| | Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Марышев А. А. советник Секретариата Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (г. Санкт-Петербург) Матрешина Д. Е. аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (г. Москва)
| |
| | В статье раскрыты механизмы взаимодействия Евразийского экономического союза с Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Выполнен краткий анализ взаимной торговли исследуемых объединений. Определены перспективы взаимодействия в рамках концепции Большого евразийского партнерства | Ключевые слова: Большое Евразийское партнерство, Евразийский экономический союз, интеграция, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Шанхайская организация Сотрудничества | УДК 327.7, 339.56; ББК 66.0, 65.5 Стр: 20 - 22 | Началом эпохи регионализации признано считать начало 90-х гг. прошлого века, когда практически в одночасье не стало одной из двух «центров силы» [1] — Союза Советских Социалистических Республик. Соединенные Штаты Америки, как единственный крупный актор международных отношений, предприняли попытку пересмотра существующего мирового порядка. В частности, США попытались нивелировать деятельность общепризнанной мировой организации — Организации Объединенных Наций и ее постоянного действующего органа — Совета Безопасности, на который возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности [2].
Роль Совета Безопасности ООН Соединенными Штатами Америки была отведена Организации Североатлантического альянса (НАТО), которая в обход резолюции Совбеза ООН начала бомбардировку Югославии в 1999 году. Начало бомбардировки Югославии и разделение ее на несколько независимых государством послужило первой волной построения однополярного мира. Второй волной нового, по мнению американцев, более справедливого мира стала серия оранжевых революций [3] в непосредственной зоне влияния другого, ослабленного актора международной политики — России. Нивелировать или вовсе свести на нет попытки оранжевых революций на постсоветском пространстве должно было созданное в 1991 году самое крупное на постсоветском пространстве интеграционное объединение — Содружество Независимых государств (СНГ). К сожалению, в силу исторических особенностей и невозможностью реализации наднациональных полномочий, СНГ не справилась с этой функцией [4].
Другой крупный актор международной политики — Европейский союз также не смог в полной мере выступить самостоятельным игроком на международной арене, поскольку его внешняя политика не отличалась последовательностью и во многом осуществлялась под руководством Соединенных Штатов Америки. Так, вопрос о присоединении новых постсоветских стран в состав ЕС закончился вхождением в него Латвии, Литвы и Эстонии в 2004 году, а Украина и Грузия, несмотря на проводимую проевропейскую политику, не смогли приблизиться к членству в Европейском союзе.
На сегодняшний день мир проходит этап глубокой структурной трансформации. Завершается жизненный цикл существующего мирохозяйственного уклада, навязавшего миру универсальную систему финансово-экономических отношений как основу либеральной глобализации [5]. Страны, которые ранее составляли ядро развития мировой экономики, а именно страны Северной Америки и Европейского Союза, теряют темпы развития, их доля в мировой экономике сокращается. Мир переходит к новому, азиатскому системному циклу накопления капитала с новым (интегральным) мирохозяйственным укладом [6]. Он сочетает государственное стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию, а также базируется на равноправии, консенсусе и взаимовыгодности. Становление нового мирохозяйственного уклада ведет к реформированию международных отношений. И здесь особенно важно отметить инициативу Большого евразийского партнерства (далее — Партнерство, БЕП), которая была сформулирована Президентом России В.В. Путиным в декабре 2015 года, предложившим начать реализацию партнерства путем сопряжения интеграционных потенциалов Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН) и Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС).
Для наилучшего понимания потенциала и перспектив БЕП рассмотрим подробнее ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, а также взаимодействие исследуемых объединений на современном этапе. Локомотивом интеграционного взаимодействия является ЕАЭС, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. ЕАЭС первым из «интеграционной тройки» законодательно закрепил понятие «Большое евразийское партнерство» и определил его как необходимость проведения скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве, включая либерализацию торговых отношений между участниками, совместном развитии транспортно-логичистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках идеи БЕП [7].
ШОС создана в 2011 году и является межправительственной международной организацией. В состав ШОС входят 3 государства-члена ЕАЭС (Россия, Казахстан и Кыргызстан), 2 государства-члена Содружества Независимых государств (Таджикистан и Узбекистан), а также Китай, Индия и Пакистан. Основными целями и задачами организации являются:
– развитие многопрофильного сотрудничества для поддержания мира и безопасности в регионе, способствование созданию нового, справедливого и рационального политического и экономического порядка;
– содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту для повышения уровня жизни населения государств-членов;
– развитие отношений с другими государствами и организациями [8].
Если говорить об АСЕАН, то это региональное межправительственное объединение десяти стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа), созданное в 1967 году [9]. Данная организация образована для реализации нескольких целей: стимулирование экономического развития региона, укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества по социальным, экономическим, техническим и иным вопросам [10]. Взаимодействие с другими странами АСЕАН реализуется посредством системы «диалогового партнерства». Среди полномасштабных партнеров по диалогу следует выделить Россию, Индию и Китай.
Важное значение для развития отношений и сближения экономик государств имеет взаимная торговля. Поэтому обратимся к показателям торговли ЕАЭС с государствами ШОС и АСЕАН в 2020 г.
Таблица 1
Внешняя торговля государств-членов ЕАЭС со странами ШОС* и АСЕАН в январе–сентябре 2020 (в млн долл. США)№ п/п | Интегра-
ционное
объединение | Страна | оборот | экспорт | импорт | доля
в обороте
ЕАЭС, % |
---|
1 | ШОС | Китай | 90070,53 | 43113,58 | 46956,95 | 20,16 | 2 | Индия | 9028,34 | 6112,85 | 2915,49 | 2,02 | 3 | Узбекистан | 6673,36 | 5052,73 | 1620,63 | 1,49 | 4 | Таджикистан | 1221,45 | 1116,13 | 105,32 | 0,27 | 5 | Пакистан | 500,43 | 226,08 | 274,35 | 0,11 | 6 | АСЕАН | Вьетнам | 4525,26 | 1193,42 | 3331,84 | 1,01 | 7 | Малайзия | 2134,74 | 909,42 | 1225,32 | 0,48 | 8 | Индонезия | 1880,30 | 532,13 | 1348,17 | 0,42 | 9 | Таиланд | 1437,84 | 279,18 | 1158,66 | 0,32 | 10 | Сингапур | 1263,01 | 855,23 | 407,78 | 0,28 | 11 | Филиппины | 723,10 | 427,94 | 296,06 | 0,16 | 12 | Бруней-Даруссалам | 377,3637 | 377,36 | 0,0037 | 0,08 | 13 | Мьянма | 180,06 | 65,49 | 114,57 | 0,04 | 14 | Камбоджа | 155,80 | 5,06 | 150,74 | 0,03 | 15 | Лаос | 18,00 | 7,51 | 10,49 | 0,00 | * Кроме России, Казахстана и Кыргызстана.
Таблица составлена авторами на основе официальных данных ЕЭК.
В целом, объемы внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами в январе — сентябре 2020 г., по предварительным данным ЕЭК, составили 446 792,04 млн долл. Из них экспорт — 263 137,85 млн долл. (58,9% от совокупного товарооборота), импорт — 183 654,20 млн долл. или 41,1 % совокупного товарооборота Союза.
Основным внешнеторговым партнером государств-членов ЕАЭС со странами ШОС и АСЕАН является Китайская Народная Республика, вклад которой в совокупные объемы внешней торговли Союза за январь — сентябрь 2020 г. составил почти 20,2 % (90 070,53 млн долл.) с сохранением многолетней тенденции превалирования импортных китайских поставок над экспортом из стран ЕАЭС.
Доля Индии в товарообороте ЕАЭС — около 2%, Узбекистана — 1,5%, Вьетнама — около 1%. Доля остальных государств-членов ШОС и АСЕАН незначительна.
Тем не менее, на фоне общего снижения темпов роста торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами за вышеуказанный период по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. увеличились объемы внешней торговли с такими государствами ШОС и АСЕАН, как: Узбекистан — товарооборот вырос на 4,9% и на 15,4% экспорт в ЕАЭС; объемы внешней торговли с Вьетнамом увеличились на 10,1%, в том числе на 18,1% поставки в Союз; экспортные поставки государств-членов ЕАЭС в Пакистан в рассматриваемом периоде увеличились на 47,5%, а в Бруней-Даруссалам в 5,4 раза.
В настоящее время действует соглашение о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам. 1 октября 2019 года подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны (не вступило в силу). Проводятся консультации и подготовка к первому раунду переговоров о заключении торгового соглашения с Индией [11].
3 февраля 2020 года, во время встречи Председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича и Генерального секретаря АСЕАН Лим Джок Хой в штаб-квартире ЕЭК в Москве, Михаил Мясникович, говоря о взаимодействии двух интеграционных объединений, отметил: «Товарное сотрудничество важно, но нам целесообразно дополнить его инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, в том числе промышленной кооперацией...» [12].
Напомним, что с целью расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в 2018 году заключен меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН в области экономического сотрудничества, который призван создать фундамент для формирования диалоговой площадки по вопросам взаимодействия вышеуказанных объединений в масштабах Евразийского континента.
На сегодняшний день реализуется программа сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии на 2020–2025 гг. Данная программа включает несколько блоков:
– диалог на высоком уровне;
– мероприятия с участием деловых кругов;
– совместные мероприятия на площадках международных организаций;
– экспертные консультации и обмен опытом, в том числе в области торговли услугами и регулированием инвестиционной деятельности, выработка новых подходов в обеспечении равных условий в развитии цифровой экономики и электронной торговли, формирование и реализация энергетической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, изучение возможности взаимного сотрудничества, в том числе по вопросам санитарных и фитосанитарных мер, технической помощи и иное.
Подробнее рассмотрим сотрудничество между Союзом и ШОС. В первую очередь отметим, что почти все государства-члены ЕАЭС задействованы в работе Шанхайской организации сотрудничества. Так Казахстан, Россия и Кыргызстан — члены ШОС, Беларусь — страна-наблюдатель, а Армения является партнером ШОС по диалогу.
Государства-члены ШОС выступают, в том числе, за дальнейшее укрепление сотрудничества в области торговли, производства, транспорта, энергетики, финансов, инвестиций, таможни, инноваций [13]. В Московской декларации Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 ноября 2020 года подчеркивается важность выполнения Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, созданной для обеспечения развития торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества. Данная программа определяет задачи и общие направления работы ШОС в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, среди которых торговля и инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, межрегиональное взаимодействие и иное.
3 ноября 2020 года в рамках делового форума ШОС состоялась тематическая сессия «ШОС и ЕАЭС: объединение усилий для реализации экономического потенциала региона и глобальной экономики». Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев рассказал о ходе процесса по заключению Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом ШОС, который затрагивает вопросы экономического сотрудничества: экономики и финансов, торговли, упрощения таможенных процедур, инвестиционную политику, цифровую экономику и иное. Согласно его выступлению, на данном этапе проект согласован всеми государствами-членами ЕАЭС. После согласования проекта государствами-членами ШОС со своей стороны, а также подписания Меморандума, начнется работа по подготовке плана его реализации.
Возвращаясь к Большому евразийскому партнерству, добавим, что реализация идеи нашла свою конкретизацию в Стратегических направлениях развития ЕАЭС до 2025 года [14]. В соответствии со стратегическими направлениями развития, работа по БЕП будет осуществляться путем позиционирования ЕАЭС как одного из центров формирования интеграционного контура БЕП в рамках международных форумов и дискуссионных площадок, реализации комплекса мер по сопряжению ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — Один путь» как первого этапа формирования Партнерства и определения приоритетных проектов отраслевого сотрудничества, реализуемых и планируемых к реализации странами ЕАЭС и КНР в рамках проекта Сопряжения. При этом в условиях БЕП не планируется создание новых наднациональных органов интеграции.
В целом, идея формирования Большого евразийского партнерства является своевременной инициативой «интеграции интеграций», создания нового, уникального «мегапроекта», инициированного научным, высшим и интеграционным руководством (ЕАЭС). Уникальность построения БЕП заключается в ненавязывании своих идей и принципов, что полностью соответствует идее недискриминационного, открытого проекта. Отличительной особенностью является отсутствие планов создания новых интеграционных органов, что позволяет максимально гибко подходить к формированию Большого евразийского партнерства. Несмотря на то, что в настоящее время основными акторами реализации БЕП являются Евразийский экономический союз, Ассоциация государств Южно-Восточной Азии и Шанхайская организация сотрудничества, интерес к данному «мегапроекту» проявляет также и Европейский союз, что говорит о перспективности БЕП.
Таким образом, сопряжение ШОС, ЕАЭС и АСЕАН усилит синергию в рамках реализации концепции Большого евразийского партнерства, и будет способствовать обеспечению раскрытия потенциала экономик государств исследуемых объединений. |
| |
|
|