Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Форсайт-технологии — драйвер инновационного развития науки и образования стран Большой Евразии в условиях цифровизации
В статье рассматриваются новые форматы и проблемы развития науки и образования стран Большой Евразии на современном этапе в условиях цифровизации. Проведенный анализ направлений деятельности с использованием форсайта сетевого интеграционного формирования научно-образовательных организаций стран Большой Евразии показал, что технология форсайт-исследований является одним из ключевых инструментов выявления перспективных направлений развития науки и образования. Предложен алгоритм разработки сценариев по перспективам инновационного развития и международного сотрудничества в сфере науки и образования на евразийском пространстве
Ключевые слова: форсайт-технологии, инновационное развитие, новые форматы, драйвер развития, цифровизация, интеграция науки и образования, международное сотрудничество, Евразийская интеграция высших учебных заведений, Большая Евразия
УДК 378:337.6   Стр: 177 - 181

В современных условиях цифровизации тенденция евразийского социально-экономического развития ориентирована на форсирование процессов интеграции, ключевым направлением которой является комплексное инновационное развитие высокотехнологичных производств и выпуск интеллектуальных продуктов.
Новейшие интернет-технологии изменяют бизнес-модели, структуру отраслевых рынков и саму структуру мировой экономики. Внедрение инновационных технологий во все отрасли мирового хозяйства повышает уровень социально-экономического развития стран Большой Евразии, увеличивает рост ВВП и способствует международному сотрудничеству.
В евразийской научно-образовательной и бизнес-среде открываются новые возможности внедрения информационно-коммуникационных технологий, которые являются источником системной трансформации всей экономики стран Большой Евразии. Важнейшей частью формирования евразийского научно-образовательного пространства в новом формате является создание оптимальной среды для развития инновационной деятельности, стимулирование исследований в области информационных технологий, разработка стратегии процесса трансформации интеграционных формирований в условиях цифровизации.
В настоящее время в условиях внедрения цифровых технологий активно развивается синергизм по применению ресурсного подхода к стратегическому управлению. Аккумулируя ограниченные ресурсы и используя возможности внешней среды за счет имеющихся сильных сторон, научно-образовательные [1] и бизнес-структуры государств Большой Евразии получают синергетический эффект в результате интеграции. Поэтому на современном этапе информационно-технологического развития евразийская интеграция научно-образовательных организаций станет катализатором экономического роста стран Большой Евразии, способствующим оздоровлению экономик и увеличению объемов международной торговли конкурентоспособными инновационными услугами.
Уже сегодня необходимо адаптироваться к существующим реалиям, поэтому возникает потребность в новых, неординарных технологиях, способствующих диагностировать и выделять перспективные направления развития международного сотрудничества евразийских университетов, научных организаций и бизнес-структур. К настоящему моменту такой технологией являются Форсайт-исследования, которые ориентированы на выявление оптимальных вариантов модернизации научно-технического и социально-экономического развития государств Большой Евразии в долгосрочной перспективе. Форсайт связан с прогнозированием будущего и используется около 30 лет многими научными и образовательными организациями. Отличительной его чертой является ориентация на конструирование и реализацию практических мер, направленных на выбранные стратегические ориентиры. Методический инструментарий Форсайта включил в себя как общепринятые методы прогнозирования и анализа, так и новые креативные методы. Данные методы, основанные на функциональных возможностях новых цифровых технологий, обеспечивают формирование когнитивной картины евразийского научно-образовательного пространства, отвечающей требованиям и трендам рынка труда.
Возможности Форсайта в плане прогнозирования и формирования будущего университетов раскрыты в работах Curaj A. и Andreescu L. В шести проектах представлены форсайт-исследования, которые выполнены в Ирландии, Малайзии, Турции, Канаде, США и Румынии [2].
С развитием информационных технологий происходит постепенная интеграция Форсайта в существующую систему прогнозирования и планирования развития науки и образования. Следовательно, использование Форсайт-технологии способствует формированию долгосрочной образовательной политики стран Большой Евразии. В цифровой среде аккумулируется информация и формируются компетенции, обеспечиваемые Форсайтом, такие как программирование, управление инновационными интеграционными проектами, знания в области искусственного интеллекта, международная коммуникация, ориентированность на отдалённый результат.
Несмотря на положительные тенденции использования Форсайта можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день, проблем (рис. 1).
Рис. 1. Проблемы использования Форсайта евразийскими научно-образовательными организациями
(составлено автором)
Особое внимание необходимо уделить проблеме коммерциализации научно-исследовательских разработок. Решение проблем, особенно в современной ситуации, связанной с пандемией коронавируса будет способствовать формированию сети интеграционных научно-образовательных организаций инновационного развития, евразийских университетов в условиях цифровизации. Форсайт-технологии препятствуют рассеванию средств и позволяют сконцентрировать ресурсы на организации технологического прорыва в науке и образовании.
Форсайт-технологии дадут важное конкурентное преимущество. Во-первых, цифровизация может принести реальное и быстрое сокращение затрат. Во-вторых, разработка собственных инновационных продуктов внутри интеграционных научно-образовательных сетей государств-членов Большой Евразии, позволит снизить риски и привлечь инвестиции. В-третьих, связка «наука-образование-бизнес» принесет дополнительные прибыли, связанные с коммерциализацией инновационных продуктов. Все это определяет важность Форсайт-методов, нацеленных на выявление потребности в новшествах, оценивающих перспективность инновационного развития, первоочередность в финансовой поддержке и стимулировании проектов развития науки и образования через инвестиционные Фонды поддержки евразийских университетов в странах Большой Евразии.
Одной из главных задач инновационного развития является научно-техническая трансформация, подразумевающая наращивание интеллектуального капитала и усовершенствование научно-исследовательского профиля, признанного в странах Большой Евразии. В современных условиях сетевое формирование евразийских научно-образовательных организаций представляет собой одну из наиболее прогрессивных интеграционных группировок мира.
Евразийский рынок образовательных услуг развивается быстрыми темпами. Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС, СНГ и КНР за период с 2014 по 2020 год составляет около 15% [3]. Сокращение притока иностранных студентов в 2019 и 2020 гг. связано с пандемией коронавируса. В условиях COVID-19 цифровизация будет способствовать инновационному развитию и усовершенствованию международного научно-образовательного сотрудничества университетов в рамках евразийской интеграции науки, образования и бизнеса.
Новейшие информационно-коммуникационные технологии гарантируют евразийскому сетевому интегративному формированию научно-образовательных и бизнес-структур эффективность развития в условиях цифровизации. Являясь драйвером инновационного процесса, сеть открывает новые возможности странам Большой Евразии и инициирует сотрудничество и взаимодополняемость. Евразийские научно-образовательные организации в современных условиях нуждаются в форсайт-технологиях. Внедрение новшеств позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы, совершенствовать научно-образовательный процесс и достигать желаемых результатов. Направления деятельности с использованием Форсайт-технологий представлены на рис. 2.
Рис. 2. Схема направлений деятельности с использованием Форсайт-технологий сетевого интеграционного формирования научно-образовательных организаций стран Большой Евразии в условиях цифровизации (составлено автором)
Для сохранения своих позиций в мировом хозяйстве и на евразийском рынке образовательных услуг государствам Большой Евразии в сотрудничестве с бизнес-структурами надлежит активизировать процесс инновационного развития. В связи с этим необходимо создание информационно-инновационного технологического центра Форсайт-исследований (центра-компетенций), рассчитанного на потребности сети интеграционного научно-образовательного формирования, государств и бизнес-структур евразийского пространства.
Ключевым фактором устойчивого инновационного развития международных отношений и евразийского интеграционного процесса в целом является углубление связей между университетами, научными организациями и бизнес-структурами стран Большой Евразии [3].
Сотрудничество и взаимодополняемость стали средством для дифференциации растущих издержек и уменьшения риска нововведений, а также для концентрации необходимого потенциала знаний и квалификации в процессе разработки новых образовательных услуг [5]. Поэтому способность обеспечить функционирование сети инновационно-интеграционного формирования научно-образовательных организаций в условиях цифровизации гарантируют университетам стран Большой Евразии конкурентные преимущества на евразийском рынке образовательных услуг.
Анализ опыта практик Форсайт-исследований и потребностей евразийских научно-образовательных организаций послужило основой для формулирования гипотезы: наиболее информативным инструментом для разработки стратегии сети инновационно-интеграционных научно-образовательных организаций стран Большой Евразии является сценарный метод. Таким образом, если исходить из предположения о возможности применения к евразийским научно-образовательным организациям информативных аспектов сценарного метода, который обогащен анализами STEEPLE и SLEPT, то в результате из полученных альтернативных вариантов можно выделить модель «желаемого будущего».
Форсайт-метод позволяет объединить вместе различные движущие силы, тенденции и обусловливающие факторы и подготовить будущее научно-образовательного процесса на основе возможных, вероятных, желательных и даже маловероятных событий, происходящих в обществе [6].
Концентрация информационными технологиями и новациями научно-образовательной среды создает условия и гарантирует оптимальную траекторию развития сети интеграционных формирований университетов и научных организаций государств Большой Евразии.
Форсайт ориентирован и на определение возможных альтернатив, и на выбор предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для того, чтобы определить наиболее предпочтительные варианты [6]. В ходе разработки сценариев развития евразийских научно-образовательных организаций необходимо последовательно решить три задачи (рис.3).
Для каждой из них соответствуют различные методы Форсайт-исследований, формируются ожидаемые результаты и определяются конкретные мероприятия.
Первый этап — определение образа будущего сетевого инновационно-интеграционного образования научно-образовательных организаций стран Большой Евразии.
На втором этапе Форсайт-исследования идентифицируются ключевые факторы, определяющие инновационное развитие сети интеграционных евразийских научно-образовательных организаций.
Применение анализа STEEPLE и SLEPT способствует исследованию влияния внешних факторов макросреды на развитие рассматриваемого процесса и позволяет их агрегировать.
Метод приоритации, применяемый на следующем этапе, реализуется в несколько шагов и предусматривает ранжирование рассматриваемых источников из определенного набора критериев. Основным из них является обособление приоритетных элементов, таких как политические инициативы стран Большой Евразии, стратегии, тренды.
На заключительном этапе необходимо разработать сценарии развития сети интеграционных евразийских научно-образовательных организаций по методу сценарного планирования. Сценарии — это модели возможного будущего, по которым сеть либо сохранит свои позиции на евразийском научно-образовательном пространстве, либо улучшит их или потеряет. Существует набор подходов к их разработке, например, поисковый подход. Выбор приемлемых вариантов сопровождается разработкой и реализаций сопутствующих мер, гарантирующих оптимальный вектор инновационного развития. Поэтому наступление предпочтительного варианта будущего во многом будет зависеть от эффективных действий, которые предпринимаются сегодня. Внедрение и эксплуатация цифровых информационно-коммуникационных технологий в сетевом интеграционном формировании предоставит более широкий и разнообразный контент, что обусловит быстрое и качественное освоение знаний по вновь появляющимся инновациям.
Таким образом, инновационное интеграционное сотрудничество евразийских научно-образовательных организаций создает для государств Большой Евразии новые возможности для генерирования идей и реализации конкурентных преимуществ в сфере науки и образования [5]. Интеграция научно-образовательных и технологических ресурсов гарантирует синергетический эффект, обуславливая инновационное развитие не только сети, но и в целом евразийским государствам. Евразийская сеть научно-образовательных организаций является интегратором всех образовательных услуг, обеспечивающим повышение конкурентоспособности в новом формате сотрудничества в условиях цифровизации.
Формирование партнерских взаимосвязей в евразийской сети интеграционных научно-образовательных организаций и сотрудничество с органами власти государств Большой Евразии будет способствовать достижению потенциальных изменений традиционных образовательных рынков и возникновению новых, ускорит развитие перспективных трендов научно-технологического развития.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что только сеть интеграционных научно-образовательных организаций стран Большой Евразии в сотрудничестве с бизнес-структурами, применяющие Форсайт как технологию стратегического планирования с расчетом на альтернативные варианты будущего, способны преодолеть ситуации, связанные с принятием непредвиденных, непрогнозируемых и не структурированных решений.
Форсайт-технологии — это драйвер инновационного развития науки и образования. Они являются характерным признаком «цифровой» трансформации, которая оказывает все большее влияние на эффективность не только бизнес-систем, но и на сеть инновационно-интеграционных научно-образовательных организаций, позволяя перейти к новым моделям международного сотрудничества в сфере науки и образования на евразийском пространстве.
Турбулентность и непредсказуемость среды деятельности побуждает, а также стимулирует научно-образовательные организации стран Большой Евразии к более решительным действиям, готовности экспериментировать, чтобы сохранить свои позиции на евразийском рынке образовательных услуг. Для продуктивного результата в решении стоящих перед ними задач научно-образовательным организациям необходимо адаптироваться к нововведениям и модификации.
Рис. 3. Алгоритм разработки сценариев для сети инновационно-интеграционных научно-образовательных организаций стран Большой Евразии в условиях цифровизации


Список использованных источников:
1. Медынская И.В. Современные тенденции интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского экономического союза // Евразийский научный форум-2017 / Под ред. М.Ю.Спириной: Сб. научн. статей. — Ч.1. — СПб.: Изд-во Ун-та при МПА ЕврАзЭС, 2018.
2. Форсайт в секторе высшего образования: опыт Польши. URL: http://www file:///C:/Users/User/Saved%20Games/Desktop/7--77–89.pdf (дата обращения: 31.01.2021)
3. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf. 2017 г. (дата обращения: 09.10.2020).
4. Медынский С. Евразийская интеграция в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. — 2019. -№ 3 (71) — С.45–51.
5. Медынская И.В. Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса: генезис и инновационное развитие // Проблемы современной экономики. -2019. — № 1(69) 2019. — С.192–195.
6. Форсайт URL: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2020/02/10/forsayt-mntod (дата обращения: 07.02.2021)
7. UNESCO Institute for statistics [Electronic resource]. URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 11.01.2021)
8. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3(59) — С.18–21.
9. Curaj A., Michel A., Saritas O., Rossel P., Tuomi I., Miller R. (2010) The FOR-UNI Blueprint. A Blueprint for Organizing Foresight in Universities. Bucharest: The Publishing House of the Romanian Academy.
10. Andreescu L., Gheorghiu R., Zulean M., Curaj A. (2012) Systemic Foresight for Romanian Higher Education // European Higher Education at the Crossroads: Between the Bologna Process and National Reforms / Eds. A. Curaj, P. Scott, L. Vlasceanu, L. Wilson. Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer. P. 995–1017.
11. Berkhout F., Hertin J.&Jordan A. Socio-economic futures in climate change impact assessment: using scenarios as «learn- ing machine». Global Environmental Change 12:83–95, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия