Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Зверев Д. С.
докторант Института проблем региональной экономики РАН,
кандидат экономических наук


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Направление свободных денежных средств в реконструкцию и техническое переоснащение крупных супермаркетов (универсальных магазинов) имеет не только экономическую, но и большую социальную значимость.
Экономическая особенность инвестиционных вложений такого рода прежде всего в том, что в качестве доминирующей формы инвестиций используются свободные денежные средства, а не их эквиваленты, а инвестиционный проект ориентирован на создание и воспроизводство основных фондов, особенно их наиболее активной части (сканеров штрих-кодов, контрольно-кассовых машин, этикеточных принтеров, портативных терминалов сбора данных о товаропотоках).
Капиталообразующие инвестиции (затраты) включают в себя: средства на проектно-конструкторские, экономико-организационные разработки по автоматизации универсального магазина; приобретение, монтаж и установку аппаратуры по автоматизации процесса учета и контроля в сетях сбыта товаров супермаркета; предэксплуатационные работы, связанные с наладкой и запуском аппаратуры штрих-кодовой технологии. При этом должны быть определены не только стоимость работ, но и начало инвестирования, а также период и способ амортизации приобретаемой аппаратуры.
Инвестиционный проект супермаркета на реинжиниринговой основе должен быть всесторонним и существенно улучшающим бизнес-процесс, позволяющим значительно увеличить экономические результаты (прибыль, объем товарооборота).
Кроме того, инвестирование средств в реконструкцию и техническое переоснащение отдельно взятого супермаркета не должно влиять на экономическую и социальную ситуацию административно-территориального образования в целом, а также на уровень цен на сегментах товарного рынка.
Оценка финансового состояния супермаркета, направляющего собственные средства на автоматизацию действующей системы контроля и учета в сетях сбыта товаров, может быть определена группой обобщающих показателей, количественные значения которых соответствуют нормативным параметрам. Такими показателями могут быть коэффициенты:
- ликвидности оборотных активов (уровень абсолютной ликвидности, равный денежной наличности, включая ее эквиваленты, к размеру краткосрочных обязательств, коэффициент покрытия как отношение значений краткосрочных активов к краткосрочным обязательствам);
- деловой активности (коэффициент общей оборачиваемости капитала, определяемый соотношением объемов реализации товаров к среднегодовой стоимости активов; уровень оборачиваемости товарно-материальных запасов, рассчитываемый как частное от деления себестоимости реализованных товаров и среднегодовой стоимости товарно-материальных запасов; коэффициент оборачиваемости собственного капитала, равный отношению объема реализации товаров к среднегодовой стоимости собственного капитала);
- прибыльности (рентабельность товаров по валовой прибыли, определяемой отношением объема валовой прибыли от реализации (продажи) товаров к себестоимости проданных товаров; рентабельность капитала по валовой прибыли и среднегодового итога баланса; рентабельность собственного капитала, рассчитываемая отношением объема чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала).
Общая же финансовая оценка торгового хозяйствующего субъекта инвестирующего средства в реконструкцию и техническое переоснащение системы контроля и учета товаропотоков может быть установлена экспертно, посредством аддитивного или интегрального способов.
Результативность общего финансового состояния супермаркета на подготовительном этапе процесса инвестирования может быть также определена посредством сравнения с общим финансовым уровнем устойчивого функционирования другого, аналогичного универсального магазина. В этой связи важно отметить также и то, что в процессе инвестиционного проектирования необходимо рассчитывать величину потока и сальдо накопленных реальных денежных средств, последние из которых должны иметь положительные значения.
Соблюдение положительного сальдо баланса поступлений и платежей денежных средств является одним из основных условий повышения уровня объективности финансового обоснования целесообразности инвестирования, определения индекса коммерческой эффективности инвестиционного проекта. При этом величина индекса коммерческой эффективности инвестирования зависит от соотношения финансового результата и осуществляемых затрат, обеспечивающих необходимый для инвестора уровень доходности.
Основным результатом коммерческой эффективности выступает поток реальных денежных средств в рамках инвестиционного и операционного видов деятельности супермаркета в процессе инвестирования, определяемый в каждом конкретном периоде времени реализации проекта разницей между притоком и оттоком денежных средств.
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности по реконструкции супермаркета должен включать в себя: затраты на приобретение контрольно-кассовых машин (POS-терминалов), сканеров штрих-кодов, этикеточных принтеров, портативных терминалов сбора данных, нематериальных активов (лицензий, ноу-хау), прирост оборотного капитала; денежные поступления от продажи старой аппаратуры, нематериальных активов, от уменьшения оборотного капитала.
Финансовая результативность на стадии инвестиционного проектирования в существенной мере зависит от объемов продаж товаров, цен на них и полученной денежной выручки, а также от величины постоянных и переменных затрат, амортизации торгового оборудования, взимаемых налогов и сборов, на основе которых определяется чистая прибыль и сумма амортизационных отчислений.
Обобщающий индекс коммерческой эффективности, необходимый в процессе сравнения различных вариантов чистого инвестирования и обоснования форм и размеров участия, должен рассчитываться как частное от деления суммы результатов (эффектов) от инвестиционной и операционной деятельности супермаркета на общую величину инвестируемых средств в развитие системы контроля и учета движения товаропотоков в сетях сбыта.
Оценка экономического результата чистого инвестирования может быть выражена выручкой от реализации товаров, чистой прибылью с учетом социального эффекта, распространяющегося на работников супермаркета. В состав же общих затрат необходимо включать не только единовременные, но и текущие затраты супермаркета.
Обобщающий уровень экономической эффективности проекта чистого инвестирования может быть определен как отношение выручки от реализации товаров за определенный период времени инвестирования к величине вложений денежных средств в реконструкцию и техническое переоснащение системы контроля и учета товаров супермаркета. Велика и социальная целесообразность этого процесса.
Чистое инвестирование денежных средств в систему контроля и учета движения товаропотоков супермаркета дает возможность еще на стадии обоснования инвестиционного проекта достаточно точно установить сальдо реальных денежных средств от инвестиционного и операционного видов деятельности. Это сумма разностей между притоком и оттоком денежных средств. Инвестиционный проект может считаться экономически целесообразным при положительном сальдо реальных денежных средств в устанавливаемом интервале времени, в котором участник инвестирования (универсальный магазин) производит затраты и получает прибыль.
Определяя соотношение размера сальдо реальных денег к общему объему инвестирования, можно провести сравнение с достигнутым уровнем эффективности крупных универсальных магазинов, где реконструкция уже завершена.
Необходимо иметь в виду, что количественная (например, балльная) оценка социальных результатов чистого инвестирования универсального магазина собственными средствами должна отвечать установленным социальным нормам и нормативам деятельности.
Социальными результатами инвестирования являются: рост потребления оказываемых жилищно-бытовых, культурно-досуговых и иных услуг; улучшение условий труда работников супермаркета; рационализация рабочих мест, повышение их эргономического уровня; приближение структуры персонала супермаркета к нормативной, соответствующей технологии инвестиционного проекта; повышение надежности снабжения населения конкретного административного образования определенными видами товаров; экономия свободного времени населения.
Социальными результатами процесса чистого инвестирования супермаркета являются: изменение (в лучшую сторону) условий труда торговых работников, определяемое в баллах или долевых значениях по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизическим элементам условий труда, рост численности работников, подлежащих обучению с целью повышения квалификации.
В связи с этим необходимо отметить то, что количественная оценка комплексного социального результата практически в экономической литературе не рассматривается. Нет ее и в действующих "Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования". Согласно этому документу, проблему измерения и оценки социальных последствий инвестиционного проекта предлагается решать как за счет опосредованного влияния тех или иных социальных эффектов на финансовую и социальную результативности инвестирования, так и исходя из ориентировочных и нормативных стоимостных оценок социального эффекта и его суммирования с экономическим результатом осуществления инвестиционного проекта.
Так, например, изменение условий труда работников в соответствии с "Методическими рекомендациями" может быть установлено только в баллах, но каким образом это отразится на эффективности инвестирования, в документе не сказано.
Рост (или снижение) надежности снабжения жизненно необходимыми товарами населения административно-территориального образования "Методическими рекомендациями" рассматривается не в количественном измерении, а просто как положительный или отрицательный социальный результат. Экономия же свободного времени работников хозяйствующих субъектов и населения (в человеко-часах) от улучшения торгового обслуживания покупателей "Методическими рекомендациями" приравнивается к 50-процентной среднечасовой оплате труда контингента трудоспособного населения, обслуживаемого инвестиционным объектом.
