| | Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Каранец С. М. старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук, доцент
| |
| | В статье излагаются основы современного понимания международного таможенного сотрудничества, впервые выделены признаки таможенной конвенции, рассмотрен основной инструмент международного таможенного сотрудничества — международные таможенные конвенции Совета Таможенного Сотрудничества /Всемирной Таможенной Организации (СТС/ВТамО). Автором предложено использовать более пяти классификационных критериев для выявления современных проблем, связанных с эффективностью применения их на территории всего ЕАЭС, дан анализ международного таможенного документа «карнет АТА»* | Ключевые слова: таможенная конвенция, международная конвенция, СТС/ВТамО, гармонизация и унификация таможенных документов | УДК 341, 35; ББК 65.5 Стр: 27 - 30 | Взятый курс на либерализацию таможенного законодательства в ХХ в. продолжает оставаться актуальным и в ХХI в. Институционально он находит свое отражение в принимаемых и ратифицируемых международных таможенных конвенциях. Созданный механизм по обновлению руководящих принципов и рекомендаций конвенций посредством учреждения комитета по управлению, позволяет оперативно и гибко реагировать на все вызовы ХХI в.
Использование таможенных конвенций рассматривается в данной статье как эффективный, добровольно используемый инструмент унификации и гармонизации правовых систем в сфере таможенных процедур, имеющий более вековую историю.
Слово «Конвенция» имеет латинский корень. «Сonventio» в переводе означает договор, соглашение, условность. Конвенция представляет собой международный договор на уровне правительств стран, предусматривающий соблюдение общих, согласованных правил в области торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов, пошлин, ценообразования на экспортируемые и импортируемые товары.
В XIX веке термин использовался для официальных двусторонних соглашений, в XX–XXI вв. он стал применяться для многосторонних договоров правительств. Например, принятая в 1952 г. конвенция об охране авторских прав (Universal Copyright Convention) имеет статус всемирной конвенции, а почтовая конвенция (Treaty concerning the formation of a General Postal Union) была принята 9 октября 1874 г., как Соглашение «Всеобщий единый почтовый договор».
Современные таможенные конвенции представляют собой многосторонние соглашения о поддержке определенных стандартов с целью упрощения, унификации правил осуществления таможенного контроля, облегчения взимания таможенных платежей. Разработка таможенных конвенций преследует цель стандартизации и гармонизации таможенных правил и процедур.
К признакам таможенных конвенций можно отнести следующие. Во-первых, конвенция способствует поддержке некоторых единых стандартов в области таможенного дела, которые изначально не являются обязательными. «Оговорка» при подписании, ратификации, принятии или присоединении к Конвенции помогает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора на территории договаривающейся стороны.
Во-вторых, конвенции заключаются под эгидой или патронажем международной организации: ООН, Совета Европы. Так, таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Convention on International Transport of Goods Under Cover of TIR Carnets, TIR Convention) была принята под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, UNECE.Созданный 26 января 1953 г. Совет Таможенного сотрудничества (СТС/ВТамО) является депозитарием большинства таможенных конвенций ХХ в. [1–19].
Депозитарий выполняет функции хранителя подлинных текстов конвенции, других документов и уведомлений, относящихся к конвенции; изготовителя заверенных копий; уведомителя обо всех изменениях, дополнениях, внесенных правках в тест конвенции.
Так, Генеральный секретарь ВТамО является хранителем подписанного 14 июня 1983 г. текста Международной Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров на английском и французском языках, зарегистрировал конвенцию в Секретариате ООН. По указанию СТС он обязан направить любому государству (не входящему в СТС) приглашение получить статус Договаривающейся Стороны этой конвенции. Он хранит все документы о ратификации или присоединении Договаривающихся Сторон; принимает уведомления о тех субпозициях, которые государство не будет применять [2, Ст. 4]; о денонсации [2, Ст. 15]; о том, что Конвенция распространяется на все или на некоторые из территорий, международные отношения которых находятся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны [2, Ст. 14]; о несогласии участника конвенции с рекомендуемой поправкой [2, Ст. 16].
В-третьих, конвенция регулирует весь комплекс вопросов, связанных с соответствующей темой. Данный признак стал характерен только для таможенных конвенций конца XX в.
В-четвертых, конвенция (в большинстве случаев) предполагает особую процедуру ратификации. Факт ратификации оформляется ратификационной грамотой. Конвенции, не прошедшие процедуру ратификации, имеют рекомендательный характер. Подписание Конвенции свидетельствует лишь о намерении государства изменить национальное законодательство для выполнения её положений. Ратификация придает документу юридическую силу. Все подписанные и скрепленные печатью ратификационные грамоты и документы о присоединении должны храниться в депозитарии. Договаривающаяся сторона может выйти из конвенции, направив уведомление о денонсации в депозитарий.
Согласно ст.15 ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020), ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, устанавливающие иные правила. Также ратификации подлежат международные договоры об участии страны в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, «если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации» [20, Ст. 15].
В-пятых, таможенные конвенции имеют право подписывать, ратифицировать не только члены СТС (ВТамО), но и отдельные территории, таможенные или экономические союзы.
Социальная ценность конвенции зависит от числа договаривающихся сторон, на территории которых применяются закрепленные в ней стандарты. Чем больше стран-участников, например, Стамбульской конвенции, тем больше возможностей у участников ВЭД, пользующихся карнетом АТА, тем шире география его применения.
В-шестых, текст конвенции можно изменить. Структурно таможенные конвенции, как правило, состоят из преамбулы, глав, статей и приложений. С развитием таможенного дела их содержание может меняться. Для принятия новой редакции конвенций созывается международная конференция. Внесение поправок к тексту конвенции является функцией соответствующего комитета. Принятие новой редакции помогает сделать текст конвенции актуальным, соответствующим современным общественных потребностям.
Использование в 2021 г. электронной книжки МДП (еTIR) стало возможным после утверждения Договаривающимися Сторонами одиннадцатого приложения Конвенции МДП.
В 2022 г. начнет действовать 7-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В нем найдут отражение такие важнейшие грузовые потоки XXI в., как электрические и электронные отходы (e-waste); новые продукты на основе табака и никотина; беспилотные летательные аппараты (Unmanned aerial vehicles, UAVs), дроны; фентанил (Phentanylum), его производные и прекурсоры.
В-седьмых, государства, подписавшие конвенцию, проводят совещания либо под эгидой Совета таможенного сотрудничества, либо в консультации с Европейской экономической комиссией ООН и (или) с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В-восьмых, конвенция имеет юридическую силу после определенного временного лага. Например, статья 26 Конвенции о временном ввозе (Convention on Temporary Admission) гласит, что она «вступает в силу по истечении трех месяцев после того, как пять членов организаций, таможенных или экономических союзов, ... ее подпишут без оговорки о ратификации или сдадут на хранение свои документы о ... присоединении». Любое приложение к данной Конвенции вступает в силу по истечении трех месяцев после того, как пять членов организаций или таможенных, или экономических союзов примут это приложение. Денонсация вступает в силу по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием документа о денонсации [17, ст. 26, 31].
«Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» (согласно ст. 13) вступает в силу с 1 января очередного года по истечении не менее двенадцати и не более двадцати четырех месяцев после того, как не менее семнадцати государств, таможенных или экономических союзов подпишут ее без оговорки о ратификации или вручат свои документы о ратификации или присоединении, но не раньше 1 января 1987 г. [2, ст. 13 ].
В Ратификационной Грамоте о присоединении РФ к Киотской конвенции заявлено, что все изложенное в акте (Международной конвенции) будет неукоснительно и добросовестно выполняться. В удостоверение чего Президент РФ ставит подпись и скрепляет ее печатью.
Остановимся подробно на классификациях Конвенций Всемирной таможенной организации.
Классификация № 1. Согласно первому классификационному критерию (активности использования, эффективности применения конвенции на территории стран-членов ЕАЭС) все таможенные конвенции можно условно подразделить на ратифицированные по территориям.
1.1. только на территории одной-двух стран-членов ЕАЭС («Конвенция Найроби» приняли РБ и РФ);
1.2. на территории четырех стран ЕАЭС. Например, Конвенцию о временном ввозе или Стамбульскую конвенцию, пересмотренную Киотскую конвенцию подписали все страны, кроме Республики Кыргызстан;
1.3. на территории всего Союза. Так, например, все страны-члены ЕАЭС с 08.07.1991 г. по 10.02.2000 г. ратифицировали Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества, с 1996 по 2009 гг. приняли Международную конвенцию о согласованной системе описания и кодирования товаров (International Convention on the Harmonized Commodity Description and Coding System).
Классификация № 2. По юридическому статусу таможенные конвенции можно подразделить на две группы.
2.1. Конвенции, которые не имеют юридической силы. Например, International Convention on mutual administrative assistance in Customs matters (Johannesburg Convention), Customs Convention on the international transit of goods или ITI Convention;
2.2. Конвенции, имеющие статус документа «вступившего в силу». Исторически первой такой конвенцией СТС (ВТамО) является Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (Convention establishing a Customs Co-operation Council). Она была подписана в Брюсселе 15 декабря 1950 года, а вступила в силу 4 ноября 1952 г.
Классификация № 3. По количеству договаривающихся сторон конвенции, разработанные под эгидой Совета таможенного сотрудничества, подразделяются на:
3.1. Конвенции, которые поддерживают более 100 договаривающихся сторон. Если наблюдается рост стран-участников конвенции, то говорят о ее широком, глобальном охвате или о том, что она является общепризнанной конвенцией. Например, Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров регулирует отношения между 159 договаривающимися сторонами. Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур с внесенными в нее поправками признали 124 государства. ВТамО присвоило конвенции статус ведущей («Flagship Convention»), назвав ее флагманским инструментом. СТС позиционирует данную конвенцию, как «план современных и эффективных таможенных процедур в XXI в. ... Стандарт качества для современного хорошо функционирующего таможенного администрирования» [21].
3.2. Конвенции, которые подписали от 10 до 100 договаривающихся сторон. Так, Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования насчитывает 55 договаривающихся сторон, Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) — 72 стороны.
3.3. Конвенции, которые подписали менее 10 договаривающихся сторон. Это конвенции, которые не получили всеобщего признания, они имеют ограниченный эффект. Например, Таможенная конвенция о международном транзите (Customs Convention on the international transit of goods, ITI Convention).
Конвенции из третей группы как инструмент не получили должного признания и не применяются во всем мире.
Классификация № 4. По объекту регулирования (сфере применения) конвенции Всемирной таможенной организации можно условно разделить на:
4.1. таможенные конвенции (Customs Convention);
4.2. международные конвенции (International Convention);
4.3. конвенции (Convention).
Классификация № 5. По статусу договаривающейся стороны таможенные конвенции могут быть ратифицированы со стороны
5.1. суверенного государства;
5.2. таможенной территории;
5.3. таможенного или экономического союза.
Например, с 1951 по 2017 гг. Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества ратифицировало 172 суверенных государства, 4 таможенные территории (Гонконг или Сянган, 香 港 в 1987 г., Макао, 澳門特別行政區 в 1993 г., Бермудские острова в 1990 г., Нидерландские Антильские острова в 1988 г., ЕС как таможенный союз).
Классификация № 6. По количеству подписанных приложений конвенции.
По данному классификационному признаку договаривающиеся стороны могут быть связанны одним, несколькими или всеми приложениями конвенции. Например, Республика Беларусь применяет девять Приложений «Конвенции Найроби» (№ 1–3, 5–7, 9–11), имеет обязательства по пяти Приложениям «Стамбульской Конвенции» (А, В1, В2, В3, В5), ратифицировала пересмотренную Киотскую конвенцию и приложения А, В, С, Е, G полностью, а в приложениях D, J — только первые главы.
РФ руководствуется десятым Приложением «Конвенции Найроби» (Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ), имеет обязательства по пяти Приложениям «Стамбульской Конвенции» (А, В1, В2, В3, В5). Если первая классификация позволяет выявить используемый современный инструментарий, то данная классификация помогает определить направления его применения.
В отдельную группу попадают страны, которые подписали, но не ратифицировали конвенции.
Выделенные классификационные критерии позволяют сделать вывод о том, что в рамках ЕАЭС наблюдается диссонанс, как в области принятых Таможенных Конвенций СТС (ВТамО), так и в части ратифицированных приложений. Отсутствие синхронизации в сфере проведения процедуры подписания таможенных конвенций в странах-членах ЕАЭС создает серьезные проблемы для участников ВЭД.
Дальнейшая ратификация таможенных конвенций со стороны ЕАЭС (от лица всех его стран) позволит решить данную проблему. Эффективность таможенного союза (а в будущем и валютного союза) напрямую зависит от снижения издержек, вызванного устранением разнонаправленной ратификацией приложений международных таможенных конвенций его странами-участницами.
Страны ЕАЭС, как члены СТС, не используют весь арсенал инструментов и механизмов, разработанный под эгидой ООН и ВТамО. Из 18 конвенций государства ЕАЭС проголосовали (путем присоединения или ратификации) за развитие института карнета АТА, единогласно признали важность Международной конвенции о согласованной системе описания и кодирования товаров, Конвенции о контейнерах 1972 г. Из двух конвенций о взаимной административной помощи современному инструменту предпочли Конвенцию Найроби 1977 г.
В 2018г. Всемирный банк (ВБ) оценил работу таможенных администраций стран ЕАЭС на уровне 2,35–2,75 (максимальная оценка 5), отдав им 112, 97, 81, 65 и 55 места в рейтинге Logistics Performance Index (LPI) для 160 стран мира (см. рис. 1).
Для стран, попадающих в последний квантиль LPI, характерен бюрократизм, низкая логистическая производительность, физическая инспекция (обязательный таможенный досмотр), повторные проверки, непрозрачные процедурные требования при проведении таможенных операций, длительные сроки таможенного оформления грузов при помещении под таможенную процедуру «экспорт».
По сравнению с 2007 г. в 2010 г. в странах-членах ЕАЭС наблюдался меньший разрыв в оценках работы таможенных инспекторов по сравнению со странами ОЕСD. Несмотря на активизацию стран-участников ЕАЭС в ратифицировании конвенций СТС (ВТамО), переход на электронное декларирование, электронный документооборот, распространение технологии дистанционной оплаты таможенных платежей, налогов, сокращение сроков совершения таможенных операций по оформлению, страны ОЕСD продолжают оставаться новаторами в области трансформации таможенной службы в рамках рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE), что позволяет им избежать дублирования таможенных проверок при прохождении груза через государственные границы.
Таким образом, взятый курс на упрощение процедур при перемещении товаров через таможенные границы способствует значительному снижению административных барьеров. Несмотря на то, что информационная революция кардинальным образом повлияла на все сферы народного хозяйства, однако вопросы таможенного администрирования продолжают оставаться актуальными и не поддаются ускоренному переводу в цифровой формат. Высшую оценку по таможенному администрированию в мировом рейтинге ВБ не набрала ни одна страна мира. Таможенное сообщество не всегда проявляет интерес к новым инструментам, направленным на предсказуемость и эффектность для участников ВЭД.
Страны-члены СТС/ВТамО делают разные акценты не только при цифровизации таможенных документов, но и при ратификации таможенных конвенций. На территории ЕАЭС это создает дополнительные трудности и не позволяет полностью воспользоваться РФ экономическим эффектом от интеграционного объединения. | | | Рис. 1. Оценка деятельности работы таможенных администраций Всемирным банком в 2007–2018 гг.
(по пятибалльной шкале, где 5 — очень высокая оценка, а 1 — самая низкая оценка) |
| |
|
|