| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Максимовская О. А. профессор кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Кострюкова О. Н. зав. кафедрой сервисной и конгрессно-выставочной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье представлены результаты пилотного исследования изменений на рынке делового туризма в 2020 году из-за COVID-пандемии. Авторов статьи интересовала актуальная проблематика по восстановлению делового туризма в Санкт-Петербурге в условиях COVID-ограничений. В контексте исследования выявлено комплексное видение трендов и даны направления по формированию новых туристических продуктов по стимулированию внутреннего и въездного делового туризма, рекомендуемые для «перезагрузки» делового туризма в Санкт-Петербурге | Ключевые слова: туризм, деловой туризм, COVID-пандемия, турпродукты делового туризма, деловой сегмент путешествий Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург | УДК 338.46; ББК 65.05 Стр: 149 - 153 | Введение. Глобальные доходы рынка деловых путешествий в 2019 году достигли рекордного уровня — почти 1,3 трлн долларов США. Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году мировой рынок делового туризма потерял более 60% доходов и снизился до 504 млрд долларов США, до самого низкого уровня за последние десятилетия [1].
Из-за коронавирусных ограничений произошло значительное падение пассажиропотока на международных и внутренних авиалиниях. По данным ICCA, в виртуальное пространство перешли 19% конгрессов ассоциаций и более 40% конференций в области технологий, значительное число мероприятий были перенесены на 2021–2022 гг. [2].
В отчете по финансовому мониторингу международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в октябре 2020 года представила данные о падении на 80% делового пассажиропотока во втором квартале 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. IATA прогнозирует, что в ближайшем будущем, авиакомпании будут сосредоточены на сокращении всех видов расходов (операционных/капитальных) в структуре затрат, т.к. даже несмотря на минимизацию всех затрат и вынужденных структурных изменений, деятельность авиакомпаний будет сопровождаться дальнейшим сокращением доходов от пассажироперевозок [3].
В аналитических отчетах онлайн-платформы для организации командировок «Ракета» отмечается, что падение количества командировок по России в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составило 46,9%. Для внутреннего российского рынка бизнес-путешествий самым тяжелым был период с апреля по июнь 2020 года. При этом наиболее сильно в этот период «просел» сегмент авиаперевозок — здесь падение доходило до 94%. Падение числа деловых поездок на железнодорожном транспорте в 2020 г. составило 67% (по отношению к 2019 г.). [4].
Второе полугодие 2020 показало прямую зависимость запросов на бронирование командировок в зависимости от периодов ввода новых ограничений в связи с пандемией или их частичного снятия. Так, максимальное снижение бронирований на командировки на онлайн-платформе «Ракета» было зафиксировано в мае этого года — 82,6% по сравнению с аналогичным маем-месяцем в 2019, но уже в сентябре 2020 года, когда были частично сняты ограничения по COVID-безопасности, количество деловых путешествий увеличилось на 44% в сравнении с периодом апрель-май 2020 года [4]. Это связано с тем, что многие российские компании запретили своим сотрудникам совершать бизнес-поездки по России без острой необходимости на фоне пандемии коронавируса, а зарубежные командировки во многих компаниях были полностью отменены.
Международная ассоциация делового туризма (GBTA) опубликовала результаты исследования о влиянии COVID-пандемии на мировой рынок делового туризма. В исследовании принимали участие 1095 корпораций-членов ассоциации.
Примерно 55% участников исследования сообщили, что в их компаниях введены новые процедуры утверждения деловых поездок, а 62% респондентов указали, что изменили корпоративную политику безопасности в командировках и рекомендуют по возможности заменять их видеоконференциями [5].
Данная политика, вызванная COVID-ограничениями, серьезно повлияла на деловой сегмент путешествий Санкт-Петербурга. По итогам 2020 года наблюдается значительное снижение туристического потока по сравнению с 2019 годом.
Так, в 2019 году число деловых туристских прибытий в Санкт-Петербург составляло 1,1 млн туристов. В 2020 году поток деловых туристов сократился на 90% и составил около 0,11 млн деловых туристов [6, 7].
Методология исследования построена на кабинетных теоретических маркетинговых исследованиях и включает качественные методы исследования рынка делового туризма на основе информационных ресурсов тематических сайтов, отчетных материалов, полученных через открытые Интернет-каналы, а также публикаций в научных и специализированных профильных изданиях, в том числе в интернет-изданиях и СМИ.
Основной исследовательский вопрос статьи: Какие изменения произошли на рынке делового туризма в 2020 году из-за COVID-пандемии и какие тренды будут влиять на восстановление делового туризма в Санкт-Петербурге в условиях сохраняющихся COVID-ограничений?
Результаты и их обсуждение. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), оценивая ущерб от пандемии и неопределенность в отношении роста авиаперелетов сформировала следующий прогноз до 2024 года: приоритетом в эпоху сокращения спроса на рынке делового туризма будут бизнес-модели авиакомпаний, которые будут включать сокращение всех видов затрат по организации пассажироперевозок на международных и внутренних воздушных линиях [8].
Согласно данным объединения агентств делового туризма в России — группы компаний «Мой Рейс», бизнес-модель авиаперевозок в сегменте деловых поездок за 2020 год совпадает с уровнем 2012 года по пассажиропотоку (рис.1) и средней провозной плате (рис. 2) [9]. | | | Рис. 1. Динамика изменений пассажиропотока в сегменте делового туризма на российском авиационном рынке 2010–2020 гг. | | | Рис. 2. Динамика изменений средней провозной платы в сегменте делового туризма на российском авиационном рынке 2010–2020 гг. | Большинство представителей агентств делового туризма (TMC) в России полагают, что на ближайшую перспективу источниками роста для деятельности авиакомпаний в сегменте деловых путешествий будут минимизация затрат и низкие тарифы.
Поэтому эксперты ожидают, что каждая компания, работающая на рынке делового туризма в кризисный и посткризисный периоды, будет выстраивать бизнес-модель, в которой будет преобладать стратегия минимизации тарифов.
В первую очередь на российском рынке делового туризма ожидаются изменения в дистрибуции авиаперевозок, а именно в протоколах NDC.
Дистрибьюторы (платформы-агрегаторы, TMC, туроператоры и турагентства и др.) будут конкурировать за клиента именно «низкими» и «прозрачными» тарифами, а не уровнем сервиса.
Кроме того, кризисная COVID-ситуация изменила длительность командировок в 2020 г. По данным специалистов онлайн-сервиса для организации командировок «Ракета» в 2020 году произошли заметные изменения в длительности командировок [4].
Количество краткосрочных (до трех дней) поездок в 2020 г. сильно сократилось, но увеличилось число долгосрочных (4–10 дней) и очень долгосрочных (более 10 дней) поездок, по сравнению с 2019 годом (рис. 3). | | | Рис. 3. Сравнительная динамика изменений в длительности командировок в сегменте делового туризма (2020/2019 гг.) | Анализ деятельности специализированных платформ для корпоративных покупателей услуг бизнес-туризма и MICE, аналитических отчетов деятельности агентств делового туризма, транспортных компаний и организаторов деловых мероприятий и встреч, позволил выделить ряд трендов, которые в наибольшей степени будут влиять на формирование бизнес-моделей деятельности компаний этого сегмента по восстановлению делового туризма в России в краткосрочной перспективе на 2021–2024 гг. [4, 10, 11]:
Тренд 1. Деловые поездки будут более точечными, целенаправленными и сфокусированными на конкретных задачах. Восстановление спроса в сегменте бизнес-туризма будут обеспечивать низкие транспортные тарифы, новые стандарты деятельности по ковид-безопасности и гибкие цифровые сервисы под новые и дополнительные услу ги, не увеличивая базовые бизнес-тарифы — турпродукт «Business Travel» будет формироваться по модели: «низкий тариф» + «duty of care» (обязанности по защите от COVID-угрозы) + «широкий спектр дополнительных услуг». Спрос на деловые поездки восстановится постепенно, сначала на внутренние поездки. При постепенном внедрении новых стандартов COVID-безопасности восстановятся международные деловые поездки, при этом данный турпродукт будет обеспечивать баланс интересов всех участников рынка делового туризма.
Тренд 2. Деловые поездки будут более долгосрочными из-за необходимости соблюдения мер по COVID-безопасности, т.к. организация деловых поездок и мероприятий ужесточается введением дополнительных формальных барьеров в виде ПЦР-тестов, COVID-паспортов, QR-кодов, наличие которых является обязательным условием для осуществления деловой поездки или участия в деловых мероприятиях. Получение документов по COVID-безопасности в месте проведения делового события увеличивает длительность командировок в среднем до 7–10 дней. В этой связи становится более актуальным турпродукт BLeisure-поездка (от англ. Business и Leisure — отдых). Так, в 2018 г. по заказу аэропорта Лондон-Сити было проведено и опубликовано исследование учеными из Университета Восточного Лондона (UEL), которое убедительно подтвердило, что деловые путешественники чувствуют выгоду, когда они совмещают бизнес и возможность дополнительного отдыха во время поездки по работе — в так называемом путешествии «для отдыха» или в BLeisure-поездке [12].
До пандемии, согласно данным глобальных опросов, 16–20% деловых туристов предпочитали бронировать дополнительно субботы (или выходные) в отеле для осмотра достопримечательностей в городе/дестинации. В период проведения глобальных опросов в июле 2020 г., их число увеличилось до 52%. Таким образом, более половины опрошенных международных деловых туристов готовы увеличивать длительность своих деловых визитов и совмещать работу и отдых в период командировки. Появление таких тенденций на корпоративном рынке делового туризма побудило многие компании в пилотном варианте вносить изменения в свои тревел-политики и увеличивать длительность деловых визитов своих сотрудников в дестинациях, предоставляя возможность совместить командировку с мини-отпуском, например, сотрудник может остаться дополнительно на выходные, взять на время поездки с собой детей, супруга/супругу или других родственников.
Тренд 3. Деловые поездки будут формироваться на принципах широкой коллаборации компании с партнерами и участниками в период делового события, поэтому наиболее востребованы будут турпродукты, обеспечивающие гибкую дорожную карту взаимодействия партнеров и участников — реализация турпродукта в формате «Business-friendly», который предполагает:
– специальные предложения со знаком «Business-friendly»;
– разработка событийного делового календаря со знаком «Business-friendly»;
– консолидацию усилий всех участников создания цепочки делового турпродукта, при этом данный продукт должен быть представлен как самостоятельный спецтариф Business-friendly» в системах бронирования.
На рис.4 нами представлена вариативная бизнес-модель, включающая новые специализированные турпродукты, способствующие восстановлению делового потока туристов в Санкт-Петербург в период сохраняющихся COVID-вызовов. | | | Рис. 4. Вариативная бизнес-модель, включающая новые специализированные турпродукты для «перезагрузки» делового туризма в Санкт-Петербурге в период COVID-ограничений | Выводы и перспективы продолжения данного исследования.
Настоящее исследование авторами статьи было реализовано в сетевой исследовательской лаборатории «Туризм» в рамках проекта по «перезапуску» отрасли туризма Санкт-Петербурга. Заказчик на НИОКР: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга. Координатор работы сетевой лаборатории: Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (ЦСР «Северо-Запад»).
В контексте данного исследования наш научный интерес реализовывался через основной исследовательский вопрос, который был дан выше.
В целом, из-за коронавирусных ограничений доходы рынка деловых путешествий в России и мире значительно снизились, произошло рекордное падение пассажиропотока на международных и внутренних авиалиниях, отменено и перенесено значительное количество выставок, конференций и конгрессов, практически все субъекты, связанные с рынком делового туризма вынуждены были провести структурные изменения в компаниях, направленные на минимизацию всех затрат.
При сохраняющихся COVID-угрозах во многих российских компаниях была изменена корпоративная политика безопасности сотрудников в командировках, утверждены новые процедуры деловых поездок, в некоторых компаниях запретили своим сотрудникам без острой необходимости совершать бизнес-поездки по России на фоне пандемии коронавируса, а зарубежные командировки были практически отменены.
В краткосрочной перспективе на 2021–2023 гг. можно ориентироваться на выявленные тренды, формирующиеся в условиях COVID-ограничений на российском рынке делового туризма, такие как:
– деловые поездки будут более точечными, целенаправленными и сфокусированными на конкретных задачах; наиболее востребованными для реализации запросов по данному тренду будут турпродукты «SPb-Business Travel», включающие динамическое ценообразование по модели «низкий тариф» + «duty of care» (обязанности по защите от COVID-угрозы) + «широкий спектр дополнительных услуг» (тренд 1);
– деловые поездки будут более долгосрочными из-за необходимости получения подтверждающих документов и соблюдения мер по COVID-безопасности на деловых мероприятиях, поэтому резервом роста на рынке делового туризма можно рассматривать турпродукт «SPb-BLeisure» (тренд 2);
– деловые поездки будут формироваться на принципах широкой коллаборации компаний с партнерами и участниками в период делового события, поэтому формирование нового турпродукта в формате «SPb-Business-friendly» имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития (тренд 3).
Таким образом, проведенное исследование создает предпосылки для реализации последующих маркетинговых исследований, чтобы обозначить дальнейшие изменения на рынке делового туризма по мере снятия COVID-ограничений и в постковидный период. |
| |
|
|