Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Кириллов С. Н.
заведующий кафедрой экономики природопользования
Волгоградского государственного университета,
кандидат экономических наук


К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ГОРОДСКОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Более 70% населения Российской Федерации проживает в настоящее время в городах, на территории которых сосредоточены и тесно переплетены остро стоящие экологические, экономические и социально-политические проблемы, требующие активного решения совместными усилиями населения, административных структур, коммерческих и общественных организаций. В этой связи построение согласованной системы землепользования на территории города способно обеспечить кумулятивный положительный результат, как для развития экономики, так и сохранения качества окружающей среды.
Эколого-экономический механизм землепользования должен обеспечить рациональное, с общественной точки зрения, использование земли, сокращение общих издержек на производство продукции, экономное расходование земли, наибольшую охрану ее от деградации. Кроме того, рациональное землепользование способствует увеличению бюджета города при взимании налогов и арендной платы за пользование землей, при совершении операций купли-продажи объектов недвижимости, обеспечивает приток инвестиций в градообразующие и градообслуживающие отрасли.
Многие городские проблемы могут быть решены путем экспертных систем городского землепользования на базе соответствующего банка данных и разработки соответствующего методического инструментария. В состав такой системы должны войти результаты кадастровой оценки, экологического мониторинга и экологической экспертизы. Это обеспечит адекватную оценку земли - территории города, а также позволит выстроить правильный эколого-экономический механизм городского землепользования.
Эколого-экономический механизм рационального землепользования есть система организации хозяйства на территории, с присущими ей способами управления и взаимоотношений между землепользователями, направленная на улучшение экологических и экономических свойств земельных участков.
Государство заинтересовано в том, чтобы его земельные ресурсы использовались эффективно не только с точки зрения отдельного землепользователя, но и в интересах всего общества. Органы управления землепользованием должны контролировать этот процесс.
Основная цель эколого-экономического механизма землепользования состоит в согласовании интересов различных групп землепользователей в области сохранения и улучшения окружающей среды, рационального использования ее ресурсов. В соответствии с данной целью можно определить структуру эколого-экономического механизма землепользования как совокупность функциональных подсистем, способствующих достижению согласования экономических, экологических и социальных интересов различных субъектов хозяйствования.
Эколого-экономический механизм землепользования является частью экономического механизма природопользования, и он должен быть согласован с другими экономическими механизмами и природными процессами, происходящими в единой системе. Эколого-экономический механизм землепользования функционирует на рыночной основе с включением в себя определенных запретительных процедур. Государство на основе сложившейся ситуации и прогнозной информации устанавливает цели землепользования, определяет приоритеты развития земельных отношений, разрабатывает нормы взаимоотношений между землепользователями.
В зависимости от масштаба и финансовых возможностей города при разработке стратегии экономического развития могут быть выдвинуты различные критерии экологической политики, в том числе в области землепользования, которые будут определять функциональные задачи эколого-экономического механизма. Город может ориентироваться на экономический оптимум загрязнения, когда выгоды от производства будут значительно выше затрат на природоохранные мероприятия, а может ориентироваться на минимизацию загрязнения, которую позволяют достигать современные технологии, или развивать безотходное производство. Стратегии минимизации экологического риска должны придерживаться города, имеющие взрывоопасные производства, например химические комбинаты. Стратегии минимизации воздействия на окружающую среду могут придерживаться города, имеющие прочную финансовую базу, особенно если в доходах города большую долю составляют поступления от туризма.
Типология эколого-экономических механизмов землепользования может быть произведена по следующим критериям:
1. По преобладающим методам управления (рыночный, командно-административный, смешанный). Рыночный механизм основан на экономической заинтересованности землепользователей, в командно-административном механизме преобладают директивные указания, в смешанном механизме административно устанавливаются правила поведения для стимулирования экономического интереса землепользователей.
2. По наличию цели (имеющий цель, не имеющий цель). В эколого-экономическом механизме с четко выраженной целью задаются параметры качества окружающей среды, которые необходимо достичь к определенному сроку. Механизм может основываться только на сложившихся традициях, тогда у него не будет четких целей развития.
3. По способу воздействия на землепользователей (стимулирующий, подавляющий, ограничивающий). Стимулирующий механизм способствует развитию природоохранных производств и видов деятельности. Подавляющий механизм препятствует всяческому развитию загрязняющих производств. В ограничивающем механизме установлены определенные допустимые нагрузки на окружающую среду.
4. По преобладанию нагрузки (на общественных институтах, на землепользователях). В механизмах, где преобладающая нагрузка по функционированию ложится на общественные институты, большую роль играют контролирующие органы. Если подавляющие затраты по функционированию механизма несут землепользователи, то потребность в общественных институтах снижается.
5. По конечным результатам (рациональный, нерациональный, индифферентный). Рациональный механизм обеспечивает наилучшее использование земельных участков с общественной точки зрения. При нерациональном механизме возникают дополнительные издержки как у отдельных землепользователей, так и у общества в целом. Индифферентный механизм не реагирует на улучшение или ухудшение экологической ситуации.
6. По достаточности финансирования (достаточно финансируемый, плохо финансируемый). Достаточно финансируемый механизм способен обеспечить выполнение экологических программ и достижение поставленных целей. При плохом финансировании экологические программы не выполняются, экологическая ситуация ухудшается.
Какой будет выбран эколого-экономический механизм землепользования, зависит от состояния экономики страны и городского хозяйства. Ограничивающий механизм землепользования будет выбран финансово-неблагополучными регионами и городами, а также территориями, в которых добываются полезные ископаемые (например, шахтерские города). Подавляющий тип экономического механизма могут себе позволить богатые города, регионы или финансовые центры. Стимулирование развития экологически совместимых и природоохранных производств и видов деятельности является перспективным типом механизма для большинства городов и городских агломераций.
В хорошо отлаженном эколого-экономическом механизме сочетаются рыночные отношения и установленные нормы, заставляющие землепользователей рационально использовать территорию города, соблюдать стандарты качества городской среды.
Рациональное использование земельных ресурсов невозможно без функционирования регулируемого земельного рынка. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются: право собственности (владение, пользование и распоряжение); возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.); конкуренция (свободный выбор участника сделки); денежная оценка и налоги на землю. Эколого-экономический механизм землепользования включает в себя указанные регуляторы, которые обычно закреплены законодательными нормами.
Предприятия, организации, учреждения и физические лица, которые осуществляют свою деятельность на территории города, могут быть заинтересованы в приобретении дополнительных территорий, а также в извлечении дохода от принадлежащих им земель, могут выступать против размещения новых производственных и жилых объектов по различным причинам, в том числе по экологическим соображениям.
Государство в лице органов власти различного уровня не может оставаться безучастным по отношению к эколого-экономическому механизму землепользования. Оно заинтересовано в контроле и управлении ситуацией. Если понимать управление как действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели, то целью землепользования можно считать эффективное использование земель в широком понимании значения слова "эффективность" (экономическая эффективность, социальная эффективность, экологическая эффективность и т. д.). Важны также методы, которые используются при управлении землепользованием.
Критериями эффективности управления землепользованием в городе могут служить: удовлетворенность землепользователей в предоставленных участках; улучшение качества окружающей природной среды; улучшение условий труда и проживания людей.
Правильное использование принципов дифференциации и оценки стоимости земли в управлении землепользованием в городе имеет важнейшее значение, так как от того, как будет произведена оценка и дифференциация земельных участков, зависит ставка налога за пользование землей, продажная и начальная аукционная цена. Дифференциация земельных участков должна производиться исходя из их свойств и качеств. Оценка качества земельных участков, в первую очередь, должна проводиться с использованием понятия рыночной стоимости, а также с использованием российских и международных стандартов оценки.
Согласно международным стандартам оценки рыночная стоимость земельных участков должна отражать коллективное восприятие и коллективные действия участников рынка, являться основой для оценки большинства ресурсов в экономике рыночного типа. Однако для конкретного пользователя необходимо дополнительно учитывать инвестиционную стоимость земельных участков для конкретных целей инвестирования.
Прогрессивным шагом по развитию оценочной деятельности стало предложение Министерства экономического развития и торговли РФ по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Федеральные стандарты оценки, согласно проекту, должны разрабатываться на основе Международных стандартов оценки, издаваемых Международным комитетом по стандартам оценки (МКСО). Саморегулируемые организации оценщиков могут разрабатывать для своих членов внутренние правила оценочной деятельности, которые будут соответствовать Федеральным стандартам оценки.
МКСО предложило ввести с 2005 г. международное руководство по оценке - "Массовая оценка для налогообложения имущества". Руководство направлено на исполнение массовой оценки, предназначенной для адвалорного налогообложения имущества, и оказание помощи в использовании признанных методов массовой оценки при конструировании и внедрении систем налогообложения имущества с учетом международных стандартов оценки.
Продажа прав на земельные участки осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 808 от 11.11.02. Органы местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории РФ для целей налогообложения и иных целей. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральной службой земельного кадастра. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель городских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется с учетом: уровня рыночных цен; ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений; иной информации об объектах недвижимости; площади земельного участка; вида территориальной зоны и вида функционального использования земельного участка; факторов местоположения и окружающей среды.
При оценке районов проживания наибольшее внимание уделяется качеству окружающей среды, которое включает комфортное социальное окружение и наилучшие природные условия. Для производственных и коммерческих предприятий большое значение имеет возможность получать дополнительную прибыль, благодаря удачному местоположению.
Автором предложен алгоритм выполнения дифференцированной оценки территории города, суть которого состоит в последовательной реализации приведенных положений:
1. Целевая установка исследования (определение правильных границ оценочных зон и стоимостная оценка земли), служащая исходной основой всех других положений;
2. Выбор методологических подходов к выработке принципов оценки и дифференциации территории, которые основываются на комплексности исследования и условии "непротиворечивости" теории практическим ситуациям;
3. Выработка инструментария информационного обеспечения экспертных оценок, базирующегося на социологических опросах, исследованиях процессов землепользования в городе, определении критериев оценки территории, учете интересов различных субъектов землепользования и др.;
4. Методика способов обработки информационного материала с учетом применения способов экстремальных группировок, корреляционно-регрессионного анализа, картографического и др.;
5. Определение механизма реализации рентных отношений (определение дифференциальной ренты в городе, рыночной цены на землю и земельного налога).
Комплексная модель эколого-экономического механизма городского землепользования
Правильная оценка рыночной стоимости земельных участков основывается на нескольких принципиальных положениях. Во-первых, должны (по возможности) быть учтены все факторы городской среды, которые влияют на условия проживания человека, и затраты, связанные с компенсацией этих факторов. Во-вторых, должны быть правильно распределены веса каждого фактора, что может быть сделано, например, с помощью экспертных оценок, корреляционного анализа и др. И в-третьих, результаты должны согласовываться с потребностями и интересами людей. Если на одни земельные участки имеется большое количество желающих приобрести их, а на другие их совсем нет, то традиционно дифференцированная рента будет определена неправильно, что не будет способствовать эффективному регулированию землепользования в городе.
Рыночная стоимость городского земельного участка задается рентной составляющей и зависит от местоположения участка, экологической ситуации, престижности района, транспортной доступности, инфраструктурной обеспеченности, процесса градостроительного развития, размера вложенного капитала и др.
Моделирование эколого-экономического механизма городского землепользования предполагает выделение соответствующих параметров и показателей, каждый из которых важен при описании взаимодействия любого субъекта землепользования с окружающей средой. Множественность и сложность оценок взаимодействий приводит к тому, что обычно для описания эколого-экономических процессов используются агрегированные показатели качества окружающей среды.
Модель эколого-экономического механизма городского землепользования должна состоять из экологической и социально-экономической подсистем, которые описывают процессы, протекающие в системе "природа - общество".
Экологическая составляющая модели должна описывать: техногенное загрязнение воздуха; трансграничный перенос загрязняющих веществ; накопление загрязняющих веществ в почве; негативные природные и техногенные процессы, ухудшающие территорию города (эрозия почв, оползни, карстовые явления и др.); влияние вредных выбросов на здоровье населения; вероятность возникновения техногенных катастроф.
Социально-экономическая составляющая модели должна содержать следующие сведения: о размещении производительных сил; о развитии транспортных систем; данные о динамике использования земельных ресурсов; экономическую оценку земельных ресурсов; данные об изменении системы расселения в городе.
Основным элементом эколого-экономического механизма землепользования, с точки зрения отношения к земле, является причастность землепользователей к конкретным земельным участкам, которая выражается либо во владении, либо в использовании земельных участков. С точки зрения экологической ситуации, в рассматриваемом механизме наибольшее значение имеет возмещение ущерба, наносимого землепользователями. Возмещение ущерба, наносимого землепользователями, может происходить как по заявлению других землепользователей, так и по инициативе органов власти. Идеальным случаем является возмещение полного ущерба, наносимого населению, производству и окружающей среде. Необходимость возмещения ущерба привела к появлению соответствующих методик, нормативных и законодательных актов, судебной практики.
Комплексная модель эколого-экономического механизма землепользования, в которой сочетаются административные и рыночные методы управления, представлена на рисунке.
Для получения комплексной оценки влияния факторов на состояние окружающей городской среды необходимо изучение взаимодействия всех факторов, их влияние на здоровье населения, на условия функционирования городских объектов.
В моделях эколого-экономического взаимодействия целесообразно, наряду с натуральными показателями, использовать стоимостные, отражающие оценку влияния производства на стоимость земельных участков и окружающую среду. В стоимостной оценке могут быть выражены: стоимость земельных участков, дифференциальная рента, расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Экономическая оценка может быть выражена суммой затрат на воспроизводство земельных ресурсов и приведения окружающей среды в приемлемое состояние. Затраты на воспроизводство служат мерой общественного труда, который необходимо затратить для придания земельным ресурсам необходимых свойств. Так как земля является ресурсом многоцелевого назначения, ограниченным в пределах города, то ее ценность необходимо учитывать с позиций наилучшего использования.
Сочетание взаимодополняющих инструментов в эколого-экономическом регулировании городского землепользования способно преобразить облик городской среды и улучшить качество жизни населения. В результате применения рыночных и административных инструментов механизма землепользования изменяется экономика городского хозяйства, состояние окружающей среды, система транспортных коммуникаций, городской ландшафт, структура зонирования городской территории.
На основе моделирования эколого-экономического механизма городского землепользования возможен выбор оптимального варианта сочетания регулирующих инструментов, которые приведут систему городского землепользования в желаемое состояние. С точки зрения автора существуют три основные взаимосвязанные цели, которых возможно достичь на городской территории: снижение загрязнения, повышение устойчивости системы, увеличение доходности земли за счет оптимизации ее использования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия