Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Никулина Ю. А.
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Цыбульский А. В.
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Стратегия поведения потребителей и транснациональных производителей табачной продукции в условиях популяризации здорового образа жизни
В статье раскрываются причины и определены направления изменения стратегии поведения потребителей и производителей на транснациональном рынке табачной продукции под влиянием модифицирующегося спроса. Рассмотрены современные факторы и тренды потребительского поведения на ранке табачной продукции в условиях популяризации здорового образа жизни, приведены динамика мирового рынка табачной продукции и позиции ведущих игроков, а также новый сегмент — рынок электронных альтернатив сигаретам. Проанализированы формальные и неформальные цели, лежащие в основе стратегии по созданию новых продуктов транснациональных производителей табачной продукции
Ключевые слова: мировой рынок табачной продукции, рыночные тенденции, транснациональная компания, потребительское поведение, электронные альтернативы сигаретам, здоровый образ жизни
УДК 339.92; ББК 65.5   Стр: 70 - 74

На стратегию производителя влияют тенденции рыночного спроса, которые непосредственно связаны с потреблением и потребительским поведением. Потребительское поведение и взаимодействие производителей товаров и услуг с потребителем претерпевают сегодня серьезные трансформации, которые можно назвать революционными. По нашему мнению, самые значимые изменения, оказывающие влияние на стратегию производителей табака в мире, это увеличение доли среднего класса в развивающихся странах, снижение численности потребителей табачных изделий в развитых странах из-за растущей приверженности здоровому образу жизни, появление новых поколений потребителей, которые требуют принципиально новых продуктов и подходов и, наконец, развитие интернета.
Для того чтобы раскрыть все эти тенденции, рассмотрим теоретические аспекты потребительского поведения. В научных исследованиях понятие «потребительское поведение» охватывает достаточно широкий круг явлений и процессов, но обычно оно понимается как «деятельность, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами» [1].
В более широкой трактовке «потребительское поведение» — это одна из разновидностей экономического поведения, включающая осознанные действия потребителя по обретению благ, направленные на удовлетворение собственных потребностей, предшествующие этому процессы формирования потребительских оценок, приоритетов, намерений, решений, а также действия потребителя, непосредственно связанные с производством базовых потребительских благ, потребительского эффекта, с удовлетворением потребностей [2].
Различным направлениям исследования потребительского поведения посвящены работы: Г. Саймона (базовые труды по рациональности поведения человека в экономике и теории принятия решений), Э. Калинина, Е. Чирковой, А. Шаститко (современная интерпретация проблемы экономической рациональности), В. Домниш, М. Дымница, Д. Блэкуэлла, П. Миниарда, Дж. Эиджела, Ф. Котлера (методы воздействия производителей на потребительский выбор), В. Ильина, В. Иноземцева, Т. Сакайя, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра (современные тенденции потребления).
Исследования показали, что в научной литературе существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению потребительского поведения (экономический, социологический, социально-психологический, маркетинговый, анализ потребительского поведения в контексте поведенческой экономики). В рамках данной статьи раскрыты экономический и социально-психологический подходы, так как, по мнению авторов, факторы, изучаемые в этих подходах, оказывают определяющее влияние на стратегию производителей табака в условиях нарастания значимости здорового образа жизни для формирования спроса. Кроме того, уделяется внимание биологическому поведению, так как табачная продукция в силу возникновения привыкания отличается от других потребительских товаров.
Потребительское поведение коренным образом изменилось за последние годы. На это повлияли глобальные факторы, а также изменение психологии потребителей. Одним из наиболее значимых глобальных факторов является глобализация рынков и товаров. Как сами продукты и услуги, так и методы их продвижения глобализируются, что приводит к изменениям потребления на локальных рынках. Потребительское поведение жителей различных географических регионов становится все более однородным и компаниям необходимо подстраиваться под все более строгие стандарты качества. Кроме того, возрос уровень конкуренции за потребителя, так как у потребителей, благодаря достижениям глобализации, значительно расширился доступ к различным товарам и услугам. Таким образом, этот фактор стимулирует производителей табачной продукции инвестировать значительные средства в НИОКР, например Филип Моррис инвестировала около 7,2 млрд долл. в научные разработки [3].
Второй глобальный фактор, влияющий на потребление, — урбанизация и миграция. Рост городского населения меняет образ жизни и потребление, как мигрантов, так и самих жителей городов.
Среди других глобальных факторов необходимо отметить рост среднего класса в развивающихся странах. Для производителей табачной продукции этот фактор очень важен, так как позволяет значительно увеличить продажи в развивающихся странах.
Еще одним значимым фактором, влияющим на тенденции потребления, является поведение нового поколения потребителей. Их ценности значительно изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Обнаружить и понять эти ценности помогает современная поколенческая теория. В теории поколений выделяют пять типов когорт, обладающих различными ценностями, взглядами на мир, стилями потребления. Наиболее значимое влияние на глобальные тенденции спроса в будущем окажут два последних поколения — поколение «Y» или «Миллениумы», к которому относятся люди, родившиеся в период 1984–2000 годов, и поколение «Z» — родившиеся после 2000 года. Для поколения «Y» важно, чтобы потребление доставляло удовольствие, а потребляемые товары и услуги приносили пользу организму. Для табачных компаний важно, что это поколение гораздо меньше предыдущих потребляет табачную продукцию, особенно традиционные варианты, такие как сигареты. Ценности и модели потребительского поведения поколения «Z» находятся в стадии становления. Влияние внешней и внутренней среды на это поколение дает нам некоторые основания для выявления такой особенности в поведении этого поколения, как стремление к полной свободе. Это поколение еще больше придерживается здорового образа жизни и гораздо позже начинает употреблять алкоголь и табачную продукцию, чем предыдущие поколения. Табачным компаниям приходится менять свою стратегию для того, чтобы повлиять на это поколение и сформировать у него спрос на свою продукцию.
Наконец, одним из важнейших факторов, влияющих на современное потребительское поведение, является быстрое развитие технологий. С одной стороны, технологии расширяют возможности потребления, открывая доступ к широчайшему спектру товаров и услуг. С другой — развитие технологий усложняет жизнь и изменяет ее. Многим потребителям сложно разобраться с новыми технологиями, а также освоится с разнообразным выбором и большим потоком информации.
Потребительские тренды на региональных рынках могут совпадать с глобальными, отличаться темпами развития, а иногда, под влиянием локальных факторов, идти в разных направлениях с глобальными. И все же основные мировые тренды актуальны как в глобальном масштабе, так и для локальных рынков.
Таким образом, рассмотрев наиболее важные глобальные факторы, влияющие на потребительское поведение, перейдем к рассмотрению актуальных мировых потребительских трендов.
Так, по итогам исследования GfK Сonsumer Life, можно выделить шесть наиболее актуальных глобальных потребительских трендов:
● стремление к безопасности потребления;
● сознательное потребление;
● опыт важнее обладания;
● взаимовлияние потребителей;
● экологичность потребления;
● жилище становится домом [4].
Наиболее выраженным глобальным потребительским трендом является стремление к безопасности потребления. Под влиянием просветительских программ о вреде курения все больше людей будут отказываться от табачной продукции, что значительно влияет на деятельность производителей табачной продукции. Так, в развитых странах доля курильщиков неуклонно снижается, и ожидается, что эта тенденция будет фиксироваться и в развивающихся странах.
Следующий глобальный потребительский тренд можно обозначить как сознательное потребление. Под сознательным потреблением следует понимать выбор товаров, продуктов и услуг, которые соответствуют этике, установкам, ценностям и идеалам индивидуума. В 2017 г. для 61% людей в мире важно было знать, где и когда сделан продукт [4]. И столько же людей в мире отмечали, что покупают только те товары и услуги, которые соответствуют их убеждениям, ценностям и идеалам. Производители табака следуют этим трендам и повышают открытость бизнеса и заботятся о своей репутации.
Еще один важный тренд — экологичное потребление. Все большее число потребителей сегодня готовы менять свое поведение, чтобы снижать негативное воздействие на окружающую среду, и ожидают того же от компаний-производителей. В 2017 г. 66% людей в мире заявляли о том, что чувствуют себя виноватыми, когда делают что-то, что вредит окружающей среде [4].
Для того чтобы изучить тенденции, непосредственно влияющие на производителей табачной продукции, рассмотрим мировой рынок табачной продукции.
В то время как число пользователей рынка табачной продукции в мире растет и насчитывает уже более одного миллиарда индивидуальных взрослых потребителей на 2019 год, глобальные тенденции меняются, и табачная промышленность переживает период постоянных изменений. Возрастающая конкуренция, усиление законодательного регулирования отрасли и другие ограничения для табачной отрасли, такие, как курение в закрытых общественных местах, запрет рекламы в некоторых странах и, главное, растущая стоимость сигарет из-за налогов и снижение числа потребителей из-за роста цены и повышения осведомленности о вреде курения, привели к падению продаж в количественном отношении.
Самые последние оценки легального глобального табачного рынка (2018 год) показывают, что объем продаж составляет примерно 814 млрд долл. Более 700 млрд долл. приходится на продажу обычных сигарет. Одним из факторов, способствующих сокращению легальных объемов потребления табака, является продолжающийся рост потребления контрафактных продуктов. Это серьезная проблема для табачной отрасли, так как доля незаконной торговли сигаретами, по оценкам, составляет 11,2% мирового табачного рынка и непрерывно растет [5].
Производители табачной продукции прогнозируют, что различия поколений, а также изменение отношения потребителей к своему здоровью будут способствовать росту новых категорий продуктов (электронных альтернатив сигаретам). Ожидается, что это сыграет определенную роль в компенсировании прогнозируемого устойчивого снижения потребления сигарет. Однако, несмотря на рост электронных альтернатив, сигареты все еще занимают важнейшее место в продажах табачных компаний, поэтому рассмотрим тенденции этого рынка подробней.
Как видно из рис.1, в мире объем продаж сигарет в количественном выражении снижается с 2012 года. Это крайне негативный фактор для табачных компаний, так как доля сигарет в продажах табачной продукции чрезвычайно большая. Данная тенденция обусловлена усилением регулирования и изменением общественных настроений. Общее потребление табака, включая незаконное, сократилось на 2% с 2018 по 2019 год. (в количественном отношении). Этот показатель снижения, по прогнозам, останется между 2% и 3% в течение следующих трех лет, в то время как розничная стоимость продаж табака, как ожидается, будет увеличиваться на 2–4% каждый год, главным образом за счет ценообразования [5].
Рис. 1. Мировой рынок сигарет: объём продаж в стоимостном и количественном выражении (2004–2018) [6]
Из-за повышения стоимости сигарет объём продаж в стоимостном выражении, напротив, вырос. Как видно из рис. 1, с 2004 по 2018 гг. объём продаж в количественном отношении снизился на 3,7%, а объём продаж в стоимостном отношении вырос на 24,4% [6].
Существуют различия между тенденциями потребления табачной продукции в развитых и развивающихся странах. В развитых странах доля курильщиков неуклонно снижается, благодаря изменению отношения индивидов к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Для того чтобы оценить важность изменений в отношении потребителей к здоровому образу жизни, можно привести в пример размер рынка правильного питания, который составляет 702 млрд долл. [7]. Потребители все больше заботятся о своем здоровье, и это оказывает влияние на рынки потребительских товаров. Изменения еще значительней для рынков наиболее вредных товаров, к которым относится табачная продукция. Под влиянием этих тенденций доля потребителей алкогольной продукции в развитых странах значительно упала, если рассматривать более молодые группы населения.
Спрос на табачную продукцию также снизился, например, в США доля потребителей сигарет среди взрослых снизилась с почти 43% в 1965 г. до примерно 14% в 2018 г. Около 70% взрослых потребителей табачных изделий в США являются потребителями сигарет. Среди потребителей табачной продукции в возрасте 18–24 лет только 45,6% являются потребителями сигарет, остальные потребляют иные продукты, содержащие никотин. Таким образом, среди молодых людей доля использования таких табачных изделий как электронные сигареты, выше, чем среди старших поколений.
