| | Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Зотиков Н. З. доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности
Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары),
кандидат экономических наук,
| |
| | В статье рассматриваются роль и значение предприятий, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании доходов бюджетов, социально-экономических показателей регионов, а также вопросы налогового регулирования для стимулирования экономического развития | Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая нагрузка, предприятия, малые предприятия, налоговая база, специальные налоговые режимы, налоговое администрирование | ББК У26(2)141.3в612 Стр: 203 - 207 | Введение. Под налоговым потенциалом понимается стоимость реально имеющейся на данной территории совокупности объектов налогообложения, определяемой по каждому конкретному налогу законодательством о налогах и сборах. Иными словами, налоговый потенциал — это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов на данной территории за определенный период времени в условиях действующего налогового законодательства.
Величина налогового потенциала (исходя из трех факторов производства: земля, труд, капитал) зависит от следующих факторов: сырьевые ресурсы; вещественные факторы производства (количество предприятий, основные производственные фонды, производственные запасы); численность активного населения, число рабочих мест, показатели безработицы, динамика фонда оплаты труда; факторы организационного и управленческого характера.
«Понятие «налоговый потенциал» является базовым по отношению к понятию «налоговая нагрузка». Исчисление совокупной налоговой нагрузки в каждом конкретном случае базируется на величинах налогового потенциала, определяемых в разрезе государства, его регионов, отраслей и отдельных групп налогоплательщиков. В основе расчета этих величин всегда должен находиться реальный объем экономического и финансового потенциалов» [1].
Налоговая нагрузка — это совокупность всех налогов, выплачиваемых плательщиком за определенный период хозяйственной деятельности.
В качестве объектов исследования выбраны: РФ в целом; Сибирский федеральный округ (занимающий 6-е место из 8 округов в рейтинге по итогам 2018 г., проводимом рейтинговым агентством РИА-Рейтинг); Чувашская республика (аутсайдер в рейтинге регионов Приволжского федерального округа).
Количество предприятий в 2018 г. по сравнению с 2016 г. уменьшилось по РФ на 481816 ед., или на 9,6%. При этом снижение предприятий наблюдается во всех федеральных округах, в том числе в УФО на 51108 ед. или на 12,6%, в ЦФО — на 216280 ед. или на 11,2%.
Из данных табл.1 следует, что территориально предприятия размещены крайне неравномерно: в двух округах из 8-и сосредоточено боле половины всех предприятий (ЦФО — 37,6%, СЗФО — 12,9%), на оставшиеся 6 округов приходится менее половины всех предприятий. Меньше всего предприятий размещены в СКФО (2,7%), ДФО (4,2%).
Из всех занятых в экономике около половины работников имеют два округа: ЦФО (28,0%) и ПФО (20,0%). Меньше всего доля занятых в ДФО (4,4%), СКФО (6,0%).
При средней численности занятых на одном предприятии по РФ в количестве 16 человек лидирует по данному показателю СКФО (36 чел.), предприятия ЦФО имеют среднюю численность работников в количестве 12 человек, СЗФО — 13 человек.
Рассмотрим далее отраслевую структуру предприятий.
Таблица 1
Количество предприятий и численность занятых на 1.01.2018 г.Округа | Количество
предприятий, ед. | Численность занятых,
тыс. чел. |
---|
Всего | % | Всего | % | на одном
предприятии |
---|
РФ | 4 561 737 | 100,0 | 76 109 | 100,0 | 16 | ЦФО | 1 714 654 | 37,6 | 21 282 | 28,0 | 12 | СЗФО | 590 793 | 12,9 | 7 557 | 9,9 | 13 | ЮФО | 348 715 | 7,6 | 8 178 | 10,7 | 23 | СКФО | 125 802 | 2,7 | 4 559 | 6,0 | 36 | ПФО | 746 116 | 16,4 | 15 185 | 20,0 | 20 | в т. ч. по ЧР | 24 603 | – | 626 | – | 25 | УФО | 355 942 | 7,8 | 6 385 | 8,4 | 18 | СФО | 492 582 | 10,8 | 9 621 | 12,6 | 19 | ДФО | 187 133 | 4,2 | 3 340 | 4,4 | 18 | Составлено на основании р. 3.1 Сборника Регионы России. Социально-экономические показатели.2018: Стат. сб. / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.
Согласно данным табл.2, около половины всех предприятий как в РФ, так и в СФО и ЧР осуществляют деятельность в трех отраслях: торговля и ремонт транспортных средств, строительство, обрабатывающие производства. Низка доля предприятий в добыче полезных ископаемых, в сфере водоснабжения, утилизации отходов (0,6%), в сельском, лесном хозяйстве (3,7%), здравоохранении (2,1%). В РФ, СФО и ЧР отраслевая структура предприятий по количеству занятых в отраслях предприятий примерно одинаковая, за следующим исключением: в ЧР превышает доля предприятий, занятых в обрабатывающих производствах (10,1%), меньше предприятий, занятых в торговле (26,4%).
Численность работников на одном предприятии по РФ составляет 15 чел., в СФО — 17 чел., ЧР — 21 чел. Наибольшее количество работников занято в РФ в сфере обеспечения электроэнергией (68 чел.), добыче полезных ископаемых (64 чел.), меньше всех работников на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (5 чел.), в торговле (9 чел.). В СФО на предприятии, занятом добычей полезных ископаемых, трудятся 87 чел., в обеспечении электроэнергией (66 чел.). В ЧР наиболее крупные предприятия осуществляют деятельность в сельском хозяйстве (82 чел.), здравоохранении (69 чел.), меньше всех — в операциях с недвижимым имуществом (7 чел.), торговле (13 чел.).
Налоговая база по администрируемым налогам. Налоговую базу по администрируемым ФНС России налогам рассмотрим по налогам, уплачиваемым при применении общей (традиционной) системы налогообложения и специальных налоговых режимов (СНР), применяемых субъектами МСП.
Как следует из данных табл.3, в 2018 г. по сравнению с 2016 г. сумма всех налогов, администрируемых ФНС России, увеличилась по РФ на 43,5%, по СФО –на 47,6%, по ЧР — на 13,2%.
Таблица 2
Распределение числа предприятий и среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности в 2017 годуВиды деятельности | Количество предприятий, ед. | Численность занятых, тыс. чел. |
---|
РФ | СФО | ЧР | Всего, тыс. чел. | в том числе
на одном предприятии,
чел. |
---|
РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР |
---|
Всего | 4561737 | 492582 | 24603 | 71 842,7 | 8715,7 | 527,9 | 15 | 17 | 21 | с/х, лесное хозяйство, охота | 129360 | 18472 | 749 | 5074,5 | 668,6 | 61,7 | 39 | 35 | 82 | добыча полезных ископаемых | 17641 | 2720 | 36 | 1126,8 | 237,5 | 0,5 | 64 | 87 | 13 | обрабатывающие производства | 331588 | 35789 | 2494 | 10173,2 | 1085,7 | 105,5 | 30 | 30 | 42 | обеспечение эл.энергией, газом, паром | 23931 | 3811 | 159 | 1632,5 | 251,0 | 9,5 | 68 | 66 | 60 | водоснабжение, утилизация отходов | 28221 | 2978 | 144 | 746,0 | 80,4 | 4,1 | 26 | 27 | 28 | строительство | 493152 | 49408 | 2938 | 6318,9 | 629,4 | 57,7 | 12 | 13 | 20 | торговля, ремонт транспортных средств | 1465129 | 148733 | 6489 | 13685,7 | 1572,2 | 83,1 | 9 | 10 | 13 | транспортировка и хранение | 256495 | 30945 | 1096 | 5240,4 | 663,4 | 22,8 | 20 | 21 | 21 | гостиницы, общепит | 102878 | 9676 | 621 | 1661,6 | 173,4 | 10,1 | 16 | 18 | 16 | информация, связь | 134911 | 11944 | 565 | 1446,5 | 160,0 | 7,7 | 10 | 13 | 13 | операции с недвижимым имуществом | 348226 | 39743 | 1955 | 1933,9 | 236,2 | 14,8 | 5 | 6 | 7 | образование | 136820 | 19863 | 1091 | 5525,1 | 816,4 | 41,2 | 40 | 41 | 38 | здравоохранение, социальные услуги | 82808 | 10195 | 485 | 4450,3 | 640,4 | 33,4 | 53 | 63 | 69 | прочие услуги | 193622 | 22644 | 1340 | 12827,3 | 1501,1 | 75,8 | 66 | 66 | 56 |
Таблица составлена автором на основании р.13.2 (стр. 556–559) и р.3.6 (стр. 120–123) Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.
Таблица 3
Основные показатели налоговой базы по администрируемым ФНС России налогам (млн руб.) | 2016 год | 2018 год | 2018 г. к 2016 г., % |
---|
РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР |
---|
Налог на прибыль | 2592269,3 | 182873,4 | 5064,3 | 3468974,2 | 304433,9 | 5638,2 | 133,8 | 166,5 | 111,3 | Льгота | 892995,8 | 45102,2 | 369,4 | 316756,0 | 29770,7 | 342,5 | 35,5 | 66,0 | 92,7 | То же, в % | 34,4 | 24,7 | 7,3 | 9,1 | 9,8 | 6,1 | 26,5 | 39,7 | 83,6 | НДС | 2705830,1 | 227503,4 | 12300,4 | 3526980,2 | 336375,2 | 14667,9 | 130,3 | 147,8 | 119,2 | НДФЛ | 2824925,4 | 297423,5 | 12044,9 | 3197385,6 | 295971,8 | 13035,6 | 113,2 | 99,5 | 108,2 | в т. ч. по ставке 13% | 2799524,0 | 295908,0 | 11967,4 | 3172231,9 | 294465,7 | 12979,1 | 113,3 | 99,5 | 108,4 | НДПИ | 3058482,1 | 274268,1 | 17,6 | 6082387,8 | 555437,4 | 19,9 | 198,9 | 202,5 | 113,1 | Налог на имущество организаций | | | | | | | | | | Количество налогоплательщиков, ед. | 605932 | 68736 | 4221 | 712155 | 65713 | 4101 | 117,5 | 95,6 | 97,2 | Налог к уплате | 786302,9 | 78721,1 | 2740,77 | 1042209,8 | 91385,4 | 3126,6 | 132,5 | 116,1 | 114,1 | Льгота по налогу | 398374,8 | 30555,3 | 1246,76 | 367571,5 | 13283,4 | 1021,2 | 92,3 | 43.5 | 81,9 | То же, % | 50,7 | 38,8 | 45,5 | 35,3 | 14,5 | 32,7 | 69,6 | 37,4 | 71,9 | Земельный налог | 193766,6 | 19368,4 | 646,29 | 185716,1 | 17120,2 | 637,7 | 95,8 | 88,4 | 98,7 | в т. ч. физлица | 50053,0 | 4655,1 | 232,18 | 47312,6 | 3725,2 | 214,3 | 94,5 | 80,0 | 92,3 | Льгота | 58980,6 | 5301,21 | 201,17 | 62281,9 | 5373,0 | 207,3 | 105,6 | 101.3 | 103,0 | % льготы | 30,4 | 27,4 | 31,1 | 33,5 | 31,4 | 32,5 | 110,2 | 114,6 | 104,5 | Транспортный налог | 164957,7 | 15466,83 | 913,3 | 179625,7 | 15993,5 | 1057,4 | 108,9 | 103,4 | 115,8 | Количество налогоплательщиков, ед. | 34730500 | 4551322 | 242243 | 37095984 | 4309001 | 255799 | 106,8 | 94,7 | 105,6 | в т. ч. физлица | 137237,2 | 12696,05 | 757,92 | 150131,4 | 13110,2 | 914,9 | 109,4 | 103.3 | 120,7 | Льгота | 14296,3 | 779,45 | 54,90 | 16895,5 | 991.9 | 83,9 | 118,2 | 127,3 | 152,8 | % льготы | 8,7 | 5,0 | 6,0 | 9,4 | 6,2 | 7,9 | 108,0 | 124,0 | 131,4 | Всего налогов | 12326534,1 | 1095624,7 | 33727,6 | 17683279,4 | 1616717,4 | 38183,3 | 143,5 | 147,6 | 113,2 | Льготы | 1364647,5 | 81738,2 | 1872,2 | 763504,9 | 49419,0 | 1654,9 | 55,9 | 60,5 | 88,4 | % льгот | 11,1 | 7,5 | 5,6 | 4,3 | 3,0 | 4,3 | 38,7 | 40,0 | 76,8 | Специальные налоговые режимы | 342893,6 | 38519,4 | 2236,0 | 469689,8 | 45728,4 | 2700,5 | 137,0 | 118,7 | 120,8 | УСН | 259003,3 | 27178,0 | 1505,0 | 389672,5 | 36642,2 | 2085,0 | 150,5 | 134,8 | 138,5 | в т. ч. объект «доходы» | 196167,3 | 20175,9 | 1023,9 | 293881,6 | 27264,8 | 1445,7 | 149,8 | 135,1 | 141,2 | минимальный налог | 26079,4 | 2781,4 | 204,8 | 35819,0 | 3561,0 | 280,2 | 137,3 | 128,0 | 136,8 | ЕНВД | 72522,8 | 10629,1 | 707,0 | 64652,8 | 8441,5 | 582,9 | 89,1 | 79,4 | 82,4 | ЕСХН | 11367,5 | 712,3 | 24,0 | 15364,5 | 644,7 | 32,6 | 135,2 | 90,5 | 135,8 | Количество патентов по ПСН (ед.) | 321606 | 15846 | 740 | 439088 | 16792 | 1199 | 136,5 | 106,0 | 162,0 | Количество налогоплательщиков СНР, ед. | 5251708 | 672336 | 49687 | 5737063 | 641675 | 51977 | 109,2 | 95,4 | 104,6 | УСН | 2874817 | 355500 | 25916 | 3241687 | 357886 | 28633 | 112,8 | 100,7 | 110,5 | ЕНВД | 2033504 | 290365 | 21778 | 2072711 | 259092 | 21108 | 101,9 | 89,2 | 96,9 | ЕСХН | 99716 | 14255 | 1385 | 97035 | 11837 | 1289 | 97,3 | 83,0 | 93,1 | ПСН | 243671 | 12216 | 608 | 325630 | 12860 | 947 | 133,6 | 105,3 | 155,8 | Источник: Сводный налоговый паспорт РФ за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Сибирского федерального округа за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Чувашской Республики за 2016, 2018 г.
Доля налога на прибыль в федеральном бюджете с 21,0% уменьшилась до 19,6% (на 6,7%), в бюджете ЧР — с 15,0 до 14,8% (на 1,3%), в бюджете СФО увеличилась с 16,7% до 18,8% (на 12,6%).
НДС, собираемый во всех регионах РФ, в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет. Из данных таблицы следует, что при увеличении НДС в 2018 г. в ФБ на 30,3% его доля в бюджете уменьшилась с 22,0% до 19,9%.
Следует иметь ввиду, что доля НДС в бюджете в дальнейшем будет возрастать, что связано с повышением ставки налога с 18% до 20% с 1 января 2019 г. Определенный интерес представляет сравнение с Китаем, где с 1 апреля 2019 г. ставка НДС, в отличие от России, наоборот, снизилась с 16% до 13% «Увеличение ставки НДС в РФ до 20% направлено на удержание ненефтегазового дефицита страны на приемлемом уровне. По оценке Правительства РФ, повышение НДС даст федеральному бюджету 620 млрд руб. дохода ежегодно, начиная с 2019 года. Для Китая же характерно использование стимулирующей функции НДС для снижения себестоимости китайских товаров и повышения их ценовой конкурентоспособности, в том числе — на мировом рынке, что особенно актуально в связи с торговой войной США — КНР, сокращающей экспортные возможности китайской экономики (потенциальные убытки китайской стороны оцениваются в 200 млрд долл.» [2].
Как следует из приведенного сравнения, цель косвенных налогов в России, прежде всего, заключается в пополнении и снижении дефицита бюджета.
Сумма НДФЛ за рассматриваемый период увеличилась по РФ на 13,2%, ЧР — на 8,2%, по СФО — уменьшилась на 0,5%. При этом доля налога уменьшилась во всех бюджетах: по РФ — с 22,9% до 18,1% (на 21,0%), СФО — с 27,1% до 18,3% (на 32,5%), ЧР — с 35,7% до 34,1% (на 4,5%).
Величина НДПИ увеличилась по РФ и СФО в 2 раза, доля налога в бюджетах соответственно увеличилась на 38,7% и 37,2%.
Количество налогоплательщиков налога на имущество организаций увеличилось по РФ на 17,5%, по СФО и ЧР уменьшилось соответственно на 4,4% и 2,8%. При увеличении суммы налога по РФ на 32,5%, СФО — на 16,1%, ЧР — на 14,1% доля налога на имущество организаций за рассматриваемый период уменьшилась по РФ на 7,8%, СФО — на 22,2%, по ЧР увеличилась на 1,2%.
Поступления земельного налога за рассматриваемый период уменьшились во все уровни бюджетов: в бюджет РФ –на 4,2%, СФО — на 11,6%, ЧР — на 1,3%, что привело к уменьшению доли налога во все бюджеты: РФ — с 1,6% до 1,0% (снижение на 37,5%), СФО — с 1,8% до 1,0% (снижение на 44,4%), ЧР — с 1,9 до 1,7% (снижение на 10,5%).
При увеличении суммы транспортного налога во все бюджеты его доля в бюджетах остается незначительной (РФ и СФО — 1,0%, ЧР — 2,8% в 2018 г.).
Наблюдается резкое снижение в абсолютных суммах льгот по налогам: по ФБ — на 44,1%, СФО — на 39,5%, ЧР — на 11,6%, что привело к уменьшению доли льгот по РФ с 11,1% до 4,3%, СФО — с 7,5% до 3,0%, ЧР — с 5,6% до 4,3%. При этом доля льготы по налогу на прибыль уменьшилась: в ФБ — с 34,4% до 9,1%, СФО — с 24,7% до 9,8%, ЧР — с 7,3% до 6,1%, по налогу на имущество организаций (по РФ — с 50,75 до 35,3%, СФО — с 38,8% до 14,5%, ЧР — с 45,5% до 32,7%). Аналогично снижение льготы наблюдается по земельному и транспортному налогам.
Анализируя данные по специальным налоговым режимам, уплачиваемым малым бизнесом, следует отметить следующее.
Из числа налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (СНР), в 2018 г. как по РФ, так и в СФО и ЧР, более 55,0 % являются плательщиками УСН, причем доля УСН в 2018 г. увеличивается. Величина налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, увеличилась по РФ на 50,5%, в СФО — на 34,8%, ЧР — на 38,5%. При этом доля налога, исчисляемого с объекта «доходы», в РФ и СФО составляет 74–75%, в ЧР — 70%.
Количество плательщиков ЕНВД имеет тенденцию к уменьшению. Доля налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, в общей сумме СНР, в 2018 г. уменьшилась по РФ с 21,2% до 13,8%, СФО — с 27,6% до 18,5%, ЧР — с 31,6% до 21,6%.
Незначительна доля ЕСХН (по РФ — около 3,0%). Количество выданных патентов в связи с применением ПСН в целом по стране составляет 439 088 ед., а количество плательщиков ПСН — 325 630 ИП, что составляет 5,7% от общего числа лиц, применяющих СНР.
Далее рассмотрим сводные социально-экономические показатели по рассматриваемым бюджетам за 2016 и 2018 годы.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о следующем.
В 2018 г. по сравнению с 2016 г. ВВП РФ увеличился на 59,8%, ВРП СФО — на 11,6%, ЧР — на 8,1%. При этом доля ВРП СФО в ВВП уменьшилась с 10,0% до 7,0%, ЧР — с 0,38% до 0,26%. ВВП в расчете на одного жителя за указанный период увеличился по РФ на 59,9%, СФО — на 25,6%, ЧР — на 9,2%. В 2018 г. величина ВРП на одного жителя СФО составляет 422,5 тыс. руб. (59,7% от показателя по РФ), по ЧР — 221,2 (31,2% от показателя по РФ).
Таблица 4
Социально-экономические показатели по РФ, СФО и ЧР за 2016 и 2018 г.Показатель | 2016 год | 2018 год | 2018 г. к 2016 г., % |
---|
РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР |
---|
ВВП, ВРП (млрд руб.) | 64997,0 | 6503,1 | 250,4 | 103875,8 | 7255,4 | 270,6 | 159,8 | 111,6 | 108,1 | % к РФ | – | 10,0 | 0,38 | - | 7,0 | 0,26 | – | 70,0 | 68,4 | то же, на 1 жителя, тыс. руб. | 442,7 | 336,5 | 202,6 | 707,7 | 422,5 | 221,2 | 159,9 | 125,6 | 1–9,2 | Инвестиции (млрд руб.) | 14639,8 | 1405,3 | 49,6 | 17595,3 | 1574,2 | 51,3 | 120,2 | 112,0 | 103,4 | то же, % к ВВП, ВРП | 22,5 | 21,6 | 19,8 | 16,9 | 21,7 | 18,9 | 75,1 | 100,5 | 95,5 | то же, на 1 жителя, тыс. руб. | 99,7 | 72,7 | 40,1 | 119,9 | 91,7 | 41,9 | 120,3 | 126,1 | 104,4 | Занято в экономике, тыс. чел. | 72390,0 | 9003,5 | 611,8 | 72354,4 | 8061,6 | 587,3 | 99,9 | 89,5 | 96,0 | % к РФ | – | 12,4 | 0,84 | – | 11,1 | 0,81 | – | 89,5 | 96,4 | Количество юрлиц, ед. | 4553818 | 497233 | 25039 | 4069375 | 450665 | 23157 | 89,4 | 90,6 | 92,5 | % к РФ | – | 10,9 | 0,55 | – | 11,1 | 0,57 | – | 101,8 | 103,6 | Кол-во субъектов МСП, ед. | 5542782 | 650816 | 44674 | 6041195 | 642811 | 46134 | 109,0 | 98,8 | 103,3 | % к РФ | – | 11,7 | 0,80 | – | 10,6 | 0,76 | – | 90,6 | 95,0 | Численность населения, тыс.чел. | 146804,4 | 19326,2 | 1235,9 | 146780,7 | 17173,3 | 1223,4 | 100,0 | 88,9 | 99,0 | Налоги по администрируемым доходам, млн руб. | 12326534,1 | 1095624,7 | 33727,6 | 17683279,4 | 1616717,4 | 38183,3 | 143,5 | 147,6 | 113,2 | Налоги по СНР, млн руб. | 342893,6 | 38519,4 | 2236,0 | 469689,8 | 45728,4 | 2700,5 | 137,0 | 118,7 | 120,8 | Доля в ВВП (ВРП), % | | | | | | | | | | всех налогов | 19,0 | 16,8 | 13,5 | 17,0 | 22,3 | 14,1 | 89,5 | 132,7 | 104,4 | СНР | 0,53 | 0,59 | 0,89 | 0,45 | 0,63 | 1,0 | 84,9 | 106,8 | 112,3 |
Инвестиции в основной капитал за рассматриваемый период увеличились по РФ на 20,2%, СФО — на 12,0%, ЧР — на 3,4%, в процентах от ВВП в 2018 г. по РФ — 16,9%, СФО — 21,7%, ЧР — 18,9%. Инвестиции в расчете на одного жителя увеличились и составили в 2018 г. по РФ — 119,9 тыс. руб., СФО — 91,7 тыс. руб., ЧР — 41,9 тыс. руб.
Число занятых в экономике за рассматриваемый период уменьшилось по РФ на 0,1%, СФО — 10,5%, ЧР — на 4,0%. Количество юридических лиц уменьшилось по РФ на 10,6%, СФО — на 9,4%, ЧР- на 7,5%. При этом количество субъектов МСП увеличилось по РФ на 9,0%, ЧР — на 3,3%, по СФО уменьшилось на 1,2%.
Данные таблицы показывают, что налоговая нагрузка на рубль объема ВВП (ВРП) по РФ уменьшилась с 19,0% до 17,0% (на 10,5%), по СФО — увеличилась с 16,8% до 22,3% (увеличение на 32,7%), по ЧР — увеличилась с 13,5% до 14,1% (рост на 4,4%).
Очень незначительна в ВВП (ВРП) доля СНР, уплачиваемого малым бизнесом (в 2018 г. по РФ — 0,45%, СФО — 0,63%, ЧР-1,0%).
На рост доходов бюджетов и формирование показателей, приведенных в табл.4, безусловно, влияет уровень налогового администрирования (табл.5).
Таблица 5
Показатели контрольной работы налоговых органовПоказатель | 2016 год | 2018 год | 2018 г. к 2016 г., % |
---|
РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР | РФ | СФО | ЧР |
---|
Количество ВНП, ед. | 26043 | 3218 | 299 | 14152 | 1507 | 123 | 54,3 | 46,8 | 41,1 | Дополнительно начислено по ВНП, млн руб. | 352056,9 | 27314,1 | 1537,4 | 307568,2 | 21057,5 | 796,7 | 87,4 | 77,1 | 51,8 | в т. ч. на 1 ВНП (тыс. руб.) | 13647,7 | 8611,0 | 5141,8 | 22226,3 | 14295,6 | 6530,7 | 162,8 | 166,0 | 127,0 | То же, в % к РФ | – | 63,1 | 37,7 | – | 64,3 | 29,4 | – | – | – | Из них на 1 ВНП организаций | 15217,3 | 9950,5 | 6092,9 | 24446,3 | 15832,6 | 8746,2 | 160,6 | 159,1 | 143,5 | То же, в % к РФ | – | 65,4 | 40,0 | – | 64,8 | 35,8 | – | – | – | Количество КНП (ед.) | 39977955 | 4951145 | 306265 | 67889196 | 7742615 | 523029 | 169,8 | 156,4 | 170,8 | То же, в % к РФ | – | 12,4 | 0,77 | – | 11,4 | 0,77 | – | – | – | Из них выявлены нарушения, ед. | 2254430 | 280638 | 19788 | 3531037 | 446164 | 34732 | 156,6 | 159,0 | 175,5 | То же, в % | 5,64 | 5,67 | 6,46 | 5,20 | 5,76 | 6,64 | 92,2 | – | – | Дополнительно начислено по КНП, млн руб. | 99748,3 | 4566,7 | 298,6 | 55659,6 | 5218,8 | 209,4 | 55,8 | 114,3 | 70,1 | То же, в % к РФ | – | 4,58 | 0,30 | – | 9,38 | 0,37 | – | – | – | в т. ч. на 1 КНП (тыс. руб.) | 44,2 | 16,3 | 15,1 | 15,8 | 11,7 | 6,0 | 35,7 | 71,8 | 39,7 | то же, в % к РФ | – | 36,9 | 34,2 | – | 74,0 | 38,0 | – | – | – | Налоговая нагрузка по администрируемым доходам на: | | | | | | | | | | консолидированный бюджет РФ | 22,3 | 20,5 | | 20,5 | 27,1 | | 91,9 | 132,2 | | ФБ | 10,7 | 7,8 | | 11,5 | 13,9 | | 107,5 | 178,2 | | консолидированный бюджет субъектов РФ | 11,6 | 12,6 | | 9,1 | 13,2 | | 78,4 | 104,8 | | Источник: Сводный налоговый паспорт РФ за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Сибирского федерального округа за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Чувашской Республики за 2016, 2018 г.
Особенности налогового администрирования. Под налоговым администрированием понимается: деятельность государства по контролю за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства; совершенствование механизма исчисления налогов и форм налогового контроля.
В настоящее время в налоговом администрировании значительное внимание уделяется совершенствованию методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков (действует личный кабинет налогоплательщика, принят Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, снят режим налоговой тайны с части сведений о налогоплательщике (о численности работников, выручке), введен налоговый мониторинг, разработаны контрольные соотношения показателей налоговых деклараций по налогам, введен досудебный порядок урегулирования налоговых споров, введен риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности субъектов МСП, что уменьшит число проводимых проверок (в области пожарного и др. видов надзора); административный штраф заменен на предупреждение за впервые совершенное правонарушение и др.).
Кроме того, расширен доступ МСП к государственным закупкам; действуют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса (МФЦ); риск ориентированный подход применяется и налоговыми органами при проведении налоговых проверок деклараций по НДС, в которых заявлен налог к возмещению, по программе АСК НДС-2; внедрена и действует целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
Несмотря на принимаемые меры, Россия отстает от многих стран мира по важнейшим показателям, характеризующим эффективность ведения предпринимательской деятельности: по доле малого бизнеса в ВВП; по числу малых предприятий на 100 чел. населения; по уровню производительности труда; по доле малого бизнеса в сумме налоговых доходов бюджетов и др.
«Система налогообложения, установленная для малого бизнеса в виде специальных налоговых режимов, нуждается в дальнейшем совершенствовании, она не стимулирует развитие и укрупнение малого бизнеса, не обеспечивает соответствующий вклад МСП в налоговые доходы бюджета. Налоговая нагрузка на малый бизнес, применяющая специальные налоговые режимы, намного меньше налоговой нагрузки на бизнес, применяющей общий режим налогообложения» [3].
При этом совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства «должно базироваться на сочетании интересов как малого бизнеса, так и государства в целом» [4].
Налоговыми органами налоговое администрирование осуществляется в основном при проведении налоговых проверок налогоплательщиков за соблюдением ими положений налогового законодательства.
Согласно данным табл.5, количество ВНП в 2018 г. по сравнению с 2016 г. уменьшилось по РФ на 45,7%, СФО — на 53,2%, ЧР — на 58,9%, сумма дополнительных доначислений также уменьшилась: по РФ на 12,6%, СФО — на 22,9%, ЧР — на 48,2%. Сумма доначислений в расчете на 1 ВНП увеличилась: по РФ на 62,8%, СФО –на 66,0%, ЧР — на 27,0%. При этом сумма доначислений на 1 ВНП по СФО составила в 2018 г. 64,8% от среднероссийского показателя, по ЧР — лишь 35,8%.
Количество КНП увеличилось по РФ на 69,8%, СФО на 56,4%, ЧР на 70,8%. Сумма дополнительных доначислений по КНП по РФ уменьшилась на 44,2%, ЧР — 29,9%, по СФО увеличилась на 14,3%. Между тем, сумма доначислений на 1 КНП уменьшилась в большем размере: по РФ на 64,3%, СФО — 28,2%, ЧР — на 60,3%. Сумма доначислений на 1 КНП в 2018 г. по СФО составила 74,0% от среднероссийского уровня, ЧР — лишь 38, 0%. По приведенным данным контрольной работы налоговых органов на местах в их сравнении со среднероссийскими показателями можно судить об эффективности деятельности местных налоговых органов. Из сравнения полученных данных следует, что налоговые органы ЧР по показателям контрольной работы намного уступают налоговым органам СФО, в большей степени, — среднероссийским показателям.
Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На уровень социально-экономического положения субъектов РФ первостепенное влияние оказывает использование имеющегося в регионах налогового потенциала, величина которого напрямую зависит от наличия и степени использования производственного, трудового и других видов потенциала, в том числе от степени размещения по территориям количества предприятий, производственного персонала, вклада в экономику субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как показывают многочисленные исследования, в экономике развитых стран велика доля субъектов МСП. Россия по показателям деятельности субъектов малого бизнеса намного отстает от других стран.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» реализуется Национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Целевые показатели и задачи Нацпроекта МСП предусматривают:
– увеличение численности занятых в сфере МСП, включая ИП до 25 млн чел.;
– увеличение доли МСП в ВВП до 32,5%;
– увеличение доли экспорта субъектов МСП, включая ИП, в общем объеме несырьевого экспорта до 10%.
«Увеличение доли, а также изменение структуры МСП благоприятно скажется на стабилизации всех социально — экономических процессов, а значит на развитии российского общества и достойной жизни граждан» [5].
«Большая проблема заключается в том, что микробизнес не хочет капитализироваться, расширяться и становиться малым бизнесом, а затем — средним. Необходимо принять меры, которые бы стимулировали микропредприятия в расширении своей деятельности путем вложения в инвестиции, предоставить микробизнесу, развивающемуся до малого бизнеса, налоговые и другие льготы. Не менее важной задачей является перераспределение занятых в пользу производственных видов деятельности» [6].
Большое значение для повышения эффективности производства имеет его налоговое стимулирование, налоговое администрирование.
Проведенное исследование показывает, что повсеместно резко снижается количество проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок, повышается количество проводимых камеральных налоговых проверок. При этом эффективность выездных налоговых проверок выше, чем камеральных проверок.
По нашему мнению, в целях повышения эффективности налогового администрирования необходимо решить следующие вопросы.
1. Совершенствовать действующие специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства. Доля налогов, уплачиваемых малым бизнесом, в связи с применением СНР, в налоговых доходах бюджетов незначительна.
2. Сроки проведения камеральной налоговой проверки (3 месяца со дня получения деклараций по налогам), выездной налоговой проверки (2 месяца), продления ВНП до 4-х месяцев, приостановления до 6 месяцев не обоснованы.
В настоящее время в составе МСП преобладают малые предприятия (средняя численность работников в них составляет не более 30 чел.) и микропредприятия, в которых численность работников не превышает 2-х чел. и ИП, и тратить на их проверку 2 месяца нет никакой необходимости.
Считаем необходимым указанные сроки проведения налоговых проверок установить в зависимости от статуса налогоплательщика, ОПФ, применяемой системы налогообложения. Установление реальных сроков проведения налоговых проверок (КНП и ВНП) имеет большое значение при составлении на очередной год графика проведения проверок, определения нагрузки на инспектора, в конечном итоге это повысит эффективность работы налоговых органов.
3. Основания для продления выездной налоговой проверки установлены не НК РФ, а в приказе ФНС РФ от 8.05.2015 № ММВ-7–2/189(а), содержащем шесть оснований для продления, в том числе «по иным обстоятельствам», под которые можно приспособить что угодно.
4. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу раньше вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение налогового органа по итогам проверки вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения решения проверяемому лицу (п.9 ст. 101.2 НК РФ). Налоговый орган, заинтересованный во взыскании доначисленных проверкой сумм, после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде:
1) запрета на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (только на разницу между суммой недоимки и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению).
В силу п.2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, которое по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу решения.
По нашему убеждению, решение о принятии обеспечительных мер не может быть принято ранее даты вступления в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. |
| |
|
|