| | Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Бургонов О. В. профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук Голубецкая Н. П. профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук Смешко О. Г. ректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук
| |
| | В статье показаны факторы и направления воздействия цифровых технологий на систему управления бизнесом в России. Представлена концептуальная схема стратегического управления инновационного развития компании. Доказана необходимость смены парадигмы управления в сторону организационных изменений и использования информационно-коммуникационных технологий | Ключевые слова: цифровая экономика, инновационное развитие, предпринимательские структуры, управление | УДК 330.341; ББК 65.053 Стр: 65 - 70 | Информационные ресурсы, сетевой доступ к ним пользователей в рамках глобальной информационно-компьютерной сети с относительно свободным доступом [1], телекоммуникационная вычислительная система, интеллектуальный капитал, позволяющий использовать современные методы и алгоритмы разработки и реализации управленческих решений, являются основополагающими факторами цифровой экономики. Под влиянием цифровой экономики формируются новые критерии конкурентоспособности предпринимательских структур, которые предполагают оценку человеческого капитала, знаний и умений. На региональном уровне управления происходит структурная перестройка экономики, под влиянием которой изменяются бизнес-модели инновационного развития предпринимательских структур. По существу, речь идет о формировании интеграционной инфраструктуры цифрового пространства для предпринимательских структур региона.
При этом могут использоваться такие цифровые технологии, как цифровые платформы для различных отраслевых сегментов, распределение информационной базы в единой облачной форме, развитие информационно-аналитической системы и искусственного интеллекта, методы поддержки принятия управленческих решений, технические средства информационного взаимодействия на основе беспроводной связи и виртуализации реальных событий. Конкурентными преимуществами компаний становятся профессиональный уровень и опыт работы в данном сегменте, возможность горизонтальной диверсификации деятельности, разработка и реализация системы менеджмента качества, активной маркетинговой политики в программе перспективного стратегического развития. Цифровые платформы являются фундаментом оптимизации разрабатываемых и реализуемых в системе управления решений, определяя тенденции и приоритеты развития инновационной деятельности.
В современных условиях цифровая экономика является фундаментом поступательного экономического роста на основе интенсивного использования интеллектуального капитала предпринимательских структур и превращения нематериального производства в главный фактор повышения конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг. Н.В. Войтоловский в своих исследованиях делает акцент на том, что цифровая экономика приводит к корректировке элементов системы управления предпринимательскими структурами, вызванной существенной ролью инновационного процесса [2]. Р. Комрасс и М. Фарнкомб обратили внимание на смещение приоритетов в поступательном развитии социально-экономической системы в пользу креативных компаний, сетевых посредников, компаний, осуществляющих работу с клиентами, сетевых и производственных платформ, владельцев инвестпортфелей [3].
В условиях цифровой экономики инновационное развитие организации конечной целью имеет получение прибыли, которая обеспечивает положительный экономический и социальный эффект в масштабах региональной социально-экономической системы. В научной литературе представлены различные взгляды на «инновационное развитие» предпринимательских структур. В соответствии с подходом Бездудной А.Г., уровень конкурентоспособности предпринимательских структур напрямую связан с процессом цифровизации взаимодействия с клиентами [4, с.4]. По мнению В.В. Щербакова, программно-целевой подход должен рассматриваться в качестве главного инструмента принятия инновационных управленческих решений, который обеспечивает условия для повышения инвестиционного потенциала производственного предприятия [5].
Э.Н. Кроливецкий рассматривает инновационное развитие во взаимосвязи с эффективностью инновационной деятельности, которая определяется полнотой и скоростью достижения прогнозируемых качественных и количественных параметров [6]. Горбунов А.А. [7] исследуют инновации в качестве объекта деятельности, по его мнению, это результат, продукт, идея, или средство повышения конкурентных преимуществ предпринимательских структур. Б. Твисс [8], Й. Шумпетер [9] исследуют инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в качестве процесса или изменения. Несмотря на различие во взглядах на показатели, характеризующие уровень инновационного развития предпринимательских структур, все исследователи рассматривают инновационное развитие в качестве фактора повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в условиях цифровой экономики.
В настоящий момент крупные корпорации оказывают влияние на глобальную цифровую экономику, что привело к структурным сдвигам на рынке капитала за счет увеличения объема инвестиционных потоков в межрегиональные проекты с использованием кооперативных организационных форм, таких как консорциумы и интеграционные группировки с участием различных стран. Наблюдается тенденция приоритетного направления глобальных инвестиционных потоков в технологические сегменты, которые формируют массовый спрос на потребительском рынке в сегменте интернет-игр, электронной коммерции, технологий хранения информационных массивов, в результате наблюдается рост масштаба и концентрации предпринимательских структур, который опирается на региональный интеллектуальный капитал и единое информационное цифровое пространство.
Глобальные и локальные цифровые рынки создали благоприятный климат для предпринимательских структур, обладающих инновационным потенциалом по показателям уровня информатизации, образования населения и степени охвата информационными технологиями сегментов национальной модели экономики. В целом информация и знание, которыми обладают предпринимательские структуры, рассматриваются в качестве предмета производства и потребления. По существу, речь идет о формировании интеграционной инфраструктуры цифрового пространства для предпринимательских структур региона. При этом должны использоваться такие цифровые технологии, как цифровые платформы для различных отраслевых сегментов, распределение информационной базы в единой облачной форме, развитие информационно-аналитической системы и искусственного интеллекта, методы поддержки принятия управленческих решений, технические средства информационного взаимодействия на основе беспроводной связи и виртуализации реальных событий.
По мнению Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкина А.В. в цифровой экономике функционируют три типа предприятий — компании, которые ведут бизнес, активно используя в качестве инфраструктуры информационно-коммуникационные технологии; организации, осуществляющие реализацию продукции посредством интернет-каналов; виртуальные фирмы [10]. В исследованиях С.Н. Кузьминой, А.Л. Пименовой и др., инновационное развитие предпринимательских структур рассматривается в качестве системы бизнес-процедур, при поэтапном осуществлении которых должны решаться комплексные иерархические проблемы [11].
На управление инновационным развитием предпринимательских структур повлияли следующие аспекты, возникшие после становления цифровой среды:
— наряду с землей, трудом, капиталом, предпринимательскими способностями информация стала важнейшим фактором общественного производства;
— сокращение времени и величины трансакционных издержек;
— увеличение общих совокупных расходов на инфраструктуру, связанную с развитием цифровой среды, что породило две тенденции изменения затрат на производство товаров и услуг — к увеличению и уменьшению;
— улучшение качества, рост количества доступной информации и, как следствие, улучшение планирования, логистики и маркетинга привело к снижению управленческих рисков;
— рост надежности производственных систем увеличивает роль человеческого фактора в возникновении нежелательных явлений;
Управление инновационным развитием предпринимательских структур в условиях цифровой экономики предполагает: комплексный анализ факторов и условий влияния на объект; оценку потенциала для реализации инновационных проектов; наличие оптимального информационно-методического сопровождения, соответствующего международным нормативам и стандартам качества. При управлении инновационной деятельностью используются методы программно-целевого ресурсного подхода и «дерева целей». По мнению Г.Л. Багиева, важно использовать экономико-статистические, математические методы, факторный и индексный анализ, маркетинг [12]. Последовательность этапов комплексного анализа системы управления инновационным развитием представлена в табл. 1.
Таблица 1
Последовательность комплексного анализа системы управления инновационным развитием предпринимательских структурМониторинг и комплексный анализ информации о перспективных направлениях деятельности предпринимательской структуры | SWOT-анализ инновационного потенциала | Оценка устойчивости функционирования по социально-экономическим параметрам | Ситуационное моделирование и разработка сценариев
инновационного развития | Разработка сценариев реализации бизнес-модели инновационного развития | Учет рисков внешней
и внутренней среды | Оптимизация распределения инвестиционных ресурсов по приоритетным направлениям инновационного развития | Экспертная оценка сценариев развития предпринимательской структуры | Разработка прогноза изменения показателей эффективности в результате инновационной деятельности | Составлено авторами
Уровень инновационного развития определяется интегральным показателем потенциала предпринимательских структур, формируемого несколькими блоками концептуальной модели. В блоке выпуска продукции формируются приоритетные направления деятельности — выпуск готовой продукции или предоставление услуг. В функциональном блоке рассматриваются экономические параметры, связанные с научно-исследовательской деятельностью, опытно-конструкторской работой, производственной цепочкой, маркетинговыми исследованиями. Ресурсный блок включает финансовые, материально-технические показатели, оценку кадрового потенциала. Концептуальная модель управления инновационным развитием предпринимательских структур базируется на организационном и управленческом блоках, которые корректируются под влиянием тенденций цифровой экономики (рис.1). | | | Рис.1. Блоки концептуальной модели управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов
Составлено авторами | В условиях цифровой экономики индикаторы качества процесса реализации инновационных проектов являются необходимым условием поступательного экономического развития предпринимательских структур (рис.2). | | | Рис.2. Блочная модель управления инновационным развитием предпринимательских структур по критериям менеджмента качества
Составлено авторами | Анализ методических исследований позволил выделить наиболее значимые показатели для оценки приоритетных направлений управления инновационным развитием предпринимательских структур (табл.2).
Под влиянием цифровой экономики возникла необходимость поиска новых организационно-управленческих форм осуществления инновационной деятельности предпринимательскими структурами. По результатам исследований П. Друкера [13], в ходе эволюционного развития социально-экономических систем возникли предпосылки ведущей роли работников формирующих знания (knowledge workers), администраторов знаний (knowledge executives), профессионалов знаний (knowledge proffessionals), предпринимателей знаний (knowledge enterpreneurs). В условиях цифровой экономики усиливается значение государственной программы цифрового развития соответствующей тенденциям экономики знаний [14]. Данная программа должна учитывать стратегии развития бизнеса в перспективе на 3–5 лет, что не было реализовано в Российской Федерации в программах «Индустрия 4.0» и «Цифровая экономика Российской Федерации» [15, с.11].
Таблица 2
Оценка результатов управления инновационным развитием предпринимательских структур в условиях цифровой экономикиНаправления управленческого воздействия | Критерии оценки результатов | Направления оптимизации | Методические инструменты менеджмента |
---|
Выбор приоритетов инновационного развития | Повышение конкурентоспособности и экономическая безопасность | — корректировка задач в соответствии с требованиями заказчика;
— соблюдение нормативно-правовых ограничений и стандартов;
— корректировка программы развития в соответствии с приоритетными проектами;
— степень использования технологий цифровой экономики и ресурсосберегающих материалов | — оценка влияния социально-политической, научно-технической, технологической, экономической, природно-географической и правовой сфер;
— сценарный подход,
— экспертные заключения;
— комплексный анализ внешней и внутренней среды;
— учет рисков | Оптимизация технологических параметров проектов:
— наличие условий для внедрения;
— возможность сервисного обслуживания;
— соответствие стандартам качества;
— адаптивность и гибкость к изменению внешней и внутренней среды | Комплексная экономическая оценка:
— экономическая эффективность
— производительность труда, себестоимость,
— степень использования цифровых технологий;
— планируемый объем предоставляемых услуг; | — определение цели и задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— оптимизация инвестиционных ресурсов с целью устойчивого функционирования; | | Соответствие требованиям заказчика | Решение региональных социально-
экономических задач:
— достижение социального эффекта;
— экологическая направленность;
— развитие инфраструктуры | — выполнение задач регионального социально-экономического развития;
— повышение уровня научно-технической компетентности; | — экспертные оценки;
— комплексный анализ социально-экономического эффекта;
— риск-менеджмент; | Процесс подготовки и осуществления инновационных проектов | Документация и качество сопроводительных документов | — соответствие стратегической цели и задачам заказчика;
— соблюдение нормативно-правовых требований; | — формирование стратегии и прогнозирование эффекта от предполагаемого инновационного проекта;
— процесс реализации инновационной идеи;
— коммерциализация инновационного проекта;
стратегический анализ;
— сценарный подход;
— оценка рисков; | Информационная база и использование инструментов цифровой экономики | — знания и информационные технологии, воплощенные в производстве наукоемкой продукции | Составлено авторами
В условиях цифровой экономики на всех этапах управления предпринимательскими структурами необходима корректировка разрабатываемых управленческих решений с целью оптимизации процесса реализации разработки и реализации направлений инновационной деятельности. Как считает А.В. Харламов, стратегические ориентиры развития должны быть направлены на создание экономических и институциональных условий, способствующих оптимизации использования инвестиционного потенциала на основе цифровых технологий, которые создадут фундамент поступательного роста [16].
Для этого на первом этапе осуществляется анализ факторов цифровой среды предпринимательской структуры: политика, экономика, социум, потребители, конкуренты, стейкхолдеры; показателей, отражающих уровень цифровизации экономики. К ним относятся: удельный вес электронной коммерции и торговли; доля IT-сегмента в продукции фирмы; доля электронных платежей и т.п. Для этого используются следующие методы: ситуационный анализ, стратегический анализ, методы прогнозирования, метод экспертных оценок, эконометрические методы. На основе анализа полученной информации производится оценка возможностей инновационной деятельности фирмы, разрабатывается инновационная стратегия и на ее основе формируются инновационные проекты. На этом этапе генерируются сценарии развития в различных условиях цифровой среды, характер конкуренции на рынке, показателей эффективности, сравнение с целями компании. Для управления ключевыми аспектами инновационного проекта используются следующие процедуры: Тайм-менеджмент, Управление качеством, Управление стоимостью, Управление изменениями, Управление персоналом, Риск-менеджмент. В условиях цифровизации важнейшим элементом системы управления инновациями становится информационно-методическое обеспечение инфраструктуры инновационного развития.
В ходе исследования был проведен комплексный анализ 500 предпринимательских структур, осуществляющих инновационную деятельность в Санкт-Петербурге с использованием инструментов цифровой экономики. Исследование проводилось на основе полуформализованного опроса, позволившего сформировать начальные цифровые сегменты для дальнейшего изучения типа производителя (мелкий, средний, крупный), и фокусированного интервью с представителями выделенных предпринимательских структур, нацеленное на выявление и решение проблем, с которыми сталкиваются фирмы в процессе стратегического управления инновационным развитием, используя цифровые платформы.
В настоящий момент российские предпринимательские структуры по темпам организационных изменений с учетом современных цифровых технологий отстают от мировых лидеров. Организационные изменения в структуре управления в 39% предпринимательских структур происходят раз в год и чаще, у 34% предприятий — раз в два-четыре года, у 27% фирм — раз в пять лет и реже. Более половины управленческих решений в организациях являются слабыми, около 30% — не оптимальными, и только 7% эффективными. Цифровая среда приводит к системным изменениям предпринимательских структур, постоянному поиску новых форм организации работы фирм. Использование больших массивов данных радикально изменяет характер принятия управленческих решений, видоизменяя управляющую и управляемую подсистемы. Процесс трансформации организационной структуры направлен в сторону создания «smart» производственных систем, в которых средства и предметы труда, процессы производства, обмена, распределения и потребления включены в единую управляющую сеть с мгновенными прямыми и обратными связями.
Технологии цифровой экономики используются при разработке управленческой информационной системы, менеджменте качества, бюджетировании инновационных проектов, при оценке деятельности персонала, его мотивации и стимулировании. В настоящее время активно используется параметрическое моделирование операционной деятельности предпринимательских структур и инструменты, направленные на визуализацию информации о сложном объекте проектирования. По данным исследования компаний, инновационные технологии цифровой экономики наиболее активно используются в системе управления менеджментом качества (72%) и системе бюджетирования проектов (52%). За последние 3 года в 5 раз выросло использование информационно-коммуникационных технологий при формировании информационной базы для координации деятельности подразделений компаний. Гибкая организационная структура используется в 24 % организаций, специальная система мотивации и подбора персонала соответственно в 18% и 14%, система наставничества в 4% предпринимательских структур. Интересно, что наименее развитыми элементами оказались бизнес-процессы, которые относительно давно проработаны и формализованы, локализованы в IT-системах: логистика, маркетинг, модернизация производства, финансовые услуги.
В крупных компаниях на базе передовых информационных технологий осуществляется централизованное хранение данных с целью возможной корректировки параметров в режиме онлайн, которые позволяют оптимизировать осуществление инновационных проектов. Предпринимательские структуры в индустриальной экономике занимались производством товаров и услуг, объем производства которых зависел от используемых факторов производства: труда, земли, капитала, которые были ограничены. В информационной экономике предприниматели стараются заработать на информации, что позволяет многократно повысить эффективность материального производства, обмена и распределения благ. Лимитирующим фактором становятся знания и умения [17, с.56].
Цифровая экономика потребовала ускорения инновационных организационных структурных преобразований, практически компании их осуществляют не реже 1 раза в два — три года с целью внедрения и развития инноваций в системе управления. Итоговая картина использования различных цифровых элементов управления в зависимости от размера предпринимательской структуры представлена на рис. 3. | | | Рис.3. Структура элементов цифровой экономики в предпринимательских структурах
Составлено авторами | Исследования показали, что треть инновационных компаний осуществляют организационные изменения приблизительно через 4–5 лет, около 40% предпринимательских структур проводят реформирование каждые 1–2 года, остальные организации структурно корректируются в период 2–4 года. Цифровая экономика требует более гибкого инструмента менеджмента и повышения скорости организационных изменений компаний с целью повышения конкурентоспособности и адаптации к тенденциям мирового рынка товаров и услуг. При этом организационные изменения, связанные с реформированием форм и методов управления, в 40% крупных организациях происходят реже, чем в 27% средних и 13% мелких компаний.
Цифровые технологии повлияли на систему менеджмента качества в компаниях (65%) и систему бюджетирования проектов в 48% организаций. При этом существенная доля хозяйствующих субъектов не имеет четкой цели и программы реализации принципов менеджмента качества. В настоящий момент существенно возросла доля предприятий, использующих инструменты визуализации информации с использованием цифровых технологий для централизованного хранения данных, которые позволяют оперативно осуществлять корректировку управленческих решений в режиме он-лайн.
Управленческие инновации (см.рис.4) осуществляются в 3 раза больше в крупных компаниях. Предпринимательские структуры активно используют цифровые технологии с целью повышения конкурентных преимуществ (89%) и качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг (71%).
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что практически все предпринимательские структуры большое внимание уделяют стратегическому управлению корпоративными знаниями, что обеспечивает конкурентоспособность предприятий в среднесрочном периоде. Носителями корпоративных знаний являются работники организации, часть их воплощено в инструкции, методики, патенты и лицензии или корпоративную культуру. При этом совершенствование стратегического управления осуществляется не за счет использования известных инструментов (аутсорсинг, реинжиниринг, бенчмаркинг), а в результате внедрения IT-технологий в систему управления. Высокий удельный вес «кадрового» элемента объясняется тем, что улучшение кадрового потенциала следует проводить одновременно с использованием цифровых технологий. В противном случае прирост прибыли снижается. Внедрение IT-технологий без изменений в человеческом капитале согласно исследованиям Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management сопровождается снижением прибыли [18, с.499]. Подобные изменения сопровождаются изменением бюрократических структур управления в сторону более профессиональных, построенных на новых принципах, гарантирующих достижение цели стратегического управления.
Инновационное развитие хозяйствующих субъектов с использованием достижений цифровой экономики направлено на получение конкурентных преимуществ и повышение качества выпускаемой продукции или услуг. Основными факторами для устойчивого функционирования компаний в условиях цифровой экономики являются:
● сбалансированная и гибкая организационная структура управления;
● налаженное сетевое взаимодействие с постоянными клиентами и партнерами;
● устойчивое финансовое положение и инвестиционный потенциал, обеспечивающие условия для гибкости в принятии управленческих решений;
● наличие потенциала человеческого и интеллектуального капитала, направленных на высокий профессиональный уровень кадровых ресурсов;
● процессное управление и способность к диверсификации направлений развития.
В управлении предпринимательством существенная роль отводится государственным органам: в стимулировании фундаментальных исследований; нормативно-правовом регулировании использования цифровых технологий; разработке и реализации стандартов качества предоставления информационных услуг; обеспечения экономической безопасности; использования регионального интеллектуального потенциала и инструментов краудсорсинга и т.д. | | | Рис. 4. Приоритетные задачи предпринимательских структур в использовании цифровых технологий
Составлено авторами |
| |
|
|