Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Кантор В. Е.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Сметанина Т. В.
доцент кафедры менеджмента Института бизнес-коммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат экономических наук


Качество товаров, услуг в условиях трансформации экономических отношений, обусловленных цифровизацией и кризисами
В статье рассматривается перемещение труда в виртуальную сферу из материальной сферы, порождающее изменение требований, предъявляемых к человеку. Показано, что качество цифровой услуги предопределяет качество товара, который она продвигает, поэтому в условиях социального и экономического кризиса необходимо предугадывать изменения требований к знаниям, труду и навыкам человека. Стоимость цифровых услуг должна быть эквивалентна и сопоставима стоимости товара в материальной сфере, которая остается более значимой для общества, чем нематериальная
Ключевые слова: потребительная стоимость, стоимость продукта, цифровая услуга, экономический кризис, труд, пандемия, качество, меновая стоимость, социальный кризис
УДК 338.242.2; ББК 65.050   Стр: 51 - 55

Проблемы последствий экономического и социального кризисов, потери качества товаров и услуг, безработицы могут быть решены с помощью анализа базовых понятий, используемых в экономике.
Актуальность проведения данного вида исследования предопределена сложившимися на сегодняшний момент условиями функционирования социально-экономических систем в обществе и трансформацией экономических отношений.
Товары производятся, прежде всего, в форме потребительных стоимостей. Это их доморощенная натуральная форма [1, с.106]. Товар по своей сути является и предметом потребления, и носителем стоимости. Обладание двумя формами — натуральной формой и формой стоимости определяют значимость товара, как такового. Стоимость товара — общественная форма и меновая стоимость. Товары интересны только тогда, когда они могут быть обменены. Стоимость товаров может быть выражена относительной и эквивалентной стоимостью. Один товар может быть активным, другой товар может быть пассивным. Один товар может входить своей стоимостью в стоимость другого товара.
В результате процесс установления стоимости будет предопределен активной или пассивной позицией сопоставляемых между собой товаров.
Товары мы рассматривает и в форме продукта, и в форме услуги. В условиях экономического кризиса важно определиться с первичностью и вторичностью представляемых товаров. Один товар — это основа другого товара. Если рассматривать развитие цифровых процессов в условиях пандемии, то можно отметить, что процессы цифровизации, облекают активный товар в некую пассивную форму. Цифровые процессы с точки зрения Ф. Котлера [2] определяют подкрепление активного товара в продвижении его в условиях экономического кризиса [3]. Опять же надо отметить, что данный вид кризиса спровоцирован социальными процессами, происходящими в обществе. Пандемия подействовала решительно на все сферы человеческой деятельности. Труд стал всё более перемещаться в область нематериального производства — в виртуальную сферу.
Цифровые услуги перешли в разряд активных товаров, влияющих на стоимость пассивных продуктов и услуг. Если определиться с понятиями относительной формой стоимости и эквивалентной формой стоимости, то можно отметить, что стоимость цифровых услуг может быть включена в состав относительной и эквивалентной форм стоимости. Всё зависит от того, на какой товар они оказывают воздействие. Одни и те же стоимости должны быть сведены к одному эквиваленту, тогда можно их рассматривать независимо от количества представленного товара. В данном случае размещение информации о товаре в социальных сетях, на сайте, организация продажи товара через интернет-плейсы, позволяет цифровую услугу продвижения свести к одному эквиваленту. Обладая знаниями, навыками и опытом индивид является средством производства нематериальных товаров, которые в настоящее время, в период развития цифровизации, выместили по своей производительности материальные товары. Психологическое воздействие социального кризиса на человека [4, 5, 6], который является в данном рассматриваемом случае потенциальным покупателем и заказчиком товаров, ускоряет процесс перемещения функции продвижения товара в виртуальное пространство. Труд является прообразом стоимости товара. Он заключен в этой стоимости. Отрывая стоимость продвижения товара из материальной сферы в виртуальную, труд также претерпевает деформацию. В результате труд становится виртуальным. И его стоимость приобретает новую форму. Эквивалентность разнородных товаров обнаруживает специфику заложенного в него труда. Если рассматривать цифровые услуги и услуги транспортные, а именно виртуальные и материальные услуги, то эквивалентность этих услуг определяет то, что труд, который входит в их состав, предопределяет специфику.
Перемещение услуг в виртуальную область в дальнейшем может привести к уменьшению спроса на труд в материальной области, а это в дальнейшем повлиять на требования к знаниям, навыку и опыту потенциальных работников или носителей данного труда. В результате данных процессов может произойти порождение нового рода безработных. Вывести многие профессии в невостребованные в складывающихся условиях.
С одной стороны, весь труд есть расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом качестве его идентичного, или абстрактного человеческого, труда образуется стоимость товаров. С другой стороны, любой труд есть расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом качестве своего конкретного полезного труда он создает потребительную стоимость [1]. Труд в один и тот же период времени может создавать различные массы потребительных стоимостей. Массы потребительной стоимости зависят от изменений производительной силы и производительности труда. То есть вы можете затратить равное количество труда, но получить разные массы потребительной стоимости. Простой средний труд используется для оценки сложного труда. Это затраты простого труда, которыми в среднем обладает телесный организм каждого обычного человека, не отличающегося особым развитием [1]. Труд — отец богатства, земля — его мать [7].
В условиях цифровизации качество массы потребительных ценностей меняется. Целесообразность труда превалирует. Труд распределяется в нематериальные результирующие формы. Физиологические усилия сводятся к умственным затратам. Труд становится интеллектуальнее. Снижается физическая составляющая труда. Это произошло на этапе индустриализации экономики. В настоящее время проходит этап цифровизации. Причем теперь в этом процессе задействованы не только тяжелые машины, но и цифровые средства связи, которые являются результатом алгоритмизации процессов, происходящих в обществе.
Согласно Д. Рикардо, «стоимость предмета или количество любого другого предмета, на которое он обменивается, зависит от сравнительного количества труда, необходимого для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, полученного за этот труд» [8]. Трудовые усилия преобладают над материальными стимулами. Человек в процессе труда, иногда даже больше заинтересован в собственной реализации, чем в размере полученного за него вознаграждения.
Опираясь на теорию К. Маркса, заработная плата рабочих представляется в виде цены труда. Стоимость труда и его денежное выражение называют необходимой или естественной ценой труда. Рыночная цена труда является колеблющейся в большую или меньшую стороны. Стоимость труда — это предметная форма затраченного при его производстве труда. Чтобы быть проданным, труд должен существовать на рынке до продажи. То есть уже К. Маркс определил рынок труда, на котором оценивается стоимость труда и, соответственно, стоимость рабочего времени, затраченного на производство товаров. Если мы имеем дело с рыночными условиями существования труда, то стоимость рабочего времени будет ассоциирована с его стоимостью, которая устроит покупателя рабочей силы на рынке.
Есть понятие овеществленного и живого труда [1, с. 538]. Стоимость рабочего времени при производстве услуги в большей степени может быть оценена как некая величина живого труда, который был необходим для производства данной услуги. Если же мы имеем дело со стоимостью рабочего времени при производстве товара, то в этом случае речь уже идет об овеществленном труде. При этом стоимость товара, услуги определяется в конечном счёте количеством труда, который затрачивается на их производство. За трудом стоит рабочий, с его навыками, знаниями и опытом. Соответственно покупателю товара, услуги на рынке противостоит непосредственно владелец этой рабочей силы, т.е. сам рабочий. Продолжая развивать эту мысль, можно прийти к следующим выводам. Рабочий производит соответствующие потребностям покупателя товары и услуги. Они должны обладать теми свойствами и тем качеством, которые удовлетворят покупателя. В товаре и услуге ассоциирована стоимость овеществленного труда. Если товар или услуга приобретается на рынке, значит составляющие их свойства удовлетворяют покупателя. В результате знания, навыки и опыт рабочего ассоциируются с качеством товара, услуги, которые предлагаются на рынке. Труд, который затрачивается рабочим на производство товаров, услуг в условиях рыночной экономики является полностью оплаченным. При этом даже прибавочный труд, который включается в стоимость товаров и услуг, представляет собой часть оплаченного труда. Главная задача заключается в превращении оплаченного труда в заработную плату. При этом труд может быть оценен разными формами заработной платы. Это и повременная заработная плата, которая определяется стоимостью времени, затраченного на производство товаров, услуг. Есть и поштучная заработная плата, которая взаимосвязана с количеством произведённых товаров и услуг. И в том, и в другом случаях мы имеем дело с оценкой знаний, навыков и опыта рабочего, являющегося производителем товаров и услуг.
Через формы заработной платы, через качество и количество знаний, навыков и опыта мы предопределяем оценку качества товара. Некачественный товар на рынке никому не нужен. Вернее, стоимость труда, который ассоциирован с некачественным товаром, всегда будет ниже стоимости труда, который вложен в товар, отвечающий требованиям качества. В условиях производства качественного товара или услуги выигрывают все. Предприниматель, владелец бизнеса, имеет устойчивый имидж своей компании. Рабочий — устойчивый спрос на свой труд. Покупатель — устойчивое удовлетворение своих запросов. Потребитель — соответствие ожидаемой и фактической потребительской ценности товаров или услуг.
Качество товара, услуги является критерием оценки добавочной стоимости, вложенной в производство товаров и услуг. Чем выше качество, тем соответственно выше добавочная стоимость. Рост оценки добавочной стоимости отражается на стоимости бизнеса в целом. Кроме того, рост оценки добавочной стоимости отражается на увеличении жизненного цикла бизнеса. Качество товара, услуги удлиняет жизненный цикл товарной марки и товарного знака. Качество предопределяет и стоимость деловой репутации организации [2]. Чем длительнее жизненный цикл, тем больше времени есть на формирование деловой репутации организации. Что же касается самих товара или услуги, которые выпускаются с соответствующим качеством, то удлиняются и их жизненные циклы. Товар, услуга более длительное время привлекают потребителей и покупателей, создавая постоянный доход организации, которая является их производителем.
Положительное воздействие качества товаров, услуг на стоимость рабочего времени дает возможность рабочему получить справедливое вознаграждение за результаты его труда. В тех случаях, когда внимание к качеству снижается, происходит обратная реакция экономических систем на происходящее. В результате сокращаются жизненные циклы организации, самих товаров и услуг, а рабочий не имеет возможности справедливой оценки своего труда. Если для организации, производящей некачественные товары и услуги, данная ситуация может приобрести сокращение её жизненного цикла. Для рабочего данная ситуация может быть связана с потерей заработка и справедливого вознаграждения своего труда, а также заставляет его пересматривать свои навыки, знания и опыт, предлагая их на рынке труда в новых условиях. При этом рабочий может быть и не виновен в производстве некачественных товаров и услуг. Процесс производства может быть достаточно сложным. В нем могут принимать участие большое количество рабочих. Для достижения запланированного уровня качества необходимо настроить всю систему менеджмента качества. В результате мы должны добиться синергетического эффекта от внедрения системы СМК, соответствующей требованиям со стороны общественного потребления. Рабочий может производить качественный товар, услугу, но доведение его до потребителя может быть некачественным. Может страдать логистика, гарантия, которые сопровождают товар и услуги на пути к конечному потребителю. В результате мы получаем отрицательный синергетический эффект от рабочего времени, затраченного на производство качественных товаров и услуг.
Поэтому стоимость рабочего времени не всегда может быть обусловлена качеством товара. Товар может быть некачественным при затратах рабочего времени на его качественное производство. По сути дела, рабочий не всегда является источником качественного результата производства. Многое зависит от подкрепления товара. В результате мы имеем место с цепочкой ценности, которая объединяет в себе основное и вспомогательное производства, а также обслуживающие производства, выводящие товар на рынок в том виде, в котором он соответствует представлениям о его качестве.
А. Смит отмечал, что «слово „ценность“ используется в двух разных значениях и иногда выражает полезность объекта, иногда покупательную способность по сравнению с другими объектами, которая обеспечивается владением им. Первый можно назвать стоимостью потребления, второй — меновой стоимостью» [9]. Меновая стоимость определяет сумму, которую готовы заплатить за результат труда, чтобы иметь определенную потребительскую ценность. В условиях изменения характера результата труда в производственном процессе преобладают меновая и потребительская стоимость.
Если объект вообще не имеет потребительной стоимости, другими словами, если мы не можем получить от него удовольствие или выгоду для себя, то он не будет иметь меновой стоимости, несмотря на его редкость и количество труда, необходимого для его производства. Предметы общего назначения получают свою меновую стоимость из двух источников: редкости и количества труда, необходимого для их получения.
Есть предметы, ценность которых определяется исключительно их редкостью. Никакая рабочая сила не может увеличить количество таких предметов, и поэтому их стоимость не может быть уменьшена увеличением предложения. К этой категории относятся редкие картины и статуи, редкие книги и монеты, вина особого качества, полученные из винограда, произрастающего на определенной почве, площадь которой очень ограничена. Их стоимость ни в малейшей степени не зависит от труда, необходимого для их первоначального производства, и колеблется в зависимости от изменения богатства и склонностей тех, кто хочет ими владеть. Рассмотрим в настоящее время работу обслуживающего персонала и работу учителя. Их можно сравнить по количеству усилий, вложенных в достижение меновой стоимости. Для труда обслуживающего персонала меновая стоимость выше, так как результат — это стоимость потребления, которую мы получаем немедленно. Учитель, вложивший больше подготовительных усилий в результат труда, получает более низкую меновую стоимость, поскольку результат в виде стоимости потребления откладывается. Кроме того, есть еще одна особенность. Это редкий труд. Несоблюдение защиты авторских прав на интеллектуальное произведение приводит к снижению его стоимости. Отсюда и падение его меновой стоимости. Рассматривая труд учителя как результат интеллектуального труда, можно сравнить его меновую стоимость со стоимостью продукта, произведенного в цифровой экономике, в основе которой лежат программные продукты, а также секретные формулы и алгоритмы.
«Реальная стоимость каждой вещи», — говорил А. Смит, действительно стоит того, кто хочет ее приобрести, это труд и усилия по ее приобретению. То, что каждая вещь действительно стоит того, кто ее приобрел и желает избавиться от нее или обменять на что-то другое, — это труд и усилия, которые можно сэкономить для него и которые он может наложить на других людей. Труд был первой ценой, оригинальной монетой, которой платили за все».
Если по отношению к труду обслуживающего персонала усилия по приобретению для лица, которое является конечным потребителем, незначительны. Затем применительно к образовательному процессу человек должен приложить значительные усилия, чтобы понять ценность продукта. Следовательно, происходит снижение меновой стоимости товара учителя.
В условиях цифровизации технологических процессов меновая стоимость падает еще больше. Еще сложнее становится потреблять продукт, для которого характерны цифровые технологические процессы. Необходимо понимать процесс потребления. Человек, то есть конечный потребитель, должен быть готов приобрести товар с таким армированием [10].
Столь значительное увеличение объема работы, которую может выполнять одно и то же количество рабочих в результате разделения труда, зависит от трех различных условий: во-первых, от повышения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от экономии времени, которое обычно тратится при переходе с одного вида труда на другой; и, наконец, от изобретения большого количества машин, которые облегчают и сокращают трудозатраты и позволяют одному человеку выполнять работу нескольких [11].
В книге К. Друри определяется важность организационной работы для успешного функционирования фирм. В условиях цифровизации технологических процессов это важный аспект. Необходимо четко понимать распределение полномочий, подчиненность и отчетность [12]. Это единственный способ начать процессы оцифровки. Если же рассматривать качество цифровой услуги, то оно включается в стоимость активного товара, в котором цифровая услуга играет роль формы подкрепления товара. То есть товар качественен только тогда, когда услуга, продвигающая его и являющаяся его подкреплением, тоже качественна [13, 14].
Что касается потребительной стоимости, то сам товар, который продвигается с помощью цифровой услуги, имеет более значимую потребительную стоимость. Отсюда можно сделать вывод, что цифровая услуга не может по своей потребительной стоимости быть значимее товара, который она подкрепляет.
Возвращаясь к росту безработицы в условиях перехода услуг в виртуальную сферу, необходимо отметить, что большая часть потребительной стоимости всё-таки остается в материальной сфере. Поэтому осуществляя пропорциональное перераспределение стоимостей из виртуальной сферы в материальную, можно управлять экономическими последствиями кризиса.
Рабочее время, которое необходимо для производства цифровых услуг, является мерой стоимости. Также как и рабочее время, которое уходит на производство товара в материальной сфере. Производительность труда предопределяет эквивалентную стоимость, а также потребность в людях. Это влияет на занятость. То есть, чтобы повысить потребность в рабочей силе, а, следовательно, снизить безработицу, необходимо увеличить количество оказываемых цифровых услуг. Внедрять их активно во все сферы деятельности. Добиваться того, чтобы как подкрепление товара, они могли себя предлагать для любого товара.
Нет соответствия между качеством товара и услуги и стоимостью рабочего времени, то есть той заработной платой, которая выплачивается рабочему за результаты его труда. Поэтому от формы оплаты труда в форме повременной и поштучной нужно переходить к наиболее гибким ее формам. А именно, сдельно-премиальной, аккордной, которые по своей форме более приближены к оценке качества товара, услуги. Особенно актуально это становится в условиях цифровизации экономики.
Товар может быть выражен через базовую стоимость материала, из которого он состоит. Два товара могут быть приближены по стоимости друг к другу, если оба товара выражены через стоимость материала. При этом даже не обязательно, чтобы в основе производства каждого лежал этот материал. Главное, чтобы была потребность обменять данный товар на соответствующий.
Базовая стоимость материала может быть представлена как всеобщая форма стоимости. Товары могут выражать свою стоимость просто и единообразно. Так как базовой составляющей данной стоимости является один товар, лежащий в основе оценки их стоимости. Данная форма стоимости отлична от потребительной стоимости товара. Так как в основу положен обмен. Если есть потребность в обмене товара, то соответственно, можно этот товар обменять по стоимости, отличной от его потребительной. Один товар выступает мерилом стоимости. Все другие товары, определены в качестве эквивалента.
Развернутая форма стоимости впервые встречается фактически тогда, когда один какой-нибудь продукт труда, например, скот, уже не в виде исключения, а обычно обменивается на многие другие товары [1, с. 123]. В ситуации с цифровыми услугами мы имеем дело с тем, что эти услуги монетизируются и их в результате можно обменять на любые овеществленные товары. Стоимости товаров, выраженные через один товар, изменяют природу данных стоимостей и предопределяют меновую стоимость каждого из участвующих в обмене товаров. То есть мы понимаем — сколько может стоить данный товар, выраженный через независимый товар, который еще и эквивалентен по стоимости прочим, участвующим в обмене товарам. Всеобщая форма стоимости возникает лишь как общее дело всего товарного мира. Стоимостная форма товаров представляет собой общественное бытие и, следовательно, должна быть общественно значимой формой. Если есть товар, ассоциируемый с всеобщей формой стоимости, то товары, которые с ним сравниваются, имеют как качественную, так и количественную аналогию. Причина этому — отражение своих стоимостей в одном и том же товаре.
Мерилом сопоставимости качества являются действующие стандарты. Допустим, оценивая соответствие финансовой отчетности организации действующим нормативно-правовым установкам, мы можем руководствоваться соответствием выводов, сделанных в заключении специалистов, принятым международным стандартам аудита (МСА).
Если мы говорим о менеджменте организации и оценке его качества, в своих выводах мы будем руководствоваться установленным международным стандартам менеджмента (МСМ). Правила, которые лежат в основе функционирования товара, услуги, должны оценивать их качество. Если оно есть, оно эквивалентно, то найдется и товар с всеобщей формой стоимости, который предопределит сопоставимость товаров и услуг. Отклонения от правил предопределят варьирование стоимости товаров и взаимосвязь между ценой и качеством. Потребительные стоимости также могут варьироваться и зависеть от качества сопоставимых товаров и услуг.
Цикличность экономических кризисов порождает скачкообразное развитие экономических отношений, влияющих на экономику социально-экономических систем, на качество товаров и на каждого человека в отдельности [15, 16, 17]. Цифровизация процессов напрямую связана с услугами, предоставляемыми IT- специалистами. Качество услуги должно быть постоянно оцениваемым. Поставщик услуги должен контролировать степень удовлетворения потребностей заказчика. Если потребности не удовлетворены в полном объёме, цена на услугу должна быть пересмотрена [18]. Качество — это совокупность характеристики продукта или услуги, которые формируют способность продукта удовлетворять сформированные и подразумеваемые потребности [19]. Понятие «разумная цена» должно ассоциироваться с тем, в какой степени удовлетворены потребности заказчика. Качество и разумная цена должны быть соразмерными. Качество услуги складывается из качества процессов, из которых она состоит. Это очень важно понимать при цифровизации технологических процессов. Гарантия качества определяется циклами Шухарта-Деминга.
Вопрос качества стал подниматься с древних времен, а именно с того периода, когда человек взял в руки камень. То есть появилось самое простое средство производства. И тогда необходимость контроля качества уже возникла. Но для осознания этого процесса с периода в 1 000 000 лет назад до 5000 лет назад. Этот процесс был связан с развитием человеческой общности и начало контроля за качеством ассоциировалось со строительством пирамид в древнем Египте [20]. С 1787 г по 1924 гг. начинается переломный этап в становлении контроля качества. Этот процесс был обусловлен изменение качества средств производства. Цифровизация технологических процессов, подстегнутая кризисными явлениями в обществе, привела к новому скачкообразному развитию контроля качества.
Для предоставления качественных цифровых услуг необходимо достигать организационной зрелости самих поставщиков этих услуг. В результате цифровизации услуг качество продукции, услуг стало оцениваться более индивидуально. Компании крупные, которые привыкли жить по-старому, резко сократили свой жизненный цикл. Однако сложились и лидеры, которые оказались способными быстро реагировать на происходящие процессы. К этим компаниям следует отнести Adobe, Amazon, Apple, Facebook, Google, and Netflix [21].
Большое внимание уделяется реакции на инновации, функционал и аудиты. Статистический анализ позволяет наглядно интегрироваться в современные процессы, происходящие в экономике. По сравнению с базовыми понятиями меновой стоимости современная цена на продукцию, услуги зависима от значительно большего числа факторов, которыми нужно руководствоваться при их реализации.
Общество цифровых процессов опирается на новые технологии. Появляются новые направления, способные объяснить процессы цифровизации экономики. Так продакт-менеджер — роль, в которой есть элементы инженерии, маркетинга, исследований и управления проектами, и такая роль является ключевой в создании новых продуктов. Она требует непрерывного внимания к целостности продукта, объединяя под единым видением то, как продукт проектируется, создается, называется, брендируется и продвигается на рынке. Объединяя в себе эти функции возможно регламентировать меновую стоимость продукта в условиях цифровизации. Это направление движения к умному бизнесу, который предполагает развитие управления качеством продуктов, услуг в современных условиях ведения бизнеса [22].
Когда возникает вопрос о цене, нужно сосредоточиться на концепции среднего чека. Если в ассортименте есть позиции с достаточно высокой ценой, то они, как правило, определяют общий результат полученной выручки от продаж. Высокая цена подтягивает общие показатели хозяйственной деятельности организации. Благодаря такому подходу можно спрогнозировать потребительскую ценность и полезность продукта, предлагаемых к продаже услуг. Неявно покупая результат труда по более низкой цене, покупатель все равно будет подсознательно переплачивать за качество, связанное с высоким уровнем цен на определенные предметы ассортимента. По словам Д. Ариэли, люди принимают решения на основе сравнения. Это предсказуемая иррациональность их решений [23].
Несмотря на развитие цифровизации, влияние школы научного менеджмента на процессы управления в современном обществе никоим образом не уменьшилось. Четыре основных правила управления (все остальное, что декларируется, является излишним с точки зрения администрирования) остаются неизменными.
1. Найдите нужных людей.
2. Дайте им работу, для которой они лучше всего подходят.
3. Не забывайте о мотивации.
4. Помогите им объединиться в одну команду и так работать в дальнейшем.
Это основы, которые в свое время продвигали Ф. Тейлор, Дж. Гант, Ф. и Л. Гилбрет, Д. Эмерсон. Значение этих учений не уменьшается в современном мире. Причина этого — приоритет дефицитного ресурса — рабочей силы во всех процессах, приводящих к созданию добавленной стоимости.
Также важно удовлетворение основных потребностей человека как производящей системы. Если человек в безопасности, то он с большей ответственностью и усердием занимается выполнением поставленных перед ним задач. Это определила поведенческая школа, в том числе А. Маслоу [24].
Информационные технологии характеризуются ценностью по отношению к потребителю, затраты на информационные технологии рациональны и контролируемы. Риски, связанные с производством информационных технологий, соизмеримы с уровнем их полезности.
Эффективность информационных технологий изложена в стандартах и массивах знаний, которые предлагают модели процессов (COBIT, ITIL®, ISO / IEC 20000), цель которых является определение того, что данный процесс должен обеспечить в определенный фиксированный период времени. Цели, в свою очередь, должны соответствовать критериям SMART (конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, привязанные ко времени).


Список использованных источников:
1. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Том I / К. Маркс — Москва: Эксмо, 2018. — 1200 с. — Великие экономисты.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод на русский язык. — М: Прогресс, 1991. — 652 с.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.
4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. — М.—СПб.: Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
6. Jung, C.G. The Gnostic Jung: Including.— Hoboken: Taylor and Francis, 2013.— С. 49. — 1 online resource (284 pages).
7. Petty W. Treatise of Taxes and Contributions. London, 1667, p. 47.
8. Ricardo D. Principles of political economy and taxation / D. Ricardo — «Strelbitsky’s Multimedia Publishing House», p. 21.
9. Philip Kotler: Marketing Essentials, 1984. / Philip Kotler: Fundamentals of Marketing. Translation into Russian: V.B. Bobrov. — M., 1990. https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5091/5099 — date of treatment 11/12/2020.
10. Adam Smith. «Research on the nature and causes of the wealth of peoples», 1776 https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf — date of treatment 11/12/2020.
11. Drury K. Introduction to management and production accounting: Textbook. manual for universities / Per. from English. ed. N.D. Eriashvili; Foreword by prof. P.S. Handless. — 3rd ed., Rev. and add. — M.: Audit, UNITI, 1998 — P. 16.
12. Jan van Bon. Foundations of IT Service Management. — Van Haren, 2007–02–01. — P. 4. — ISBN 9789087538446.
13. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. Учебник в 2 томах. — СПб.: Наука, 2007.
14. Okrepilov V. Economics of quality for sustainable development. — St. Petersburg, Publishing House of Peter the Great St. Petersburg Polytechnical University, 2015.
15. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. — 1-е изд. — М.: Наука, 1991. — 567 с.
16. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М.: Экономика, 1989. — 526 с.
17. Кондратьев Н.Д. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны. — Вологда: Обл. отделение Гос. издательства, 1922.
18. Jan van Bon. Foundations of IT Service Management. — Van Haren, 2007–02–01. — P.4.
19. ISO 8402:1994 Quality management and quality assurance — Vocabulary.
20. Walter A. Shewhard, W. Edwards Deming. Statistical method from the viewpoint of quality control. The Graduate School The Department of Agriculture Washington, 1939 — P. 3.
21. How to create tech products customers love second edition marty cagan Founder, Silicon Valley Product Group Copyright © 2018 by Wiley. All rights reserved. Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. Published simultaneously in Canada — P.
22. «Intercom on Product Management» — 2017 Intercom Inc. https://docs.google.com/document/d/1Ygw9hPIEqq7ms_ZuGniawheI0ZkoRukLXHOs0Qxusig/edit.
23. Dan Ariely. Book: “Predictable irrationality. The hidden forces that shape our decisions» https://knigi-for.me/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/sci-psychology/page-4-168914-den-arieli-predskazuemaya-irracionalnost-skrytye.html/
24. Tom DeMarco Deadline. A novel about project management. https://massolit.top/book/deadline-roman-ob-upravlenii-proektami/reading

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия