Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
АГРОЭКОНОМИКА
Бражник М. В.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Развитие системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в сентябре и октябре 2003 года
В статье на основании изучения и анализа определенного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, имевшего место в течение сентября и октября 2003 года. Обозначенный период времени вобрал в себя проведение ряда организационных мероприятий, предопределивших особенности дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом страны
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, управление АПК, органы государственного управления АПК
УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73   Стр: 190 - 193

Предлагаемая статья посвящена вопросам развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в течение сентября и октября 2003 года.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2003 г. №  557 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству» [3] было утверждено Положение о Государственном комитете РФ по рыболовству. Данным Положением было определено, что Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство России) [(далее также — Комитет). — М.Б.] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с Положением, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству явился специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также в области охраны окружающей среды (в соответствующей сфере управления). Согласно Положению, в ведении Государственного комитета РФ по рыболовству находились бассейновые органы по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, образовательные, научные и иные организации, администрации морских рыбных портов, представительства Комитета за рубежом.
Государственный комитет РФ по рыболовству был призван руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами РФ, а также утвержденным Положением.
Государственный комитет РФ по рыболовству был призван организовывать в пределах своих полномочий исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров РФ.
Государственный комитет РФ по рыболовству был призван осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными задачами Государственного комитета РФ по рыболовству явились:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики и осуществление государственного управления в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в поверхностных водных объектах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытой части Мирового океана (с учетом международных договоров Российской Федерации);
2) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания;
3) осуществление в пределах своей компетенции охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания;
4) организация и координация в установленном порядке выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
5) обеспечения в пределах своей компетенции мероприятий по мобилизации и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный комитет РФ по рыболовству в соответствии с возложенными на него задачами был призван выполнять следующие функции:
1) разрабатывать и представлять в установленном порядке в Правительство РФ предложения:
● об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек;
● о квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в пределах общих допустимых уловов;
2) разрабатывать в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и утверждать в установленном порядке:
● общие допустимые уловы водных биологических ресурсов в поверхностных водных объектах, а также объемы товарного выращивания рыб и других водных животных в прудах, озерах и садковых хозяйствах;
● правила рыболовства;
● районы и сроки промысла водных биологических ресурсов;
● устав службы на судах рыбопромыслового флота;
● устав службы органов рыбоохраны;
● научные программы и ежегодные планы морских ресурсных исследований;
● нормативы и правила в области использования и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (в пределах своей компетенции);
● перечень промысловых видов водных биологических ресурсов;
● правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах;
● контрольные цифры приема граждан на обучение в подведомственные образовательные учреждения профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
3) осуществлять в установленном порядке:
● организацию и ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга состояния водных биологических ресурсов;
● организацию выполнения научных программ и ежегодных планов морских ресурсных исследований, изучения состояния водных биологических ресурсов;
● разработку проектов технических регламентов;
● руководство работами по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также улучшению состояния водных объектов рыбохозяйственного значения;
● выдачу и аннулирование лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов;
● лицензирование отдельных видов деятельности в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
● общее руководство деятельностью администраций морских рыбных портов;
● предоставление права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судам рыбопромыслового флота, зарегистрированным в реестре судов иностранного государства;
● работу по обеспечению безопасности судоходства рыбопромыслового флота;
● организацию оформления прихода (выхода) судов в морские рыбные порты (в случае, если морской рыбный порт и морской торговый порт имеют смежные акватории, оформления прихода (выхода) в морской рыбный порт судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов);
● организацию работы по дипломированию членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, оформление и выдачу им паспорта моряка;
● в пределах своей компетенции международное сотрудничество, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания (в отношении судов рыбопромыслового флота);
● функции административного органа в Российской Федерации по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в отношении осетровых видов рыб;
● регулирование в пределах своей компетенции вопросов найма и трудоустройства членов экипажей судов, плавающих под иностранным флагом;
● разработку и организацию выполнения программ использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания;
● разработку и реализацию мер по улучшению экологической и эпизоотической обстановки в водных объектах рыбохозяйственного значения;
● функции государственного заказчика в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
● государственную регламентацию и экспертизу проектов и типов судов рыбопромыслового флота;
● руководство в пределах своих полномочий деятельностью организаций, находящихся в ведении Комитета, а также представительств Комитета за рубежом;
● разработку и реализацию отраслевой программы улучшения условий охраны труда, отраслевых правил и положений организационно-методических документов по охране труда;
● организацию проведения аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях отрасли, обучения и проверки знаний в области охраны труда;
● разработку предложений по вопросам социальной защиты работников отрасли и оплаты их труда;
● разработку порядка и форм статистической отчетности в соответствующей сфере деятельности;
● сбор и обработку бухгалтерских отчетов организаций, находящихся в его ведении, составление сводной бухгалтерской отчетности и представление ее в соответствующие органы;
● выполнение совместно с государственными заказчиками государственного оборонного заказа в рыбной отрасли;
● организацию в пределах своей компетенции мобилизационной и военно-морской подготовки, гражданской обороны, работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
● подготовку средств и объектов рыбопромыслового флота для передачи в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или совместного с ними использования согласно мобилизационным заданиям, утверждаемым Правительством;
● проведение мероприятий по защите информации, составляющей государственную тайну, и информации ограниченного доступа;
● организацию в подведомственных образовательных учреждениях подготовки специалистов для флота и береговых предприятий рыбного хозяйства;
4) участвовать в установленном порядке:
● в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
● в разработке, заключении и выполнении отраслевых тарифных соглашений;
● в расследовании несчастных случаев на производстве и причин возникновения профессиональных заболеваний;
5) осуществлять в установленном порядке в пределах своей компетенции:
● государственный контроль за состоянием, использованием и воспроизводством водных биологических ресурсов, обеспечением их охраны, а также за состоянием среды их обитания;
● контроль за выполнением работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, мелиорации водных объектов рыбохозяйственного значения и акклиматизации водных биологических ресурсов;
● контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
● контроль за качеством подготовки специалистов для флота и береговых предприятий рыбного хозяйства в соответствии с государственными образовательными стандартами и международными требованиями;
● государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;
● государственный надзор за охраной человеческой жизни на море;
● государственный надзор за дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
● государственный надзор за государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;
● государственный надзор за работой лоцманской службы и системы управления движением судов в морских рыбных портах;
6) выполнять другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству было предоставлено право в установленном порядке:
1) рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и налагать на виновных лиц административные взыскания, а также предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам;
2) принимать меры по прекращению работ, при проведении которых нарушаются правила, нормы и иные требования по охране и использованию водных биологических ресурсов и среды их обитания;
3) контролировать работу рыбопропускных и рыбозащитных устройств;
4) вносить предложения об открытии и закрытии представительств Комитета за рубежом;
5) вносить предложения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в его ведении федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
6) проводить и участвовать в проведении аттестации и государственной аккредитации подведомственных образовательных учреждений, разработке для них государственных образовательных стандартов;
7) разрабатывать проекты федеральных законов, других нормативных правовых актов и вносить их на рассмотрение в Правительство РФ, издавать по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, нормативные правовые акты (с последующей государственной регистрацией их в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях), а также методические и другие документы;
8) заключать с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ассоциациями, союзами, другими объединениями рыбохозяйственных организаций соглашения о взаимодействии в области рыболовства, рыбоводства и охраны водных биологических ресурсов;
9) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
10) образовывать научно-консультативные, экспертные и иные советы, временные рабочие комиссии и группы;
11) осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением было определено, что Государственный комитет РФ по рыболовству возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Положением было предусмотрено, что председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций.
Положением было установлено, что председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
При этом количество заместителей председателя должно было устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Положением был определен следующий круг вопросов (полномочий), отнесенных непосредственно к компетенции председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству:
1) распределение обязанностей между своими заместителями;
2) внесение в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
3) утверждение положений о структурных подразделениях центрального аппарата (Комитета. — М.Б.);
4) в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата Комитета;
5) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросов, связанных с прохождением федеральной государственной службы в Комитете;
6) утверждение в установленном порядке уставов (положений) организаций, находящихся в ведении Комитета, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, заключение, изменение и расторжение трудовых договоров (контрактов) с ними;
7) утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Комитета в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, сметы расходов на содержание центрального аппарата Комитета в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
8) утверждение численности и фонда оплаты труда работников учреждений, находящихся в ведении Комитета, а также сметы расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренный в федеральном бюджете;
9) утверждение положений о научно-консультативных, экспертных и иных советах, временных рабочих комиссиях и группах, образуемых для рассмотрения вопросов, находящихся в ведении Комитета, и их составов;
10) представление в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата Комитета и находящихся в ведении Комитета организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
11) осуществление других полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству Положением было предусмотрено образование коллегии в составе председателя Комитета (председатель коллегии) и его заместителей, входивших в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Комитета, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.
Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) должны были утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комитета.
Коллегия должна была рассматривать важнейшие вопросы, связанные с использованием, изучением, сохранением и воспроизводством водных биологических ресурсов и среды их обитания. Решения коллегии должны были реализовываться, как правило, приказами председателя Комитета. В случае разногласий между председателем и коллегией решение должно было приниматься председателем, докладывавшим о возникших разногласиях в Правительство РФ. При этом члены коллегии также могли сообщить свое мнение (в Правительство Российской Федерации. — М.Б.).
Также Положением было установлено, что Государственный комитет РФ по рыболовству является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2003 г. № 1375-р [10] в целях совершенствования структуры Аппарата Правительства было предписано преобразовать Департамент финансов в Департамент государственных финансов, Департамент экономики и управления собственностью в Департамент экономики. Данным распоряжением был образован Департамент финансовых рынков и имущественных отношений.
Также данным распоряжением предписывалось включить Департамент государственных финансов, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений и Департамент экономики в структуру Аппарата Правительства Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства от 16 ноября 1999 г. № 1827-р [4; 5; 6; 7; 8; 9]. Кроме того, данным распоряжением Руководителю Аппарата Правительства РФ было поручено утвердить вопросы сфер ведения, структуру и штатную численность Департамента государственных финансов, Департамента финансовых рынков и имущественных отношений и Департамента экономики в пределах установленной численности работников Аппарата Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 629 «О предоставлении территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам полномочий по подписанию соглашений о реструктуризации долгов» [1] территориальным органам Министерства РФ по налогам и сборам по месту нахождения сельскохозяйственных товаропроизводителей были предоставлены полномочия по подписанию соглашений о реструктуризации долгов в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [2] от имени кредиторов, имеющих право на взыскание с сельскохозяйственных товаропроизводителей задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в части платежей, контроль за уплатой которых осуществляют налоговые органы.


Список использованных источников:
1. О предоставлении территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам полномочий по подписанию соглашений о реструктуризации долгов: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 629 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 42. — ст. 4078.
2. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 28. — ст. 2787.
3. Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 37. — ст. 3589.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1999 г. № 1827-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 47. — ст. 5763.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2001 г. № 1252-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 40. — ст. 3857.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 80-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 5. — ст. 549.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1029-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3163.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1032-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3166.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1148-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 34. — ст. 3390.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2003 г. № 1375-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 39. — ст. 3803.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия