| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Хоменко В. В. вице-президент Академии наук Республики Татарстан,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье представлена оценка нынешнего уровня евразийских кооперационных связей Республики Татарстан. Определены риски и возможности оптимизации этих связей на региональном уровне. Даны сравнительные характеристики соответствия интермодальной транспортной инфраструктуры направлениям и объемам евразийских грузоперевозок | Ключевые слова: Республика Татарстан, евразийская экономическая кооперация, международные транспортные коридоры, региональный экспорт, региональный импорт | ББК У9(2)80,3(2Р-6Т) Стр: 19 - 21 | Республика Татарстан, находясь на востоке европейской части России и обладая компактной территорией, имеет географически сбалансированные возможности выхода на рынки Европы, Южной и Центральной Азии. Параметры евразийской кооперации Республики Татарстан определены объемом и отраслевой структурой ее экономики, где она характеризуется как регион с развитым промышленным производством и сельским хозяйством. В общем объеме промышленного производства высокотехнологичный сектор занимает более 50%, включая нефтепереработку, нефтехимию и машиностроение. Непосредственно добыча нефти — чуть более 20%. По общему объему сельхозпроизводства Республика Татарстан входит в пятерку крупнейших производителей России, а по молоку является лидером. Нефтепереработка и нефтехимия, как ключевые сегменты экономики Республики Татарстан, на сегодняшний день, характеризуются рядом исключительно высоких показателей. К примеру, татарстанские нефтехимические предприятия занимают третье место на мировом рынке производства синтетического каучука.
Отличительной особенностью экономики республики, сопутствующей ее высокому технологическому уровню, являются развитые внешнеэкономические связи. По объемам внешнеторгового оборота республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место в Приволжском федеральном округе. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан за 2020 год, по предварительным данным, составил 12,3 млрд долларов США. В существенной степени на это повлияло снижение цен на нефть в период обострения коронавирусной ситуации.
В целом, в последние кризисные годы объем внешнеторгового оборота снижался в сравнении с прежними отметками практически до 50%, но структура связей по отношению к внешним и внутрироссийским партнерам принципиально не изменилась. Объем внешнеторгового оборота превышает межрегиональный оборот примерно в 2 раза.
Группа основных внешнеэкономических партнеров Республики Татарстан достаточно устойчива, где превалируют европейские страны. Среди них, прежде всего, Нидерланды, Германия, Польша. Так, доля отдельных стран во внешнем товарообороте Республики Татарстан в 2020 году выглядела следующим образом (%):
Польша — 13,1;
Германия -11,9;
Нидерланды -9,3;
Беларусь — 7,1;
Китай — 6,3;
Казахстан — 5,1;
Великобритания — 3,5;
США — 3,0;
Турция — 2,9.
За 5 прошедших лет изменения в структуре основных внешнеэкономических партнеров были несущественными, если брать за точку сравнения 2015 год.
Ситуация с внешнеэкономическими партнерами Татарстана в целом схожа с той, которая имеет место в целом по России, где доля стран ЕС составляла в 2018 году около 42,7%, АТЭС — 31%, СНГ — около 11,7%, ЕАЭС — 8,1%.
Территориальная структура партнеров в этом случае определяется отраслевой структурой экспорта и импорта, где преобладают вывоз углеводородного и отчасти другого сырья в ближайшие промышленно-развитые страны и поступление оттуда машинотехнической и некоторых других видов промышленной продукции. Структура экспорта-импорта Республики Татарстан приведена на рис.1. Как видно, она достаточно близка к соответствующей российской структуре. Так, импорт России в 2020 году (и в 2019 году) включал:
• Машины, оборудование и транспортные средства — 44,35% (в 2019 году — 43,90%);
• Продукция химической промышленности — 18,32% (в 2019 году — 19,59%);
• Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 12,84% (в 2019 году — 12,24%);
• Металлы и изделия из них — 6,84% от всего объема импорта России (в 2019 году — 7,31%);
• Текстиль и обувь — 6,31% (в 2019 году — 6,20%);
• Минеральные продукты — 1,90% (в 2019 году — 2,09%);
• Древесина и целлюлозно-бумажные изделия) — 1,49% (в 2019 году — 1,51%).
Соответственно, экспорт России в 2020 году (и в 2019 году) был представлен:
• Минеральные продукты — 51,19% (в 2019 году — 63,33%);
• Металлы и изделия из них — 10,37% (в 2019 году — 8,87%);
• Драгоценные металлы и камни — 9,03% (в 2019 году — 3,61%);
• Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 8,80% (в 2019 году — 5,85%);
• Продукция химической промышленности — 7,11% (в 2019 году — 6,39%);
• Машины, оборудование и транспортные средства — 5,73% от всего объема экспорта России (в 2019 году — 5,32%);
• Древесина и целлюлозно-бумажные изделия) — 3,68% (в 2019 году — 3,02%). | | | Рис.1. Структура экспорта и импорта Республики Татарстан в 2020 г. | Важной характеристикой внешнеэкономических связей является инвестиционное партнерство. Республика Татарстан в этом отношении существенно выделяется среди регионов России по привлечению иностранных инвестиций. Здесь создана и функционирует лучшая в России свободная экономическая зона «Алабуга». Но при этом в совокупности иностранные инвестиции снизились существенно. Падение их объемов измерялось четырехкратной величиной — до $376,4 млн за девять месяцев 2020 года. Это выглядит контрастом в сравнение с 2019 годом, когда республика вошла в десятку лучших регионов России по объему прямых иностранных инвестиций. Только за девять месяцев 2019 года показатель достиг $1,6 млрд, что было почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Но уже тогда многие аналитики ставили под сомнение возможность удержать эту планку, не ориентируясь даже на пандемию. Они указывали на природу этих инвестиций, многие из которых имели финансовый характер или не являлись так называемыми «прямыми инвестициями». Об этом свидетельствует динамика инвестиций в основной капитал, которые не имели столь резких колебаний. Так, в 2018 году они составили 630 млрд руб., 2019 году — 640 млрд руб., 2020 году — 605,8 млрд руб. Наиболее активными иностранными инвесторами в 2020 году стали Германия, Нидерланды, Турция и Финляндия. Республике Татарстан и дальше нужны будут стабильные иностранные инвестиции в основной капитал, которые будут связаны с приходом новых технологий и налаженной сети сбыта продукции. И здесь важно ориентироваться не только на европейских, но и на азиатских партнеров. Круг их не может быть ограничен только турецкими компаниями. Нужно видеть, что в совокупности арабские страны Персидского залива, Китай, Турция и ряд других азиатских стран обладают значительным потенциалом ускоренного развития. Они ищут территории вложения своего капитала, импорт которого может составить серьезную конкуренцию европейским компаниям.
Понимание этого факта определяет постепенное расширение круга инвесторов в экономику Республики Татарстан из числа стран, перешедших или переходящих в категорию промышленных лидеров. Тому есть ряд наглядных примеров. К ним можно причислить проект «Аурус» по производству автомобилей представительского класса. В данном случае холдинг Tawazun из Объединенных Арабских Эмиратов, который специализируется на оборонных и производственных технологиях, обеспечивает вложение в производство 110 млн евро.
Достаточно мощным выглядит и вхождение на территорию республики китайских компаний. Уже в 2018 году китайская компания Haier заявила о масштабных инвестициях в Россию. Вместе с партнерами один из глобальных лидеров по продажам бытовой техники рассчитывает в ближайшие годы вложить в локализацию производства около $1 млрд, построив собственный индустриальный парк в Набережных Челнах. Благодаря Haier, в Татарстане в настоящее время уже функционирует целая система китайских предприятий.
Но и традиционные партнеры Республики Татарстан — турецкие компании сохраняют свои передовые позиции даже при изменчивой политической конъюнктуре. Уже несколько лет в республике успешно работают турецкие заводы, среди которых «Кастамону», «ХаятКимья», «Джошкуноз», «Дизайн групп». Вместе с турецкими партнерами прорабатывается ряд совместных проектов в сфере энергетики, машиностроения, здравоохранения, сельского хозяйства.
Нужно подчеркнуть, что Татарстан становится привлекательным с точки зрения подготовленных для приема капитала промышленных площадок, свободной экономической зоны, территорий опережающего развития и общего инвестиционного климата. На сегодняшний день в республике действует 100 объектов инфраструктуры (80 промышленных площадок и 20 промышленных парков), на которых осуществляют деятельность более 1,4 тыс. резидентов, создано более 30 тыс. рабочих мест. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» является ярким примером эффективной инвестиционной работы. В числе резидентов здесь числятся такие известные во всем мире компании, как 3М, Rockwool, AirLiquide, Armstrong.
Однако существуют ряд ограничивающих дальнейшее развитие подобного сотрудничества факторов, главный из которых — близкая отраслевая структура, основанная на добыче и первичной переработке сырья, не предполагающая интенсивный взаимный продуктовый и технологический обмен. Такой обмен возможен лишь на основе высокотехнологичной предметной или подетальной технологической кооперации.
Россия, располагающая мощным научны потенциалом, с учетом его перспективной модернизации, могла бы составить евразийский центр такого развития. Ярким примером сказанному является ситуация середины минувшего десятилетия (2015 г.), когда объемы российского экспорта технологий были распределены в пользу Китая, Индии и Банкладеш: США — 319,1 млн долл., Германия — 47.2 млн долл., Нидерланды — 32.3 млн долл., Франция — 20.6 млн долл., Китай — 460,3 млн долл., Бангладеш 207,0 млн долл., Индия — 85,9 млн долл.
Программы Китая по привлечению российских ученых также свидетельствуют о востребованности фундаментальных и прикладных российских научных разработок. Но в этом случае необходимо интенсивно развивать и прикладной сектор инноватики на базе широкой сети инжиниринговых центров, а не отдельных разрозненных инжиниринговых компаний, работа которых, зачастую, не определяется региональными интересами.
На базе имеющихся российских и, в том числе, татарстанских разработок в области энергетики, добычи углеводородов и их переработки возможна реализация крупных инвестиционных проектов в ряде стран Ближнего Востока и Южной Азии.
Вместе с тем, Россия, благодаря огромному клину неиспользуемых или слабоиспользуемых земельных угодий, на перспективу может рассматриваться как один из немногих мировых центров интенсивного наращивания производства и экспорта сельхозпродукции. Уже сегодня Россия занимает пятое место по объему экспорта сельхозпродукции и продовольствия в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Однако, подчеркивая важность «восточного» вектора партнерского сотрудничества, важно видеть, что одним из ограничений здесь служит практически отсутствующие в России и Татарстане системы исламского банкинга и исламского страхования, облегчающих взаимодействие с исламскими странами.
Не вызывает сомнения, что система международных транспортных коридоров является инфраструктурной основой евразийской кооперации. Новые проектировки связывания зоны Персидского залива, Каспийского и Черного морей способны в корне изменить глобальные траектории грузодвижения, обеспечить реальную альтернативу функционирования Суэцкого канала, проливов Босфор и Дарданеллы. Это на порядок поднимает транспортную значимость России. Однако, здесь больше проблем, чем решений. Степень реализации уже подписанных международных соглашений остается низкой. При явно чрезвычайно выгодном естественном транзитном положении России имеет место «сдвижка» коридоров в южном направлении, что обусловлено затягиванием сроков реализации уже подписанных Россией соглашений и желанием западных стран отодвинуть ее на транспортную периферию. В этом случае приходится констатировать недостаточную сбалансированность ответственности регионов, в данном случае — Татарстана, и федерального центра в распределении заинтересованности и ответственности за реализацию подобных проектов. Татарстан только при поддержке федерального правительства имеет возможность подключаться к решению таких задач, несмотря на то, что инициатива, зачастую, исходит именно от него. В качестве примера можно указать на строительство платной дороги «Шали-Бавлы», ранее проектировавшейся как участка автотранспортного МТК «Европа-Западный Китай». Весьма неопределенно теперь выглядит этот участок в свете проекта «Меридиан», который точно также позиционируется как участок МТК «Европа-Западный Катай». «Размытость» федеральной позиции здесь явно имеет место.
В итоге приходится констатировать еще одну важную мысль: мы испытываем дефицит аналитики в части международных связей. В этой связи, необходимо создание соответствующих аналитических центров и проведение аналитической прогнозной работы в каждом федеральном округе. Попытки отдельных регионов, даже таких сильных и инициативных как Татарстан, не будут иметь должного успеха без общефедеральной концепции и программных документов по развитию внешнеэкономической деятельности, где будет четко выделено место каждого региона. |
| |
|
|