| | Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Атабиева Е. Л. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и менеджмента
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук Ковалева Т. Н. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и менеджмента
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье обосновывается проблема организации бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения. Целью настоящих научных изысканий являются обобщение существующих и поиск новых мероприятий по организации прозрачного и достоверного учета, упрощению проведения камеральных налоговых проверок. В частности, подробно рассмотрена методика организации учета и расчета налога на доходы по выделенному имуществу. Также предложен бухгалтерский регистр упрощенного учета выделенного имущества и операций с ним | Ключевые слова: упрощенная система учета, простая система учета, вспомогательные ведомости, малые предприятия, кассовый метод, выделенное имущество, бухгалтерские записи, камеральные налоговые проверки | УДК 657.471.7; ББК 65.052 Стр: 119 - 122 | Федеральным законом «О бухгалтерском учете» предусмотрена обязанность ведения бухгалтерского учета всеми коммерческими и некоммерческими организациями, кроме ИП. Из этого следует, что и микропредприятия, и малые предприятия, тем более средние предприятия, наряду с обычными организациями, должны вести бухгалтерский учет. Другое дело, что организован он может быть по-разному. Налоговым законодательством предусмотрена для небольших организаций упрощенная система налогообложения. Но применение упрощенной системы налогообложения не значит, что бухгалтерский учет также будет упрощен. Бухгалтерский учет на малом и среднем предприятии должен быть организован так, чтобы обеспечить полноту отражения всех хозяйственных операций, в зависимости от технологии и организации производства. Министерство финансов России в последние годы разработало ряд рекомендаций по организации бухгалтерского учета предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Они основаны на ранее принятых Минфином документах и на рекомендациях Института Профессиональных Бухгалтеров.
Приказом Минфина № 64н от 21.12.1998 года установлены для малых предприятий следующие формы организации бухгалтерского учета:
Простая форма бухгалтерского учета. Она может применяться в организациях, отвечающих следующим требованиям:
а) не имеющих собственных основных средств;
б) применяющих кассовый метод отражения доходов и расходов;
в) не имеющих дебиторской и кредиторской задолженности;
г) количество хозяйственных операций не превышает за месяц тридцати, т.е. может поместиться на 1 листе.
Простая форма предполагает ведение Журнала учета хозяйственных операций и обязательного учетного регистра — Расчетно-платежной ведомости по начислению и выплате заработной платы.
Форма бухгалтерского учета с использованием учетных регистров.
Такую форму могут применять предприятия с более сложным учетом, они могут иметь основные средства, остатки материалов, учитывать задолженность по подотчетным суммам, заработной плате, расчетам с поставщиками. Основной предпосылкой для ведения упрощенного учета является применение кассового метода учета доходов и расходов. Регистрами при такой форме являются книга хозяйственных операций и ведомости, предусмотренные приказом. Малое предприятие применяет те ведомости, которые необходимы и достаточны для полного сплошного отражения всех хозяйственных операций.
Рекомендации, разработанные специалистами ИПБ, также предлагают некоторые способы упрощения бухгалтерского учета для небольших предприятий. В частности, это сокращенный упрощенный учет и простой упрощенный бухгалтерский учет. В первом случае учет ведется способом двойной записи путем регистрации всех хозяйственных операций на свободном листе. Может применяться на малом или среднем предприятии с небольшим количеством хозяйственных операций и однообразной деятельностью. Простой упрощенный бухгалтерский учет рекомендован только для микропредприятий, ведется он также на свободном листе путем регистрации хозяйственных операций без применения двойной записи. Оба варианта ведения учета рекомендованы для организаций с кассовым методом учета доходов и расходов.
В современных условиях хозяйствования нередки случаи ведения разносторонней деятельности в рамках одного предприятия. При этом, для разных видов деятельности применяются разные налоговые режимы. При наличии единого бухгалтерского учета, расчет налоговых баз, правильное исчисление налогов содержит определенные трудности. Совмещение налоговых режимов при отсутствии раздельного бухгалтерского учета создает почву для манипуляции показателями при расчете налоговых баз и исчислении налогов. Механизм организации раздельного учета доходов и расходов при совмещении налоговых режимов не заложен в автоматизированные бухгалтерские программы, и полностью не урегулирован нормативно-правовыми актами. Вследствие этого достоверность расчета налоговых баз и налогов полностью зависит от компетентности и добросовестности налогоплательщика. Этим же обусловлены трудности при проведении налоговых проверок.
Для каких же предприятий актуален вопрос организации раздельного учета из-за применения разных налоговых режимов в рамках одного юридического лица?
Суммы собранных налогов являются существенным источником пополнения государственного бюджета. Правильность исчисления налогов, полнота и своевременность перечисления их в бюджет являются важной задачей налоговых служб.
С другой стороны предприятия и организации используют любую возможность для легального снижения налоговой нагрузки на бизнес. Одни прибегают к дроблению бизнеса, другие к применению разных налоговых режимов в рамках одного юридического лица.
Организации могут использовать в качестве системы налогообложения общий режим или специальные налоговые режимы. Один налогоплательщик может применять разные режимы в своей деятельности для разных видов деятельности. В этом случае за ним закрепляется обязанность вести раздельный учет доходов и расходов хозяйственных операций, относящихся к соответствующим режимам налогообложения.
Специальные налоговые режимы предусматривают специальный способ налоговых баз, а также освобождение от обязанности по уплате некоторых налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся следующие:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог;
упрощенная система налогообложения (УСН);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
патентная система налогообложения [2].
При общем режиме налогообложения, организации являются плательщиками налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость. При упрощенной системе налогообложения налогом облагаются доходы по ставке 6%, либо разница между доходами и расходами по ставке 15%. При применении ЕНВД объектом налогообложения является вмененный доход в размере 15% от суммы планируемого к получению дохода. Организации, применяющие ЕСХН, выплачивают единый сельскохозяйственный налог, который рассчитывается как 15% от разницы между доходами и расходами, и налог на добавленную стоимость.
Общими налогами для всех систем являются транспортный и земельный налоги и налог на доходы физических лиц, при исчислении которого организация выступает налоговым агентом. Также за организацией, при использовании любого налогового режима, закреплена обязанность начислять и перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды за своих работников.
Общий режим налогообложения предусматривает уплату налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, отраслевых налогов, а также местных и региональных налогов. Эту систему налогоплательщики могут применять, не предъявляя каких-либо требований по соблюдению определенных критериев. Единственным ограничением права применять традиционную систему налогообложения является отнесение налогоплательщика к категории обязанной исчислять и уплачивать ЕНВД.
В том случае, если малое предприятие не вправе применять упрощенную систему налогообложения, то оно в обязательном порядке должно применять общий режим налогообложения.
Упрощенный режим налогообложения, согласно законодательству, могут применять следующие малые предприятия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) участники хозяйственного общества владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале общества:
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности;
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек);
б) от 101 до 250 человек для средних предприятий;
3) доход хозяйственных обществ суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам девяти месяцев величина дохода от продажи не должна превышать 150 млн рублей, причем доход определяется без учета налога на добавленную стоимость и акциза;
Малое предприятие, использующее в качестве системы налогообложения упрощенный режим, не является плательщиком налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость.
Таким образом, малое предприятие с точки зрения налогового законодательства может применять и общую систему налогообложения, и упрощенную. То же самое можно сказать об организации бухгалтерского учета. На практике большинство малых предприятий применяют обычную систему учета, чаще всего автоматизированную, но упрощенную систему налогообложения. Кроме того, для отдельных видов деятельности применяется ЕНВД. Вопрос организации раздельного учета актуален именно для таких предприятий. Законодательство РФ допускает ведение упрощенного бухгалтерского учета только при использовании кассового метода признания доходов и расходов. При кассовом методе доходы и расходы отражаются в бухгалтерской отчетности того отчетного периода, когда они были фактически получены или оплачены, а также в объеме фактического получения или оплаты.
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение доходов и расходов при кассовом методе: «Организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал» [ 2].
Исходя из вышеизложенного, применять в рамках одной организации упрощенный метод ведения бухгалтерского учета для какого-то отдельного вида деятельности невозможно. Поэтому целесообразно выделение вида деятельности, облагаемого ЕНВД, на отдельный баланс без образования юридического лица. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предусмотрены операции по выделению имущества. Для его учета рекомендован счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу». Если организация планирует часть грузоперевозящих машин перевести на ЕНВД, их нужно списать с баланса материнской организации бухгалтерскими записями:
Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчета 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»
Кредит счета 01 «Основные средства»
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу».
По выделенному имуществу формируется отдельный бухгалтерский баланс. Он открывается на один год. Вступительное сальдо состоит в активе из переданного имущества, источником является кредиторская задолженность на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в размере стоимости полученного имущества.
Для упрощения составления консолидированного бухгалтерского баланса можно в Рабочий план счетов материнской организации ввести счета для учета операций по выделенному имуществу. Удобнее всего открыть в составе синтетических счетов счета со специальной аббревиатурой. Например, первоначальная стоимость выделенных основных средств будет учитываться на счете 01/Е. Целесообразно выбирать обозначение субсчетов в соответствии с применяемой системой налогообложения. Все счета, предназначенные для ведения учета по выделенному имуществу, должны обозначаться одной и той же буквой. Составляются записи:
Дебет счета 01/Е «Выделенные основные средства» и Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчета 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу» и Кредит счета 02/Е «Амортизация выделенных основных средств»
Организация может по выделенному имуществу применять систему налогообложения по ЕНВД. В этом случае для исчисления налога на доходы учет расходов не имеет значения. Он может вестись и кассовым методом и методом начисления. Но для правильного расчета финансового результата вести раздельный учет необходимо во избежание двойного налогообложения доходов головной организации. Таким образом, перед бухгалтерами возникает задача раздельного учета и доходов и расходов по основной организации и по выделенному имуществу.
Разделение прямых затрат выделенного имущества предстоит начинать с первичных документов. В данном вопросе не возникнет сложностей, если выделенным имуществом является отдельная технологическая линия. Материальные затраты будут списаны в соответствие с Актом расхода по нормам материальных затрат на фактически выполненный объем выпуска готовых изделий записью:
Дебет счета 20/Е «Основное производство по выделенному имуществу» и Кредит счета 10/Е «Материалы по выделенному имуществу»;
Одновременно следует сделать записи на ту же сумму:
Дебет счета 10/Е «Материалы по выделенному имуществу» и Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»;
Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу» и Кредит счета 10 «Материалы».
При начислении заработной платы составляются записи на основании нарядов на сдельную работу, актов приемки работ, маршрутных листов или других, установленных графиком документооборота, документов. На сумму начисленной заработной платы составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 20/Е «Основное производство по выделенному имуществу» и Кредит счета 70/Е «Расчеты с персоналом по оплате труда по выделенному имуществу»;
Одновременно следует сделать запись на ту же сумму:
Дебет счета 70/Е «Расчеты с персоналом по оплате труда по выделенному имуществу» и Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»;
Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу» и Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате туда».
Ну сумму начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 20/Е «Основное производство по выделенному имуществу» и Кредит счета 69/Е «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению по выделенному имуществу»;
Одновременно следует сделать запись на ту же сумму:
Дебет счета 69/Е «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению по выделенному имуществу» и Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу» и Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
На ЕНВД иногда переводятся грузовые автомобили, они же выделяются на отдельный баланс, но в то же время их используют для нужд головной организации. Для определения части затрат, приходящихся на выделенное имущество, следует сделать выборку из путевых листов времени работы (пройденных километров, совершенных тонно-километров), подписанных руководителем хозяйственного подразделения, выделенного на отдельный баланс. В конце месяца рассчитывается сумма материальных затрат на 1 т/км (км или час) путем деления всех материальных затрат автопарка на общее количество выполненных т/км (км, часов).
Аналогично можно рассчитать начисленную заработную плату и распределить ее по видам деятельности, по которым применяются разные налоговые режимы.
Накапливание косвенных затрат первоначально происходит на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Затем, в соответствии с базой для распределения косвенных расходов, установленной в Положении об учетной политике, часть косвенных расходов, приходящихся на выделенное имущество, списывается записями:
Дебет счета 25/Е «общепроизводственные расходы по выделенному имуществу» и Кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Дебет счета 26/Е «общепроизводственные расходы по выделенному имуществу» и Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Косвенные расходы в конце месяца списывают на счет 20/Е «Основное производство по выделенному имуществу».
Договорная стоимость автоуслуг отражается записью:
Дебет счета 62/Е «Расчеты с покупателями и заказчиками по выделенному имуществу» и Кредит счета 90/Е «Продажи по выделенному имуществу».
На дебет счета 90/Е «Продажи по выделенному имуществу» списывается себестоимость автоуслуг (или других услуг вспомогательного производства), и формируется прибыль от их продажи, которая переносится на счет 99/Е «Прибыль по выделенному имуществу». Налог на вмененный доход начисляется записью:
Дебет счета 99/Е «Прибыль по выделенному имуществу» и Кредит счета 68/Е «Расчеты с бюджетом по выделенному имуществу».
С целью сокращения количества хозяйственных операций на выделенном балансе, можно перевести расчетные операции, не связанные с формированием себестоимости готовой продукции или услуг по выделенному подразделению, на счета расчетов головной организации. В частности, ЕНВД выплачивается авансом до начала ведения деятельности, возможно, до выделения имущества на отдельный баланс. Выплата ЕНВД отражается записью:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»/ ЕНВД и Кредит счета 51 «Расчетные счета».
На сумму фактически начисленного налога составляется запись:
Дебет счета 68/Е «Расчеты с бюджетом по выделенному имуществу» и Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»/ ЕНВД.
По расчетам с покупателями и заказчиками составляются записи следующего вида по каждому из предъявленных счетов-фактур:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кредит счета 62/Е «Расчеты с покупателями и заказчиками по выделенному имуществу».
Фактическое поступление выручки и расчеты с дебиторами отражается проводками:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Для составления баланса по выделенному имуществу можно применять шахматную ведомость, представленную на рисунке.
Предлагаемая форма соответствует в целом форме учета «Журнал Главная», удобно вести ее на свободных листах при небольшом перечне операций. В итоговой строчке получится готовый баланс по выделенному имуществу. Такая форма составляется ежемесячно. К ней следует подобрать и приложить все первичные документы.
Описанная методика позволит значительно упростить проведение камеральной налоговой проверки и осуществление внутреннего контроля.
№ операции | Дата | Документ и
содержание
операции | Сумма, руб. | Обороты по синтетическим счетам |
---|
Счет | Счет | И т.д |
---|
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
---|
1 | | | | | | | | | Итого | | | | | | | | | Рис. Образец формы ведения учета при упрощенной форме |
| |
|
|