Обобщающее значение социального результата чистого инвестирования средств универсального магазина можно получить аддитивным способом, исходя из определения уровня социальной значимости инвестиционного проекта, на основе использования масштабных разнородных коэффициентов в целях их сравнения и последующего суммирования. Данный способ оценки социальной значимости (результативности) предполагает, что сумма весовых значений экспертных коэффициентов d по всем уровням результативности равна единице. Поэтому экспертно установленные оценки для уровней: замены тяжелого физического труда работников на автоматизированный, легкий труд; надежности снабжения населения жизненно необходимыми и более широкого ассортимента товарами; улучшения торгового обслуживания покупателей; обучения, переподготовки и повышения квалификации работников, соответственно, могут быть приняты равными: d1 = 0,15; d2 = 0,20; d3 = 0,40 и d4 = 0,25.
Экспертным путем в результате анализа работы крупных универсамов Санкт-Петербурга выведен коэффициент f, оценивающий степень автоматизации торговых и складских операций. Так, например, полная автоматизация торговых и складских операций оценивается коэффициентом f1, равным единице. При полной автоматизации торговых операций и частично складских коэффициент f1 оценен величиной, равной 0,8. При частичной автоматизации торговых и складских операций универсама коэффициент f1 = 0,4.
Высокая надежность снабжения населения необходимыми товарами соответствует величине f2, равной единице. При средней надежности снабжения товарами населения f2 = 0,7, а при низкой надежности f2 = 0,2.
Значительное (во много раз) улучшение торгового обслуживания покупателя принимается равным единице (f3 = 1). При умеренном уровне торгового обслуживания f3 = 0,6, при низком f3 =0,2.
Обучению, переподготовке и повышению квалификации всего контингента работников универсального магазина соответствует коэффициент f4, равный 1,0. При повышении квалификации 50% работников универсама в результате реализации инвестиционного проекта штрих-кодовой технологии коэффициент f4 устанавливается равным 0,5. При повышении квалификации 25% персонала величина коэффициента f4 равна 0,2.
В итоге уровень социальной значимости реализуемого инвестиционного проекта в универсаме "Диас" (Yср) определяется по формуле:
Yср = d1f1 + d2d2 + d3f3 + d4f4 (1)
Принятые экспертами значения коэффициента f отвечают реальным уровням социальной результативности чистого инвестирования универсама "Диас", соответственно равных: f1 = 0,8; f2 = 1,0; f3 = 1,0; f4 = 0,5.
Подставив в формулу 1 экспертные значения d1 = 0,15; d2 = 0,20; d3 = 0,40 и d4 = 0,25, а также установленные значения экспертных коэффициентов f1, f2, f3 и f4, был получен обобщающий коэффициент (уровень) социальной значимости (результативности) Yср:
Yср = 0,15 . 0,8 + 0,20 . 0,1 + 0,40 . 1,0 + 0,25 . 0,5 =
= 0,12 + 0,20 +0,40 + 0,13 = 0,85
Социальная значимость функционировавшей системы контроля и учета движения товаропотоков в универсаме "Диас" до реализации инвестиционного проекта (Y ср) при экспертно установленных значениях f1, f2, f3 и f4, соответственно равных 0,4; 0,7; 0,2 и 0,2, исходя из формулы 1, равна:
Y ср = 0,15 . 0,4 + 0,20 . 0,7 + 0,40 . 0,2 + 0,25 . 0,2 =
= 0,06 + 0,14 + 0,08 +0,05 = 0,33
Индекс социальной значимости инвестиционного проекта (Рср) может быть определен по формуле:
Рср = Yср / Y ср (2)
В итоге социальная результативность инвестиционного проекта реконструкции универсального магазина "Диас" Yср по сравнению с прежней находится в соотношении 0,85:0,33, то есть выше в 2,58 раза.
Предлагаемые методические положения по установлению обобщающей (комплексной) социальной результативности инвестиционного проекта предоставляют возможность органам управления торговым предприятием в процессе чистого инвестирования и на предпроектном этапе установить в пределах единицы экспертную величину социальной значимости проекта и тем самым сравнить ее с возможными различными вариантами чистого инвестирования, в которых аппаратура оперативного контроля и учета товаропотоков представлена не только различным набором технических устройств, но и разнообразными качественными показателями зарубежных или отечественных компаний-производителей.
Инвестор при отборе вариантов проекта чистого инвестирования может отдавать предпочтение тем направлениям инвестиций, которые как по величине экономического эффекта и индексу эффективности, так и по размеру социальной значимости (результативности) превосходят варианты и аналоги инвестиционных проектов в других супермаркетах (универсамах).
В процессе экономического и социального обоснования целесообразности принятия того или иного варианта инвестирования средств в развитие системы учета и контроля в сетях сбыта товаров нельзя исключать случаи, когда величина сравниваемых между собой экономических и социальных эффектов в различных видах и вариантах чистого инвестирования будет существенно отличаться. Так, например, экономический эффект (Эип1) одного из вариантов чистого инвестирования превышает экономическую результативность (Эип2) другого варианта (Эип1 > Эип2). Однако индексы социальной значимости указанных вариантов инвестирования (Рср1 и Рср2) отличаются друг от друга в противоположных превышениях, то есть Рср2> Рср1.
В этих случаях целесообразно объединить экспертно устанавливаемый индекс социальной значимости и стоимостную величину экономического эффекта реализации инвестиционного проекта в один обобщающий показатель социально-экономической направленности (Э0), определяемый по формуле:
Э0 = Эип Рср (3)
Устанавливаемая по формуле 3 обобщающая величина социально-экономического эффекта дает достаточно полное и единое представление о целесообразности инвестирования средств в тот или иной проект модернизации, реконструкции и технического переоснащения системы оперативного контроля и учета товаропотоков в сетях сбыта универсального магазина.
Реинжиниринговый подход значительного повышения социальной и экономической эффективности чистого инвестирования может быть использован в универсальных магазинах в процессе плановой модернизации и технического переоснащения без остановки деятельности универмага. Сформированная современная система контроля и учета товаропотоков при этом полностью отвечает кардинальным методам организации торговли и повышения качества обслуживания покупателей.
Существенная социальная значимость инвестиционного проекта по развитию системы учета и контроля движения товаров проявляется и в том, что активные кассовые терминалы имеют высокий эргономический уровень и положительно влияют на психофизическое состояние работников.
Повышению социальной значимости проекта должны способствовать и сопутствующие инвестиции в целях создания комфортных условий для покупателей, например открытие кафе, мест парковки автомобилей, пунктов авторизации международных расчетно-кредитных карт, использования гибких механизмов ценообразования, проведения сезонных распродаж товаров.
Важно отметить, что реинжиниринговый подход в реализации инвестиционного проекта должен предусматривать поэтапность становления новой информационно-управленческой системы без остановки торгово-хозяйственных процессов.
Возможен, например, вариант инвестирования, при котором доминирующая часть денежных средств вначале направляется на приобретение аппаратуры и торгового оборудования. Установленные технические устройства затем должны быть интегрированы в действующую систему контроля и учета товаропотоков в сетях сбыта супермаркета (универсама) с последующей в ней адаптацией, технико-организационным обслуживанием и гарантийным ремонтом аппаратуры в составе новых торгово-информационных технологий, обучением персонала осуществлению торговых операций в новой системе контроля и учета движения товаров.
Росту объемов продаж содействует централизованная маркировка (на складе) товаров линейными штрих-кодами (процедура изготовления и наклеивания штрих-кодового ценника при заблаговременном занесении всех необходимых сведений о товаре в соответствующую базу данных не должна занимать более 5 секунд). Внедрение штрихового кодирования позволяет автоматизированной системе контроля и учета торгового хозяйствующего субъекта устанавливать спрос на тот или иной товар, определять количество товаров, находящихся в торговом зале и на складе, прогнозировать размеры товаропотоков.
На повышение эффективности социальных и экономических результатов направлено и сокращение времени покупки товара, что не только способствует увеличению свободного времени покупателей, но и предоставляет реальную возможность администрации универсального магазина перераспределять трудовые ресурсы, направляя их в более интенсивно функционирующие секции, рационализировать размеры складских запасов, существенно повысить результативность деятельности отдела закупок и в итоге всего универсального магазина.
Поддержание высокого уровня социальной значимости и экономической результативности требует подготовки системных торговых администраторов, обеспечивающих бесперебойную и интенсивную работу системы оперативного контроля и учета движения товаров, реинжиниринговая направленность функционирования и развития которой характеризуется минимальными издержками на обслуживание покупателей, увеличением торгового оборота, поддержанием стабильных и невысоких цен на товары.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия