| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Кудрова Н. А. зав. кафедрой международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук Завгородний А. Ф. профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы осуществления мер таможенного регулирования на территории стран-членов ЕАЭС на современном этапе развития. Представлены источники правового регулирования. Раскрываются направления совершенствования мер таможенного регулирования | Ключевые слова: ЕАЭС, таможенное регулирование, страны-члены ЕАЭС, Таможенный кодекс ЕАЭС, правовое регулирование, таможенные органы | УДК 339.924; ББК 65.428 Стр: 40 - 42 | В торговой политике любого государства таможенное регулирование занимает важное место, поскольку способствует как поддержанию стабильной внешнеторговой политики, так и обеспечению экономической безопасности государства. Когда речь идет об интеграционных объединениях, то здесь важно достичь баланса в единой внешнеторговой политике при существующих различиях в экономических интересах государств.
Таможенное регулирование в рамках ЕАЭС должно осуществляться единообразно, но разный уровень социально-экономического развития государств-членов влияет на условия и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, что влечет за собой сложности при выработке совместных решений в этой сфере.
Иерархия источников правового регулирования в данной сфере включает следующие уровни. Прежде всего, это международные правовые акты, такие как Конвенция о временном ввозе от 26.06.1990 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 06.12.1961 г. В рамках Евразийского экономического союза к таким актам относятся Таможенный Кодекс (ТК) ЕАЭС, международные договоры государств-членов ЕАЭС, а также правовые акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТС-94) было имплементировано в правовою систему ЕАЭС и противоречие законодательств государств-членов исключается, как и тем правовым обязательствам, которые в дальнейшем будут брать на себя государства-члены ЕАЭС.
Обратим внимание, что государства-члены ЕАЭС могут заключать двусторонние международные договоры с третьими государствами. Соответственно возникает закономерный вопрос о роли таких правовых актов в иерархии источников законодательства ЕАЭС. Примером может служить Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде части Сайменского канала (судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Открыт в 1856 г., реконструирован в 1963–1968 гг.).
Следовательно, такие решения имеют силу подзаконных нормативных актов. Однако в национальном законодательстве Российской Федерации сформулировано положение о том, что если законодательством ТС установлены иные правила, нежели национальным законодательством, применяется таможенное законодательство Союза.
В качестве примера можно привести другой подход в правовом регулировании. Так, согласно ТК Евросоюза (ЕС) таможенное законодательство включает не только сам Кодекс, но и международные соглашения, содержащие соответствующие положения в той мере, в какой они применимы в Европейском Таможенном союзе.
Представляется обоснованным мнение, что процесс подписания международных договоров государств-членов ЕАЭС с третьими странами должен проходить процедуру согласования с другими государствами-членами [3, с. 37].
Важно отметить, что национальное законодательство государств-членов ЕАЭС не должно противоречить таможенному законодательству ЕАЭС. Однако при анализе национальных актов следует вывод об отсутствии единого понятия «таможенное регулирование», а также ряд терминов и определений не приведены к единообразному пониманию, что может создать противоречия при дальнейшей интеграции государств-членов. Оптимальный путь решения такой проблемы — приведение национальных актов в соответствие с наднациональными актами путем внесения изменений и дополнений.
Одна из проблем — процедура ратификации международно-правовых актов государствами-членами ЕАЭС. Правовая позиция Конституционного суда РФ заключается в приоритете Основного закона над международными договорами, а принятые поправки закрепили данный подход в статье 79 Конституции РФ.
Еще одной проблемой в этой сфере является то, что структура и объем полномочий таможенных органов каждой страны отличается. Это усложняет возможность проведения процедур гармонизации и унификации, поскольку в государствах-членах ЕАЭС таможенные службы действуют по своим собственным регламентам по многим процедурам. Выход из данной ситуации — создание наднациональной структуры таможенных органов, подчиняющихся только праву ЕАЭС, хотя такие действия существенно ограничат суверенитет каждого государства-участника.
Важным является поэтапное проведение процессов гармонизации и унификации, начиная с выявления сфер, нуждающихся в этом и заканчивая контролем за результатами принятых с этой целью мер со стороны контролирующих органов ТК ЕАЭС.
Основой правового регулирования таможенно-тарифных отношений является ТК ЕАЭС. В нем определены виды ставок, льготы по уплате, порядок исчисления таможенных пошлин и т.д.
Помимо решений, утверждающих Единый таможенный тариф ТС, Евразийская экономическая комиссия приняла ряд основополагающих решений, регулирующих порядок определения таможенной стоимости товаров:
– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2013 г. № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)»;
– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2012 г. № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»;
– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»
– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2012 г. № 273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров»;
– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 145 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы».
При этом, в любом случае, проблемы правового регулирования и иерархия источников остаются. Необходимо разработать подход для включения международно-правовых актов и комплексную систему актов ЕАЭС в целях избежания противоречий в правовом регулирования и выработки единообразного подхода в определении места правовых источников и их юридической силы в иерархии актов ЕАЭС.
Методологическая основа мер таможенного регулирования имеет сложную структуру, анализ которой необходим для понимания самой процедуры. Помимо методов экономической направленности, важно отметить роль правовых методов, поскольку именно они направлены на формулирование нормативных положений, связанных с таможенным регулированием.
Прежде всего, остановимся на таком методе регулирования в данной сфере, как нормативно-правовой, который может применяться Федеральным собранием, Президентом, Правительством, органами исполнительной власти, а также судебными органами РФ [4, с. 54]. В свою очередь, таможенное регулирование является более централизованным.
Императивный метод характеризуется неравенством сторон, применяемый тип правового регулирования — разрешительный, а способ — обязывающий или запрещающий. Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, здесь характерно применение общедозволительного типа правового регулирования. Примером использования диспозитивного метода может служить, например, выбор декларантом вида таможенной процедуры (ст. 83 ТК ЕАЭС).
Понимание методологических основ таможенного регулирования имеет принципиальную важность для практики таможенного дела, поскольку позволяет правильно формулировать правовые предписания и создавать правовую определенность нормативным документам.
Также важным является методологический подход в сфере гармонизации и унификации в целях осуществления мер таможенного регулирования. Так, системный метод целесообразно использовать при раскрытии содержательной части объекта исследования и обеспечения единства измерений на территории ЕАЭС в форме целостной концепции научно-практической направленности. Метод сравнительного правоведения позволяет выявить основные элементы динамики развития и использования мер таможенно-тарифного регулирования на территории ЕАЭС при сопоставлении национальных законодательств в целях выявления ключевых отличий и соотнесения их с международно-правовыми обязательствами.
С помощью методов обобщения и синтеза возможно сформулировать предложения по совершенствованию правовых норм в рамках таможенного регулирования. Тогда как конструирование структурно-логических и функциональных систем способствует обеспечению единства таможенного регулирования в форме целостной концепции с учетом решения поставленных задач для единообразного понимания правовых значений и механизмов.
В ЕАЭС существуют единые меры таможенного регулирования, которые оказывают влияние на развитие и функционирование отраслей национальной экономики. При этом таможенное регулирование выступает одним из аспектов региональной экономической интеграции.
В Российской Федерации таможенное регулирование регламентируется Федеральным законом от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного федерального закона, «таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о ЕАЭС и законодательством Российской Федерации» [2].
В соответствии с Договором о ЕАЭС в торговле с третьими странами применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как запрет ввоза или вывоза товара, количественные ограничения, разрешительный порядок ввоза или вывоза.
Рассмотрим применение мер тарифного и нетарифного регулирования в странах-участницах ЕАЭС.
Например, в Республике Казахстан таможенное регулирование осуществляется на основе Кодекса Республики Казахстан от 26.12.2017 г. № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». Согласно ст. 1 Кодекса, «Таможенным регулированием в Республике Казахстан признается регулирование отношений на таможенной территории ЕАЭС, принадлежащей Республике Казахстан, на которой она обладает исключительной юрисдикцией, включающей в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования в ЕАЭС или за его пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, их убытием, временным хранением, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, пошлин, проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД на территории ЕАЭС».
Увеличение импортной продукции на рынке ЕАЭС, по товарным группам, можно объяснить тем, что снижение ставок тарифа дает свободный доступ импортной продукции на рынок. Тем самым, снижение импортного тарифа усиливает конкуренцию на внутреннем рынке. Кроме того, увеличение импорта дает возможность использовать продукцию в производстве более сложных товаров, в которой продукция будет использоваться в качестве сырья.
В настоящее время по инициативе ФТС Российской Федерации прорабатывается возможность освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования в рамках реализации инвестиционного проекта в приоритетных отраслях экономики.
Исходя из вышеизложенного, авторы полагают, что направлениями совершенствования мер таможенного регулирования должны стать следующие:
1. Процесс подписания международных договоров государств-членов с третьими странами должен проходить процедуру согласования с другими государствами-членами и их необходимо включать в международно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС.
2. Возможно нормативное оформление единого порядка включения договоров от имени ЕАЭС в национальные правовые системы государств-членов.
3. Создание наднациональной структуры таможенных органов, подчиняющихся только праву ЕАЭС, хотя такие действия существенно ограничат суверенитет каждого государства-участника.
Таблица 1
Особенности применения мер ТТР и НТО в странах-участницах ЕАЭССтрана | ТТР | НТО | Отношение
к ТК ЕАЭС |
---|
Взимание ввозных
и вывозных пошлин | Запрет
импорта/
экспорта | Количественные
ограничения
импорта/экспорта | Применение
лицензирования | Применение
наблюдения
за импортом/экспортом |
---|
Россия | + | + | + | + | Временная мера | Соотносится | Казахстан | + | + | + | + | + | Соотносится | Беларусь | + | + | +
преимущественно с/х продукции | + | – | Соотносится | Кыргызстан | + | + | + | – | – | Лежит
в основе | Армения | + | + | + | + | – | Лежит
в основе |
|
| |
|
|