| | Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Кадырова О. В. доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Беспалова В. В. доцент кафедры экономики, учёта и анализа хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова,
кандидат экономических наук Дымова О. О. соискатель кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье проведен сравнительный анализ существующей и предлагаемой концепции стратегического развития предприятий, позволивший выработать стратегический подход к инновационной деятельности, основой которого является всестороннее качественное технологическое преобразование на основе модернизации производства. Определены принципы модернизации производства, выделены варианты развития стратегии инновационной деятельности предприятий, рассмотрены принципы формирования стратегии развития инновационной деятельности. Дан обзор существующих стратегий развития предприятий, их преимущества и недостатки, намечен ряд направлений, позволяющих предприятиям оценить и предложить нововведения, которые позволят вывести предприятия на более качественный уровень их развития. Предложены методические рекомендации к формированию этапов развития инновационной деятельности промышленных предприятий | Ключевые слова: концепция стратегического развития предприятия, инновационное развитие, инновационная деятельность, стратегия развития предприятия, промышленное предприятие | УДК 338.27; ББК 65.054 Стр: 74 - 77 | Мировая экономика и современные условия хозяйствования ставят перед предприятиями все новые задачи, что предполагает необходимость быстрой адаптации к внешней среде. При этом преимущество при выполнении поставленных задач получают инновационные направления развития.
Деятельность промышленных предприятий в области разработки стратегии развития инновационной деятельности не должна основываться лишь на адаптационных моделях, необходим также тщательный анализ и прогнозирование макроэкономической ситуации.
Согласно данным исследований, меры по разработке и реализации инновационной политики на многих отечественных предприятиях являются неэффективными [1, 2, 4].
Преодоление проблем, связанных с усилением конкуренции, макроэкономическим кризисом, глобализацией, оказывающих прямое внешнее воздействие на предприятия, возможно только при финансово грамотном формировании и реализации стратегии развития своей инновационной деятельности. Первоначальное накопление капитала промышленными предприятиями, группами, холдингами характеризовалось бессистемным и беспорядочным приобретением разнородных активов, что в период спада экономики привело к убыткам на данных предприятиях. Неоптимальный инвестиционный портфель и недостаточный объем свободных финансовых активов (запаса финансовой прочности) не только привели к финансовым трудностям, но и стали практически непреодолимой преградой для выхода из кризиса. Таким образом, можно сделать вывод, что стабильность предприятия не гарантирована приобретением большого количества активов.
Следовательно, развитие бизнеса должно быть сконцентрировано на повышении его эффективности. Поэтому топ-менеджмент должен направить свои усилия на разработку стратегии развития инновационной деятельности. Чем успешнее будет реализация данной стратегии, тем больший рост и развитие будет у самого предприятия.
Сравнительный анализ показал, что существующая концепция стратегического развития предприятий не соответствует сложившимся экономическим условиям и поэтому требует кардинального пересмотра. Концепция стратегического управления должна быть пересмотрена на предприятиях с целью повышения эффективности их деятельности [5, 6, 8, 11]. Сравнительный анализ существующей и предлагаемой концепции стратегического развития предприятий представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ существующей и предлагаемой концепции стратегического развития предприятийСравниваемые критерии | Существующая концепция стратегического управления предприятиями | Предлагаемая концепция развития инновационной деятельности предприятий |
---|
Цели стратегий | Улучшение исключительно количественных показателей экономического развития | Улучшение количественных икачественных показателей | Виды стратегий | Различные стратегии (антикризисные, стабилизационные и др.) | Стратегия инновационного развития | Продолжительность | Приоритет краткосрочного планирования | Приоритет долгосрочного планирования | Приоритетные предметы управления | Денежные средства | Техника и технология, бизнес-процессы, продукция | Приоритетные объекты управления | Сбыт и торговля | Производство и персонал | Механизмы реализации | Адаптационные механизмы | Ведение грамотной инновационной политики |
Предлагаемый стратегический подход к инновационной деятельности предприятий предполагает внедрение новых, более эффективных технологий, повышение конкурентоспособности продукции, расширение ассортимента продукции или услуг.
Как было сказано выше, для обеспечения нормального функционирования предприятиям в современном мире необходимо кардинальным образом перестроить свои стратегии развития [9, 10]. Следует отметить, что в процессе перестройки особое внимание стоит обратить на новые технологии и располагаемые человеческие ресурсы как на ключевые конкурентные преимущества. Именно это должно стать основой стратегии развития инновационной деятельности предприятий всех отраслей промышленности. Стратегия развития направлена не только на достижение количественных показателей роста, но и на обеспечение постоянного развития инновационной деятельности предприятия.
Для обеспечения успешности реализации процесса стратегического развития инновационной деятельности необходимо дифференцировать понятия «рост» и «развитие». Принципиальное отличие заключается в том, что «Рост может происходить с развитием или без него. Ограничение роста не ограничивает развитие». Границы роста экзогенны, то есть находятся вне системы, а границы развития эндогенны и находятся в самой системе [7]. Рассмотрим принципиальную разницу между развитием и ростом, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Принципиальные различия между ростом и развитиемСравниваемые критерии | Рост | Развитие |
---|
Цель | Увеличение количественных показателей | Увеличение возможностей организации | Ограничения | Формируемые внешней средой | Формируемые внутренней средой | Идеал | Лидирующее положение на рынке | Всеобщая компетентность |
Экономический рост — главное условие повышения конкурентоспособности. Как следствие, цель по достижению высоких темпов экономического роста должна быть согласована со стратегическим развитием предприятия. Опишем взаимосвязь показателей роста и развития предприятия и представим результаты в табл. 3.
Таблица 3
Взаимосвязь показателей роста и развития предприятияЭкономический рост | Экономическое развитие |
---|
Прогрессивное | Неизменное | Регрессивное |
---|
Положительный | Рост основан на развитии или сочетается с ним | Рост происходит даже при неизменном технологическом уровне производства | Рост происходит даже при снижении технологического уровня производства | Неизменный | Развитие при неизменном уровне роста | Уровень роста и развития остаются неизменными | Уровень роста остается неизменным при снижении технологического уровня производства | Отрицательный | Отсутствие роста, даже при улучшении технологического уровня производства | Отсутствие роста при неизменном технологическом уровне производства | Отсутствие роста из-за снижения технологического уровня производства |
Для обеспечения процесса функционирования предприятия требуется решить задачу по обеспечению непрерывного качественного улучшения инновационной деятельности при достижении заданных количественных показателей.
Таким образом, по данным таблицы 3 можно сделать вывод, что основными направлениями разрабатываемой стратегии развития инновационной деятельности должны стать:
– модернизация и техническое переоснащение производственных мощностей, усовершенствование существующих технологических процессов, введение в эксплуатацию современных техники и технологии;
– повышение конкурентоспособности выпускаемых продуктов и предоставляемых услуг, улучшение потребительских свойств и/или снижение себестоимости товаров и/или услуг;
– организация производства новой продукции и расширение ассортимента выпускаемой продукции и др.
Без своевременного внедрения новейших разработок и современных технологий предприятия рискуют снизить уровень своей конкурентоспособности.
Внедрение системного комплексного подхода основывается на всестороннем качественном технологическом преобразовании инновационной деятельности предприятий и может стать решением проблемы преодоления негативных тенденций в экономике. Основой деятельности в данном направлении должна быть постепенная модернизация производства и плавный переход к экономическому развитию, основанному на стратегиях технологического лидерства. Начальным этапом, обеспечивающим переход к новым моделям, по мнению авторов, является модернизация промышленности в целом и производственных мощностей конкретных предприятий в частности. При этом указанная модернизация предполагает модернизацию производств в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к технике и технологиям.
Модернизация производств должна базироваться на таких принципах, как:
1. Принцип обеспечения максимальной заинтересованности и мобилизации всех подразделений предприятия и персонала в максимальном использовании всех имеющихся ресурсов. При этом целесообразно выделить приоритетные сферы развития и создать благоприятные условия для экономически выгодного аккумулирования ресурсов на выбранных направлениях деятельности.
2. Принцип обоснованности процесса модернизации на заимствовании технологий. Применение данного принципа даст возможность наиболее точно определить и сравнить издержки, возникающие при применении существующих технологий и разработке собственных. Четко выстроенная политика заимствования технологий обеспечит минимизацию расходов на технологическое перевооружение производства.
Можно выделить три варианта развития стратегии инновационной деятельности: последовательное, догоняющее и опережающее развитие, выбор которых зависит от инновационного потенциала предприятия, что видно из рис. 1. | | | Рис. 1. Выбор направления развития инновационной деятельности предприятий | Наиболее распространенной является стратегия заимствования, поскольку ее применение помогает избежать проблем, с которыми уже сталкивались другие предприятия. При применении данной стратегии руководству необходимо принять решение о том, какие заимствованные технологии будут оптимальными в условиях специфики деятельности предприятия. От принятых решений будет зависеть успех стратегии заимствования и план по ее реализации. В табл. 4 обобщены характеристики вариантов стратегий развития.
Для предприятия результат выбора того или иного инновационного проекта может быть не всегда позитивным. При решении этой проблемы необходимо тщательно учитывать следующие параметры выбора:
1. Цель приобретения технологии.
Таблица 4
Характеристика стратегий развитияСтратегические действия | Характеристика |
---|
Комбинация стратегий заимствования и догоняющего развития | Модернизация производства действующих предприятий;
Поиск инноваций за рубежом и их использование на отечественных предприятиях | Стратегия догоняющего развития | Инновационное развитие проводится на основе модернизированной промышленности | Стратегия опережающего развития | Развитие конкурентных преимуществ отечественных предприятий на мировых рынках на основе инноваций |
2. Уровень ожидаемой эффективности, при значении которого проект может быть принят.
3. Степень риска того или иного проекта (в процессе решения о принятии или отклонении инновационного проекта особое влияние оказывает личная мера готовности лица принимающего решения к риску).
4. Жизненные циклы производимого продукта и используемой технологии.
5. Возможности последующей модернизации продукта или технологии.
По мнению авторов, предприятиям, которые только начинают проводить на производствах инновационную политику, первоначально следует применять стратегию догоняющего развития, предполагающую использование заимствованных перспективных инновационных технологий [3]. Основная цель заимствования — переход на революционное развитие и реализация стратегии технологического лидерства. Однако при дальнейшем развитии таким предприятиям требуется применять стратегию догоняющего развития, предполагающую в своей основе доработку заимствованных технологий или продуктов. Использование чужой техники и технологии, выпуск уже выпускаемой другими предприятиями продукции потенциально опасны, поскольку через определенный промежуток времени могут стать причиной технологического отставания и зависимости от конкурентов. Поэтому успех от реализации стратегии развития инновационной деятельности определяется наличием на предприятии возможности развивать заимствованные инновации для сокращения уровня разрыва технологического развития от конкурентов.
Вторым этапом реализации стратегии развития инновационной деятельности на промышленном предприятии будет служить либо развитие заимствованных технологий или продуктов, либо создание собственных уникальных инновационных продуктов, конкурентоспособных по сравнению с мировыми аналогами.
Третий этап основывается на применениистратегии опережающего развития. Она предполагаетпроизводство новых инновационных продуктов и использование инновационных технологий, основанных на собственных исследованиях и разработках.
Реализация предложенной концепции даст возможность предприятиям осуществить переход от эволюционного пути развития инновационной деятельности к революционному.
Следует отметить, что предлагаемая концепция применима не для всех отраслей промышленности. Кроме того, различия в уровне развития требуют использования тех или иных стратегий развития их инновационной деятельности сообразно указанным параметрам.
Сформулируем принципы формирования стратегии развития инновационной деятельности и систематизируем их (рис. 2).
При постановке конкретных целей, предприятия должны учитывать, что развитие инновационной деятельности предприятия подразумевает:
– повышение уровня эффективности функционирования промышленного предприятия;
– получение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта;
– получение максимальной прибыли на инвестированные средства;
– эффективное использование имеющихся ресурсов. | | | Рис. 2. Принципы формирования стратегии развития инновационной деятельности | Реализация той или иной стратегии развития инновационной деятельности должна быть обоснована и выгодна с экономической точки зрения. Необходимо просчитать риски от реализации проекта. Кроме того, деятельность в области инновационного развитиядолжна соответствовать принципу системности, стадии жизненного цикла продукции, а также способствовать повышению конкурентоспособности промышленного предприятия на рынке.
Стратегической задачей, которая стоит перед промышленным предприятием, является определение стадии жизненного цикла инновации. При этом предприятие обязано ориентироваться на будущие потребности потребителей и разрабатывать стратегию развития инновационной деятельности в соответствии с тенденциями развития технологий и науки.
Предпосылкой создания нового рынка и даже отрасли может стать появление базовых инноваций.
Заключение. На основе вышесказанного, представим ряд методических рекомендаций, описывающих этапы формирования стратегии развития инновационной деятельности промышленных предприятий.
Этап 1. Определение целей и ориентиров развития инновационной деятельности.
Решаемые задачи: выбор и постановка конечных целей реализации стратегии, например:
– усовершенствование производимой продукции;
– разработка и изобретение новой продукции;
– внедрение современных технологий;
– применение новых методов управления.
Конечные результаты: определены цели, которые необходимо будет достигнуть в ходе реализации стратегии развития.
Этап 2. Анализ инновационного потенциала предприятия.
Решаемые задачи:
– определение экономического состояния предприятия;
– определение уровня технического развития предприятия;
– определение ресурсной базы;
– определение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Конечные результаты: выбор направлений развития инновационной деятельности предприятия; определение целесообразности ведения предприятием инновационной деятельности.
Этап 3. Прогнозирование развития инноваций.
Решаемые задачи:
– оценка тенденций развития техники, технологий, экономики и т.д.;
– определение перспектив развития новых технологий с помощью моделирования и мониторинга;
– прогнозирование будущих потребностей и платежеспособности потребителей.
Конечные результаты: определение предприятием приоритетных направлений развития инновационной деятельности.
Этап 4. Мониторинг перспективных прогрессивных научных разработок и инновационных проектов.
Решаемые задачи:
– определение потенциально возможных изобретений;
– наблюдение за уже имеющимися на рынке инновациями.
Конечные результаты: создание базы потенциальных и уже существующих инновационных проектов.
Этап 5. Определение приоритетных инновационных проектов.
Решаемые задачи:
– оценить привлекательность каждого инновационного проекта;
– оценить риски, возникающие при реализации каждого инновационного проекта;
– определение уровня ожидаемой эффективности от реализации каждого инновационного проекта;
– оценка результатов, которые может получить предприятие от реализации инновационного проекта.
Конечные результаты: создание портфеля инновационных проектов, которые могут быть реализованы в рамках сформированной стратегии развития инновационной деятельности промышленного предприятия.
Этап 6. Создание условий и подготовка ресурсного обеспечения реализации стратегии развития инновационной деятельности предприятия.
Решаемые задачи:
– определение источников финансирования;
– заключение договоров с поставщиками;
– переподготовка персонала предприятия.
Конечные результаты: повышение уровня отдачи на инвестированные средства.
Этап 7. Контроль реализации стратегии развития инновационной деятельности
Решаемые задачи:
– контроль реализации стратегии и инновационных проектов;
– внесение корректив в стратегию при изменении условий внешней или внутренней среды предприятия.
Конечные результаты: обеспечение эффективной реализации стратегии развития инновационной деятельности предприятия.
Экономической целью развития предприятий промышленности является стремление к увеличению производства, а также к внедрению новых технологий и информационных систем.
Заключительным этапом формирования концепции стратегии развития инновационной деятельности является разработка общей стратегии, предполагающей выбор приоритетов, ключевых направлений развития в соответствии с выбранными критериями. |
| |
|
|