Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Афанасенко И. Д.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Нравственные ценности и будущее российского образования
В статье рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей человека в вузовском образовании. Показано, что в изменяющемся мире образовательная деятельность должна создавать условия для становления человека мыслящего позитивно. Поиск истины требует анализа двойственной природы человека, живущего одновременно по законам биологического и социального времени. Обоснована историческая роль нравственной культуры в становлении духовно развитой личности
Ключевые слова: образование, воспитание личности, нравственная культура, социально-этические ценности
УДК 378.1   Стр: 172 - 174

Статья посвящена 90-летнему юбилею Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Введение. Мы живём в непростое время. На наших глазах и с нашим участием происходит историческое событие глубочайшего смысла — смена эпох в материальном и духовном мирах. Зреет понимание того, что Россия — не второстепенная держава, а самостоятельный суперэтнос — «единственная в современном мире северная цивилизация, не уступающая другим мировым цивилизациям» [1, с. 32].
Пандемия коронавируса лишь подтвердила, что либеральная формация и идеи единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты утрачивают свои лидирующие позиции. Возможно, это ещё не крах, но, безусловно, серьёзное предупреждение. Кризис охватил капитализм во всех его формах.
На экономическом форуме в Давосе 2020 года обнародовали результаты исследований социологов: 56% опрошенных считают, «что вреда от капитализма больше, чем пользы». Окном возможностей для перезагрузки капитализма и перехода к новому «лучшему» миру К. Шваб назвал пандемию коронавируса. Эта мысль красной нитью проходит в его книге «Великая перезагрузка». Автор не скрывает, что в новом «лучшем мире» нет места национальному государству, нет места России.
Столкновение России и Запада носит цивилизационное наполнение. Противоречия суперэтносов не устранимы. Их можно только временно ослабить, как и атаки на Русский культурно-исторический мир. Острота противоречий может принимать форму вооружённых конфликтов. Пример — Донбасс. К России применяют санкции под любым предлогом и без предлога. Их цель — ослабить потенциал России как мировой державы.
Украинские власти пытаются «запретить» Русский мир законодательно. Беларусь уже в формате «цветной революции». Религиозная война направлена на раскол православия, на внедрение в сознание людей «условной нравственности», на обострение всевозможных конфликтов, в том числе вооруженных. Насаждение нравственного плюрализма может обернуться трагедией для человечества.
Российский народ не раз подвергался нравственному разорению. Им выработаны способы противостояния, которые помогли преодолевать такие бедствия. Известны и имена великих просветителей. Так, Сергий Радонежский «мог применять к делу средства нравственной дисциплины, понятные и доступные простому человеку. «Среди таких средств самым сильным действенным является живой пример, наглядное осуществление нравственного правила».
Ныне наша страна находится в состоянии исторического выбора. Чтобы сохранить независимость и закрепить за собой своё место в изменяющемся мире, образовательное пространство России должно создать условия для становления не просто человека мыслящего, а для человека, мыслящего позитивно» [2, с. 9].
Ключевая научная проблема — понять природу человека, чтобы выйти на суть происходящего; нужно отойти от обычного метода исследования и начать поиск истины с анализа природы человека.
У человека двойственная природа. Он одновременно проживает две жизни. Как биологический тип человек живёт по законам биологического времени. И об этом напомнила человечеству нынешняя история — пандемия коронавируса.
Как существо общественное человек — субъект социального мира. В этом мире свои законы и нормы. Здесь человек приобретает другую составляющую своей сущности — духовность. Историческая роль нравственной культуры в том, что она ограничивает порывы биологического начала человека, не позволяет звероподобному взять верх.
Вследствие разрушения и под видом реформирования национальной образовательной системы духовно незащищённой оказалась наша молодёжь. Применяются различные способы воздействия на сознание молодёжи: социальные сети, реклама, видео-контент и др. Активность молодёжи в преобразовании мира проявляется как в виртуальном пространстве через неформальные высказывания о политике, так и путём физического участия в протестах и манифестациях. Молодёжь становится катализатором системных преобразований в мире. На молодёжь сделана ставка и в «великой перезагрузке капитализма». Поэтому духовные составляющие и нравственные императивы государственной молодёжной политики приобретают в России первостепенное значение.
Центр противоречия в российском обществе смещается в область нравственности. Чтобы преодолеть нравственное разорение молодёжи, нужна всесторонняя духовная поддержка. В сложившейся ситуации (физическое и социальное дистанцирование, видео-лекции и конференции в Zoom, цифровой контроль и др.), Россия не может нормально развиваться без «созидающей идеологии, порождающей гармонию и нравственные ценности. Идеология — ни что иное, как выражение понимания жизни. Ей отведена особая роль в социальной системе. Формы речи, формы мышления, все виды искусства воздействуют на общественное сознание и определяют тип поведения человека. Идеология определяет все формы организованности общества.
При разрушении идеологии добра и созидания её место занимает «идеология животной деятельности». Россия способна обеспечить атмосферу почитания идеалов добра, справедливости, правды и нестяжательства. В стереотипе поведения русских всегда присутствовало сильное нравственное начало» [1, с. 94].
Творческое созидание и нравственные ценности формирует национальная система образования. В нашей стране «научно продуманная национальная концепция профессионального образования сформировалась в конце XIX — начале XX столетий. Отметим важную деталь: в те времена Россия в области профессионального образования сама давала миру образцы, а не следовала чужим подсказкам» [3, с. 8].
«Причины, которые определили необходимость принятия государственной программы высшего профессионального экономического и научно-технического образования в России, объяснялись насущной потребностью экономического и социального развития страны. Она стала составным органическим элементом системы общих преобразований. Базовые положения концепции российской и советской систем образования исследованы мною в работе «Страницы истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета» [3, с. 7–29]. Концепция образования содержала ряд принципиальных положений, значимость которых подтвердила практика. Выделим некоторые из них.
Первое — народное образование не услуга, а важнейшая общегосударственная задача, решающая проблемы преемственности поколений, определяющая будущее страны. Кстати, это положение заимствовали США. Убедительными фактами интеллектуального потенциала страны стал запуск в СССР первого спутника Земли и полёт первого человека в космос. Именно тогда и в США образование стали рассматривать как важнейшую государственную функцию.
Общественная значимость образования очевидна. Когда обучение из общенационального дела превращается в объект коммерциализации, в жертву приносят общее образование и фундаментальные науки. В изменяющемся мире природные задатки человека расширяет образовательное пространство, созданное предшественниками. Образование не только обслуживает бизнес — от него (образования) зависит формирование у человека знаний о мире, навыков созидания, экологического самосознания и социального поведения. В образовательной среде формируется способность творить новое, неизведанное.
Второе — обучение и просвещение — две составляющих процесса образования. Просвещение развивает чувство нравственности и ответственности за применение полученных знаний. «Система просвещения впитывает в себя обычаи, приличия, нравственность, право, то есть всё то, что относится к нормативным формам организации опыта» [4, с. 358]. В русской культуре эта мысль чётко определена в Словаре живого великорусского языка В.И. Даля: просвещение предполагает «развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одною наукою, одного только ума, одностороннее, и не ведёт к добру» [5, с. 412]. Если одна из составляющих процесса образования довлеет над другой, возникает угроза активизации деструктивных сил и разрушения системы. Негативные тенденции такого рода уже обострили социально-экономические противоречия внутри страны. Возникла объективная необходимость усиления нравственного начала национального образовательного пространства. Вопросы воспитания законодательно закрепили в системе российского образования [6].
Третье — противоречия между интересами общества и бизнеса неизбежны. «Уже при разработке первой российской программы высшего экономического и научно-технического образования (начало ХХ столетия) заявило о себе и противоречие между интересами бизнеса и задачами общества. Это противоречие способно решить народное образование через систему общего и специального образования» [3, с. 16].
Общее образование направлено на решение неизвестных, ещё не обозначенных сегодня задач, реализует общественные интересы.
Бизнес интересует работник, практико-ориентированный специалист, способный решать заранее определённые задачи. Разрешение противоречия между бизнесом и обществом — залог успеха и опережающего развития системы образования. Баланс интересов бизнеса и общества в системе образования даёт шанс на постановку и решение амбициозных прорывных задач развития хозяйства страны. Без такого баланса немыслимо стратегическое государственное управление, соотношение государственного и частного в научно-технологическом потенциале страны.
Место воспитания сознания в системе образования. 9 ноября 2020 г. Государственная Дума внесла в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения «по вопросам воспитания обучающихся».
Определено понятие «воспитание» — это деятельность, направленная на «развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти Защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде» (ст.2, пункт 2) [6].
В законе воспитание трактуется как «неотъемлемая составляющая процесса образования, связанная с обучением и одновременно самостоятельная сфера деятельности. Программы воспитательной работы учитываются при реализации основных образовательных программ высшего образования.
Предусмотрена воспитательная образовательная программа. В статье 2, пункт 9 даётся трактовка понятию «образовательная программа» — это «комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестаций» [6].
Воспитательный потенциал учебной дисциплины. Одним из главных оценочных показателей, которые обсуждались и на расширенном заседании экспертных советов при Комитете Государственной Думы 9 ноября 2020 г., становится «использование воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического профилей при разработке и реализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы» [Закон].
Таким образом, в современной России впервые законодательно закреплён ряд важнейших положений из национальной концепции народного образования. Выделим их:
а) образование не услуга, а важнейшая общегосударственная задача, решающая проблемы преемственности поколений, определяющая будущее страны;
б) процесс образования включает: обучение и просвещение (воспитание сознания); воспитание расширяет сознание обучающегося, способствует повышению его ответственности за решения, принимаемые на основе полученных знаний;
в) определение и использование воспитательной способности (потенциала) учебной дисциплины. Получение знаний и воспитание сознания протекают в одном процессе. Воспитательная роль учебной дисциплины — это не просто объём содержащихся в ней новых знаний, но и степень воздействия дисциплины на повышение сознания обучаемого.
Обнаружилась потребность повышенного внимания к фундаментальным дисциплинам. Возвращение к такой практике комплектования набора учебных дисциплин позволяет уделять должное внимание нравственному воспитанию. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете фундаментальными дисциплинами являются — экономическая теория, философия, основы российской истории, хозяйственный строй России, культура государственности и др.
Чтобы не свести содержание воспитания сознания у обучающихся к составлению многочисленных программ, графиков, отчётов и т.п., нужно определить воспитательный потенциал учебных дисциплин, пересмотреть объём нагрузки на их освоение, разработать новые учебные курсы, подготовить преподавателей. Здесь проходит главная дорога воспитания через предмет. По ней должен пройти и каждый преподаватель.
В СПбГЭУ практический запуск использования воспитательного потенциала учебных дисциплин осуществлён через действующий три года междисциплинарный семинар в системе повышения квалификации педагогических кадров [7, с. 149]. «Междисциплинарность открывает доступ к решению сложнейшей общенациональной проблемы — духовному и национальному самоопределению, прежде всего, молодёжи. Она выходит на воспитание сознания» [1, с. 56]. Междисциплинарные связи развивает инструментарий маркетинга, расширяя научные коммуникации и сотворчество.
«Реальный эффект от создания маркетинговых междисциплинарных площадок усиливается в условиях цифровизации коммуникаций и подключения социальных сетей для осуществления научного и практического диалога» [8].
Санкт-Петербургский государственный экономический университет — лидер по природе и всегда делает ставку на энергию развития. За 90 лет своего существования это не раз выводило университет на направление инновационного прорыва. СПбГЭУ никогда ни к кому не присоединяли; он всегда сам был центром притяжения.
В лихие 1990-е годы в университете был запущен блок принципиально новых экономических дисциплин: коммерция, маркетинг, логистика, информационные технологии и др. Таким образом, разрушительную новизну реформ сумели превратить в прорывное развитие. Сделали ставку на новые специальности и систему обучения. Среди них — коммерция, маркетинг, логистика, менеджмент. В тот период основным прорывным звеном в развитии университета стала кафедра маркетинга, возглавляемая профессором Багиевым Георгием Леонидовичем. Была разработана уникальная программа подготовки новых специалистов. Финансово-экономический институт (ФИНЭК) превратился в современный университет мирового уровня. Этот опыт полезен и в нынешние времена.
Каждый следующий прорыв, выход на новый уровень развития имеют соответствующее энергетическое ядро. Историческая ниша СПбГЭУ — экономика и финансы, уникальное образовательное предложение. Цифровые финансовые и экономические технологии, подкреплённые инновационными образовательными программами, способны стать скрепами нового энергетического ядра университета.
Инновационное не просто новое, а новое, востребованное общественным спросом. Выход на новый уровень развития задаёт соответствующее энергетическое ядро. Чтобы брать “всё новое, лучшее”, нужно это лучшее узнать, выпестовать и уметь им пользоваться. Присутствие изначального, не стареющего в инновационном свидетельствует не о застое, а о глубине, содержании настоящего.
Стратегическое развитие системы образования начинается с поиска приоритетов. Ныне стратегические цели развития российской системы образования заявлены в государственной Программе «Приоритет 2030». Это Программа поддержки вузов, которые будут готовить востребованных специалистов для экономики страны, участвовать в реализации социальных проектов и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной науки и образования. Способность университетского образования генерировать новые знания во многом зависит от уровня развития фундаментальной науки. «Фундаментальная наука выполняет роль своеобразной системы слежения за переменами в мире научных знаний и помогает конкретным наукам выбирать верные ориентиры. В экономическом университете фундаментальной была и остаётся экономическая теория» [9].
Российские университеты находятся в мировом образовательном пространстве. Мир становится всё более глобальным. «Важно не поддаваться гипнозу, следуя внедряемым нам извне стандартам глобализации. Сотрудничество — лучший способ жить и развиваться разным странам. Но при этом помнить, что мы — Россия, у нас своя тысячелетняя история, свой менталитет и свои задачи. Нравственная культура — основа жизненного пути нации. Она нарабатывается творчеством многих поколений людей в течение длительного времени, имеет сложную структуру» [1, с. 67].
Вывод. Современный мир нуждается в большей социальной справедливости и переосмыслении набора жизненных ценностей. Основой новой образовательной модели может стать популяризация социально-этических и духовных ценностей. Эпидемия коронавируса подтвердила необходимость взаимной поддержки и помощи.
«Мысль о том, что в сложившейся ситуации подготовка специалистов не может нормально осуществляться без «созидающей идеологии, порождающей гармонию», приобретала всё больше сторонников» [10]. Применение цифровых технологий должно дополняться приращением духовности обучающихся не противоречить гармоничному развитию общества. В системе российского образования решается задача преемственности поколений, определяется будущее страны.


Список использованных источников:
1. Афанасенко И.Д. Россия в изменяющемся мире. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 337 с.
2. Афанасенко И.Д. Бизнес и образование // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 2 (98). — С.12.
3. Афанасенко И.Д. Страницы истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 4 (100). — С.7–29.
4. Афанасенко И.Д. Россия в пути. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 495 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.2001.-Т.III. — С.412.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, 31 июля 2020г. № 304-ФЗ. Электронный ресурс // Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №  304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (garant.ru)
7. Багиев Г.Л., Борисова В.В. О возможности применения междисциплинарного подхода в изменяющемся мире экономической науки и образования // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 2 (69). — С. 149–151.
8. Багиев Г.Л. Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». — 2015. — Т.9. — № 1 — С. 146–152.
9. Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. — СПб.: Изд-во. «Третье тысячелетие», 2001, — 416 с.
10. Пресс-конференция Президента РФ В.В. Путина. Электронный ресурс // Полная стенограмма большой пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря 2020 (kp.ru)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия