| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Брянцева Т. А. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены существующие подходы к определению понятия «инновационный потенциал» предприятия, выявлены его структурные элементы, изучены теоретические основы экономического анализа инновационного потенциала, представлена модель оценки влияния факторов на изменение эффективности использования инновационного потенциала хозяйствующего субъекта | Ключевые слова: инновационный потенциал, структурные элементы инновационного потенциала, экономический анализ инновационного потенциала, факторы инновационного потенциала | УДК 658:005.52; ББК 65.053 Стр: 82 - 85 | В современных условиях осуществления хозяйственной деятельности инновации становятся ключевым фактором выживания компании. Осуществление инновационной деятельности позволяет улучшить качество и расширить ассортимент выпускаемой продукции, тем самым способствуя росту конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, повысить квалификационный уровень его сотрудников, оптимизировать затраты предприятия, осуществить экономию ресурсов за счет более рационального их использования, улучшить социальные условия работников, повысить технический уровень производства и прибыль компании.
Важнейшей характеристикой инновационной деятельности организации, определяющей ее совокупную возможность осуществления инноваций, выступает инновационный потенциал. Несмотря на значимость данной экономической категории, в науке до сих пор не выработано единого подхода к трактовке понятий «инновационный потенциал».
Впервые понятие «инновационный потенциал» в экономику введено ученым К. Фрименом, под которым он понимал «обеспечение роста системы за счет нововведений» [16]. При этом нововведением К. Фримен называл «систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств» [16].
В общем виде термин «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», означающее «силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях» [3]. Следовательно, инновационный потенциал можно рассматривать как «совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата» [8].
На законодательном уровне понятие инновационного потенциала впервые было закреплено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 гг.: инновационный потенциал — это «совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности» [1].
В толковом терминологическом словаре «Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика» под инновационным потенциалом понимается «способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» [9].
Достаточно схожие подходы к толкованию инновационного потенциала предлагают коллективы авторов Е.Н. Сафонов и Г.А. Паламаренко, а также О.П. Коробейников, А.А. Трифилова и И.А. Коршунов. По мнению Е.Н. Сафонова и Г.А. Паламаренко «сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим в себя: квалифицированные научные кадры, материально-техническое обеспечение, информационно-методическое обеспечение и организационное обеспечение» [5,14].
По мнению О.П. Коробейникова, А.А. Трифиловой и И.А. Коршунова инновационный потенциал предприятия, необходимый для осуществления инновационной деятельности, характеризуется «совокупностью различных ресурсов: интеллектуальных (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия), материальных (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей), финансовых (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые), кадровых (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с научно-исследовательскими институтами и вузами; опыт проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; опыт управления проектами), инфраструктурных (собственные подразделения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел) и иных» [7].
Основываясь на рассмотренных подходах к толкованию изучаемой дефиниции, под инновационным потенциалом нами будет пониматься «степень способности организации к осуществлению инновационной деятельности посредством имеющихся у нее финансовых, кадровых, материальных, технических и иных ресурсов, необходимых для ее реализации» [15].
Сущность инновационного потенциала заключается в создании благоприятных условий для эффективной реализации инновационных проектов. Количественно и качественно инновационный потенциал может быть представлен техническими (новые технологии, средства и предметы труда, совершенствование продукции и услуг), организационными (новые формы и методы организации производственного процесса, управленческой деятельности), экономическими (новшества в экономической сфере), социальными (инновационные способы решения социальных потребностей) и юридическими (совершенствование нормативно-правовой базы) новшествами [8].
Основными составляющими элементами инновационного потенциала хозяйствующего субъекта выступают имеющиеся у него ресурсы (материальные, финансовые, технические и кадровые), которые в совокупности с внешними и внутренними факторами определяют возможности компании к осуществлению инновационной деятельности (рис.1) [2,10].
На инновационный потенциал организации оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы являются управляемыми и поддаются воздействию со стороны менеджеров компании. К внутренним факторам инновационного потенциала относятся [13, 15]:
– технический уровень компании;
– мера восприимчивости организации к инновациям;
– политика руководства в области инноваций;
– обеспеченность финансовыми ресурсами;
– квалификационный уровень сотрудников, задействованных в инновационной сфере;
– расположенность персонала к новшествам;
– имеющийся опыт реализации новых проектов;
– информационное обеспечение инновационной деятельности (наличие необходимой базы знаний, алгоритмов, программ). | | | Рис.1. Структурные компоненты инновационного потенциала организации | Внешние факторы считаются неуправляемыми и не зависят от воли руководства компании. Они представлены [13, 15]:
– востребованностью инновации на рынке;
– своевременностью поставки материалов и комплектующих нужного объема и качества;
– состоянием законодательной базы в области инноваций;
– деятельностью компаний-конкурентов и т.д.
Результатом инновационного процесса является инновация в форме нового продукта, представляющая собой «единство ресурсов организации и совокупности факторов, влияющих на осуществление инновационной деятельности» [15].
Таким образом, в современных условиях уровень инновационного потенциала компании определяет степень эффективности реализации ею инновационной деятельности. В связи с этим, для достоверной оценки состояния инновационных процессов и определения наиболее перспективных направлений развития инноваций, необходимо осуществлять управление инновационным потенциалом, одним из инструментов которого является экономический анализ.
Экономический анализ в общем виде представляет собой разделение изучаемого объекта на составные элементы для более детального их изучения. Следовательно, основным назначением экономического анализа инновационного потенциала является всестороннее и детальное исследование элементов инновационного потенциала и их взаимосвязей с целью оценки его текущего состояния и разработки мероприятий по его повышению, основанное на использовании различных информационных источников [4].
Анализ инновационного потенциала позволяет оценить возможности экономического субъекта к осуществлению инновационной деятельности, а также изучить их изменение в результате воздействия различных факторов. С помощью экономического анализа руководство компании способно своевременно выявить негативные моменты, снижающие эффективность инноваций и активизировать внутрихозяйственные резервы к повышению инновационной активности.
Целью экономического анализа инновационного потенциала компании является обеспечение руководства своевременной и обоснованной информацией о наличии и эффективности использования ресурсов — основных элементов инновационного потенциала — для текущего и стратегического управления инновационной деятельностью.
Для достижения обозначенной цели необходима реализация ряда задач, а именно:
– оценка обеспеченности инновационной деятельности ресурсами определенного объема и качества;
– анализ эффективности использования ресурсов — элементов инновационного потенциала;
– оценка эффективности инновационного потенциала организации;
– определение размера влияния каждого элемента инновационного потенциала на изменение общей эффективности его использования;
– выявление резервов повышения эффективности использования элементов инновационного потенциала;
– оценка различных альтернативных вариантов реализации инноваций, выбор наиболее эффективного из них;
– осуществление внутреннего контроля за эффективностью использования инновационного потенциала компании;
– обработка и систематизация информации по результатам анализа и предоставление ее руководству хозяйствующего субъекта;
– разработка мероприятий по повышению эффективности инновационной деятельности компании.
Объектом экономического анализа инновационного потенциала хозяйствующего субъекта выступают происходящие у него инновационные процессы и явления. Предметную область анализа составляют причинно-следственные связи инновационной деятельности, а также методика их исследования.
При проведении анализа инновационного потенциала организации необходимо соблюдать определенные принципы, выработанные научной и практической деятельностью. К основным принципам экономического анализа относятся следующие:
– принцип научности предполагает, что экономический анализ должен осуществляться с учетов положений экономических законов и научно-технических достижений;
– принцип системности указывает на необходимость проведения исследования элементов инновационного потенциала в их взаимосвязи и взаимозависимости;
– принцип комплексности предлагает учитывать влияние на инновационную деятельность большой совокупности внутренних и внешних факторов;
– принцип динамичности означает изучение инновационных явлений и процессов в динамике, с определением их причин и результатов;
– принцип объективности — критическое изучение инновационной деятельности, недопущение субъективного влияния на результаты анализа;
– принцип регулярности устанавливает необходимость постоянного проведения экономического анализа через определенные промежутки времени;
– принцип эффективности предусматривает многократное превышение экономического эффекта, полученного от внедрения результатов анализа инновационного потенциала, над затратами на его проведение.
Эффективность и достоверность результатов экономического анализа инновационного потенциала в большой степени зависят от полноты и надежности его информационного обеспечения. Анализ инновационного потенциала основывается на информации, получаемой от внутренних и внешних источников. В общем виде все источники информации подразделяются на плановые, учетные и внеучетные.
Плановые источники включают в себя различные виды плановой информации организации, а также нормативно-правовые материалы, сметы и т.д.
Учетные источники представлены данными, формируемыми в системе хозяйственного учета организации (информация бухгалтерского, статистического, налогового, оперативного учета и отчетности).
К внеучетным источникам относятся документы, регламентирующие хозяйственную деятельность компании: официальные документы (законы, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия); хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов); решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия; материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации; техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований на отдельных рабочих местах).
Использование перечисленных источников в совокупности дает возможность всестороннего комплексного анализа инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, а также поиска наиболее рациональных резервов его повышения.
К субъектам анализа инновационного потенциала относятся его исполнители, а также лица, использующие в своей деятельности результаты анализа. В зависимости от принадлежности к организации и используемой информации они подразделяются на внутренних и внешних.
К внутренним пользователям относятся лица, участвующие в управлении компанией в целом или отдельными ее подразделениями, собственники и работники, непосредственно задействованные в инновационной деятельности. Им доступны любые источники информации (как внутренние, так и внешние) в пределах их компетенции.
Внешние пользователи являются сторонними по отношению к организации и проводят анализ инновационного потенциала, в основном на основании внешних источников.
В таблице 1 представлены субъекты экономического анализа инновационного потенциала и их информационные потребности.
В зависимости от принадлежности субъекта анализа к организации определяются его информационные возможности, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на полноту и достоверность результатов анализа.
Изучение трудов ученых–экономистов, посвященных вопросу методики проведения анализа инновационного потенциала, позволило определить следующие основные его этапы:
1 этап — постановка цели и конкретизация задач анализа;
2 этап — сбор и обработка необходимой для анализа информации;
3 этап — оценка обеспеченности инновационной деятельности структурными компонентами инновационного потенциала — материальными, финансовыми, техническими и кадровыми ресурсами, а также анализ эффективности их использования;
4 этап — выявление и оценка воздействия внешних и внутренних факторов на инновационный потенциал компании;
5 этап — сравнение полученных показателей с нормативными значениями, значениями прошлых периодов, а также со средними по отрасли, региону и т.д. значениями;
6 этап — выявление полученных отклонений и установление их причин;
7 этап — оценка эффективности использования инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, изучение ее динамики и выявление факторов изменения;
8 этап — разработка конкретных мероприятий, направленных на повышение инновационного потенциала хозяйствующего субъекта и эффективности его использования.
Таблица 1
Субъекты экономического анализа инновационного потенциала и их информационные потребностиСубъект экономического анализа | Информационные потребности |
---|
ВНУТРЕННИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ | Собственники компании | Оценка финансового результата от осуществления инновационной деятельности для определения возможности получения дивидендов и их размера | Менеджеры различных уровней | Обоснование управленческих решений по повышению эффективности инновационной деятельности и выработке основных направлений ее развития | Сотрудники компании | Оценка стабильности и устойчивости деятельности компании как гарантии своевременности выплаты заработной платы и сохранения рабочих мест | ВНЕШНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ | Инвесторы | Оценка целесообразности вложения средств в инновационный проект, а также степени риска | Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности | Определение качества инновационной продукции и степени надежности существующих деловых связей с компанией | Органы государственной власти | Оценка результативности инновационной деятельности с точки зрения возможности организации уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, в том числе от реализации инноваций | Органы статистики | Для обработки и систематизации информации о развитии инноваций, формирования статистических сборников |
Важнейшее значение при определении стратегии инновационного развития компании имеет оценка эффективности использования инновационного потенциала организации. Эффективность инновационного потенциала хозяйствующего субъекта определяется «отношением эффекта, полученного от осуществления инновационной деятельности, к понесенным для этого затратам трудовых, финансовых, материальных и технических ресурсов» [15].
Для оценки эффективности использования инновационного потенциала предприятия предлагается показатель окупаемости затрат ресурсов инновационного потенциала (ОЗип) (1), позволяющий оценить величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль затрат ресурсов инновационного потенциала:
(1)
Вывод об эффективности инновационного потенциала компании может быть сделан при условии, что полученные значения показателя положительные и увеличиваются в динамике.
На основании предложенного показателя с использованием факторного моделирования становится возможным рассчитать и оценить размер влияния каждого элемента инновационного потенциала на изменение общей эффективности его использования.
Для построения факторной модели используется показатель, обратный окупаемости затрат ресурсов инновационного потенциала (П) (2), который позволяет оценить величину ресурсов инновационного потенциала, затраченных на получение одного рубля прибыли:
(2)
После осуществления необходимых преобразований, получена пятифакторная модель смешанного типа (3): | | | Результаты факторного анализа эффективности использования инновационного потенциала компании предоставляют возможность не только оценить размер влияния каждого элемента инновационного потенциала на эффективность его использования, но и своевременно принять меры для усиления положительного влияния одних факторов и минимизации отрицательного воздействия других. |
| |
|
|