В странах Азии и Африки число курильщиков увеличивается за счет роста доли среднего класса и высоких демографических показателей. Так, доля Азии в 2005 г. составляла 55% от мирового потребления табачной продукции, а в 2018 г. — 64%. В результате этих изменений на 2018 г. 80% потребителей табачной продукции в мире живут в странах низкого и среднего уровня дохода, что делает эти страны важнейшими рынками для табачных компаний [8].
Под влиянием растущих проблем и изменений табачного рынка происходит консолидация среди производителей табачной продукции, и табачный рынок все больше контролируется несколькими международными компаниями. В 2001 г. чуть более 43% продаж на мировом рынке обеспечивалось пятью ведущими транснациональными табачными компаниями, а к 2018 г. их доля составила уже 80,6%. Это компании China National Tobacco Corporation, Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco Inc. и Imperial Tobacco. На рис. 2 представлены доли этих компаний на глобальном рынке. За исключением Китайской национальной табачной корпорации, эти компании действуют в большинстве стран мира и генерируют большую долю выручки на рынках за пределами своей страны происхождения. Так, например, экспортные продажи табачной продукции компании British American Tobacco составляют более 60% от общего объёма продаж. Таким образом, исключая Китайскую национальную табачную корпорацию, все эти компании являются ТНК. Рассмотрим эти компании подробней.
Рис. 2. Доли ведущих компаний в общемировом объеме продаж сигарет (2018 г.) [6]
Как видно из рисунка, Китайская национальная табачная корпорация (CNTC), которая принадлежит и управляется правительством Китая, является крупнейшим в мире производителем сигарет, на долю которого приходится 43,6% мирового рынка. CNTC продает большую часть своей продукции в Китае, экспорт составляет около 1% объема производства. Для данного исследования стратегия китайской корпорации не слишком представительна, так как компания является государственной и не относится к ТНК. Кроме того, компания выступает практически монополистом на внутреннем рынке, поэтому рыночные факторы для нее не столь значимы.
Philip Morris International (PMI) — публичная американская компания. PMI контролирует около 13,9% международного рынка сигарет [6]. Компания работает на более чем 180 рынках [10]. В период с 2017 по 2018 год PMI отметила снижение объемов продаж сигарет во всех регионах, кроме Западной Европы [9]. Компания продолжает уделять особое внимание расширению продаж своего нагретого табака IQOS на ключевых рынках Японии, Южной Кореи и России [10]. Ее годовая выручка за 2019 г. составляет 29,80 млрд долл.
British American Tobacco (BAT) — это публичная компания, зарегистрированная в Лондоне. BAT работает на более чем 200 рынках, является третьей по величине компанией на мировом рынке табачных изделий и контролирует 12,2% международного рынка сигарет [11].
Japan Tobacco, Inc. (JT) — японская корпорация со штаб-квартирой в Токио и материнской компанией Japan Tobacco International (JTI), штаб-квартира которой находится в Женеве, Швейцария. Продажи табака на экспорт составляют более 60% операционной прибыли JT. Благодаря продукции, доступной в 130 странах, JT является четвертой по величине табачной компанией в мире и контролирует 8,5% мирового рынка сигарет [8], [12].
Рассмотрев тенденции мирового рынка сигарет, перейдем к тенденциям сегмента их электронных альтернатив. Электронные альтернативы сигаретам, в том числе электронные сигареты, работают от батарей и продуктов, которые производят аэрозольную смесь, содержащую никотин, ароматизаторы, пропиленгликоль, глицерин и/или другие добавки, которые пользователь вдыхает.
Рынки электронных альтернатив сигаретам находятся в стадии формирования. Во многих странах регулирование этого продукта находится на ранних стадиях своего становления и, хотя многие правительства рассматривают вопрос о регулировании, конкретно относящемся к этой категории, оно зачастую не вводится в действие. Регулирующие органы разных стран еще не сформировали единой позиции по отношению к электронным альтернативам сигаретам. Некоторые страны, такие как США, Великобритания, стремятся поощрять электронные альтернативы сигаретам как продукты, потенциально представляющие меньший риск для курильщиков. Однако другие страны осуществляют более жесткое регулирование или даже запрещают такие продукты.
Согласно данным Euromonitor, мировой рост рынка электронных альтернатив сигаретам за период 2011–2018 гг. вырос примерно с 7 млн долл. до примерно 41 млн долл. Euromonitor прогнозирует, что число новых пользователей составит 55 млн чел. в 2021 году — по-прежнему всего около 5% потребителей сигарет [13]. Глобальный рынок электронных альтернатив сигаретам оценивается в более чем 19 млрд долл., крупнейшие страновые сегменты — США (около 7 млрд долл.), Великобритания (около 3 млрд долл.), затем следуют Франция, Германия и Китай (каждая до 2 млрд долл.) [13]. Но доля электронных альтернатив сигаретам составляет малую часть мирового рынка сигарет, который насчитывает сотни млрд долл. [13]. Данные Euromonitor показывают, что с точки зрения «стоимости» (т.е. продаж) электронных сигарет, в 2017 г. рост составил 50,7% по сравнению с 2,8%. для горючих сигарет, а в количественном отношении рост составил 36,8% и -1,4% соответственно [13].
Как видно из рис. 3, на рынке США продажи негорючих продуктов стремительно растут по сравнению с горючими продуктами, такими как сигареты, которые, как видно из рис. 1, не смогли достичь уровня 2014 года.
Рис. 3. Рынок электронных альтернатив сигаретам США [13]
Изучив годовые отчеты и прогнозы крупнейших компаний-производителей, можно сделать следующие выводы. У производителей табака существует чёткая стратегия по ориентированию на создание новых продуктов. Эти продукты можно разделить на две категории.
Во-первых, это продукты с пониженным потенциальным вредом для потребителя — такие как вейпы, системы нагревания табака и другие системы, где не происходит поджигания табака.
Во-вторых, это новые продукты, использующие горение табака, такие как сигареты с кнопками, тонкие сигареты и упаковки сигарет с меньшим количеством, чем стандартные.
Если по традиционному портфелю горящего табака (классические сигареты) производителями ожидается спад продаж в количественном отношении, то рост продаж негорючих продуктов (вейпов и других) будет происходить очень высокими темпами. Так, у BAT за 2019 г. рост продаж по новым категориям товаров составил 32% [11]. У многих компаний, таких как BAT, Philip Morris и других, стратегия по созданию новых продуктов даже включена в миссию компании. Например, цель компании BAT состоит в том, чтобы к 2030 г. иметь 50 млн потребителей альтернативных продуктов и ускорить рост доходов новой категории более быстрыми темпами, чем их общий доход, достигнув 5 млрд фунтов стерлингов в 2025 г. А у Philip Morris в миссию включен план прекращения продажи всех продуктов, содержащих никотин.
Также компании ведут активную рекламную кампанию новых продуктов, как через традиционные центры рекламы, так и через новые источники рекламы, такие как интернет и инфлуесеров (пользователей, имеющих обширную и лояльную аудиторию в социальных сетях).
Кроме того, компании активно проводили сделки поглощения для того, чтобы, во-первых, убрать конкурентов, и, во-вторых, чтобы получить необходимые технологии. Так, Philip Morris произвела более 20 приобретений или созданий партнерств с компаниями, которые первые вошли в отрасль [15].
Подытоживая вышесказанное, можно предположить, что стратегия по созданию новых товаров преследует сразу несколько целей.
Во-первых, это смена имиджа и создание продукта, который не подвержен негативному образу в глазах общественности, так как за последние годы была проведена огромная работа правительств и международных организаций по информированию о вреде табака.
Во-вторых, это удержание людей, пытающихся бросить курить из-за того, что это вредно. Так, по исследованиям, многие из бросающих курить сигареты переходят на альтернативные продукты.
В-третьих, это завоевание молодых поколений в развитых странах, так как среди них число курящих сигареты уменьшается с каждым годом.
В-четвертых, это в какой-то мере ответ на повышение налогов на табачную продукцию и различные ограничения, так как табачные компании зачастую лоббируют сниженные налоги во многих странах, или даже используют схемы, по которым практически не платят налогов.
В-пятых, компании создают новые товары по причине того, что боятся потерять свою долю рынка из-за появления молодых компаний-конкурентов в этой отрасли.
Однако, по некоторым данным, осуществление некоторых из этих целей маловероятно. Число потребителей, начавших курить с новых продуктов, минимально. Так, по данным Управления по вопросам курения и здоровья США [15], молодые поколения, которые впервые начали употреблять табачную продукцию, зачастую бросают ее или переходят на новый тип продукции в течение двух-трех лет. Это, во-первых, вынуждает компании производить все новые и новые продукты и, во-вторых, вынуждает агрессивно вкладываться в маркетинг, уменьшая прибыльность. Кроме того, вызывает сомнение, смогут ли табачные компании получить достаточно новых потребителей благодаря этим продуктам, чтобы компенсировать потерю потребителей, бросающих курить.
В настоящий момент среди молодёжи большинство новых пользователей продуктов без горения табака ранее употребляло сигареты, что показывает неспособность этих товаров значительно увеличить проникновение в среду новых поколений пользователей. Это является негативным фактором для производителей табачной продукции, но, возможно, позитивным фактором для общества в целом. Кроме того, на эффективность стратегии по созданию новых продуктов негативно влияют законодательные ограничения и запреты, вводимые в некоторых странах. Кроме того, эффективность внедрения новых продуктов на рынки развивающихся стран, которые являются важнейшими для производителей, минимальна по причине дороговизны таких продуктов для жителей таких стран.
Но самой большой проблемой для производителей, на наш взгляд, является то, что, несмотря на активный рост числа пользователей в мировом масштабе, число пользователей негорючей продукции насчитывает всего 5% от числа покупателей сигарет.
Таким образом, изучив стратегию производителей табачной продукции и данные различных исследователей и исследовательских организаций, можно сделать следующие выводы.
Электронные альтернативы сигаретам за 13 лет с момента своего изобретения не смогли занять значительную долю рынка. Стратегия компаний, нацеленная на привлечение новых поколений потребителей при помощи продуктов со сниженным риском, либо оказалась безуспешной, если ее основной целью было привлечение новых пользователей, либо ориентирована на другие цели. Также весьма вероятно, что табачные компании рассматривают инвестиции в электронные альтернативы сигаретам в более долгосрочной перспективе. Компании готовы к тому, что эти инвестиции являются долгосрочными. Подтверждением этого тезиса может служить высказывание Томмазо Ди Джованни (вице-президента «Филип Моррис Интернэшнл») — «Через 10–15 лет некоторые страны полностью избавятся от сигарет» [3].
По нашему мнению, табачные компании преследуют несколько иные цели. Это, во-первых, формирование более положительного общественного мнения благодаря тому, что они работают над снижением вреда. В прошлом эта стратегия была чрезвычайно успешна, в случае с переходом пользователей на тонкие сигареты, сигареты с фильтром, и позволяла избежать оттока покупателей.
Во-вторых, это осуществление превентивных мер в случае выхода конкурентов на этот рынок. Эти меры позволяют табачным компаниям устранить риск появления новых, более инновационных и гибких компаний, которые будут более успешны на рынке электронных альтернатив сигаретам. Этот риск, действительно, более чем реален, так как в рамках глобального перехода потребителей табачной продукции на электронные альтернативы сигаретам вероятность завоевания лояльности аудитории новыми игроками значительно упрощается по сравнению с выходом на зрелые рынки.
В-третьих, создание альтернативы для потребителей, которые хотят бросить курить из-за вреда здоровью, так как по данным исследований FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) [15] электронные альтернативы сигаретам наносят меньший вред здоровью. Эта цель также подтверждается словами Томмазо Ди Джованни: «Наш продукт нового поколения предназначен только для взрослых курильщиков, которые в силу разных обстоятельств не могут отказаться от сигарет, но при этом хотят снизить риски воздействия от курения» [3]. Доказательством важности этой цели служат стратегии табачных компаний, где говорится, что предназначение новых продуктов — предоставить потребителю более безопасную альтернативу.
Транснациональные производители табачной продукции стали испытывать давление на свой бизнес со стороны спроса на рынках развитых стран по мере формирования его нового направления — стремления потребителя вести здоровый образ жизни. Необходимость адаптации к объективно развивающемуся и разрастающемуся по всему миру процессу и смена поколенческих установок потребителя заставила их формировать и новые рыночные стратегии. По нашему мнению, пока нельзя с уверенностью утверждать, что ставка на развитие сегмента электронных альтернатив сигаретам станет успешной и долгосрочной стратегией.


Список использованных источников:
1. Васильев В. Г. Поведение потребителей: учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 240 с.
2. Россинская Г.М. Экономическое поведение потребителя: методологический аспект. — URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Rossinskaya.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
3. Томмазо Д.Д,. Томмазо Ди Джованни. Через 10–15 лет некоторые страны полностью избавятся от сигарет / Д. Д. Томмазо. — Текст: электронный // Русский Табак: [сайт]. — URL: http://www.rustabak.ru/articles/detail.php?ID=69140 (дата обращения: 02.02.2021).
4. Александр Демидов. Глобальные тренды и российский потребитель 2017 / Демидов Александр. — Текст: электронный // trends.ru: [сайт]. — URL: http://files.r-trends.ru/reports/Gfk_Global_Russian_Trends_Sep_2017_Report.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
5. Global Electronic Cigarette Market Outlook Report 2017–2019 & 2026. — Текст: электронный // prnewswire: [сайт]. — URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/global-electronic-cigarette-market-outlook-report-2017–2019--2026–300910267.html (дата обращения: 02.02.2021).
6. Global Cigarette Industry. — Текст: электронный // scribd : [сайт]. — URL: https://ru.scribd.com/document/248748544/Global-Cigarette-Industry-PDF (дата обращения: 4.02.2021).
7. Global Wellness Economy. — Текст: электронный // Global Wellness Institute: [сайт]. — URL: https://globalwellnessinstitute.org/press-room/statistics-and-facts (дата обращения: 4.02.2021).
8. Tobacco Fact Sheet. May 2019. — Текст: электронный // World Health Organization (WHO): [сайт]. — URL: www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/tobacco. (дата обращения: 04.02.2021).
9. Philip Morris International. Who we are. 2019. — Текст: электронный // Philip Morris International: [сайт]. — URL: www.pmi.com/who-we-are. (дата обращения: 04.02.2021).
10. 2018 Annual Report. — Текст: электронный // Philip Morris International: [сайт]. — URL: https://www. pmi.com/investor-relations/reports-filings. (дата обращения: 04.02.2021).
11. Annual Report 2018. — Текст: электронный // British American Tobacco: [сайт]. — URL: www.bat.com/annualreport. (дата обращения: 04.02.2021).
12. Annual Report 2018. — Текст: электронный // Japan Tobacco, Inc.: [сайт]. — URL: www.jti.com/about-us/our-business/investor-information/jt-annual-report (дата обращения: 04.02.2021).
13. Global Market Outlook (2017–2026). — Текст: электронный // researchandmarkets : [сайт]. — URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/4827644/electronic-cigarette-global-market-outlook?utm_source=CI&utm_medium=PressRelease&utm_code=jxtpcf&utm_campaign=1292644+-+Global+Electronic+Cigarette+Market+Outlook+Report+2017–2019+%26+2026&utm_exec=chdo54prd Electronic Cigarette — Global Market Outlook (2017–2026) (дата обращения: 04.02.2021).
14. Annual Report and Accounts 2018. — Текст: электронный // Imperial Brands: [сайт]. — URL: www.imperialbrandsplc.com/Investors/Annual-report-accounts.html. (дата обращения: 04.02.2021).
15. King, BA The chicken or the egg? The value of longitudinal research in an increasingly diverse tobacco product landscape / BA King. — Текст: электронный // pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32321845/ (дата обращения: 04.02.2021)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия