Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Двас Г. В.
Вице-губернатор Ленинградской области,
председатель комитета по экономике и инвестициям, д.э.н.


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
В статье вице-губернатора Ленинградской области характеризуется ситуация с развитием малого бизнеса в России.
Дается обобщенная оценка потенциала этого бизнеса и его роли в развитии экономики. Специально рассматривается социальный эффект, связанный с расширением сферы малого и среднего предпринимательства.

Все государства, возникшие в начале 90-х годов прошлого века на пространстве Советского Союза, были вынуждены начинать новое экономическое строительство в условиях, когда доставшиеся им в наследство неэффективные экономические структуры оказались к тому же разорванными, что, не в последнюю очередь, привело к катастрофическому сокращению валового внутреннего продукта.
Вместе с тем в последние годы начали формироваться совершенно новые принципы функционирования отраслей бывшего единого народнохозяйственного комплекса, в том числе пищевой и легкой промышленности, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных материалов, строительства, торговли, общественного питания, потребительской кооперации. В этих максимально приближенных к потребителю отраслях довольно быстро стало развиваться частное малое предпринимательство[1].
Однако движение к правовому и общественному признанию частной собственности, в частности, в этой сфере, оказалось исключительно сложным. Наряду с ростом числа занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью усиливалось и негативное отношение к предпринимателям со стороны большинства остальных граждан.
Лишь в 1995-1997 гг. ощутимая либерализация экономических отношений позволила ускорить развитие малого предпринимательства, но в результате финансового кризиса в 1998 году в России почти 30% малых предприятий были вынуждены прекратить свою деятельность. Около 500 тыс. человек потеряли работу.
В то же время кризис создал новые возможности в этой сфере в связи с уходом с рынка целого ряда крупных предприятий. Соответственно происходит переосмысление роли малого предпринимательства в развитии экономики, ускоренное жесткой зависимостью финансово-экономических показателей крупного российского производства от уровня цен на мировых рынках нефти, газа, золота, цветных металлов.
В настоящее время в Российской Федерации малые и индивидуальные предприниматели обеспечивают работой около 12 млн. человек - почти 19% общей численности занятых в российской экономике, создают около 12% ВВП России, дают почти 7% всех налоговых поступлений, обеспечивают около 3% всех инвестиций в основной капитал.
Пока это еще небольшой экономический потенциал. Для сравнения: вклад малых и средних предприятий в создание рабочих мест в 1995 году в США составлял 70%, в Японии - 78%, Италии - 73%, Франции - 54%.
Тем не менее уже сейчас приоритетное экономическое значение малого предпринимательства состоит в том, что его развитие позволяет наиболее быстро и с наименьшими затратами создавать новые рабочие места, что особенно важно при недостаточно стабильной работе многих крупных предприятий. Кроме того, эти рабочие места обеспечивают работникам доходы, как правило, более высокие, чем на крупных предприятиях. Малый и средний бизнес ускоряет процесс становления рыночных отношений, основанных на частной собственности, процесс создания среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества, способствует уменьшению размеров имущественной дифференциации населения и формированию отношений социального партнерства.
Малое предпринимательство более полно учитывает также местные потребности, интересы, работая на локальных рынках, более последовательно опирается на исторические и культурные традиции страны и ее отдельных регионов, что позволяет экономике лучше адаптироваться к местным условиям.
Оно оказывает решающее влияние на привлечение к эффективной хозяйственной деятельности людей предприимчивых, социально активных, стремящихся реализовать свои способности и обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни.
Социальный, точнее социально-экономический приоритет малого предпринимательства состоит именно в том, прежде всего, что оно предоставляет возможности для творческой самореализации желающим работать по-современному, в том числе с использованием новейших технологий, внедрение которых на крупных предприятиях пока, как показывает практика, как правило, - слишком сложный процесс.
Социальное и экономическое его значение обусловлено и тем, что оно обеспечивает вовлечение в сферу предпринимательства групп социального риска и сокращение бюджетных выплат на социальные льготы и пособия. К таким группам, в первую очередь, относятся выпускники средних, средних специальных и высших учебных заведений, люди оказавшиеся в исправительных колониях, безработные, вынужденные переселенцы, военнослужащие, уволенные в запас и пострадавшие при выполнении воинской службы, приравненные к ним граждане, матери-одиночки, инвалиды. Развитие малого предпринимательства - прямая альтернатива социальному иждивенчеству, фактор, помогающий изменить общественную психологию, сформировавшуюся в условиях командно-административной системы.
От него в большой степени зависит решение проблем по оказанию населению бытовых услуг, обеспечению товарами жителей малонаселенных и наиболее отдаленных деревень и поселков, питания детей в школьных столовых и многих других.
Поэтому принципиально важно, что государство в России и других странах СНГ начинает воспринимать малое предпринимательство как равноправную и весьма ответственную сторону в формировании социального партнерства, в диалоге власти и бизнеса.
Интенсивная работа по созданию механизмов, необходимых для его развития, должна быть не очередной кампанией, а началом длительного пути активного взаимодействия государства и малого предпринимательства.


1. Правовой базой для его развития послужили принятые еще в советское время законы "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1978 год) и "О кооперации в СССР" (1988 год)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия