| | Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Яхваров Е. К. соискатель кафедры бухгалтерского учёта и анализа
Санкт-Петербургского экономического университета (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье анализируются проблемы интеграции управления рисками в стратегическое планирование коммерческой организации. Предложена методика выстраивания профиля риска компании. Рассмотрены различные варианты расчётов значения риска коммерческой организации | Ключевые слова: стратегическое планирование, риск, управление риском, ключевые показатели эффективности, профиль риска, риск-аппетит | ББК У9(2)301–218,0 Стр: 227 - 229 | В условиях нестабильности развития мировой экономики, появления новых технологий, меняющих привычный порядок ведения деятельности, коммерческие организации становятся более уязвимыми перед лицом рисков. Способность управлять рисками, как своими собственными ресурсами становится наиболее актуальной задачей новой инновационной постиндустриальной экономики [3]. В таких условиях экономической ситуации возрастает роль управленческой деятельности организаций, а именно, формирование её стратегии и бизнес-целей с учётом возникновения риска. Многие коммерческие компании приспосабливаются к новой динамичной среде и внедряют на предприятии процессы и средства контроля для управления рисками. Однако складывающаяся экономическая конъюнктура при выявлении рисков требует от организаций не устранения последствий рисковых ситуаций, а упреждающих мер, направленных на прогнозирование рисков. Эффективное управление рисками в компании должно стать стратегическим фактором, приводящим к повышению эффективности деятельности и увеличению стоимости компании.
Согласно ISO 31000 риск — влияние неопределённости на цели организации. Под риск-менеджментом понимаются скоординированные действия по управлению организацией с учётом риска [1]. Успешное управление коммерческой компанией невозможно без правильно выстроенных связей между фирмой и внешней бизнес-средой, то есть без стратегии [2]. Стратегия должна быть направлена на воплощение в жизнь миссии организации, видения и увеличение её стоимости [4]. Одним из основных факторов успешной реализации стратегии будет согласованность стратегии с целями коммерческой компании, её пониманием своего будущего места и роли в бизнес-среде и корпоративной средой. Организация учитывает условия ведения бизнеса (бизнес-контекст), которые могут повлиять на стратегию и бизнес-цели организации. Бизнес-контекст организации включает как внешнюю, так и внутреннею бизнес-среду. Внешнюю среду определяют факторы, связанные с политической, экономической, социальной, технологической, правовой и экологической сферами. Составляющими внутренней среды являются капитал, люди, процессы, технологии. Профиль риска, представляющий собой зависимость функции кривой риска от дохода (ключевых показателей эффективности), имеет решающее значение при формировании стратегии коммерческой компании. Он позволяет комплексно взглянуть на риски, связанные с конкретной стратегией или бизнес-целью на любом структурном уровне организации. Профиль риска сводит воедино несколько важных факторов, учитываемых при управлении рисками организации, а именно, целевые показатели эффективности деятельности, оценку общей величины риска для разных уровней эффективности, риск-аппетит (склонность к риску) и границы допустимого отклонения. Профиль риска предоставляет информацию о текущей величине риска и его распределении (вероятности) в организации, а также о различных категориях риска для организации. У организаций, только начавших свою деятельность, не будет существующего профиля риска, откуда можно почерпнуть информацию, но они могут получить ценную информацию, анализируя, например, работу конкурентов из своей отрасли. Посредством интеграции управления рисками в стратегическое планирование коммерческое предприятие получит представление о профиле риска, связанного со стратегией и бизнес-целями.
В компании существует определённый набор бизнес-целей: G = {g1, g2, g3 ... gn}. Для достижения каждой из них требуется набор основных ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Располагая имеющейся информацией о рисках, построим профиль риска для КПЭ. Такими КПЭ на предприятии зачастую являются: полная себестоимость (С) (рисунок 1), выручка (В) (рисунок 2), чистая прибыль (ЧП) (рисунок 3). | | | Рис. 1. Профиль риска КПЭ (себестоимость (С), риск (Risk)) | | | Рис. 2. Профиль риска КПЭ (выручка (В), риск (Risk)) | | | Рис. 3. Профиль риска КПЭ (чистая прибыль ЧП, риск (Risk)) | Эффективным инструментом управления бизнесом с учётом риска является допустимый уровень риска. Допустимый уровень риска — это управленческая концепция, которая используется для установления запретов и разрешений, связанных с рисками компании, единого понимания допустимого риска всеми руководителями, достижения стратегических и операционных целей за счёт контроля риска в пределах допустимых границ.
Понятие «допустимый уровень риска» связано с такими понятиями, как «риск-аппетит», «толерантность к риску» и «ёмкость риска». Риск-аппетит — это выражение того, что допустимо, приемлемо или неприемлемо для достижения целей бизнеса. Толерантность к риску — это приемлемый для организации уровень отклонения показателя (КПЭ) от запланированного значения. ёмкость риска — это максимальный объём риска, который организация способна самостоятельно выдержать в процессе достижения поставленных целей. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|