Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Сапарова Б. С.
докторант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

УСКОРЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Казахстану, вступившему на путь экономических преобразований, было необходимо определить свою стратегию в отношении иностранного участия в этом процессе, а соответственно, и в отношении создания благоприятного инвестиционного климата.
В инвестиционном климате, характеризуемом совокупностью политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов, можно выделить три укрупненные группы этих факторов: политические, правовые, финансово-экономические.
Достаточно высокий уровень политической стабильности и межнационального согласия, четкая ориентация на углубление процессов демократизации общества и открытость экономики способствуют повышению инвестиционной привлекательности Казахстана. Вместе с тем непременным условием успешного развития инвестиционного процесса становится создание прогрессивной и стабильной правовой базы.
С 27 декабря 1994 г. действует Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях", определяющий правовые и экономические основы, необходимые для привлечения иностранных инвестиций, а также порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов. Действует и Закон "О государственной поддержке прямых инвестиций" (от 27 февраля 1997 г.), который устанавливает общепринятые в мире правила предпринимательской деятельности, систему соответствующих льгот и привилегий, обеспечивает поддержку развития социальной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, гарантии от политических рисков.
Большое значение для иностранных инвесторов имело принятие законодательных актов, предоставляющих право на приобретение в частную собственность земли, на которой расположены их производственные объекты, а также создание консультативного Совета из представителей иностранных компаний, действующих в республике.
Образованный в целях реализации правительственной политики стимулирования притока иностранных инвестиций Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям осуществляет постоянную поддержку прямых инвестиций.
Одной из главных привлекательных черт, характеризующих благоприятный для иностранных бизнесменов инвестиционный климат в стране, является наличие льгот и преференций в области налогообложения. С принятием Закона о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" была усовершенствована правовая база, необходимая для кардинального изменения инвестиционного климата. В Законе учтены замечания и предложения Международного центра по налогам и инвестициям, направленные на улучшение инвестиционного климата в республике.
Система льгот и преференций распространяется как на зарубежных, так и на отечественных инвесторов и характеризуется тем, что вводятся государственные натурные гранты, на срок до 5 лет, с момента заключения контракта снижаются ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество (до 100% основной ставки), полностью или частично освобождается от обложения таможенными пошлинами импорт оборудования, сырья и материалов, необходимых для осуществления инвестиционных проектов.
Селективная поддержка конкретных направлений развития экономики по "Списку наиболее важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2000 года" уже предусматривала увеличение инвестиционной активности. А режим льготного налогообложения уже с момента возникновения совместных предприятий в Казахстане использовался как стимул для создания таких предприятий. Ставки налога на прибыль для предприятий с долей иностранного капитала более 30% и сейчас составляют 30%, а для остальных предприятий с иностранными инвестициями - 45%.
В то же время меры налоговой политики в деле привлечения иностранных инвестиций играют относительно скромную роль по сравнению с другими факторами. Инвесторы прежде всего учитывают фундаментальные экономические и инвестиционные условия страны - импортера капитала. В число этих условий входят, в первую очередь, социально-политическая стабильность, динамизм экономического развития, привлекательность потенциального рынка и ресурсов, стоимость квалифицированной рабочей силы в стране.
Законы Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" (1997), "Об инвестиционных фондах" (1997), "О регистрации сделок с ценными бумагами" дополняют пакет нормативных правовых актов по правовому регулированию инвестиционных отношений создают благоприятные условия для привлечения и использования инвестиций всех видов.
К факторам формирования благоприятного инвестиционного климата относятся и экономическая эффективность инвестиционных проектов, их валютная окупаемость, платежеспособность внутреннего заемщика, возможности широкого использования финансово-кредитных и налоговых стимулов и др.
По данным экспертного опроса, проведенного сотрудниками Республиканского центра изучения общественного мнения совместно с Агентством по стратегическому планированию в апреле 2000 г., главным фактором, лимитирующим приток иностранных инвестиций, признается прежде всего нестабильность законодательной базы, частые изменения в законодательной сфере, а к благоприятным факторам, в том числе по мнению инвесторов, относятся: 1) возможности доступа к природным ресурсам, прежде всего к разработке огромных природных ресурсов, которые (нефть и газ, цветные и редкие металлы) оцениваются в 9 трлн долл. США. По мнению специалистов, нефтяные запасы Казахстана превосходят совместные запасы Ирака и Ирана и в начале следующего века Казахстан может превратиться в ведущую нефтяную державу с ежегодным экспортом до 100 млн т нефти; 2) геостратегическое положение республики как центральноазиатского транспортного перекрестка, обеспечивающего транспортный вход в страны с населением свыше 2 млрд человек и к развивающимся рынкам (России, Китая, Южной Азии); 3) лидирующие позиции Казахстана среди стран СНГ по трансформации экономики и общества, в частности, по приватизации государственной собственности и созданию благоприятных предпосылок для привлечения иностранного капитала. В стратегической программе развития страны "Казахстан - 2030" республике отводится роль первого "центральноазиатского барса"; 4) большой потенциал рынка; 5) эффективная внешняя политика; 6) стабильность; 7) хорошие потенциальные возможности для прибыльного бизнеса.
Глубокие институциональные преобразования, включающие демонополизацию производства, приватизацию государственной собственности, реформирование бюджетной и налоговой системы, жилищно-коммунальную реформу, прогрессивные изменения в области медицинского страхования, трансформация банковской системы, пенсионная реформа - все это способствовало повышению рейтинга инвестиционной привлекательности Казахстана. Одновременно следует учитывать и фактор высокой степени образованности населения, наличие в республике квалифицированных кадров.
К факторам, сдерживающим приток иностранных инвестиций, по результатам опроса инвесторов, относятся и некомпетентность, либо коррумпированность чиновников (51,3%), бюрократизм (44,9%).
Проблемы, связанные с инвестиционным процессом, в целом можно условно разделить на ключевые и сопутствующие.
К ключевым проблемам можно отнести следующие:
- перманентное ухудшение экологической обстановки. Иностранные бизнесмены пока предпочитают инвестировать в добывающие отрасли и при этом нерационально используют природные ресурсы, игнорируя национальное экологическое законодательство (в том числе и по причине его несовершенства и противоречивости). В адрес ТНК нередко звучат обвинения, что они злоупотребляют либеральным режимом экологического контроля в таких странах, как Казахстан. В то же время международные экологические организации подвергают критике и принимающие иностранный капитал страны за умышленное использование слабостей своего природоохранного законодательства для привлечения даже тех инвесторов, которые подыскивают места для размещения экологически вредных производств;
- сырьевую направленность иностранного инвестирования;
- неоптимальность инвестиционного климата (и для иностранных, и для национальных инвесторов);
- несовершенство государственной промышленной и технологической политики;
- относительную неразвитость фондового рынка, что затрудняет привлечение и эффективное использование портфельных инвестиций;
- проблему ранжирования отраслей и производств с точки зрения возможности и необходимости привлечения иностранных инвесторов;
- отсутствие развитых форм коллективного инвестирования, в частности института инвестиционных фондов.
Сопутствующими проблемами являются:
- безработица, осложняемая привлечением иностранных рабочих (по официальным данным, например, в 2001 г. в Казахстане работало 10 тысяч иностранных граждан, фактически же их было значительно больше);
- проблемы в работе государственной службы стандартизации качества товаров;
- неразвитость системы корпоративного управления;
- проблемы в области импортзамещения;
- нехватка персонала, владеющего современными методами международного менеджмента и маркетинга;
- чрезмерно высокий уровень бюрократизации, затрудняющий подготовку документов, необходимых для заключения договоров с иностранными инвесторами, и проблема коррупции;
- отсутствие четких критериев для отбора инвестиционных проектов, что приводит и к отрицательным экономическим и социальным эффектам;
- проблема координации деятельности иностранных и отечественных инвесторов, решение которой требует создания объединенного Совета иностранных и отечественных инвесторов при Президенте РК.
Следует учитывать еще одну проблему, связанную с психологическими факторами: психологическое "несовпадение" инвестора и заказчика, обусловленное разным восприятием хозяйственных процессов, разными представлениями о них, бессистемностью хозяйственного мышления, маловариантностью представлений о развитии хозяйственных событий, безответственностью и пассивностью в странах с переходной экономикой. Несовпадение менталитета и уровней экономической культуры казахстанских и зарубежных инвесторов прямо препятствует реализации ряда инвестиционных программ, в том числе из-за разного представления и о роли и значении инвестиционного бизнеса. Заказчики в республике нередко предлагают для инвестирования случайные и бесперспективные проекты, стремясь лишь решать свои производственные и финансовые проблемы за счет зарубежных средств.
Проявлением этих "несовпадений" в подходах и состояния предпринимательского климата являются инвестиционные риски.
Экономическим интересам Казахстана отвечает участие иностранных инвесторов в решении следующих проблем:
 поиске дополнительных источников капиталовложений;
 осуществлении приватизации - в переходе государственных активов к новым собственникам и увеличении доли частных фирм в общем числе казахстанских предприятий;
 обеспечении структурных сдвигов в экономике, преодолении ее отсталости за счет создания новых производств;
 модернизации и техническом перевооружении действующих предприятий, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций.
В стране-реципиенте, как известно, могут складываться следующие виды режима для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ):
- режим взаимности, когда права и льготы иноинвесторов идентичны правам и льготам национальных инвесторов;
- режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий равенство прав и обязанностей без дискриминации инвесторов разных стран;
- преференциальный режим, при котором предоставляются различные льготы определенным группам инвесторов;
- национальный режим, уравнивающий условия деятельности национальных и иностранных инвесторов.
Идея "чистого" национального режима применима только в условиях стабильного экономического роста.
Вместе с тем в любых условиях необходимо решать такие задачи, как обеспечение национальной безопасности, суверенитет над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами экономики. В определенных сферах экономики ПИИ должны быть запрещены или ограничены.
Необходимо изучать и интересы и цели потенциальных иностранных инвесторов, чему пока не уделяется должного внимания. Разрабатываемые в Казахстане меры по привлечению в страну финансовых ресурсов до сих пор слабо учитывают: состояние международного рынка капиталов, и поведение инвесторов, и их стратегию, а именно: стратегию компаний, направленную на завоевание новых рынков, сокращение издержек, трансферта технологий, включение создаваемых в Казахстане предприятий в глобальную или региональную сеть производства, организуемую этими компаниями; оценку инвесторами ситуации в Казахстане, инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности отдельных регионов; сравнительные оценки такой привлекательности.
Интересы Казахстана в качестве страны-реципиента капитала и цели иностранных инвесторов могут и совпадать, и различаться. Частные иностранные компании заинтересованы в поощрении государством их деятельности, но решающее значение для них имеют общие условия инвестирования. В свою очередь, Казахстан, рассматривая иностранные инвестиции как дополнительный источник капитальных средств, технологий, опыта в области управления, маркетинга, обязан принимать во внимание свои национальные интересы.
Выделим наиболее типичные параметры совпадения или расхождения интересов Казахстана и иностранных инвесторов.
Деятельность иностранных инвесторов
Особое место в данном анализе должны занимать оценки методов стимулирования ПИИ. Эти методы должны стимулировать реализацию наиболее приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся финансовые меры (субсидии, займы, кредиты, ускоренная амортизация), фискальные (снижение или отмена налогов, пошлин, тарифов) и административные меры (освобождение от лицензирования, квотирования, прединвестиционное содействие).
Правительства практически всех бывших социалистических стран сокращают число мер, ограничивающих иностранные инвестиции, вводят новые нормы, регулирующие инвестиционный режим, обеспечивают защиту инвестиций, более пристальное внимание уделяют нормативному обеспечению функционирующего рынка. Соответственно наблюдается ускорение роста прямых иностранных инвестиций, темпы которого обгоняют темпы роста международной торговли.
Главными этапами инвестирования при этом являются:
- преобразование ресурсов в капитальные вложения, процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности;
- прирост капитальной стоимости, характеризующий конечное использование инвестиций и получение новой потребительной стоимости;
- прирост капитальных стоимостей в форме дохода или социального эффекта (в связи с чем реализуется и конечная цель инвестиционной деятельности).
Благоприятный инвестиционный климат в стране определяется системой следующих показателей:
- потенциалом рынка страны;
- обеспеченностью производства природными и трудовыми ресурсами;
- состоянием и развитием экономических реформ;
- состоянием законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности;
- характером льгот по налогам и уровнем таможенных тарифов;
- особенностями принятия управленческих решений в государственных органах;
- уровнем развития рыночной инфраструктуры и валютного рынка;
- степенью устойчивости банковской системы;
- состоянием политического климата в стране.
Иностранный инвестор определяет возможности инвестирования капитала на основе оценки нескольких внутренних и внешних факторов. Среди внутренних оценивается местоположение объекта, характер технологического процесса, производственная мощность, проблемы управления и кадров, возможности финансирования, затраты и структура доходов, прибыльность, влияние на окружающую среду. Среди внешних особое внимание обращается на степень риска, определяемую условиями страны, степень риска, определяемую условиями партнера, степень риска, определяемую условиями рынка.
Инвестиционный риск определяется по показателям инвестиционного климата и различными международными организациями и институтами.
Для Казахстана, который встал на путь создания открытой экономики, крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и в качестве импортера, и в качестве экспортера капитала. Сегодня участие Казахстана в этих процессах весьма скромное. К тому же ему предстоит соперничать со странами, рынки которых более привлекательны для инвесторов, в том числе с азиатскими и латиноамериканскими. Иностранные инвесторы считают, что инвестиционный климат в республике обещающий, но не стабильный. Большинство иностранных инвесторов, однако, указывает на положительные изменения, произошедшие в экономике Казахстана за последние годы.
Вместе с тем неопределенность, связанная с некоторой двусмысленностью политики правительства и бюрократической практикой, остается главным препятствием для иностранного инвестирования. До сих пор в республике отсутствует и собственная система оценки инвестиционного климата, особенно в отдельных регионах страны. Для этого необходима национальная система мониторинга инвестиционного климата. Приходится учитывать, что зависимость притока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или риска имеет почти линейный характер. Но в настоящее время практика расчетов таких индексов отсутствует.
"Разбалансированность" структуры народно-хозяйственного комплекса, продолжающаяся инфляция, неполная конвертируемость тенге, неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, относительно слабое развитие инфраструктуры негативно влияют на привлечение иностранных инвестиций. К этому добавляется и нарушение хозяйственных связей между товаропроизводителями и регионами.
Косвенным показателем улучшения инвестиционного климата в Казахстане может служить последовательное повышение суверенного кредитного рейтинга страны, ежегодно определяемого международными кредитно-рейтинговыми агентствами Fitch IBCA, Standard & Poor`s и Moody`s. Большое значение имеет переход в 2005 г. суверенного кредитного рейтинга Казахстана от спекулятивного к инвестиционному - получение от агентств Fitch IBCA и Standard & Poor`s рейтинга по долгосрочным обязательствам на уровне не ниже ВВВ-, а от агентства Moody`s - на уровне Ваа3.
Для дальнейшей рационализации инвестиционного процесса следует ориентироваться не только на международные финансовые организации, но (и прежде всего) на правительственные структуры тех промышленно развитых стран, которые в состоянии обеспечить поддержку проводимым в Казахстане экономическим преобразованиям, и одновременно целеустремленно решать проблему обеспечения равных условий для деятельности национальных и иностранных инвесторов за счет установления для последних одинакового нормативно-правового режима с национальными инвесторами и в сфере налогообложения, и в сфере экспортных и импортных операций.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия