Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Кочергин Д. А.
докторант кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


МЕТОДЫ ПЛАТЕЖА В ИНТЕРНЕТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Широкое использование Интернета и мобильных коммуникаций, а также стремительный рост электронной коммерции, наблюдаемые на протяжении последних лет, привели к появлению новых платежных механизмов, в которых используется уникальный потенциал сетевой среды для проведения быстрых, безопасных и удобных расчетов1.
Для осуществления расчетов могут использоваться как традиционные методы платежа, основанные на традиционных электронных платежных системах, так и новые, основанные на новых электронных платежных системах. Новые платежные системы отличаются от традиционных составом участников, характером трансакционных взаимосвязей между потребителями, торговыми точками, банковскими и небанковскими финансовыми посредниками, а также провайдерами платежных услуг2.
Возрастающий интерес к новым методам платежа вызван глобализацией экономики, ростом конкуренции на денежно-кредитном рынке, увеличением объемов онлайновой торговли и др. В этой связи вопросы об экономических особенностях различных методов платежа в Интернете и направлениях их использования приобретают большое научно-практическое значение. В данной статье предложена классификация методов платежа в Интернете, проанализированы экономические особенности и выявлены целевые направления использования каждого платежного метода.

1. Классификация методов платежа в Интернете

Существует много критериев для классификации новых методов платежа. Например, платежи можно классифицировать в соответствии с типом используемого платежного механизма, как это делает Банк Международных Расчетов (г. Базель), где платежи подразделяются на три основные группы: интернет-платежи; мобильные платежи; платежи электронными деньгами3. Основная проблема подобной классификации состоит в том, что она не предлагает достаточно четких оснований для внутригрупповой дифференциации платежей.
В наиболее общем виде современные методы платежа в Интернете можно подразделить на традиционные и инновационные4. К традиционным можно отнести такие методы платежа, которые используют традиционные платежные инструменты (кредитные карты, кредитные трансферты и др.) для перевода платежной информации в электронной форме, обуславливающей обмен традиционным средством платежа (депозитными деньгами). К инновационным можно отнести такие методы платежа, которые используют: 1) новые платежные инструменты (услуги платежных порталов, мобильные телефоны и др.) для перевода платежной информации в электронной форме, обуславливающей обмен традиционным средством платежа (депозитными деньгами); 2) новые средства платежа (электронные деньги).
Инновационные методы платежа первой группы основываются на банковских депозитах. Основная инновация, общая для этих методов, состоит в использовании платежных вэб-сайтов и электронной почты для коммуникаций между платежными провайдерами и потребителями. Обычно платежи инициируются с платежного вэб-сайта провайдера с уведомлением потребителя об оплате посредством электронной почты. Системы отличаются в зависимости от типа счета, с которого перечисляются фонды, и платежных сетей, используемых для завершения трансферта фондов. Ряд провайдеров, обычно банки, развивают системы, которые требуют открытия специального трансакционного банковского счета. В других системах стоимость перемещается между специальными целевыми небанковскими счетами.
Инновационные методы платежа второй группы основываются на новом средстве платежа - электронных деньгах. Электронные деньги представляют собой денежную стоимость, представленную требованием на эмитента, которая хранится в электронной форме на специальном устройстве и принимается при платежах третьими лицами.
В табл. 1 сгруппированы основные методы платежа в Интернете по типу используемого средства платежа5.
Таблица 1
Классификация методов платежа в Интернете по типу используемого средства платежа
Как видно из табл. 1, в большинстве как традиционных, так и новых методов средством платежа выступают депозитные деньги, т. е. денежные средства, хранящиеся на трансакционных или текущих счетах в кредитных институтах. Тем не менее использование электронных денег в качестве нового средства платежа является одной из наиболее важных платежных инноваций последнего времени. В некоторых случаях одни и те же инновационные методы платежа могут использовать разные средства платежа. Отчасти это следствие трансакционной гибкости платежных методов, но в большей степени это обусловлено отсутствием четко определенных нормативных границ между различными средствами платежа, как на национальном, так и на межнациональном уровнях.
Более детальная классификация (по типу используемого платежного инструмента) современных методов платежа в Интернете6 предложена в табл. 2.
Таблица 2
Классификация методов платежа в Интернете по типу используемого платежного инструмента7
2. Экономические особенности методов платежа в Интернете

Важными факторами развития новых методов платежа являются их функциональные возможности, такие, как: безопасность, надежность, низкая трансакционная стоимость, анонимность и др., от которых в значительной степени зависит широта и интенсивность использования.
Продукты доступа представляют собой методы платежа, предоставляющие доступ к банковским счетам и позволяющие инициировать перевод средств с банковского счета одного агента на банковский счет другого (и наоборот). Основными видами таких продуктов являются: (1) кредитные трансферты; (2) чеки; (3) дебетовые карты (прямые дебетовые переводы).
Используя время фактического платежа в качестве критерия, эти средства могут быть отнесены к категории "платить сейчас" ("pay now"). Несмотря на то что изначально продукты доступа выпускались в бумажной форме, они все могут быть адаптированы к электронной среде. Проблемы возникают при использовании этих платежных инструментов в Интернете. Им недостает защитных и опознавательных особенностей, таких, как процедура "предъявления чека" или "рукописная подпись", играющих решающую роль в традиционной коммерции. Платежные инструменты, интегрирующие цифровые подписи и/или смарт-карты (например, электронные чеки) являются одним из возможных способов решения данной проблемы.
Данные методы платежа ориентированы на оплату "физических" товаров, а также платежей в секторе розничной торговли (B2C). Они ориентированы на пользователей, у которых есть устоявшиеся отношения с торговыми точками и которые имеют банковские счета (кредитные карты). Методы платежа на основе продуктов доступа характеризуются следующими особенностями: обязательной регистрацией всех трансакций, средней или высокой суммой платежа, трансграничным характером расчетов. Данные методы платежа удовлетворяет требованиям надежности и легкости использования, но в ряде случаев они могут характеризоваться недостаточной безопасностью и высокой трансакционной стоимостью.
Кредитные и расчетные карты. Несмотря на то что платежи с использованием кредитных карт до сих пор тесно связаны с банковскими счетами (и часто включаются в группу продуктов доступа), мы рассматриваем их отдельно, т. к. помимо основной (платежной) услуги они выполняют вспомогательную (кредитную) и являются "связанным платежным инструментом".
В случае кредитной карточки, услуга по финансовому посредничеству, предлагаемая плательщику, состоит в агрегировании платежей, прежде чем произойдет дебетование банковского счета. Это подразумевает открытие кредитной линии (неявной, в случае с расчетной карточкой, и совершенно очевидной, в случае с кредитной карточкой, обеспечивающей автоматически возобновляемый кредит). Этот метод платежа может быть отнесен к категории "платить позже" ("pay later"). На рис. 1 представлена общая схема платежа с использованием банковского счета в Интернете.
Рис. 1. Интернет-платежная система на основе банковского счета
Концепция "связанных платежей" является особенно важной потому, что она позволяет понять процессы платежа, содержащие несколько звеньев и несколько провайдеров платежных услуг. Она позволяет также лучше понять характер отношений, возникающих между банковскими и небанковскими финансовыами институтами при предоставлении платежных услуг в Интернете. Платежи по кредитной карточке в Интернете также связаны с вопросами безопасности, что и упомянутые выше средства доступа, поэтому они могут использовать ту же инфраструктуру защиты (т. е. применять схожие алгоритмы шифрования передаваемых финансовых данных).
Данный метод платежа ориентирован на оплату как физических, так и цифровых товаров, а также совершения платежей в секторе розничной потребительской торговли (B2C). Он ориентирован на пользователей, у которых есть устоявшиеся отношения с торговыми точками и которые имеют кредитные или расчетные карты (банковские счета). Методы платежа на основе кредитных и расчетных карт характеризуются следующими особенностями: регистрацией всех трансакций, средней или высокой суммой платежа, трансграничным характером расчетов. Так же, как в случае с продуктами доступа, данные методы платежа в наибольшей степени удовлетворяют требованиям безопасности, надежности, простоты и широты использования. Из недостатков можно отметить отсутствие анонимности расчетов и высокую трансакционную стоимость.
Виртуальные бумажники/счета. Ряд провайдеров платежных услуг используют так называемые бумажники, размещаемые на центральном сервере компании для того, чтобы содействовать использованию традиционных форм платежа, таких, как кредитные трансферты, платежи с использованием дебетовых и кредитных карточек. В большинстве случаев виртуальный бумажник функционально объединен с виртуальным счетом, поэтому мы объединили их в общую категорию - "виртуальные бумажники/счета" (см. табл. 2). На рис. 2 представлена общая схема платежа с использованием счета провайдера платежных услуг в Интернете.
Как правило, виртуальные счета выполняют те же функции, что и обычные банковские счета. Они позволяют осуществлять перевод денег либо с одного виртуального счета на другой, либо с виртуального счета на банковский (либо карточный) счет. Они характеризуются тем, что: (1) могут открываться не только банковскими (парабанковскими) финансовыми институтами; (2) являются "интернет-основанными", т. е. используют электронную почту и доступ к платежному серверу через Интернет; (3) обычно связаны с традиционными счетами в целях поддержания неизменным значения стоимости, осуществления клиринга и взаиморасчета. В этом смысле виртуальные счета также являются "связанным платежным инструментом".
Рис. 2. Интернет-платежная система на основе счета провайдера платежных услуг
Данный метод платежа предназначен для использования в тех областях, где традиционные банковские счета используются редко, таких, как онлайновые процессы покупок (особенно на сетевых аукционах) или онлайновые платежи между пользователями (P2P), включая международные платежи. Платежи с использованием виртуальных бумажников/счетов ориентированы на пользователей, не имеющих трансакционного банковского счета. Они совершают спонтанные, не крупные покупки, которые характеризуются трансграничностью платежей. Данный метод платежа в большей степени удовлетворяет требованиям безопасности и анонимности, нежели большинство других методов платежей в Интернете, хотя в ряде случаев он характеризуется недостаточной надежностью.
Продукты с предоплаченной стоимостью. Следующий класс платежных инструментов, рассматриваемый как важнейшая инновация в сфере розничных платежей конца XX - начала XXI в., представлен "продуктами с предоплаченной стоимостью". Продукты с предоплаченной стоимостью приобретаются в обмен на денежные средства, обеспечивая эмитента сеньоражным доходом (часто интерпретируемого как беспроцентный кредит)8. После совершения расчетов денежное требование, полученное бенефициаром от плательщика, направляется эмитенту для погашения. Поскольку эмитент получил заранее денежную сумму, полностью покрывающую денежное требование, он должен гарантировать его оплату. С аналитической точки зрения, предоплаченные продукты также являются "связанным методом платежа". Если в случае с платежными методами, отнесенными к категории "платить позже", вопрос состоит в том, какой платежный инструмент используется для осуществления клиринга и взаиморасчета по агрегированным платежам, то в случае с предоплаченными платежными методами - какой платежный инструмент используется для "загрузки денежной стоимости" (наличные деньги, кредитная карточка, дебетовая карточка, чек или денежный перевод).
Продукты с "предоплаченной стоимостью" включают, по меньшей мере, три подкатегории:
1) Одноцелевые (или лимитированные) продукты, в которых эмитент и компания, оказывающая услуги, одно и то же лицо (как в случае с телефонами-автоматами, мобильными телефонами, проездом в общественном транспорте и т. д.). Хотя эти платежные продукты исключены из текста Директивы ЕС по электронным деньгам9 и не рассматриваются в качестве электронных денег, тем не менее они представляют собой платежный инструмент, потенциал которого для использования в Интернете является весьма широким.
2) Многоцелевые (или универсальные) продукты - электронные деньги в соответствии с Директивой ЕС по электронным деньгам10. Они покрывают как продукты на карточной основе (стоимость которых хранится в электронных кошельках, находящихся во владении потребителей), так и системы на программной (сетевой) основе (стоимость которых хранится в электронных бумажниках, размещенных на локальных компьютерах потребителей). На рис. 3 представлена общая схема платежной системы с использованием электронных денег.
Рис. 3. Платежная система на основе электронных денег
Электронные деньги на основе предварительно внесенных денежных средств выпускаются в пользу потребителя 1 (рис. 3, поток I). Далее имеет место ряд последовательных платежей между потребителями 1...N, и так далее вплоть до торговой точки Z (поток II). Торговая точка Z (последний получатель электронных денег) возвращает электронные деньги эквайреру N (поток III). Технический клиринг (подтверждение и уничтожение электронных денег), осуществляемый эмитентом/оператором системы, делает возможным проведение банковского клиринга между эмитентом/оператором и эквайрером (банком потребителя/торговой точки) посредством участия Центрального банка (поток IV). Завершается платежная операция кредитованием счета торговой точки Z (поток V)11.
Следует заметить, что независимо от того, какой платежный инструмент используется для "загрузки стоимости", средства, полученные в результате эмиссии электронных денег, не создают депозитов. С теоретической точки зрения электронные деньги могут рассматриваться как новая форма денег только в случае, если модель их эмиссии, обращения и взаиморасчета, определяющая их сущность, отличает их от других денежных форм (наличных и депозитных денег).
3) Предоплаченные "предназначенные" счета имеют различные направления, по которым производится предоплата стоимости. Например, посредством покупки скретч-карты, загрузкой средств с банковского счета или переводом средств с карточного счета. Так называемые "подарочные сертификаты" относятся также к этому типу методов платежа. Как правило, отличительная особенность "подарочных сертификатов" состоит в том, что третьи лица переводят средства на виртуальный счет владельца, которые он может использовать для покупки подарков в определенных магазинах или иначе распоряжаться покупательной способностью, размещенной на данном счете. Основной прикладной областью использования предварительно оплаченных счетов являются платежи в электронных торговых точках.
Данные счета не могут иметь отрицательного сальдо, они не могут использоваться для трансакций между потребителями (P2P), и платежи по ним производятся без использования трансакционного банковского счета или счета кредитной карточки. Одно из важных различий между виртуальными бумажниками/счетами, рассмотренными выше, и предоплаченными счетами состоит в том, что "предназначенная" стоимость в случае с предоплаченными счетами (в силу своей специфической природы) может использоваться только для осуществления платежей в зарегистрированных торговых точках.
Поскольку функциональные возможности таких предоплаченных счетов ограничены и предназначены для B2C платежей, ответственность за платежи по таким счетам несет эмитент стоимости, и он не может инвестировать средства, полученные в результате эмиссии, в рисковые виды активов, постольку статус институтов-эмитентов электронных денег для таких эмитентов является более подходящим, нежели статус банковских институтов. Относительно этого метода платежа все еще нет ясности, распространяется ли на него Директива ЕС по электронным деньгам или нет. В США стоимость, держащаяся на таких счетах, рассматривается в качестве "обязательства" эмитента, а не "депозита", поэтому эмитенты не относятся к категории банковских институтов.
Продукты с предоплаченной стоимостью характеризуются следующими особенностями: ориентацией на покупку как "физических", так и "цифровых" товаров; платежи как в секторе розничной потребительской торговли (B2C), так и в секторе персональных межпользовательских платежей (P2P). Данный тип платежных систем ориентирован на пользователей без банковского счета, совершающих спонтанные покупки. Он характеризуется, как правило, анонимностью платежей, высокой надежностью и безопасностью, легкостью использования и низкой трансакционной стоимостью. Эти платежные системы характеризуются недостаточной принимаемостью и, как правило, являются внутренними.
Денежные суррогаты (призовые очки, поощрительные бонусы). В отношении данного метода платежа часто используется не совсем корректный термин "новая валюта". Мы предлагаем в отношении данного метода использовать термин "денежные суррогаты". Основными разновидностями таких методов являются:
1) Методы платежа с использованием стоимостных очков, включающие электронные ваучеры, электронные призовые очки, электронные поощрительные купоны, электронные мили и др. Стоимостные очки распределяются торговыми точками на определенных условиях и используются потребителями в указанных определенных местах.
Так как основная задача в системах "стоимостных очков" состоит в том, чтобы вернуть потребителя в торговую точку для повторного использования определенной услуги, представляется маловероятным, что электронные призовые очки разовьются в общепринимаемую разновидность электронных денег. Чем более универсально принимаются призовые очки, тем более валюто подобными они становятся. В то же время торговые точки, участвующие в такой системе, со временем обнаружат, что им все тяжелее дифференцировать себя от конкурентов и удерживать у себя потребителей. Поэтому по своей природе использование этих систем является "лимитированным". Тем не менее в юридическом смысле методы платежа на основе многоотраслевых систем электронной лояльности могут подпадать под Директиву ЕС по электронным деньгам.
2) Платежи с использованием драгоценных металлов. В данной системе потребители открывают свои онлайновые счета посредством покупки определенного объема драгоценного металла (золота, серебра, палладия и др.) по рыночному курсу у эмитента. Платежи производятся посредством перевода информации об объеме металла, принадлежащего его владельцу, со счета потребителя на счет торговой точки (в действительности совершается учетная операция, предусматривающая дебетование счета потребителя и кредитование счета торговой точки на сумму совершенной покупки).
Платежи на основе денежных суррогатов осуществляются в секторе розничной торговли (В2С) при покупке "физических" и "цифровых" товаров. Как правило, интернет-платежные системы на основе денежных суррогатов управляются небанковскими финансовыми институтами и ориентированы на пользователей, у которых нет устоявшихся отношений с торговыми точками и которые не имеют банковских счетов. Они характеризуются регистрацией платежей, ориентацией на платежи средней и низкой стоимости. Платежные системы на основе денежных суррогатов в достаточной степени удовлетворяют требованиям безопасности, надежности и легкости использования. Однако они характеризуются ограниченной принимаемостью и недостаточной гибкостью.
Микробиллинг. Системы платежа на основе микробиллинга следует отличать от систем электронного выставления счета (electronic bill presentment) и платежных сервисов (payment services), хотя часто имеет место пересечение их функций. Микробиллинг является, подобно платежам по кредитной карточке, "связанным платежным методом". Так же, как в случае с платежами по кредитной карточке, интернет-провайдер, телекоммуникационная компания, банк или специализированная биллинговая компания (компания по выставлению счетов) агрегирует платежи прежде, чем они осуществляются, либо посредством дебетования банковского счета потребителя, либо используя другую посредническую платежную услугу (например, компании кредитных карт). Эти методы платежа также подразумевают открытие кредитной линии, так же, как и платежи с использованием кредитной или расчетной карточки. В этом смысле он является еще одним платежным методом, относящимся к категории "платить позже".
Платежи на основе микробиллинга характеризуются: ориентацией на покупки как "физических", так и "цифровых" товаров, совершение платежей в секторе розничной потребительской торговли (B2C). Они предназначены для пользователей, которые имеют банковские счета (кредитные карты), но совершают спонтанные покупки. Эти методы, как правило, характеризуются регистрацией платежей и связаны с покупками товаров низкой стоимости. Стоимость трансакций здесь также низкая. Тем не менее эти платежи не являются достаточно безопасными и надежными и не обеспечивают анонимности.
Мобильные методы платежа. Выделение мобильных методов в самостоятельный тип платежных систем является определенной условностью, так как мобильные телефоны сами по себе не являются платежными инструментами. Мобильные формы платежа объединяют новое устройство (мобильный телефон) и новый канал связи (сотовую телефонную сеть) для имитирования существующих методов платежа. Методы платежа с использованием мобильного телефона в принципе могут использоваться как в реальной, так и в электронной экономике. Существуют по крайней мере три направления соединения мобильного телефона с платежным методом:
1) посредством включения различных счетов за потребляемые услуги в счет услуг мобильной связи;
2) за счет удержания средств с предоплаченных счетов/предоплаченных карт;
3) посредством предоставления доступа к традиционным платежным инструментам, таким, как платежи по кредитной карточке и прямые дебетовые переводы.
Другими словами, мобильные телефоны могут использоваться для всех типов платежных инструментов. Например, предоплаченные балансы на мобильных телефонах, используемые для звонков на так называемые номера премиального обслуживания (premium rate service - PRS), включающие услуги: "голосового сервиса", доступа в Интернет, получение аудио-видео контента, платежей за товары/услуги и др., могут рассматриваться в качестве электронных денег, если удовлетворяют всем элементам их определения. Тем не менее, когда поставка телекоммуникационных услуг и поставка PRS-услуг может рассматриваться как единая услуга одной компании, а также когда поставка телекоммуникационных и PRS-услуг осуществляется в одной и той же операции, предоплаченные балансы на мобильных телефонах нельзя рассматривать в качестве электронных денег.
Мобильные методы платежа могут использоваться как для покупки "физических", так и "цифровых" товаров. Они могут быть ориентированы как на пользователей, у которых есть устоявшиеся отношения с торговыми точками, так и на пользователей, совершающих стихийные покупки, а также как для пользователей, имеющих банковские счета (кредитные карты), так и для пользователей, не имеющих их. Различные типы мобильных методов платежа в Интернете могут комбинировать свойства надежности, безопасности и анонимности для нахождения оптимального баланса.

Заключение

Поскольку каждая классификация имеет свои ограничения, будут существовать методы платежа, пересекающие разные категории и методы, которые выходят за пределы предложенной нами классификации (см. табл. 2). Например, когда мы рассматриваем методы платежа в Интернете, то ограничиваемся интернет-платежными системами, функционирующими в секторах B2C и P2P электронной коммерции (исключая сектор B2B). Мы также включаем в классификацию только те трансакции, которые инициализированы электронным способом, и исключаем методы платежа, иницированные традиционным способом с использованием бумажных платежных инструментов, такие, как платеж с использованием наличных денег после поставки товара или предварительная оплата чеком.
Очевидно, что имеются методы платежа, которые относятся одновременно к разным категориям (например, системы, обеспечивающие защищенные прямые дебетовые переводы или платежи по кредитной карточке). Есть случаи, когда трудно решить, относится ли схема к предоплаченному типу или ее следует рассматривать как виртуальный бумажник/счет. Для точного ответа на этот вопрос требуется детальный анализ функциональной и платежной схемы, что не всегда является возможным вследствие периода инновационной апробации.
Следует отметить, что одной из главных современных проблем развития новых методов платежа в Интернете является качество сервиса, которые они предоставляют, т. е. не все платежные системы способны удовлетворить требования потребителей. Необходимо также помнить, что важными вопросами развития интернет-платежных систем являются создание критической массы пользователей и эффективность платежей. Первая связана с сетевыми эффектами, обуславливающими развитие всей сферы платежей, вторая - с расчетом трансакционных издержек каждого из платежных методов.
Несмотря на то что традиционные методы платежа (продукты доступа, кредитные карты) имеют более выигрышное положение, отмеченные нами недостатки могут оказаться критическими при более широком развитии торговли "цифровыми" товарами и услугами, а также росте объемов микроплатежей.


1 Платежный механизм является совокупностью каналов, через которые платежная инструкция вводится в платежную систему. Наиболее типичными примерами новых платежных механизмов являются интернет-платежи и мобильные платежи.
2 Интернет-платежная система является механизмом, объединенным правилами и соглашениями, включающим институциональных и индивидуальных хозяйствующих субъектов, который состоит из ряда инструментов, банковских процедур и межбанковских систем денежных переводов, которые позволяют осуществлять обмен стоимостью в Интернете.
3 См. Survey of Developments in Electronic Money and Internet and Mobile Payments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements, 2004. March; Allen Н. Innovations in Retail Payments: E-payments. Bank of England. Quarterly Bulletin, 2003. Winter. P. 428-438.
4 См. E-payments in Europe - The Eurosystem`s Perspective. ECB. Issues Paper, 2002. 16 September; Electronification of Payments in Europe. ECB. Monthly Bulletin, 2003. May. P. 61-72.
5 Средство платежа - это денежный актив, принимаемый бенефициаром в качестве окончательного исполнения платежного обязательства.
6 Платежный инструмент - это инструкции и процессы, используемые для того, чтобы осуществить обмен стоимостью (средством платежа). Платежный инструмент может использовать уникальную клиринговую и взаиморасчетную систему (дифференцированный процесс обработки требований) или общую систему с другими платежными инструментами (унифицированный процесс обработки требований).
7 Основы подобного классификационного подхода отражены в публикации Bohle K., Krueger M. A comparative EU-US perspective on Internet payments. Electronic Payment Systems Observatory (ePSO). Background Paper N 4. 2001. August. P. 19-42;
8 Сеньоражный доход от эмиссии электронных денег определяется как доход, полученный в результате использования активов, привлеченных в результате эмиссии электронных денег, на беспроцентной основе.
9 Directive of the European Parliament and of the Council 2000/46/EC of 18.09.2000 "On the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions" // Official Journal of the European Communities. L 275. 27.10.2000. P. 39-43.
10 Согласно Директиве Европейского Парламента и Совета 2000/46/ЕС от 18.09.2000: "Электронные деньги представляют собой денежную стоимость, представленную обязательством эмитента, которая: (1) хранится в электронном устройстве; (2) выпускается по получению средств эмитентом в размере не менее внесенной в качестве предоплаты денежной суммы; (3) принимается в качестве средства платежа иными учреждениями (помимо эмитента)".
11 Подробнее см.: Кочергин Д. А. Функциональные модели эмиссии и обращения электронных денег в открыто циркулирующих системах // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 5 "Экономика". 2004. N 2. С. 86-96.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия