Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Чжао Шицян
специалист по международным связям, СПб (Россия) — КНР,
Университета Байсе Гуанси-Чжуанского автономного района,
кандидат экономических наук

Сяо Фулю
преподаватель Университета Байсе Гуанси-Чжуанского автономного района КНР,
кандидат экономических наук

Викуленко А. Е.
зав. кафедрой финансов и статистики
Санкт-Петербургского государственного технологического института
(Технического университета),
доктор экономических наук, профессор


Становление и пути развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге
В статье раскрываются возможные стратегии комплексного и системного изучение малого бизнеса на основе последних достижений теории хозяйственных систем, его функционирования и адаптации к рынку, росту и развитию. Отмечается, что ситуация (в последние 20 лет) малого предпринимательства в Санкт-Петербурге аналогична ситуации в целом по России. Рассмотрены этапы развития малого бизнеса. Определено влияние государства на развитие частного предпринимательства
Ключевые слова: Санкт-Петербург, малый бизнес, малое предпринимательство, этапы развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге
УДК 336.018   Стр: 93 - 97

Вопросы формирования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как сложной системы, отражены в многочисленных трудах зарубежных и отечественных авторов. Так, вопросам экономического роста и развития предприятий посвящается целый ряд работ Агапцова С.А., Альтера Л.Б., Амелина С.В., Ансоффа И. [1, 2, 3]. Вопросам соотношения интенсивного и экстенсивного развития — работы Баканова А.Е. и Шеремета А.Д. [5, 8]. Вопросам управления развитием предприятий — работы Гасанова А.З., Глущенко И.И., Жданова С.А. Вопросам устойчивого развития — работы Захарова Г.Н., Логинова К.В., Кузнецова А.И. [7, 8, 9], Омельченко И.Н. [10]. Вопросам соотношения отдельных частей системы «малое предприятие» — работы Литвака Б.Г., Синицы В.Ф., Фелиса К., Багратиновского К.А., Егоровой Н.Е. и др. [5,6,7], в которых использованы современные принципы и методы системного управления сложными экономическими объектами.
В то же время остаются актуальными вопросы экономической обоснованности управленческих решений в области формирования эффективной системы управления устойчивым развитием малого предпринимательства и его основной части — малых предприятий (МП). Недостаточный опыт в области формирования и устойчивого развития МП, особенно в больших городах России за последние 20 лет, вызывает необходимость разработки, на основе комплексного подхода, теоретических положений и методических основ управления их эффективным функционированием и устойчивым развитием [11].
В российской экономике вопросам управления устойчивым развитием малого предпринимательства уделяется особое внимание. Так как малый бизнес, особенно с 2020 года, становится важным условием роста экономики и оптимизации структуры народного хозяйства региона и страны в целом, что делает достаточно значимыми вопросы управления им, анализа его устойчивого развития на уровне крупного промышленного центра. Поэтому комплексное и системное изучение малого бизнеса на основе последних достижений теории хозяйственных систем, его функционирования и адаптации к рынку позволяет по-новому рассмотреть проблему эффективного управления его устойчивым развитием с учетом его реального состояния, в сложившихся условиях отечественной экономики, а также специфики и особенностей производства и реализации продукции и услуг.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии методических основ повышения эффективности управления устойчивым развитием малого предпринимательства Санкт-Петербурга на основе зависимости между интенсивно-экстенсивными факторами и устойчивым развитием МП.
Стратегическое планирование и управление малым предпринимательством, (малых предприятий-МП) в России, призвано обеспечить необходимый их экономический рост и желаемый уровень их развития на предстоящий период до 2030 года.
Под развитием понимаются качественные изменения системы, эволюция, обновление её отдельных подсистем. Рост может происходить с развитием или без него и означает повышение размеров или числа объектов, расширение деятельности по объему производства, доли на рынке, численности персонала, величины продаж, чистой прибыли и т.д. Малые предприятия, как организованные системы, могут стимулировать свой рост, осуществляя целенаправленный выбор, например, расширение рынка сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Ограничение роста не ограничивает развитие. Таким образом, стратегическое планирование и управление МП в настоящее время в России и призвано обеспечить необходимые параметры экономического роста и желаемого уровня развития малых предприятий на перспективу и, в результате этого, обосновать дальнейшее развитие эффективности экономики страны.
Анализ показал, что ситуация с малым предпринимательством в Санкт-Петербурге аналогична ситуации, в целом по России. Так, по состоянию на 01.01.2018 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 158,7 тысяч малых предприятий (МП) и 46,4 тысяч предпринимателей без образования юридического лица, или 15,3% от общего числа МП Санкт-Петербурга. Оборот МП за 2008 год оценивается в 266761,0 млн рублей, что составляет 29% от общего оборота организаций Санкт-Петербурга. Причём, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, оборот МП вырос в 1,42 раза. Отраслевая структура малого предпринимательства Санкт-Петербурга, по-прежнему, характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования (50,7%). При этом доля МП в сфере обрабатывающего производства составила всего 9,6%.
В этом периоде только около 15% МП Санкт-Петербурга были заняты в промышленности, 13% — в строительстве. В 2007–2009 гг. наблюдается незначительная тенденция к их росту за счет торговли, общественного питания и сферы обслуживания населения (около 2,7%). В результате отраслевая структура малого бизнеса вполне определенно отражает превалирование сферы услуг, на долю которой приходится 57% общей численности предприятий малого бизнеса города. По производству продукции и услуг лидирующее положение в малом бизнесе занимают предприятия частной формы собственности, на долю которых в этот период приходилось около 87% от общего объема продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями. Доля предприятий смешанной формы собственности в выпуске продукции — 13% в год. В целом уровень развития малого предпринимательства в России в этот период, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, был явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходилось в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах — членах ЕС — не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства несколько приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей этих городов в 2009 г. приходилось в сфере обслуживания — 20,9, и в сфере строительства 23,3 МП соответственно.
Малый бизнес играет важную роль в экономике города и социальной сфере. Общая численность работников МП в 2019 года по России в целом составила свыше 6,7 млн человек. По Санкт-Петербургу она увеличилась за 5 лет (с 2015 года) более чем, в 14 раз и составила 7,8% (629,1 тысяч человек) (по Москве также 7,8%) от общероссийского показателя. В целом по стране количество занятых на МП выросло за 2019 год на 5,4%, (в Санкт-Петербурге — на 2,7%). Доля фонда заработной платы (ФЗП) работников МП в Санкт-Петербурге в общей сумме ФЗП работников всех МП России относительно снизилась: в 2015 году она была на уровне 13,3%, в 2019 году составляет 10,2%.
С 2015 по 2019 гг. в Санкт-Петербурге наблюдается устойчивый рост МП. Так, если в 2015 г. в городе было зарегистрировано 131447 МП, то в 2015 г. уже 159325, а в 2016 г. — уже 165745. В 2017 г. произошёл небольшой спад — 114593, но, уже в 2018 г., вновь наблюдается положительная тенденция — 136239, а в 2019 г. — 142782, в 2020 году — 158683 предприятия. Доля количества МП Санкт-Петербурга в общем количестве МП РФ в 2015–2019 годы увеличилась с 10,2% до 15,3%, тогда как остальные регионы РФ продемонстрировали спад данного показателя в среднем на 2,8%.
Анализ показал, что проблемами, с которыми сталкивались предприниматели Санкт-Петербурга в сфере малого бизнеса в период с 2015 по 2020 гг., являются (в%) [12,13,16]:
– существующий сложный налоговый режим (55,7);
– нестабильность нормативно-правового регулирования МП (44,3);
– нехватка оборотных средств (38,3);
– проблема подбора необходимых кадров (35,3) и поиск источников инвестиций (33,8);
– чрезмерная конкуренция (32,3) и сложность прохождения процедур административного регулирования (31,3).
В развитии малого предпринимательства в г. Санкт-Петербурге за двадцать лет (с 2000 по 2020 гг.) прошло пять этапов и с 2020 г. начался новый, шестой этап [4].
Первый и наиболее яркий этап развития малого бизнеса наблюдался еще в условиях бывшего СССР, в конце 80-х годов и до 1992 года. Происходило очень быстрое и легкое накопление капитала, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и дефицитных бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Однако многие МП являлись каналами перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику. При этом средства, накапливаемые в малом предпринимательстве, уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. Однако попытки центрального правительства регламентировать деятельность МП, используя рычаги налогообложения, наталкивались на недееспособность государственного аппарата.
Новый, второй этап (1992–1995 гг.) в развитии российского малого предпринимательства воплотился в России в реформах шоковой терапии в 1992 г. и характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа МП (в 2,1 раза) и численности занятых в них. К 1995 году многие МП преимущественно торгово-посреднической и научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо закономерно диверсифицировались.
С 1995 г. возник и продолжается по 2000 г. третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа МП в результате сужения границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпания психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. Однако, следует отметить и усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности — в 7,4 раза. Начиная с 1995 г. проводимая российским правительством политика финансовой стабилизации была достаточно эффективна. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике. С 1995 по 2000 гг. стали работать закономерности рыночной системы. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране. В экономике России стала прослеживаться тенденция к рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. В Санкт-Петербурге получил развитие процесс поглощения МП крупными фирмами.
На четвёртом этапе российских реформ малого бизнеса в 2000–2010 гг., процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но, в дальнейшем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП. При этом количество МП в строительстве и на транспорте увеличилось на 18% и 19% в 2010 г., в торговле и общественном питании — на 10%, а в науке и научном обслуживании сократилось, соответственно, на 18,7% и 5,6%. Можно констатировать, что в 2005–2010 гг. проводимая российским правительством политика финансовой стабилизации стала понемногу формировать принципиально новую экономическую ситуацию, в которой МП усилили свою роль.
Пятый этап развития малого бизнеса в России (2010–2015 гг.), хотя и был направлен на улучшение в управлении и эффективности малого бизнеса, однако при имеющемся аппарате управления, не был способен резко повысить эффективность деятельности малых предприятий. Таким образом, необходим шестой инновационный этап реформирования малого бизнеса.
Шестой инновационный этап реформирования малого бизнеса (с 2015 по 2020 гг.) направлен, при формировании цели создания целостной системы рыночного хозяйствования, на расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики.
Следующий (седьмой) этап реформирования малого бизнеса (с 2020 по 2025 гг.) должен стать переломным моментом в эффективном развитии малого предпринимательства, как в Санкт-Петербурге, так и во всей России. Планируется увеличить долю малых предприятий в Санкт-Петербурге в 1,6–1,8 раза, в Москве — в 1,8–2,0 раза. Это позволит увеличить объём производства страны при повышении качества продукции на повой инновационной основе при конкретном эффективном управлении и поддержке государства малого бизнеса.
Согласно этапам развития малого предпринимательства в РФ, проводились и соответствующие программы поддержки предпринимательства в г. Санкт-Петербурге за 20 лет начиная с 2000 года по 2020 год, то есть, — на 2000–2001, 2002–2004, 2005–2010, 2011–2015, 2016–2020 годы. Однако ни первая (на 50 млн рублей), ни вторая (на 98,5 млн рублей), ни третья программы, при инвестировании в малый бизнес Санкт-Петербурга в 2005–2010 годах 1961 млн рублей, не оказали существенного влияния на его развитие. Очередная концепция поддержки малого бизнеса (2011–2015 гг.), также не дала никаких радикальных изменений. Это также можно отнести и к периоду управления МП в 2016–2020 гг. Программы предусматривали, в частности, льготы по уплате местных налогов для начинающих предпринимателей, тех, кто активно вкладывал средства в развитие, а также фирм, которые по объективным причинам оказались в сложном финансовом положении, что потребовало новых подходов в управлении малым бизнесом России.
В Санкт-Петербурге не был создан единый механизм управления и контроля за принятыми решениями (обратная связь) в сфере поддержки малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге функции единого органа управления малым бизнесом осуществляет некоммерческая организация «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», созданная по инициативе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 514 [16].
Однако, по-прежнему, хотя и в меньшей степени по сравнению с прошлым периодом, отсутствует достаточная координация между различными регистрирующими и контролирующими органами, что приводит к бюрократизации государственного аппарата и не способствует развитию предпринимательской деятельности в городе. Таким образом, федеральные программы развития малого бизнеса носят в основном декларативный характер и на практике не выполняются в полном объеме.
Такое положение в отношении поддержки управления малым бизнесом в России и Санкт-Петербурге привело к необходимости снижения бюрократической машины управления (руководящих органов), как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. В результате в 2020 г. в России на следующий период развития малого предпринимательства (2020–2025 гг.) создана новая единая Программа поддержки малого бизнеса и его эффективного развития, резко сокращающая бюрократизм в управлении и обуславливающая его эффективное развитие [17]. Её выполнение поручено ряду организаций:
– Общественному совету по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, который работает в соответствии с постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 11.10.2007 № 51-пг. Совет является консультативно-совещательным органом при Губернаторе Санкт-Петербурга по вопросам реализации государственной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
– Фонду содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, созданному в 2007 г. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга с целью развития системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах и договорах займа. Фонд оказывает поддержку предпринимателям по двум направлениям: предоставление поручительств по кредитным договорам и банковским гарантиям; выдача микрозаймов. По первой программе поддержки Фонд предоставляет поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами в размере до 100 млн рублей, но не более 50% от суммы обязательств. При этом вознаграждение Фонду выплачивается единовременно и составляет 0,75% годовых от суммы поручительства. Фондом заключены соглашения о сотрудничестве с 48 банками-партнёрами. Программа микрофинансирования Фонда включает в себя предоставление займов с залоговым обеспечением, займов в целях выплаты заработной платы сотрудникам и уплаты обязательных отчислений по налогам и взносам с фонда заработной платы, а также займов для поддержки и возобновления деятельности в целях сохранения занятости. Обратившись в Фонд по программе микрофинансирования, предприниматели Санкт-Петербурга могут получить денежные средства в размере от 50 000 рублей до 5 000 000 рублей на срок до 3 лет по льготным процентным ставкам 1% — 5% годовых в зависимости от типа предприятия и целей предоставления займа.
- Центру развития и поддержки предпринимательства (СПб ГБУ «ЦРПП»), созданному ещё в 2010 г. (Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2010 № 1457) с целью организации централизованного предоставления услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности. Сегодня Центр развития и поддержки предпринимательства — многопрофильная организация в Санкт-Петербурге, обратившись в которую, представители малого и среднего бизнеса могут не только получить консультации по широкому кругу вопросов, но также найти партнеров, заказчиков, пройти обучение и получить адресную помощь.
СПб ГБУ «ЦРПП» оказывает консультационные услуги, кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства, услуги по продвижению субъектов малого и среднего предпринимательства.
– Фонду развития субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, который реализует в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Правительство Российской Федерации поручило федеральный проект «Мой бизнес». Для этого в каждом регионе выбран единый орган управления организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые являются участниками проекта «Мой бизнес». Как уже было сказано, в Санкт-Петербурге функции единого органа управления осуществляет некоммерческая организация «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства — организация, созданная по инициативе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 514 [16]. Цель проекта «Мой бизнес» — оказание услуг действующим и начинающим предпринимателям Санкт-Петербурга по принципу одного окна, а также оптимизация деятельности организаций «инфраструктуры поддержки», созданных при участии государства.
В рамках проекта в городе созданы: ряд новых центров (инноваций социальной сферы); народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма; молодёжного инновационного творчества; сертификации, стандартизации и испытаний. Также включены уже существующие Центры: инжиниринга; прототипирования; кластерного развития; Бизнес-инкубатор «Ингрия», являющиеся структурными подразделениями АО «Технопарк Санкт-Петербурга».
Кроме того, в данный проект вошли Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства», АНО «Санкт-Петербургский центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства».
АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» создан Правительством Санкт-Петербурга 12.12.2019 в рамках реализации государственной экспортной стратегии и программы Минэкономразвития РФ по поддержке не сырьевого и не энергетического экспорта. Цель Центра — стимулирование внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, рост объемов и расширение географии экспорта.
Функциями Центра являются:
– Оказание широкого спектра услуг действующим и начинающим экспортерам Санкт-Петербурга;
– Популяризация экспортной деятельности среди субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга (далее — СМСП);
– Содействие в получении услуг, повышающих конкурентоспособность продукции и услуг предприятий Санкт-Петербурга на внешних рынках.
При определении влияния государства на развитие частного предпринимательства в 2020–2025 гг. в целом, выделяются общие и специальные цели деятельности государства в данной области.
К общим целям относятся:
1. Поддержание и развитие конкуренции. Рыночная экономика может эффективно функционировать лишь при наличии расширяющегося множества хозяйствующих субъектов, являющихся суверенными, автономными центрами принятия решений. Только при этом условии неадекватная реакция на сигналы рынка в одном месте (завышение цен, ошибка в определении объема предлагаемых товаров и услуг и т.п.) компенсируется действиями множества других хозяйствующих субъектов, сумевших более правильно отреагировать на изменение конъюнктуры. Динамика создания новых МП стабильно превышает динамику закрытия существующих. Тем самым создаются предпосылки для реализации еще одной общей цели.
2. Содействие решению проблемы занятости. Создание дополнительных рабочих мест в развивающемся малом бизнесе, особенно в настоящее кризисное время, является основой социальной стабильности. Важнейшим условием развития малого бизнеса (в том числе и международного) на современной основе становится общая цель: повышение социальной и экономической эффективности всего общества.
3. Поддержка инноваций. Существует еще цель государственной экономической политики, реализация которой должна ликвидировать технологическое отставание российской экономики от ведущих мировых держав — это поддержка инноваций.
К специальным целям следует отнести, наряду с общими целями, в реализации которых государственная политика в отношении малого бизнеса ориентирована на создание благоприятных условий для экономической деятельности и устойчивого развития МП:
1. Новое законодательство, регламентирующее регистрацию МП;
2. Лицензирование;
3. Налогообложение;
4. Обеспечение равноправного доступа к ресурсам для субъектов малого предпринимательства и т.д.
Сюда же относится создание и поддержание инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу получать некоторые ресурсы (подготовку кадров, информацию маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги и т.п.) на бесплатной или частично платной основе. Целью такой политики является обеспечение устойчивого развития — жизнеспособности и повышения конкурентоспособности малого бизнеса [14]. Этому же требованию соответствует закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (с изменениями на 19 марта 2020 г.)» [17], и Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»«*(с изменениями на 2 октября 2020 года) [18], устанавливающее разграничение полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства, то есть, уточнение деятельности координационных органов, в соответствии с государственными программами и критериями эффективности государственной политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и их поддержку, в целях развития такого предпринимательства.
Соответственно целям определяются и принципы государственной политики в отношении МП:
1. Упор на «мягкие», косвенные формы поддержки и регулирования, чтобы усиливать импульсы рынка.
2. Акцент на поддержку жизнеспособных МП. Государственная политика в области МП строится на основе регионализации: центр отвечает за выработку общей стратегии, законодательное обеспечение и разработку механизмов поддержки, конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов.
3. Неотъемлемым принципом государственной политики в отношении малого бизнеса является адекватность целеустановок и задач реальным ограничениям, в числе которых проводимая государством экономическая политика, состояние бюджета и т.д.
4. Наконец, к числу основных принципов данной политики, авторы относят принцип обратной связи, включающей мониторинг, т.е. наблюдение, оценку происходящих в малом бизнесе процессов и необходимую коррекцию средств реализации целей и задач.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки МП взяли на себя роль создателя благоприятной среды для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. МП, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП, что говорит о широких, но не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства [15].
Реализация предлагаемой методики устойчивого развития малого предпринимательства позволит за два года стабильно увеличивать объем товарной продукции на анализируемых малых предприятиях в среднем на 9% ежегодно, что подтверждено соответствующими результатами исследования на ряде малых предприятий Санкт Петербурга.


Список использованных источников:
1. Амелин С.В. Совершенствование оценки качества системы принятия решений // Машиностроитель. — 2003. — 8. — С. 50–54.
2. Андреева Т.А. Управление ростом: проблемы и решения. — М.: Персонал — Микс, 2003. — 256 с.
3.Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.
4. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства // Вопросы экономики. — 2006. — № 7. — С.38–41.
5. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. — М.: Дело, 2001. — 211 c.
6. Чистов Л.М. Методологические основы определения инновационной активности предприятия: Сб. докладов Международной научно-практической конференции 15–16 мая 2008 г. — СПб.: СПб ГИЭУ, 2008. — С. 65–73.
7. Синица В.Ф. Самоорганизация предприятия в рыночных условиях. — М.: Знание, 2001 — 64 с.
8. Викуленко А.Е. Экономико-математические методы в планировании и управлении: учеб. пособие. — СПб.: СПб ГТИ (ТУ), ИК “Синтез”, 2004. — 56 с.
9. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. — 2007. — № 1. — С.15–21.
10. Горемыкин В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия / В.А. Горемыкин, Ю.А. Богомолов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 335 с.
11. Друкер Питер Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: Фаир-Пресс, 2002. — 371 с.
12. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. — М.: Дело и Сервис, 2001. — 176 с.
13. Майзель А.И., Пивоваров И.С., Прянков Б.В. Предпринимательские структуры в рыночной экономике. — СПб. — 2005. -150 с.
14. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. — 2007. — № 5–6, 7. — С.84–101, 83–99.
15. Шумпетер И. Теория экономического развития. — М., 2005. — С. 184–194, 211–225.
16. Материалы Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 514. СПб, 2015.
17. Закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (с изм. на 19 марта 2020 года)». — СПб, 2020.
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт-Петербурга „Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге“» (с изм. на 2 октября 2020 года). — СПб, 2020.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия