Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Попова Л. И.
доцент кафедры таможенного дела
Тюменского государственного университета,
кандидат экономических наук


К вопросу о концептуальных подходах к исследованию терминологии и классификации нетарифных мер в контексте возможностей применения зарубежного опыта в рамках евразийской экономической интеграции
В статье выявлено, что формирование единого экономического пространства ЕАЭС осложняется различными подходами государств-участниц к решению вопросов применения нетарифных мер на внутреннем рынке Союза и отсутствием общесоюзной классификации препятствий в торговле. Дана сравнительная характеристика классификаций мер нетарифного регулирования, разработанных международными экономическими организациями ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, проанализированы проблемные вопросы терминологии, сделан анализ международной практики либерализации торговли.
Обоснованы возможности применения результатов исследования при разработке методических подходов к созданию и корректировке единой классификации мер нетарифного регулирования в ЕАЭС, что способствует дальнейшему продвижению стран-участниц к единому свободному рынку товаров и услуг.
Ключевые слова: международные отношения, международные организации, интеграционные процессы, экономическая интеграция, ЕАЭС, государственное регулирование, единое экономическое пространство, нетарифные меры, гармонизация права, внешнеэкономическая деятельность
УДК 339.1/5   Стр: 23 - 26

Устранение препятствий во внутренней торговле является одним из самых важных направлений развития региональной экономической интеграции. Решение данного вопроса подразумевает систематизацию применяемых в рамках ЕАЭС нетарифных барьеров и создание собственной классификации Союза. Цель исследования заключается в обобщении мирового опыта классификаций нетарифных мер в целях формирования концептуальных подходов дальнейшего сближения национальных систем государственного регулирования стран-участниц ЕАЭС.
В ходе исследования использовались методы исторического и сравнительного анализа, сущностно-аналитический метод, а также системно-функциональный метод, базирующийся на основе выявления причинно-следственных и структурных связей.
Применение государствами внешне- и внутриэкономических инструментов регулирования оказывает влияние на все сферы экономики, но в большей степени — на торговлю. Считается, что к росту экономического благосостояния и экспортеров, и импортеров, приводит свободная торговля, хотя на практике международная торговля почти нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и развитие либерализма, и совершенствование протекционизма. При этом в ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются различные экономические интересы и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт. Кроме того, в современных условиях нарастающих интеграционных тенденций национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих как во внутриэкономических, так и во внешнеэкономических отношениях. Применение таможенно-тарифных инструментов внешнеэкономического регулирования как механизма защиты внутреннего рынка было наиболее распространено до 1950-х гг. в 1945–1947 гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40–60% от таможенной стоимости товара. При этом нетарифные инструменты тогда не были столь актуальны [1, с. 171].
В настоящий момент в мировой экономике продолжает укрепляться тенденция к открытию национальных рынков, происходит либерализация внешнеэкономических связей государств, в первую очередь, путем отказа от применения таможенно-тарифных инструментов. Тарифные барьеры повышают стоимость импортного товара для конечного потребителя и снижают уровень его конкурентоспособности, причем продвижение к свободе торговли связано уже не столько с выбором национальных правительств отдельно взятых стран, сколько с согласованными на многостороннем уровне решениями участников международной торговли.
Первоначальный импульс этому процессу положило подписание в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором были зафиксированы принципы свободы торговли и равенства всех участвующих стран посредством регулирования таможенно-тарифных вопросов в рамках международного экономического взаимодействия путем снижения таможенных пошлин.
Снижение таможенных пошлин в рамках ГАТТ происходило поэтапно, в течение 30 лет, ввиду отсутствия мирового опыта и необходимости государств предварительно оценивать синергетический эффект либерализации мировой торговли как на каждом краткосрочном этапе, так и в долгосрочном периоде. В итоге, величину таможенных пошлин сократили до 3–5%, что стало существенным шагом в либерализации взаимной торговли, но, как показала практика, недостаточным. В отсутствии возможности широкого использования таможенно-тарифных инструментов, самым эффективным механизмом воздействия на взаимную торговлю стали нетарифные инструменты. При этом их формы, развиваясь и совершенствуясь, к 1980-ым гг. оказывали уже более значительное влияние на взаимную торговлю, чем раньше [2, с. 13].
Для регулирования международной торговли особое значение приобретают классификации нетарифных мер, разработанные международными экономическими организациями: ГАТТ-ВТО; ЮНКТАД; ЕЭК ООН; МБРР и др.
По мере того как происходит снижение импортных тарифов в рамках многосторонней торговой системы и вследствие роста количества региональных торговых соглашений, предполагающих свободную от тарифов торговлю между странами, все большую роль в качестве ограничителей на пути движения товаров и услуг начинают играть нетарифные меры. Они нивелируют положительные эффекты, возникающие в результате снятия тарифных ограничений и могут негативно сказаться на экспортной конкурентоспособности при выходе на внешний рынок.
В настоящее время существует достаточно широкий спектр нетарифных барьеров, включающих в себя технические стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, вопросы по охране труда и технике безопасности и т.д. С одной стороны, их использование оправдано целями обеспечения национальных интересов государства по охране жизни и здоровья граждан, окружающей среды. С другой стороны, нетарифные меры могут служить средством ограничения конкуренции, роста предпринимательских издержек и препятствием развитию международной торговли.
Определено, что в мировой практике нетарифные меры используются интеграционными объединениями в качестве инструментов как внешнеэкономического, так и внутриэкономического регулирования торговли. В связи с этим, участникам экономической интеграции необходимо найти оптимальное сочетание применяемых нетарифных мер для взаимоотношений с другими государствами вне объединения, а также для обеспечения соблюдения национальных интересов каждого участника на внутреннем рынке.
В ходе нашего исследования выявлено, что в зарубежной научной литературе встречаются различные обозначения понятия нетарифных мер, ограничивающих международную торговлю. Например — «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения», «нетарифные искажения», «нетарифные препятствия» [3, 4].
Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов, квотирования. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и фитосанитарных, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом [5].
Необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам, число нетарифных барьеров каждые 15 лет увеличивается более чем в 4 раза [6].
С экономической точки зрения к нетарифным барьерам относятся все препятствия в торговле, не относящиеся к тарифам [7].
На сегодняшний день наиболее широко используется определение ЮНКТАД, в соответствии с которым под нетарифными барьерами понимают меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на то и другое. При этом в определение ЮНКТАД не включаются услуги.
В мировой практике в середине 1970-х г. ГАТТ была предпринята попытка классифицировать нетарифные инструменты, которые были определены как «нетарифные барьеры» и разделены на пять групп:
– участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров или экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей, льготное кредитование, государственная монополия и исключительный франчайзинг, финансирование НИОКР и депрессивных регионов, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой, компенсационные пошлины и антимонопольное регулирование);
– таможенные, административные импортные формальности (расширение тарифных позиций в таможенной классификации, антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов);
– стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, правила рекламы, санитарно-гигиенические нормы);
– количественные ограничения импорта и экспорта, такие как ограничения объема (импортные квоты специфических товаров, лицензирование (специальное разрешение на ввоз и вывоз товара), «добровольные» ограничения (ограничения, накладываемые страной-экспортером самой на себя), ограничения в отношении платежей в иностранной валюте, требования содержания местного компонента, преференциальные торговые соглашения и встречная торговля, например, бартер;
– ограничения, заложенные в механизме платежей (внутренние налоги, ведущие к росту импортной цены независимо от уровня издержек, скользящие сборы, импортные депозиты, пограничный налоговый режим, требования импортного депозита в качестве залога) [8, с. 192].
Впоследствии данная классификация стала основой для создания информационного банка данных по нетарифному регулированию и для формирования международными организациями собственных классификаций, несмотря на то, что она была применима только к импортируемым товарам несельскохозяйственной группы.
Секретариат ГАТТ-1947 с начала 60-х годов ХХ века стал вести регулярное наблюдение за нетарифными мерами. Страны-участницы ГАТТ-1947 должны были на «добровольной основе» информировать Секретариат ГАТТ о нетарифных мерах, с которыми встречался в других странах их экспорт, а также и о тех, которые применяли они сами (нотификации и контрнотификации). Секретариат ГАТТ стал регулярно публиковать первый перечень нетарифных мер [9, с. 5].
В соответствии с классификацией ЕЭК ООН меры нетарифного регулирования делятся на три основные группы:
1. Меры прямого ограничения
– Квотирование;
– Лицензирование;
– Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
– Сертификация;
– Санитарно-эпидемиологический контроль;
– Ветеринарный надзор;
– Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
– Валютный контроль [10].
Во второй половине 60-х годов в изучение и наблюдение за нетарифными мерами включился ЮНКТАД. Информационная система ЮНКТАД (Trade Analyses and Information System (TRAINS)) стала одной из наиболее полных по информативности систем по нетарифным мерам [11, с. 5].
Классификация ЮНКТАД охватывает практически все меры государственного экономического регулирования, применяемые в международной торговле товарами, для чего использует термин «non-tariffmeasures». Основная цель данной классификации состоит не в оценке законности или необходимости применения таких мер, а в систематизации данных о мерах экономического регулирования, применяемых государствами во внешней торговле товарами, и структуризации работы по сбору и анализу такой информации.
Согласно ей, нетарифные меры сгруппированы по трем укрупненным направлениям: технические и нетехнические меры, относящиеся к импорту и экспорту. В свою очередь, каждое направление делится на группы, а затем — на подгруппы. Всего в классификации выделено 16 групп нетарифных мер, которые обозначены буквами английского алфавита от А до Р. Они охватывают все возможные направления нетарифного регулирования, включая, помимо стандартных технических и санитарных/фитосанитарных барьеров, такие НТБ, как финансовые и влияющие на конкуренцию меры, инвестиционные меры, имеющие отношение к торговле, ограничения, связанные со сбытом, постпродажным обслуживанием, государственными закупками, правило страны происхождения, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.[12, с. 17].
Классификатор нетарифных мер:
А. Санитарные и фитосанитарные меры, включая системы сертификаций;
B. Технические регламенты и стандарты, включая системы соответствия;
С. Предотгрузочная инспекция и таможенные формальности;
D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры;
Е. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля;
F. Контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен;
G. Финансовые меры, включая ограничительные методы платежей;
Н. Внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров;
I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей;
К. Ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных товаров;
L. Субсидии, воздействующие на торговлю (исключая экспортные субсидии);
М. Торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров;
N. Ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность;
О. Ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения товаров;
P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др. [13, с. 86].
Каждая группа делится на подгруппы до трехзначного уровня в соответствии с той же логикой, которая используется, например, при кодировании в Гармонизированной системе. В настоящее время классификация все еще находится в стадии разработки и не во всех группах выделены меры нетарифного регулирования более низкого уровня. Например, по таким группам как субсидии, ограничения в области государственных закупок, защита прав интеллектуальной собственности и правила страны происхождения пока нет разбивки на подгруппы, и проводится исследование относительно применяемых странами мер [14, с. 16].
Исследование мирового опыта показало, что, например, Всемирная торговая организация использует свои подходы к классификации нетарифных мер. Для несельскохозяйственной продукции их разделяют на пять групп: участие государства в торговле (например, государственная поддержка, госзакупки, компенсационные пошлины), технические барьеры в торговле, таможенные процедуры и административные формальности при входе на рынок; специфические ограничения (например, лицензирование импорта и количественные ограничения), платежи, связанные с импортом (импортные депозиты, иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, дискриминационные кредиты и т. д.).
В то же время, в Докладе ВТО о развитии мировой торговли, посвященном нетарифным барьерам, отмечалось, что классификация ЮНКТАД на сегодняшний день является наиболее всеобъемлющей и подходящей для целей экономического анализа [3, с. 2].
Нами выявлено, что меры экономического регулирования, применяемые государствами в рамках интеграционных объединений, имеют некоторые особенности. Например, экономическая интеграция в рамках ЕС показала, что достижение цели создания Союза европейских государств осуществляется по двум ключевым направлениям:
1. Снятие препятствий на пути свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы внутри объединения. Создавая Европейское экономическое сообщество, государства отказывались от применения по отношению друг к другу инструментов внешнеэкономического регулирования, то есть во взаимной торговле переставали применяться инструменты тарифного регулирования. Кроме того, происходил частичный отказ от применения нетарифных инструментов, в совокупности представляющих собой меры государственного экономического регулирования, ограничивающие свободный доступ товаров на внутренний рынок каждого государства. При этом экономические связи между государствами-участниками ЕЭС приобретали характер внутриэкономических.
2. Проведение общей торговой политики по отношению к третьим странам. В отношении третьих стран государства-участники европейского интеграционного объединения стали применять общее внешнеэкономическое регулирование и осуществлять единуюторговую политику, используя таможенно-тарифные и нетарифные инструменты на внешнем контуре объединения. [2, с. 19].
Анализ документов позволил сделать вывод о том, что исторически Европейский Союз проводил либерализационную политику в соответствии с представлениями ГАТТ конца 1950-х гг. в отношении снижения таможенных пошлин. Так, подписав в 1957 г. Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, государства провозгласили идею формирования общего рынка посредством одновременного создания зоны свободной торговли и таможенного союза. При этом, с учетом существовавших в то время взглядов, государства исходили из того, что меры, предусмотренные в Римском договоре, а именно: неприменение таможенно-тарифных инструментов, препятствующих доступу на рынок, является достаточным для создания общего рынка, то есть для обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕС. В итоге планомерного снижения таможенных пошлин прекратилось использование таможенно-тарифных инструментов между государствами ЕС, то есть внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Кроме того, в 1968 г. был введен Общий внешний таможенный тариф на внешних границах ЕЭС.
В таких условиях государства ЕС перешли к активному использованию таких нетарифных инструментов для защиты национальных производителей как стандарты качества, экспортные субсидии, импортные лицензии, различные процедурные предписания.
Это не могло не сказаться отрицательно на формировании единого экономического пространства. Нетарифные меры стали рассматриваться как препятствие функционированиювнутреннего рынкагосударств-участниц ЕС. Тогда же была предпринята попытка их систематизации иразделения на три группы:
– «физические барьеры» — пограничные, таможенные посты и паспортный контроль,
– «технические барьеры» — различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках,
– «фискальные барьеры» — различия в налогообложении [2, с. 16].
В рамках нашего исследования проведена сравнительная характеристика определений и классификаций мер нетарифного регулирования (МНР) международной торговли,применяемых в рамках региональных экономических объединений (табл.1).
Предпринятые попытки классификации нетарифных инструментов в мировой торговле позволили выявить некоторые типичные критерии. Например, среди наиболее распространенных критериев называют цели применения нетарифных мер, степень и характер их воздействия на международные рынки, влияние на экспорт/импорт, формы правового закрепления той или иной меры в системе международных торговых отношений, география и период действия.
Таким образом, нетарифные меры являются активным инструментом современного внешнеторгового регулирования. В то же время, именно нетарифные барьеры выступают препятствиями на пути формирования единого внутреннего рынка новых региональных экономических объединений. Для достижения свободы перемещения товаров и услугв рамкахЕАЭСособое значение приобретает исследование зарубежного опыта классификаций нетарифных мер в целях формирования концептуальных подходов дальнейшего сближения национальных систем государственного регулирования стран-участниц Союза.

Таблица 1
Сравнительная характеристика определений и классификаций мер нетарифного регулирования международных организаций
Организации /объединенияОпределение МНРКлассификация МНР
ВТОВводимые или поддерживаемые государством меры, которые удовлетворяют одному из следующих условий: несоответствие обязательствам или невыполнение обязательств, содержащихся в любых экономических или торговых соглашениях или договорах, которые заключены и вступили в силу.Классификационная схема, разработанная секретариатом ГААТ в ходе Токийского раунда, в настоящее время насчитывает более 600 конкретных видов нетарифных мер, объединенных в пять групп

ЮНКТАД
Все виды регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю16 групп: импортные (технические, нетехнические); экспортные. Инновационным подходом является выделение «процессуальных преград», сопутствующих введению тех или иных нетарифных мер
ОЭСРОтносит к нетарифным барьерам все препятствия в торговле, которые не касаются тарифов: «любые препятствия для домохозяйства по оперированию на иных рынках, кроме национального»Классификация барьеров по функциональному признаку: финансовые барьеры, барьеры бизнес-климата, барьеры возможностей, барьеры доступа; «процедурные барьеры»: таможенная классификация; администрирование и контроль; стандарты и другие технические барьеры торговли
АСЕАНПрименяется практика ВТО и ЮНКТАДПрименяется практика ВТО и ЮНКТАД
БРИКСПрименяется практика ВТО и ЮНКТАДПрименяется практика ВТО и ЮНКТАД
ЕСОриентировано на международные торговые правила: «любая торговая практика, принятая третьей страной, в отношении которой международные торговые правила позволяют применять действия»Выделяются: «физические барьеры» — пограничные, таможенные посты и паспортный контроль;
«технические барьеры» — различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках;
«фискальные барьеры» — различия в налогообложении.
НАФТАПрименяется подход США: «любой барьер, который препятствует возможности компании торговать с иностранной компанией».Применяется практика ВТО и ЮНКТАД
Источник: составлено автором на основе [2; 9; 12; 15]


Список использованных источников:
1. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — 9-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2012. — 647 с.
2. Аналитический доклад Евразийской экономической комиссии «О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы» [Электронный ресурс]. — Москва. — 2015. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/hy/act/dmi/internal_market/SiteAssets/ (дата обращения: 12.06.2019).
3. Non Tariff Measures to Trade Economic and Policy issues for Developing Countries // UNCTAD. — 2013, — 48 p. — URL: http://unctad.org/en/publicationslibrary/ditctab20121_en.pdf.
4. World Trade Report 2012. Trade and Public Policies: A Closer Look at Non-Tariff Measures in the 21st Century. — 2012. — URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report12_e.pdf.
5. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/mdb/restrictive_measures/other_measures/ (дата обращения: 30.09.2020).
6. Вакальчук Р., Кнобель А. Кому нужны барьеры [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2016. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/11/30/667453-komu-nuzhni (дата обращения: 17.07.2020).
7. Горохов В.Н. Методологические особенности нетарифного регулирования в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС [Электронный ресурс] //Сфера услуг: инновации и качество. — 2013. — Режим доступа: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2013_11_8.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
8. Летов В.А. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений в мировой торговле [Электронный ресурс] //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2010. — № 5.- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/12–10-osnovnye-podhody-k-klassifikatsii-netarifnyh-mer-i-ogranicheniy-v-mirovoy-torgovle (дата обращения: 10.05.2020).
9. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России //Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 2. — С. 2–20.
10. Интернет-сайт Европейской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/docs.shtml/ (дата обращения: 30.04.2019).
11. Оболенский В.П. Либерализация и протекционизм в международной торговле [Электронный ресурс] // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-i-protektsionizm-v-mezhdunarodnoy-torgovle (дата обращения: 10.05.2020).
12. Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий [Электронный ресурс]. — ЦИИ ЕАБР, 2015. — 96 с. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_survey.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
13. Кулешов А.В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и РФ / Ученые записки Санкт-петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2014. — № 4. — 44–52 с.
14. Рекомендация Коллегии ЕЭК от 31.01.2017 « О работе по выявлению барьеров и ограничений на внутреннем рынке» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx (дата обращения: 27.10.2020).
15. Ганеева М.В. Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ЕС, БРИКС, США, ВТО и ОЭСР [Электронный ресурс] / Интернет-журнал Науковедение. — 2015. — № 3. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/167EVN315.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия