в пределах или за пределами этого объекта). Инвестиционный имидж во многом предопределяет успех разработки, инициации, продвижения и реализации многих государственных, социальных, экономических проектов, обеспечивающих развитие территорий и повышающих тем самым их конкурентные преимущества [3]. Не вызывает никакого сомнения положительное влияние благоприятного имиджа на темпы комплексного социально-экономического развития территорий и повышение качества жизни их населения [4]. Эффективное построение и развитие инвестиционного имиджа является одним из приоритетных направлений проведения государственной инвестиционной политики [5].
В соответствии с изложенным, целью настоящего исследования является рассмотрение, анализ и обобщение практики российских регионов по формированию, развитию и поддержанию инвестиционного имиджа и выделение на данной основе его наиболее характерных компонентов с оценкой их значимости.
Существует достаточно много подходов к определению сущности инвестиционного имиджа, среди которых можно выделить процессуальный и субстанциональный. Согласно первого из них имидж (в том числе инвестиционный) — «это комплексная форма ее коммуникации, обеспечивающая значимым целевым аудиториям определенное впечатление о территории и отношение к ней» [4]. Из приведенного определения следует, что при данном подходе основной акцент делается на процессы коммуникации, то есть возможность имиджа целенаправленно влиять на отношение некоторой значимой группы к некоторому объекту. В соответствии с субстанциональным подходом имидж определяется, как относительно устойчивый, знаково опосредованный, когнитивно обусловленный и эмоционально-окрашенный, обладающий рядом характеристик стереотипа образ-представление о регионе, его своеобразии, конкурентных преимуществах, сильных и слабых сторонах, проблемах и возможностях, сложившийся у групп региональной общественности. В данном подходе упор сделан на результат коммуникации, формируемом в результате их действия образе объекта в глазах общественности. Представляется, что оба приведенных здесь подхода являются взаимодополняемыми и отражают различные аспекты сущности имиджа.
Инвестиционный имидж является субъективно сформированным отражением инвестиционного климата. В настоящем исследовании инвестиционный климат определяется как «комплекс объективных условий инвестирования на территории, включающий в себя как экономические, так и политические и социальные компоненты, в том числе: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т.д.» [6]. К направлениям его улучшения в рамках проведения целевой государственной политики традиционно относят снижение налогового бремени участников экономической деятельности, упрощение процедур уплаты налогов, снижение регуляторной нагрузки, развитие торговой, производственной и финансовой инфраструктуры осуществления хозяйственной деятельности, использование частно-государственного партнерства, оказание консультационной и информационной помощи инвесторам со стороны государственных органов, разработка и продвижение специальных государственных проектов с ориентацией на целевые группы инвесторов и пр., что должно быть обязательным образом учтено при создании инвестиционного имиджа [7].
Ряд исследователей, определяя инвестиционный имидж, вполне обоснованно базируются при этом на понятии инвестиционного климата. Например, А.Е. Шаститко рассматривает инвестиционный имидж как «комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата на территории (в стране, регионе) в представлениях инвесторов» [6]. Таким образом, данное определение делает акцент на формировании инвесторами субъективного информационного образа о конкретной территории. Также о близкой взаимосвязи двух рассматриваемых категорий говорит определение, данное М.В. Лоскутовой и И.Н. Якуниной: «Инвестиционный имидж — системное отражение инвестиционного климата, включающее учет особенностей развития, формирующееся в представлении инвесторов под влиянием их субъективных интересов и определяющее инвестиционную привлекательность страны (региона)» [8].
Таким образом, инвестиционный имидж и инвестиционный климат — это во многом взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимозависимые понятия. При этом по отношению к инвестиционному климату инвестиционный имидж выполняет следующие функции:
1) определяет особенности инвестиционного климата и выделяет его специфику при сравнении с другими территориями;
2) идеализирует его, характеризуя его определенные черты, существенные с точки зрения ожидания всех потенциальных инвесторов;
3) информирует инвестиционное сообщество о полезных качествах определенной территории с точки зрения облегчения ведения на ней инвестиционной деятельности.
В данном исследовании инвестиционный имидж определяется через инвестиционный климат согласно вышеизложенного определения А.Е. Шаститко.
Основным инструментом формирования, развития и поддержания инвестиционного имиджа является инвестиционный PR (Investor Relations). Под ним понимается система совокупных мер, направленных на выработку стратегии по поиску выгодных инвесторов, созданию оптимальных пропорций прямых и портфельных инвестиций, завоеванию прочного финансового положения и достойного имиджа в обществе [9]. Инвестиционный PR в настоящее время приобретает все большее значение ввиду усиливающейся глобальной конкуренции территорий за прямые инвестиции. Бюджеты органов власти, нацеленные на усиление благоприятного инвестиционного имиджа, постоянно увеличиваются. Для придания данному процессу четкой целенаправленности и повышения эффективности управления им правительствами и региональными органами власти создаются уполномоченные специальные учреждения с четко определенными функциями по организации прямой работы с инвесторами — инвестиционные агентства. Данные учреждения, прежде всего, нацелены на оказание консультационной и информационной помощи по всем вопросам осуществления инвестиционной деятельности, организацию ускоренного и менее затратного по сравнению с общепринятой практикой прохождения инвесторами всех необходимых административных процедур, сокращение всех сопутствующих издержек. Для координации и развития деятельности данных агентств создана Всемирная Ассоциация Инвестиционных Агентств (WAIPA) (по данным на 01.12.2019 ее членами состояли 126 инвестиционных агентств различных стран [10]). Согласно рейтингу Site Selection magazine в 2019 году лучшими были национальные и субнациональные инвестиционные агентства Сингапура, Малайзии, Гонконга, Германии, Венгрии, Турции, Марокко, Египта, Южно-Африканской Республики, Бахрейна, Израиля и ряда других стран [11]. Основной критерий, по которому агентства позиционируются в рейтинге — качество обслуживания агентством нужд инвесторов.
Инвестиционные агентства, являясь основным субъектом Investor Relations, выступают в качестве организаторов взаимодействия органов власти и инвесторов, оказывая им индивидуальную помощь в выборе и использовании конкретных инвестиционных стимулов (определенных видов фискальных и финансовых льгот, статуса резидентов экономических зон, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и пр.). Большинство эмпирических исследований подтверждают прямую связь между деятельностью таких агентств и ростом притока прямых инвестиций в экономику конкретной территории и увеличением ее экспортных возможностей [12].
Английские исследователи Т. Хардинг и Б. Яворчик показали в своих работах высокую эффективность деятельности инвестиционных агентств в деле привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику территорий [13, 14]. Согласно полученным ими результатам, 1 доллар, потраченный на привлечение в определенную страну прямых иностранных инвестиций, приводит к их росту в среднем на 189 долларов. При этом наибольшую эффективность данные расходы демонстрируют на старте их осуществления. Также в указанных работах было показано влияние уровня автономности деятельности инвестиционных агентств на их эффективность — при функционировании в рамках министерств и ведомств эти агентства дают меньшую отдачу, чем при непосредственном управлении со стороны первых лиц государства.
В российских исследованиях также показан позитивный эффект от расходования государственных средств на построение и развитие инвестиционного имиджа [15].
В соответствии с изложенным информационной базой настоящего исследования явились данные российских региональных инвестиционных агентств.
Если обобщить сложившуюся практику формирования инвестиционного имиджа российских регионов, то можно выделить следующие его компоненты:
1. описание благоприятных природно-географических особенностей региона;
2. характеристика уровня развития транспортной и производственной инфраструктуры;
3. анализ динамики развития региона (главным образом экономики);
4. позиционирование в рейтингах (прежде всего инвестиционных);
5. систематизация предоставляемых инвестиционных льгот (в том числе по затратам и срокам прохождения административных процедур);
6. представление историй успеха резидентов;
7. характеристика других конкурентных преимуществ.
Приведенная совокупность компонентов может рассматриваться как система, поскольку обладает свойствами взаимосвязанности, взаимовлияния, непротиворечивости и полноты. Действительно, благоприятные природные особенности региона в совокупности с инвестиционными льготами создают возможности для успешного инвестирования, что создает истории успеха, что, в свою очередь, ускоряет динамику экономического развития региона и повышает его позицию в инвестиционных рейтингах, что опять-таки повышает его привлекательность для инвесторов и создает тем самым условия для новых ситуаций успеха в будущем и пр. С другой стороны, весьма неоднозначной и противоречивой являлась бы характеристика инвестиционной привлекательности территории, где с историями успеха не соседствовали бы, например, показатели, свидетельствующие о позитивной динамике ее экономического развития, в том числе за счет реализации этих историй, или предоставление существенных инвестиционных льгот не вело бы к росту места региона в инвестиционных рейтингах.
Рассмотрим реализацию практики формирования позитивного инвестиционного имиджа региона на конкретном примере Калининградской области в соответствии с представленной схемой.
Среди природно-климатических особенностей области, прежде всего, следует выделить достаточно благоприятные климатические условия — она имеет единственный незамерзающий порт в России. Косвенным образом данные особенности климата положительно влияют на относительную дешевизну используемых на ее территории энергоресурсов, поскольку в некоторой степени снижают затраты на их транспортировку, складирование и использование.
Очевидным уникальным географическим преимуществом территории является ее эксклавность, то есть окружение другими государствами: если другие регионы российского приграничья только соседствуют с другими странами, то Калининградская область находится «внутри» Европейского Союза. Такое положение создает существенные возможности для предприятий в виде короткого транспортного плеча до рынков развитых стран Северной и Центральной Европы с их высоким технологическим развитием, значительными инвестиционными ресурсами, платежеспособными потребителями. Такие возможности формируют интерес к территории со стороны азиатских инвесторов для организации на ней экспортных промышленных предприятий, включая высокотехнологичные. При создании соответствующих условий область сможет конкурировать и за производителей из Европы. О соответствующем интересе иностранных инвесторов свидетельствуют подписанный в 2018 году договор о сотрудничестве с южнокорейской компанией Nepes по производству катетеров «Фолея», достигнутые соглашения в сфере автомобилестроения с BMW и о строительстве глобального инжинирингового центра со швейцарской АВВ, текущие переговоры со словацкой Chirana и немецкой Sarstedt (системы забора крови), китайской Sinocare (глюкометры, тест-полоски) и пр.
К преимуществам транспортной инфраструктуры области можно отнести:
1) развитую систему логистики, включая дорожное хозяйство, реконструированный аэропорт Храброво и порт Калининград;
2) наличие железнодорожного полотна, построенного в полном соответствии с европейскими требованиями, что упрощает и удешевляет транспортировку товаров за пределы региона, а также поставку извне необходимых материалов и комплектующих.
Инвестиционная привлекательность региона реализуется в высоких темпах его экономического развития, что, в свою очередь, положительно влияет на его инвестиционный имидж. Так, в 2018 году индекс промышленного производства составил 103,1% при среднероссийском уровне 102,9% (в обрабатывающей промышленности был получен рост 4,8%). В существенной степени данный результат был достигнут за счет активизации деятельности особой экономической зоны (ОЭЗ) Калининграда: если в 2017 году она пополнилась 27 новыми резидентами, то в 2018 году новичков оказалось уже 71 с плановыми инвестиционными вложениями для первых трёх лет реализации инвестиционных проектов в размере 14,6 млрд рублей и общей численностью рабочих мест 6628. В целом по состоянию на 31 декабря 2018 года количество резидентов ОЭЗ составляет 203 с общим объемом планируемых инвестиций в размере 114,7 млрд рублей и численностью работников 32 495 человека [16].
С экономическим развитием тесно связан инвестиционный рейтинг любой территории. Калининградская область по итогам 2018 года занимает 15-е место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди 85 субъектов РФ. Таким образом, за год регион поднялся на 24 позиции — в 2017 году он находился на 39-м месте рейтинга [17].
Отмеченные успехи экономического развития, в первую очередь, стали следствием предоставления существенных льгот для ведения предпринимательской деятельности в регионе. Так, в Калининградской ОЭЗ налоговая ставка по платежам во внебюджетные фонды снижена до 7,6%, резко уменьшен «резидентский порог» для компаний из медицинского и цифрового секторов экономики (соответственно один и десять миллионов рублей), введена 180-дневная отсрочка по уплате НДС и пр. Также следует отметить упрощение административных и разрешительных процедур для бизнеса, включая введение электронных виз для иностранцев.
В полной мере предоставляемые государством льготы способствовали возникновению историй успешного развития многих компаний. Среди таковых особо следует отметить готовящийся выход компании «Инфамед К» (резидент частного индустриального калининградского парка «Экобалтик») на фармацевтический рынок ЕС со своим оригинальным антисептиком мирамистин (что до последнего времени невозможно было представить). Данный препарат по объемам продаж входит в первую десятку лекарственных средств, реализуемых по коммерческим ценам, а по темпам роста этого объема является третьим в России. В настоящее время по мирамистину закончен первый этап доклинических исследований в Германии, ведется подготовка к началу его клинических испытаний.
Производство мирамистина стало локомотивом для многих других проектов — сейчас на территории индустриального парка начато производство лекарств для глаз и лор-органов (препарат окомистин), возводятся цеха для выпуска медицинских субстанций и мазей, распылителей, чистой лекарственной упаковки. Налицо набирающая силу тенденция формирования медицинского кластера с экспортной перспективой.
К другим, в дополнение к описанным конкурентным преимуществам региона, можно отнести:
1) режим свободной таможенной зоны, действующий на всей территории области, что, прежде всего, значительно упрощает привлечение европейских строительных организаций для создания производственных и складских объектов, прохождение европейских инспекторатов, выезд в необходимых случаях на регистрационные процедуры в страны ЕС, осуществление различных видов кооперации и интеграции с зарубежными партнерами;
2) наличие квалифицированной рабочей силы.
В сводном виде все приведенные компоненты инвестиционного имиджа Калининградской области в соответствии с выше описанной схемой приведены в табл.1.

Таблица 1
Компоненты инвестиционного имиджа Калининградской области
Название компонентаХарактеристика компонента
1. Благоприятные природно-географические особенностиХорошие климатические условия; эксклавность
2. Уровень развития транспортной и производственной инфраструктурыРеконструированный аэропорт Храброво и незамерзающий порт Калининград; наличие железнодорожного полотна, построенного в полном соответствии с европейскими требованиями
3. Динамика экономического развития регионаПревышающий среднероссийский уровень индекс промышленного производства; интенсивный рост количества резидентов особой экономической зоны
4. Позиционирование в инвестиционных рейтингахПовышение на 24 позиции в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2018 году
5. Предоставляемые инвестиционные льготыНалоговая ставка по платежам во внебюджетные фонды снижена до 7,6%, резко уменьшен «резидентский порог» для компаний из медицинского и цифрового секторов экономики, введена 180-дневная отсрочка по уплате НДС
6. Истории успеха резидентовОрганизация производства лекарственных средств по европейским стандартам компании «Инфамед К»
7. Другие конкурентные преимуществаРежим свободной таможенной зоны, дейст­вующий на всей территории региона; наличие квалифицированной рабочей силы

Безусловное интенсивное стимулирующее влияние на развитие Калининградской области оказали адресные меры, принятые на федеральном уровне по причине особой геополитической значимости данной территории для России (прежде всего — принятие закона «Об Особой экономической зоне Калининградской области» и внесение в него необходимых поправок). Однако это нисколько не умаляет заслуг региональных властей в формировании положительного инвестиционного имиджа региона.
По итогам проведенного в регионе анализа 18 из 20 дейст­вующих государственных программ присвоена оценка «высокая эффективность». Две государственные программы — «Эффективное государственное управление», набравшая 89,8 баллов, и «Развитие гражданского общества» с 89,6 баллами — были отнесены к категории «средняя эффективность».
Отмечается ежегодное улучшение качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, что не может не отразиться положительно на динамике главного показателя «ожидаемая продолжительность жизни». Расходы на реализацию государственных программ в 2018 году незначительно, на 4,3%, превысили плановый показатель, составив в итоге более 106 млрд рублей.
Также была проанализирована эффективность использования бюджетных средств при реализации госпрограмм. По итогам данной оценки было определено, что 15 госпрограмм имеют высокую бюджетную эффективность, по четырем госпрограммам уровень бюджетной эффективности соответствует запланированной и одна госпрограмма имеет низкий уровень эффективности. В настоящее время продолжается работа над совершенствованием оценки эффективности реализации государственных программ.
Рассмотрим согласно представленной схеме еще один пример успешного формирования инвестиционного имиджа на примере Ульяновской области. В отличие от Калининградской области данный регион не может похвастаться интенсивной постоянной поддержкой на федеральном уровне. Однако, несмотря на это, область также может в существенной степени служить российским эталоном эффективного формирования инвестиционного имиджа. Для такого результата есть безусловные объективные причины в виде выгодного географического местонахождения региона на пересечении множества транспортных путей (в том числе международных, связывающих Поволжье со странами Европы и Азии) в центре промышленно развитой и густонаселенной территории Поволжского федерального округа.
Такое месторасположение предопределяет развитость транспортной инфраструктуры области. Важной ее частью являются судоходные речные пути Волги, через каналы которой помимо всего прочего регион имеет связь с Черным, Балтийским, Белым и другими морями. Через реку Волга проложен двухъярусный мост, являющийся частью транспортного маршрута «Волжский транзит», соединяющего европейскую часть России с ее восточными регионами.
В Ульяновске развито авиационное сообщение, осуществляют свою деятельность два крупных международных аэропорта.
Имея такую перспективную логистическую базу, регион показывает уверенную положительную динамику своего экономического развития, являясь одним из самых быстрорастущих в стране центров промышленности: за период с 2005 по 2017 год объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в 6 раз, реализовано более 100 проектов создания новых производств с 15-ю тысячами новых рабочих мест.
Достигнутые успехи нашли свое отражение в изменениях положения региона в самых престижных рейтингах, в том числе международных. Так, в 2012 году по результатам рейтинга Doing Business in Russia Ульяновск был признан лучшим из российских городов по созданию комфортных условий для ведения предпринимательства. В 2017 году в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата регион был десятым с абсолютно лучшим результатом по направлению «Регуляторная среда», характеризующим степень регуляторного давления на предпринимателей.
Интенсивное экономическое развитие территории не случайно — оно стало результатом планомерной систематической работы органов власти по поддержке инвестиционной деятельности. В регионе существует возможность получения пятнадцатилетних налоговых каникул по инвестиционным проектам, имеющим статус особо значимых, что позволяет уменьшить по ним суммарные затраты на 30–40%%.
Предпринятые областью усилия были по достоинству оценены инвесторами. Среди историй успеха региона можно отметить организацию бизнеса на его территории таких компаний, как Quarzwerke, DMGMORI, Legrand, Nemak, FMLogistic, MARS, Efes, Bridgestone, Fortum, Vestas, Hempel, Isuzu, JokeyGroup и др. Как это видно по данному списку, Ульяновскую область можно считать весьма успешной в деле привлечения прямых иностранных инвестиций, несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку для страны в целом.
Немаловажным условием возникновения историй успеха следует считать наличие сложившихся в регионе традиций промышленного производства, в том числе в авиастроении и автомобилестроении. Подавляющее большинство действующих, создаваемых и планируемых к реализации производств относятся к числу высокотехнологичных и наукоемких.
В сводном виде все компоненты инвестиционного имиджа Ульяновской области, согласно ранее представленной схеме, приведены в табл. 2.

Таблица 2
Компоненты инвестиционного имиджа Ульяновской области
Название компонентаХарактеристика компонента
1. Благоприятные природно-географические особенностиВыгодное географическое местонахождение на пересечении множества транспортных путей (в том числе международных, связывающих Поволжье со странами Европы и Азии) в центре промышленно развитой и густонаселенной территории Поволжского федерального округа
2. Уровень развития транспортной и производственной инфраструктурыФункционирует 2 международных аэропорта; проходит множество автомобильных и железнодорожных путей; протекает река Волга
3. Динамика экономического развития регионаЗа период с 2005 по 2017 год объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в 6 раз, реализовано более 100 проектов создания новых производств с 15 тыс. новыми рабочими местами
4. Позиционирование в инвестиционных рейтингахВ 2012 году по результатам рейтинга Doing Business in Russia Ульяновск был признан лучшим из российских городов по созданию комфортных условий для ведения предпринимательства. В 2017 году в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата регион был десятым с абсолютно лучшим результатом по направлению «Регуляторная среда», характеризующим степень регуляторного давления на предпринимателей.
5. Предоставляемые инвестиционные льготыВ регионе существует возможность получения пятнадцатилетних налоговых каникул по инвестиционным проектам, имеющим статус особо значимых, что позволяет уменьшить по ним суммарные затраты на 30–40%%.
6. Истории успеха резидентовОрганизация бизнеса на территории региона таких компаний, как Quarzwerke, DMGMORI, Legrand, Nemak, FMLogistic, MARS, Efes, Bridgestone, Fortum, Vestas, Hempel, Isuzu, Jokey Group и др.
7. Другие конкурентные преимуществаНаличие сложившихся традиций промышленного производства, в первую очередь машиностроения с ведущими направлениями в виде авиастроения, автомобилестроения и станкостроения

В качестве контрпримера, характеризующего противоречивый опыт формирования инвестиционного имиджа, можно привести Новосибирскую область. Действительно, регион имеет существенный потенциал и прекрасные возможности своего, в том числе инвестиционного развития. Это невозможно отрицать. Однако, сложившийся имидж инвестиционной привлекательности территории весьма неоднозначен и требует своего дальнейшего развития и изменения. В сводном виде компоненты инвестиционного имиджа Новосибирской области, согласно представленной ранее схеме, с учетом их противоречивости приведены в табл. 3.

Таблица 3
Компоненты инвестиционного имиджа Новосибирской области
Название компонентаПозитивное влияние компонента на имиджНегативное влияние компонента на имидж
1. Благоприятные природно-географические особенностиРасположение на месте географического центра России, на пересечении многочисленных транспортных коридоров из европейской части России и республик Средней Азии в Восточную Сибирь и Дальний ВостокСущественная географическая удаленность от европейского и азиатского глобальных центров экономического развития
2. Уровень развития транспортной и производственной инфраструктурыРасположение на железнодорожных магистралях, связывающих европейскую часть России, Восточную Сибирь и Дальний Восток, республики Средней Азии, а также на берегу крупной водной артерии реки Обь, связывающей Юг Сибири с ее Севером; наличие крупного современного международного аэропортаКитайский Новый шелковый путь лег южнее, по территории Казахстана, что существенно ухудшило логистиче­скую привлекательность региона (в первую очередь — международную)
3. Динамика экономического развития региона1) Инвестиции в основной капитал в 2018 году выросли на 5,8% в сопоставимых ценах (в РФ — на 4,3%);
2) индекс промышленного производства в 2018 году составил 5,6% (в РФ — 2,9%)
Ранее, в 2016 году инвестиции в основной капитал Новосибирской области сократились на 19%
4. Позиционирование в инвестиционных рейтингахНовосибирская область стала единственным регионом Сибирского федерального округа, который вошел в первую двадцатку Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в 2019 году (19 место)В 2013 году Новосибирская область впервые вошла в топ-20 регионов с наилучшими результатами в рейтинге, составленном в соответствии с указом Президента РФ от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Таким образом, в течение 6 лет область имела худшие позиции в рейтингах
5. Предоставляемые инвестиционные льготыПо налогу на прибыль предоставляются пониженные ставки в части, зачисляемой в региональный бюджет — до 13,5%; по налогу на имущество налоговая ставка может быть снижена до 0%.Данные налоговые стимулы далеко не самые привлекательные в России.
6. Истории успеха резидентовСоздание и развитие Технопарка Новосибирского Академгородка, ориентированного на поддержку деятельности ИТ-компаний; данный технопарк был признан лучшим в РоссииСистематическая неудача по привлечению в регион сколько-нибудь значимых иностранных инвесторов; за последние годы отказались от размещения своих производств в регионе и создания разрабатывающих подразделений группа «Пепсико Холдингс», французская компания Air Liquide, китайский холдинг Thunder Sky (прекративший свое участие в проекте по созданию завода аккумуляторов «Лиотех»); международная корпорация Intel и пр.
7. Другие конкурентные преимуществаДостаточно комфортная городская среда обитания жителей (особенно в Академгородке)Весьма неблагоприятная экологическая обстановка в центральных районах Новосибирска

Таким образом, в соответствии с размещенной в открытом доступе информацией у региона существуют определенные проблемы по продвижению своего имиджа среди инвесторов. Все эти проблемы условно можно разделить на объективные и субъективные: объективные вызваны различными обстоятельствами, которые в большей степени возникли и(или) существуют вне зависимости от деятельности органов власти; субъективные — возникли вследствие реальных ошибок такой деятельности или недостаточного информирования общественности по данному поводу. Инвестиционный имидж в силу своей ориентированности на создание позитивного отношения инвесторов к региону просто обязан оперативно реагировать на возникновение данных проблем: для объективных должны быть разработаны мероприятия, позволяющие снизить или ликвидировать их отрицательное воздействие на инвестиционный климат территории, для субъективных также должны быть приняты планы для исправления последствий ошибок и (или) даны соответствующие разъяснения в свободном информационном доступе. Для Новосибирской области до сих пор отсутствуют какие-либо официальные комментарии, например, о причинах резкого падения объема инвестиций в 2016 году или неудачи создания завода «Лиотех», который на своем старте планировал стать одним из мировых лидеров по профилю своей продукции. Безусловно, данные обстоятельства (и ряд некоторых аналогичных других) не могут не вызвать настороженность инвесторов и ни в коей мере не способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона.
В целом по итогам проведенного рассмотрения можно сделать следующие выводы.
1. Формирование, развитие и поддержание инвестиционного имиджа региона является важнейшей обязательной составляющей региональной экономической политики в современных условиях обострения борьбы регионов (и стран) за привлечение инвестиций.
2. Государственные инвестиции в построение инвестиционного имиджа являются весьма выгодными вложениями.
3. Инвестиционный имидж должен включать в себя такие компоненты как описание благоприятных природно-географических особенностей региона; характеристику уровня развития транспортной и производственной инфраструктуры; анализ динамики экономического развития территории; ее позиционирование в рейтингах; систематизацию предоставляемых инвестиционных льгот; представление историй успеха резидентов. Отсутствие хотя бы одной из представленных составляющих существенно ухудшает качество имиджа.
4. Инвестиционный имидж должен оперативно реагировать на возникновение всех без исключения проблем, влияющих на состояние инвестиционного климата, не оставляя без внимания любые обстоятельства (в том числе недостоверную информацию), способные хоть в малейшей степени снизить инвестиционную привлекательность региона.


Литература
1. Ерохина Е.В. Особенности инвестиционного имиджа региона. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-investitsionnogo-imidzha-regiona/viewer(дата обращения 01.11.2019).
2. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной привлекательности. URL: https://evgenysolomin.livejournal.com/198656.html (дата обращения 03.11.2019).
3. Bezpalov V. V. Image of the regions as a basis for economic development of the national economy // Science, Technology and Higher Education Materials of the V International Research and Practice Conference. Publishing office Accent Graphics communications, Strategic Studies Institute. — Екатеринбург, 2014. — С. 91–98.
4. Гавра Д.П. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб.пособие / Д.П. Гавра, Ю.В. Таранова. — СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, Высш.шк.журн. и мас. коммуникаций, 2013. –С. 46.
5. Валеева Ю.С. Формирование инвестиционного имиджа региона. URL: http://viperson.ru/articles/formirovanie-investitsionnogo-imidzha-regiona (дата обращения 03.11.2019).
6. Шаститко А., Плаксин С., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России. URL: http://enosov.viperson.ru/wind.php?ID=499400&soch=1 (дата обращения 11.10.2019).
7. Прохорова О.В. Инвестиционный имидж региона как один из инструментов геобрендинга. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37630/1/bmisgr_2014_13.pdf (дата обращения 21.10.2019).
8. Лоскутова М.В., Якунина И.Н. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа национальной экономики как необходимое условие устойчивого экономического роста РФ // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. — № 2 (010). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14527937 (дата обращения 01.11.2019).
9. Основы PR в бизнесе / под ред. В.Д.Соловья. — М.: Эксмо ООО, 2015. — 416 с.
10. World Association of Investment Promotion Agencies. URL: https://waipa.org/members/ (дата обращения 05.12.2019).
11. B2I: 2019 Тop investment promotion agencies. URL: https://siteselection.com/issues/2019/may/top-investment-promotion-agencies-2019.cfm?utm_source=Sidebar&utm_medium=Web&utm_campaign=Optimize&utm_content=RA (дата обращения 05.12.2019).
12. Максимов Ю., Писаренко А. Диалог с инвестором // Прямые инвестиции. — 2013. -№4 (132).
13. Harding Т.,Javorcik B. Roll out the red carpet and they will come: Investment promotion and FDI inflows // The Economic Journal. — 2011. — №121 (557). — рр. 1445–1476.
14. Harding Т., Javorcik B. Investment promotion and FDI inflows: quality matters // CESifo Economic Studies. — №59 (2). — рр. 337–359.
15. Романычева А., Габуев А. Искатели привлечений. Чего не хватает России для роста инвестиций. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2385386 (дата обращения: 02.05.2019).
16. Более 70 новых инвестпроектов получили статус резидента Калининградской ОЭЗ в 2018 году. URL: https://investinkaliningrad.ru/news/2827/(дата обращения 05.10.2019).
17. Калининградская область изменила позицию в инвестиционном рейтинге. URL: https://www.rbc.ru/kaliningrad/17/01/2019/5c4071409a7947dcb35ad891 (дата обращения 05.10.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия