Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Савельева С. Б.
доцент кафедры национальной экономики
Мурманского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОРЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Для современной России характерен процесс регионализации экономики, повышения роли регионов в решении социально-экономических задач, поскольку именно на региональном уровне обеспечивается реализация всех реформаторских и антикризисных программ. Для эффективного функционирования регионального хозяйства необходимо обеспечение целостности воспроизводственного процесса в сложной системе макроэкономических и международных экономических отношений. При этом важно наиболее полно использовать имеющийся социально-экономический потенциал региона, реализуя синергетический эффект от интеграции всех его слагаемых в системе национального и международного разделения труда.
Для Северо-Западного региона России важным фактором повышения эффективности является включение в систему регионального воспроизводства ресурсного потенциала морей Европейской Арктики.
Эффективное морепользование в акватории Баренцева моря, с точки зрения национальных интересов России, может быть реализовано на принципах региональной интеграции, состоящих, прежде всего, в учете особенностей экономического и социального развития субъектов регионального хозяйствования.
В системе регионального морепользования выделяют два основных аспекта - экономический и военно-стратегический, реализующие целевые функции экономической независимости и военной безопасности на море. Основными компонентами этой системы являются:
а) в сфере экономической независимости: морской импорт (поставки сырья); морской экспорт (обеспечение доступа к рынкам сбыта); морская торговля (доля в ВНП); морской флот как источник доходов; морские углеводородные и минеральные ресурсы континентального шельфа; промышленное рыболовство и морские биологические ресурсы;
б) в сфере военной безопасности: ядерное сдерживание; международные обязательства в рамках миротворческого контингента ООН и т. п.; защита побережья и коммуникаций с морских стратегических направлений; сохранение военного и экономического присутствия в регионах национальных интересов России; обеспечение влияния в других странах (безопасность капиталовложений); морской флот как средство военных перевозок.
Национальные морские интересы государств включают также международный, внутриполитический, информационный, экологический и т. п. аспекты, а также борьбу с преступностью и международным терроризмом.
Национальные морские интересы России нашли отражение в Морской доктрине Российской Федерации, которая является основополагающим документом, определяющим государственную (национальную) политику в области морской деятельности.
Морская доктрина развивает положения Концепций: национальной безопасности, внешней политики, Военной доктрины, судоходной политики, Основ политики в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляют морской потенциал России. Последний, в качестве системных составляющих, включает морские потенциалы прибрежных регионов. Экономическая компонента морского потенциала составляет основу хозяйственной морской деятельности, которая воплощается в системе морского хозяйства и реализуется объектами морехозяйственного комплекса.
Следует подчеркнуть, что состояние межгосударственных отношений в области международного морского права предопределяет дальнейшее разделение Мирового океана (открытого моря и морского дна за пределами национальной юрисдикции) на сферы влияния (и использования), как это имело место с 200-мильными экономическими зонами прибрежных государств. Правовое регулирование морских пространств России осуществляется законодательными актами [4, 7].
Безусловный приоритет в предстоящем разделе Мирового океана будет принадлежать государствам, которые обладают сильными военно-морским, торговым, научно-исследовательским и вспомогательным флотами, а также наибольшей информацией о характере, распределении и объеме морских (углеводородных, минеральных и биологических) ресурсов в океане.
Дальнейшее развитие морепользования определяется положениями Морской доктрины и установками Федеральной целевой программы "Мировой океан" [2], которая состоит из 10 подпрограмм, определяющих стратегические направления развития деятельности России в Мировом океане.
Следует выделить основные региональные особенности морской деятельности в Баренцевом море и прилежащих акваториях, которые определяют облик региона в территориальном разделении труда:
- дислокация значительного контингента военно-морского флота России в акватории Баренцева и Белого морей, флотов стран НАТО (Великобритании и Норвегии) в Норвежском и Северном морях, что сохраняет общую картину противостояния в этом регионе;
- наличие значительных морских месторождений нефти и газа в акваториях континентального шельфа Баренцева, Карского, Норвежского и Северного морей, что означает развитие жесткой конкуренции между добывающими компаниями и усиливает военно-политическое противостояние экономическим аспектом. Более того, экономические интересы Великобритании и Норвегии в сфере добычи шельфового углеводородного сырья приводят к усилению военно-политической активности.
В связи с этим военно-морская деятельность связана еще и с обеспечением обороны и безопасности страны (ВМФ и органы Морской охраны Пограничной службы РФ), что относится к категории высших государственных приоритетов. Это в свою очередь заставляет поддерживать военно-морской потенциал страны на должном уровне.
Регионально дислоцированные оперативно-стратегические объединения Военно-морского флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия - являются силовой основой решения задач национальной морской политики России на соответствующих региональных направлениях.
Количественный и качественный составы флотов, флотилии поддерживаются на уровне, соответствующем угрозам безопасности Российской Федерации на конкретном региональном направлении, и обеспечиваются самостоятельными инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта.
Важнейшим стратегическим направлением деятельности системы морепользования является освоение и сохранение ресурсов Мирового океана как необходимое условие расширения сырьевой базы страны в концепции обеспечения экономической независимости России.
Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе на океанические склоны и ложа океанов.
Морская деятельность в сфере освоения и сохранения углеводородных ресурсов российского континентального шельфа регламентируется национальным законодательством [1, 3, 5, 6].
В сфере разработки энергетических ресурсов Мирового океана морская деятельность предполагает освоение технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей.
Следует подчеркнуть, что важнейшей задачей современного морепользования является разработка новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения Мирового океана и продолжение работ в области специального судостроения.
Экономическая независимость страны в области продовольственного обеспечения поддерживается морским промышленным рыболовством, поскольку Россия является одним из ведущих мировых производителей рыбной продукции. В ближайшей перспективе основную часть рыбного сырья будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации. В морской доктрине Российской Федерации определены основные задачи этой сферы хозяйства страны.
Морской флот и морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок в жизнеобеспечении районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Сущность национальной морской политики в области морских перевозок заключается в поддержании флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства. Это предполагает сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны.
Дальнейшее развитие морской деятельности России в Мировом океане обусловливает необходимость формирования морского, научно-исследовательского комплекса в системе морского хозяйства региона.
Долгосрочными задачами на данном направлении являются:
- сохранение и развитие научного комплекса, обеспечивающего строительство российского флота;
- исследование морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана;
- развитие научно-исследовательского и лоцмейстерского флотов;
- обеспечение создания морских навигационных, геофизических, рыбопромысловых и других специальных карт и руководств для плавания в любых районах Мирового океана;
- создание федерального фонда морской картографии и банка морских карт в электронно-цифровом виде, восстановление базы производства отечественных океанографических и гидрометеорологических приборов.
Решение указанных задач обеспечивается:
- исследованием перспектив освоения континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации, а также морских биологических ресурсов;
- проведением анализа динамики экосистем Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации;
- решением проблем гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного, информационного обеспечения деятельности Российского флота;
- проведением исследований гидрометеорологических явлений в прибрежных морях Российской Федерации и удаленных районах Мирового океана;
- работами по обоснованию влияния Мирового океана на экосистему планеты и т. п.
Основные стратегические направления морской деятельности определяют систему показателей, которая характеризует уровень морепользования (см. табл.).
Таблица
Общие показатели системы национального морепользования


Литература
1. Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2005 года / Указ Президента РФ от 07.05.1995 N 472 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 19. Ст. 1739.
2. О федеральной целевой программе "Мировой океан" / Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1517 // Российская газета. 1997. N 18.
3. О недрах / Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2295-1 (с изменениями на 2 января 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N10. Ст. 823.
4. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации / Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ (с изменениями от 08.08.2001 г.) // Российская газета. 1998. N 244.
5. О континентальном шельфе Российской Федерации / Федеральный закон от 30.11.95 N 187-ФЗ (ред. от 10.02.99) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
6. О соглашениях о разделе продукции / Федеральный закон от 30.12.1995 года N 225-ФЗ (с изменениями на 07.01.1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
7. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации / Федеральный закон от 31 июля 1998 N 155-ФЗ // Российская газета. 1998. N 148-149.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия