Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Афанасенко И. Д.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Российское образование: грядущие перемены и исторический опыт
Статья посвящена осмыслению вопросов развития российского образования. Рассмотрены проблемы использования в подготовке специалистов исторического наследия и опыта отечественного профессионального образования. В центре внимания — воздействие цифровой трансформации на педагогическую деятельность: вызовы и возможности. Автор обращает внимание на то, что связь поколений в форме преемственности культурного наследия — обладает силой объективного закона. Акцентирует внимание на необходимости формирования у студентов навыков, ориентирующих их на создание нового, небывшего ранее.
Ключевые слова: Российское образование, цифровизация, социально-ориентированное предпринимательство, подготовка специалистов, инновации
УДК 658.78   Стр: 195 - 197

Введение. «Научно продуманная концепция национального образования сформировалась в России ещё в конце XIX начале XX столетий. Необходимость принятия государственной программы в сфере образования объяснялась потребностью хозяйства страны» [1, с.8]. Ныне, когда четвёртая промышленная революция набирает силу и преобразует не только отрасли экономики, но и профессии на рынке труда, требуется переосмысление существующих моделей обучения.
По экспертным оценкам, цифровая часть рынка образования характеризуется устойчивой динамикой роста и к 2023 г. составит около 240 млрд долл. при среднегодовом приросте 17% [2, с. 28]. Знания и навыки в области работы с технологиями искусственного интеллекта становятся неотъемлемой частью подготовки современных специалистов.
Экспертные оценки свидетельствуют, что 65% обучающихся сегодня студентов будут выполнять работу, которой сегодня ещё не существует. В данном контексте, девиз Санкт-Петербургского государственного экономического университета, направленный на объединение всего лучшего, требует уточнения. Этот призыв срабатывал при реструктуризации вуза, но ныне этого недостаточно. Опираясь на лучшее из прошлого, что продолжает питать наши корни, и ростки будущего в настоящем, нужно создавать новое, небывшее. Иначе можно оказаться за бортом грядущих перемен.
Для этого нужно проникать в суть происходящего. Внести ясность — в исследуемое, чтобы это можно было использовать и в учебном процессе.
Наши исследования в данном направлении позволяют выделить два направления, которые характеризуют суть грядущих перемен, — первое, это новая техническая революция; второе, — кризис западной модели организации социальной и хозяйственной жизни и обращение к историческому наследию опыта отечественного предпринимательства. Рассмотрим содержание каждого направления.
Новая технологическая революция. Прежде всего, обращает на себя внимание непредсказуемость четвёртой промышленной революции. На её волне человечество вступает в цифровую эпоху. Меняется весь уклад жизни. Западный мир утрачивает свои приоритеты, что признают сами западные лидеры. Нанесён серьёзный удар по западной демократии. Очевидным стал кризис культуры государственности и концепции европоцентризма. В мировую политику включились народы — носители иной культуры, которые по уровню развития не уступают Западному миру [3].
Историческая роль цифровой экономики в большей мере тяготеет к переходному этапу — от либеральной модели к более совершенной — инновационной. Предлагаемые Западом модели цифровых компетенций и развития цифрового образования сосредоточены на расширении сферы применения цифровых технологий в обучении и развитии компетенций, необходимых для цифровых трансформаций. Смещение акцента на цифровизацию в образовании, оставляет в тени тенденцию к популяризации отечественного исторического опыта в этом направлении. «Когда народ нравственно болен, он перестаёт чувствовать тяжесть унижения. Нам недостаёт национальной гордости. Гордость за свою страну, за свой народ воспитывается с детства. Её формируют образование и культура. Необходимо восстановить и разрушенную национальную систему образования, которая обеспечила великие достижения в науке и культуре и которая по праву считалась лучшей в мире» [4, с. 110].
«Заимствование — это обращение уже к проявленному, уже свершившемуся опыту. Это погоня за прошедшим. Стоит ли гоняться за прошлым? Это путь отставания. В чужой среде новшество, как правило, утрачивает свою суть. При бездумном заимствовании чужого опыта задействуется закон неопределённости — в чужой среде новшество утрачивает свою суть. (Исторический пример. При Петре I на капиталистическую мануфактуру посадили крепостных крестьян. В 1970-е годы в СССР отказались от собственной программы исследования в компьютерном деле, перешли на заимствование западных технологий. Отстали лет на 15)» [4].
Обращение к национальному ценностно-ориентированному предпринимательству — признание того, что либеральная западная модель не является универсальной. Она даёт сбой. Имеются и другие виды успешной хозяйственной деятельности без ставки на наживу и стяжательство.
Обнаружилась поляризация нового типа, которая обостряет проблему национального, культурного самоопределения. Речь идёт о противоречии между субъектами, принимающими нововведения и отрицающими их. Это противоречие социальное, онтологическое. Из глубин человеческого сознания на поверхность выходят проблемы, которые цифровой формат жизни учитывать не может, но которые нужно решать немедленно. Требуется нравственная оценка прежде небывшего, то, что ещё недавно пребывало в области фантазии. К научному творчеству важно подключить духовное начало человека.
Цифровой формат отрицает духовное начало. Наука не способна передать искусственному интеллекту душу человека, вселить в него дух. Искусственный интеллект ослабляет человека. Он освобождает человека от решения сложных задач. А человеческий мозг работает творчески тогда, когда имеется не только интеллектуальный труд, но и сверхзадача.
По данным Института мозга РАН, в мозге человека имеется детектор ошибок, который следит за тем, чтобы мозг работал «стандартно». Детектор препятствует нестандартным решениям. Только решение сверхзадач заставляет мозг работать «нестандартно».
Если сверхзадачи нет, мозг утрачивает способность творить небывшее.
Процесс обучения — это не игра, а тяжёлый и принудительный труд, заставляющий человека постоянно преодолевать себя. И образование должно учитывать эту данность.
В государственной политике работа в гуманитарной сфере отнесена к стратегическим задачам, определяющим развитие российского общества и государства. Воспитание человека, мыслящего позитивно, — фундаментальная задача образования. Готовы ли мы к такому делу?
Парадокс — богатство и доступность информации приводят к убогости знаний. Информация, чтобы стать знанием, должна пройти мозговую обработку. Выигрывает тот, кто готов и умеет воспринимать сложное знание и синтезировать его в совокупное знание. Открытия приходят к подготовленным умам. Творцы и мыслители черпают энергию в осознании нового. Довольствуясь информацией, человек утрачивает способность управлять перспективой роста своего творческого потенциала.
Потребность в образовании — объективна. Тяжело и со скрипом преодолевается заложенный в общественное сознание в 90-е годы прошлого века взгляд на образование как услугу. Потребность в образовании законами рынка не определяется. Она определяется законами жизни. Образование — это важнейшая общегосударственная задача, решающая преемственность поколений, определяющая настоящее и будущее нации и страны. Связь поколений в форме преемственности культурного наследия — обладает силой объективного закона. Омоложение кадров не должно носить произвольный характер.
Просчёты в подготовке кадров сопровождаются негативными последствиями. Так, США в битве за космос, по их выводам, проиграли, потому, что в СССР была лучшая в мире система образования. На науку и образование в СССР тратили 11% бюджета страны, а в США — 3%. В СССР профессии учёного и преподавателя были престижными, хорошо оплачивались. Ныне всё наоборот. США тратят на науку и образование 9% бюджета, а Россия — 3%.
Потребность в новых знаниях возникает, прежде всего, в сфере труда. Здесь же создаются и возможности их практического применения. В 2000 году Россия подписала Окинавскую хартию Глобального информационного общества. Следуя нормам и принципам этой хартии, Россия должна формировать «экономику услуг», не производить собственную промышленную продукцию, а оказывать «помощь по продаже и обслуживанию чужих технологических изделий».
Россию лишают будущего. Россию обязали производить и обрабатывать только информацию, но не изготавливать технические средства, которые для этого необходимы. «Российская система образования для такой экономики должна готовить только пользователей зарубежных технологий, но не их создателей» [5].
Отрицательно сказывается и запрет, согласно Конституции РФ, на государственную идеологию. Если страна не имеет идеологию, объединяющую и направляющую силу развития общества, то нет и образа будущего.
Советская экономика была экономикой реальных товаров. Система образования готовила специалистов, конструкторов, экономистов, инженеров. Школьная и вузовская ступени были взаимосвязаны и нацелены на освоение фундаментальных дисциплин естественно-научного цикла. Здесь совмещались общее образование и специальное образование в разумном сочетании. Уклон в непроизводственную сферу меняет зону получения устойчивого дохода. Прежде таковой была производственная сфера. Теперь — непроизводственная сфера. Цифровизация помогает делать деньги в непроизводственной сфере. Изменение зоны устойчивого дохода меняет отношение к научному знанию. Происходит смена и структуры подготовки кадров.
Деградация науки. Невостребованность новых знаний в промышленности нашей страны привела к разрушению системы отраслевых наук. Аналитики пришли к выводу: деградация науки превратилась в мировую тенденцию. Акцент сделан на технологии, которые позволяют быстро окупить затраты.
Три типа университетов. Из множества классификаций вузов вырисовываются три типа университетов: научные, где главной фигурой является учёный; так называемый «либерал», где изучают все фундаментальные науки, которые могут пригодиться в будущем (фактически наши классические университеты); университеты, которые готовят кадры для высшего управленческого звена. Место экономического университета во второй группе.
Задача Санкт-Петербургского государственного экономического университета — быть лучшим в своём классе. В образовательной программе университетов второй группы сочетаются обучение и просвещение, получение знаний и воспитание сознания обучающихся, общее и специальное образование. «Общее образование означает, что образовательный процесс включает единство обучения и просвещения и направлен на подготовку человека для решения не только уже проявившихся задач, но и тех, которые ещё не обозначились, они ещё в будущем. Обучение — процесс приобретения индивидом знаний и профессиональная выучка. Объектом воздействия здесь является интеллект человека (ум, рассудок, разум). Другая задача обучения — развитие у человека мыслительной способности. Просвещение — осуществляет запуск в человеке в процессе обучения механизма саморазвития, расширение его сознания, осознание индивидом полученных знаний до той степени, когда они превращаются в свойство духовной жизни и порождают у обучаемого чувство ответственности за применение полученных знаний» [6, с.412].
Очевидно, что социальное поведение человека определяет его сознание.
В своих исследованиях мы обращали внимание на то, что «если две линии процесса образования не пересекаются или одна из них довлеет над другой (пример — борьба за овладение и управление сознанием человека) наступает кризис всей системы народного образования. Обучение только ума не ведёт к добру. Такое понимание сущности образовательного процесса сложилось в «серебряном веке» русской культуры. Обратимся к Ф.М. Достоевскому: «Чтобы умно поступать, одного ума мало». Эта мысль нашла чёткое толкование в определении В.И. Даля: просвещение предполагает «развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одною наукою, одного только ума, одностороннее, и не ведёт к добру» [6, с.412].
Ценнейший вклад в систему мирового образования внесла Россия. «Понимание образовательного процесса как единства двух начал и роли в нём просвещения — ценнейший вклад русской культуры в сокровищницу мировой культуры. Следует иметь ввиду, что в культуре Запада нет понятия «образования» как единства двух процессов. Образовательное пространство там ограничивается обучением» [1, с.9].
Общее образование трактуется как подготовка человека для неопределённых заранее возможностей. Оно вытекает из потребностей опережать развитие общества, ставить перед ним новые задачи. Специальное образование, в котором заинтересован бизнес, это подготовка человека для определённых заранее возможностей [1].
Задача Санкт-Петербургского государственного экономического университета — быть лучшим в своём классе. Это возможно, если общее образование сочетается со специальным образованием. Ориентация на усвоение уже известного знания обрекает университет на отставание.
Роль общего образования в системе обучения можно иллюстрировать на примере творчества М.Фарадея — всемирно известного английского физика. Будучи экспериментатором и изобретателем, М. Фарадей создал первый электродвигатель, открыл электромагнитную индукцию и др. Но Фарадей — самоучка, школьного, систематического образования он не получил. Не зная математики, Фарадей не мог придать своим исследованиям и открытиям завершённость. Его учение получило завершённость и научное обоснование лишь после того, как математик Максвелл оформил его математически.
Мы сильны, когда творим новое. История Санкт-Пе­тербургского государственного экономического университета содержит доказательства присущего ему уникального свойства — вуз обретает дополнительные силы и опережает других, когда ему поручается решение задач общегосударственного уровня. Так было и в 1930-е годы, когда он формировался как экономический вуз, и в шестидесятые годы XX века, во время косыгинской реформы, когда ему поручили разработать новую образовательную программу подготовки экономистов с пятилетним сроком обучения. В лихие 1990-е годы Санкт-Петербургский государственный экономический университет (ФИНЭК) создал уникальные программы подготовки специалистов нового профиля — коммерсантов, маркетологов, логистов, менеджеров, проецируя этот опыт на всю страну и став методическим центром подготовки экономистов в России [7, с.10].
У России нет официальной государственной идеологии, что не позволяет выработать образ будущего. Однако есть попытка определить миссию России в мировом цивилизационном движении. Приведём некоторые положения, определяющие её суть: «Россия — государство-цивилизация»; «Россия — носитель концепции новой жизни, объединяющей все народы мира»; «Основная цель миссии России — указать другой путь развития цивилизации».
В Миссии Санкт-Петербургского государственного экономического университета акцент делается на качество образования под девизом: превратим «СПбГЭУ в эталон качества профессионального образования». Результатом станет подготовка предпринимателей, способных стать лидерами модернизации России. Прорыв осуществляется на основе: «Интеграции фундаментального университетского образования и инновационных технологий трансфера знаний»; «Сохранения социокультурных ценностей и развития бизнес культуры и предпринимательского поведения».
Опыт отечественного ценностно-ориентированного предпринимательства. Важную роль при подготовке специалистов приобретает обращение к историческому наследию опыта отечественного ценностно-ориентированного предпринимательства (хозяйствования). Эта работа проводится в рамках Всемирной недели предпринимательства. Данный широкомасштабный проект охватывает более 170 стран. Он направлен на формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательского потенциала молодёжи, возрождение наследия купцов, меценатов и благотворителей, развитие ценностно-ориентированного предпринимательства. В рамках этого проекта создана Комиссия по ценностно-ориентированному предпринимательству «Опора России». Её цель — возрождение и популяризация наследия дореволюционных предпринимателей. Положительным фактом стало то, что в новом рейтинге АЦ «Эксперт» Санкт-Петербургский государственный экономический университет занял 21–22 позицию, опередив другие вузы. Среди предпринимательских университетов СПбГЭУ вошёл в десятку лучших.
Воспитание позитивно мыслящего предпринимателя. Наследование исторического опыта отечественных предпринимателей, учитывающих нравственные приоритеты, указывает на необходимость воспитания сознания обучающихся. Цифровизация усиливает такую потребность. Нравственное воспитание — важнейшее условие реализации миссии России и миссии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Для этого требуется немногое — вернуться к правильному пониманию роли в учебном процессе дисциплин, которые помогают воспитывать позитивно мыслящего творца. В СПбГЭУ есть опыт обращения к наследию отечественного ценностно-ориентированного предпринимательства не только в виде серьёзного научного задела (создана научная школа), но и через учебный процесс. Так, по направлению подготовки специалистов «Торговое дело» (бакалавриат) с 2012 года читается учебный курс — «Хозяйственный строй России». Издан учебник — Хозяйственный строй России: учебник для вузов для бакалавров и специалистов / И.Д. Афанасенко. — Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 431 с. В системе повышения квалификации с 2016 года читается междисциплинарный семинар — «Россия в изменяющемся мире: вызовы и возможности». Его уже прослушали более 100 человек — профессора, доценты, преподаватели и аспиранты 14-ти кафедр, представители разных направлений научного знания [8]. В 2019 году была издана монография по данной проблеме: «Россия в изменяющемся мире» / И.Д.Афанасенко. — Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 337.
Выводы. В целях формирования предпринимательской культуры и развития творческого потенциала обучающейся молодёжи необходимо: предусмотреть в учебных программах по направлениям подготовки изучение отечественного опыта ценностно-ориентированного предпринимательства; целесообразно вернуться к практике фундаментального университетского образования, сочетающего общее и специальное образование, обучение и просвещение; в соответствии с государственной стратегией воспитания человека, мыслящего позитивно, в образовательных программах по направлениям подготовки определить минимум часов, отводимых на изучение фундаментальных дисциплин, формирующих сознание человека, и установить контроль за их исполнением.


Литература
1. Афанасенко И.Д. Бизнес и народное образование // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 2 (98). — С.7–13.
2. Борисова В.В. Образовательное пространство в цифровом измерении // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Ч.1. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019, — С.27–32.
3. Афанасенко И.Д. Россия в изменяющемся мире. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 337 с.
4. Афанасенко И.Д. Нравственные законы Русского мира в цифровом формате жизни // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) № 2(62), 2018. С.109–116.
5. Афанасенко И.Д Триединство образования, просвещения и воспитания // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Ч.1. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019, — С.239–243.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М. 2001. — Т. III. — С.412.
7. Афанасенко И.Д. Страницы истории Санкт-Петербургского экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 4 (100). — С.7–29.
8. Багиев Г.Л., Борисова В.В. О возможности применения междисциплинарного подхода в изменяющемся мире экономической науки и образовании // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 2 (69). — С. 149–151.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия